МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 октября 2014 г. N 811н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКЦИИ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по производству продукции телерадиовещательных средств массовой информации".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 октября 2014 г. N 811н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКЦИИ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
120
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Производство продукции телерадиовещательных средств массовой информации (СМИ)
|
11.005
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация процесса создания и продвижения медийных проектов в целях удовлетворения информационных потребностей различных аудиторий
|
Группа занятий:
1229
|
Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
|
2451
|
Журналисты и литературные работники
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
92.20
|
Деятельность в области радиовещания и телевидения
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Творческо-организационная деятельность по созданию новых продуктов телерадиовещательных СМИ
|
6
|
Определение формата, тематики и оценка материала для нового продукта телерадиовещательных СМИ
|
A/01.6
|
6
|
Подготовка создания сценарного материала нового продукта
|
A/02.6
|
6
|
|||
Планирование создания нового продукта телерадиовещательных СМИ
|
A/03.6
|
6
|
|||
Организация финансирования создания нового продукта телерадиовещательных СМИ
|
A/04.6
|
6
|
|||
Организация обеспечения производственного процесса создания нового продукта телерадиовещательных СМИ необходимыми ресурсами
|
A/05.6
|
6
|
|||
Организация деятельности рабочей группы по созданию нового продукта телерадиовещательных СМИ
|
A/06.6
|
6
|
|||
Организация продвижения готовых продуктов и продуктов на этапе создания
|
A/07.6
|
6
|
|||
B
|
Управление созданием и выпуском в эфир продуктов телерадиовещательных СМИ
|
7
|
Руководство структурным подразделением для выпуска в эфир продуктов телерадиовещательных СМИ
|
B/01.7
|
7
|
Оценка рейтинговых позиций существующих продуктов телерадиовещательных СМИ и планирование будущих проектов
|
B/02.7
|
7
|
|||
Организация работы по созданию/покупке продуктов телерадиовещательных СМИ, контроль их соответствия тематической направленности и соблюдения сроков сдачи
|
B/03.7
|
7
|
|||
Продвижение продуктов телерадиовещательных СМИ
|
B/04.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Творческо-организационная деятельность по созданию новых продуктов телерадиовещательных СМИ
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Продюсер
Продюсер телевизионных и радиопрограмм
Продюсер информационных проектов
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее одного года в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2451
|
Журналисты и литературные работники
|
ЕКС <3>
|
-
|
Продюсер телевизионных и кинофильмов
|
ОКСО <4>
|
071103
|
Продюсерство кино и телевидения
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Определение формата, тематики и оценка материала для нового продукта телерадиовещательных СМИ
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Поиск идеи/материала для нового продукта по результатам анализа российских и зарубежных источников информации
|
Определение темы и основного содержания нового продукта и новостного блока
|
|
Оценка оригинальности идеи нового продукта
|
|
Оценка актуальности нового продукта, его художественной ценности и востребованности
|
|
Определение целевой аудитории нового продукта
|
|
Согласование тематики нового продукта с руководством канала
|
|
Необходимые умения
|
Находить информацию, выявлять и использовать различные источники информации
|
Планировать освещение значимых событий
|
|
Выделять ключевые моменты в исходном материале для последующего использования в новом продукте
|
|
Анализировать информацию из различных источников, определять степень ее достоверности, ориентироваться в новостном пространстве, информационном поле
|
|
Прогнозировать (оценивать) успешность будущего продукта
|
|
Анализировать социально значимые процессы и явления
|
|
Необходимые знания
|
Современные информационно-коммуникационные технологии
|
Информационная специализация СМИ
|
|
Конъюнктура медийного рынка, мировые тенденции в медиаиндустрии
|
|
Корпоративные требования к продуктам телерадиовещательных СМИ
|
|
История России, новейшая история и основы международной политики
|
|
Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, методические и нормативные документы, регламентирующие деятельность средств массовой информации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Подготовка создания сценарного материала нового продукта
|
Код
|
А/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Инициирование творческих идей для создания нового продукта
|
Формирование требований к создаваемому сценарному материалу
|
|
Ведение переговоров (переписки) с авторами (сценаристами) по определению стоимости работ и сроков подготовки сценарного материала
|
|
Контроль сроков выполнения работ по подготовке сценарного материала
|
|
Оценка качества сценарного материала, в случае необходимости формулирование требований по доработке и внесению необходимых изменений
|
|
Необходимые умения
|
Изучать и анализировать отечественные и зарубежные источники информации по тематике создаваемых продуктов
|
Определять актуальные и интересные темы для потребителей продуктов телерадиовещательных СМИ
|
|
Использовать особенности литературного, делового, научного стилей в письменной речи
|
|
Подбирать темы для материалов, планировать освещение событий, находить экспертов и комментаторов
|
|
Принимать оперативные обоснованные решения
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, методические и нормативные документы, регламентирующие деятельность средств массовой информации
|
История России, новейшая история и основы международной политики
|
|
Грамматика, стилистика, фонетика русского языка
|
|
Принципы создания и редактирования текстов
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Планирование создания нового продукта телерадиовещательных СМИ
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение производственной мощности, необходимой для создания продукта, включая оборудование
|
Определение потребности в кадровых ресурсах для создания продукта
|
|
Выбор оптимального плана подготовки и реализации продукта
|
|
Разработка производственного графика создания продукта
|
|
Оценка творческой и технической составляющей для оптимизации расходов создания и реализации нового продукта
|
|
Оценка возможных рисков при создании продукта
|
|
Расчет финансовых средств, необходимых для создания нового продукта
|
|
Выявление необходимости привлечения дополнительного финансирования (инвестиций)
|
|
Необходимые умения
|
Определять постановочную сложность, стоимость и источники ресурсного обеспечения создания и реализации нового продукта
|
Использовать методы эффективного менеджмента для создания производственного графика и применения технологий
|
|
Использовать необходимое программное обеспечение
|
|
Формировать бюджет (сметную документацию)
|
|
Необходимые знания
|
Современные технические средства и технологии для создания медийных продуктов
|
Передовой отечественный и зарубежный опыт
|
|
Методы и инструменты эффективного менеджмента
|
|
Экспертный анализ и методы оценки рисков
|
|
Основы бюджетирования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Организация финансирования создания нового продукта телерадиовещательных СМИ
|
Код
|
A/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Обоснование целесообразности создания продукта, его идейно-художественного значения, окупаемости и прибыльности
|
Подготовка финансовых предложений для инвесторов/спонсоров
|
|
Поиск инвесторов/спонсоров, проведение с ними переговоров и заключение соглашений
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать информацию и оценивать результат для выбора наилучшего решения
|
Оценивать результаты своей деятельности
|
|
Выступать перед аудиторией
|
|
Необходимые знания
|
Новейшие теоретические и практические знания в области медиапроизводства
|
Основы драматургии, режиссуры и монтажа
|
|
Методы эффективного убеждения
|
|
Основные сведения о телекоммуникационных системах, применяемых для телевизионного и радиовещания
|
|
Грамматика и стилистика русского языка
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.5. Трудовая функция
Наименование
|
Организация обеспечения производственного процесса создания нового продукта телерадиовещательных СМИ необходимыми ресурсами
|
Код
|
A/05.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение квалификационных требований к членам рабочей группы продукта (в творческой и технической части)
|
Организация подбора кадров для создания продукта
|
|
Организация обеспечения продукта необходимыми материально-техническими ресурсами в рамках бюджета
|
|
Подготовка к заключению договоров (контрактов)
|
|
Необходимые умения
|
Определять необходимое для реализации проекта оборудование, программное обеспечение и трудозатраты
|
Определять необходимый уровень квалификации членов рабочей группы
|
|
Вести переписку, телефонные и личные переговоры
|
|
Необходимые знания
|
Принципы творческо-постановочного и технологического процессов подготовки и создания медиапрограмм
|
Основные положения законодательства Российской Федерации в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации
|
|
Правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.6. Трудовая функция
Наименование
|
Организация деятельности рабочей группы продукта телерадиовещательных СМИ
|
Код
|
A/06.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация творческого и производственного процессов, рациональная расстановка кадров
|
Координация деятельности основного и вспомогательного состава рабочей группы для выполнения комплекса работ на протяжении всего производственного процесса
|
|
Ведение собраний рабочей группы для обсуждения хода работ, определения приоритетных направлений
|
|
Решение вопросов обеспечения проекта необходимыми кадрами в случае возникновения дополнительной потребности в работниках
|
|
Обеспечение эффективного использования материальных и финансовых ресурсов
|
|
Контроль соблюдения производственного графика, сроков производства и соответствия результата принятой художественной концепции
|
|
Руководство группой видеомонтажа (режиссер, режиссер монтажа) на этапе монтирования готового продукта согласно исходному сценарию
|
|
Контроль выполнения правил по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Необходимые умения
|
Объединять и направлять творческо-производственную деятельность сотрудников в целом
|
Разрешать конфликтные ситуации
|
|
Читать и составлять финансовые отчеты
|
|
Эффективно использовать рабочее время, определять приоритетные задачи
|
|
Необходимые знания
|
Специфика профессиональной деятельности всех участников проекта (от сценариста до бухгалтера)
|
Методы эффективного менеджмента
|
|
Основы бухгалтерского учета
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.7. Трудовая функция
Наименование
|
Организация продвижения готовых продуктов и продуктов на этапе создания
|
Код
|
A/07.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование рекомендаций для создания промороликов
|
Разработка маркетинговых планов продвижения продукции самостоятельно или совместно с отделом маркетинга/рекламы, создание презентационного/рекламного материала
|
|
Организация проведения рекламных кампаний совместно с подразделением маркетинга
|
|
Ведение переговоров с представителями телеканалов/радиостанций для согласования сетки вещания
|
|
Необходимые умения
|
Определять рекламную стратегию для продвижения конечного продукта
|
Ставить цели и определять пути их достижения
|
|
Формировать имидж продукта
|
|
Использовать производственно-технические возможности компьютерных технологий
|
|
Определять необходимость оперативного влияния на ситуацию
|
|
Оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию в интересах организации
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации о рекламе
|
Методы проведения рекламных кампаний, включая сетевые возможности продвижения контента
|
|
Передовой отечественный и зарубежный опыт производства и продвижения продукции телерадиовещания
|
|
Технологии медиапроизводства, программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа, основы компьютерной графики и анимации, компьютерные музыкальные технологии и звуковой дизайн мультимедиапрограмм
|
|
Технические средства телерадиовещания
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Управление созданием и выпуском в эфир продуктов телерадиовещательных СМИ
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Директор программ
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - специалитет, магистратура Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее трех лет в сфере средств массовой информации
Опыт руководящей работы
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1229
|
Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
|
ОКСО
|
071401
|
Социально-культурная деятельность
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Руководство структурным подразделением для выпуска в эфир продуктов телерадиовещательных СМИ
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация, координация и контроль работы сотрудников структурного подразделения по выпуску телерадиопродуктов в эфир
|
Составление расписания работы ведущих эфира и авторских программ
|
|
Ежедневный контроль работы ведущих линейного эфира, внесение необходимых корректировок
|
|
Кастинг и выбор ведущих
|
|
Организация и контроль подготовки и выхода в эфир ежедневных новостных и информационных сценариев, презентационных и рекламных роликов, взаимодействие со смежными подразделениями
|
|
Проверка рекламных роликов, выходящих в эфир, на соответствие законодательству Российской Федерации о рекламе и требованиям корпоративного формата
|
|
Утверждение наполнения и изменения сетки вещания, контроль выхода элементов эфира и их длительности
|
|
Осуществление контроля информационной насыщенности, соблюдения формата, динамичности предоставления информации в эфире
|
|
Решение ежедневных производственных задач
|
|
Контроль соблюдения правил по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Необходимые умения
|
Использовать приемы эффективного менеджмента
|
Оценивать эффективность трудовой деятельности работников
|
|
Проводить собеседования с кандидатами на замещение вакантных должностей
|
|
Использовать в работе необходимые программные продукты
|
|
Определять приоритеты текущих и общих дел
|
|
Необходимые знания
|
Основные положения организации труда
|
Трудовое законодательство Российской Федерации (основные положения)
|
|
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, рекламе и авторском праве
|
|
Теория и практика управленческого менеджмента
|
|
Основные принципы эксплуатации и обслуживания эфирного и производственного оборудования
|
|
Правила по охране труда, пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
Управленческие навыки
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Оценка рейтинговых позиций существующих продуктов и планирование будущих проектов
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение необходимости исследования спроса на продукты/проекты
|
Анализ результатов мониторинга рейтингов телерадиовещательных средств массовой информации
|
|
Оценка эффективности и актуальности продукта/проекта
|
|
Формирование предложения о приобретении или создании нового продукта, отвечающего концепции телерадиовещательного СМИ, по оперативному изменению программы передач
|
|
Необходимые умения
|
Выбирать наиболее эффективные методы, способы и средства получения информации
|
Анализировать данные зрительского поведения и конкурентного окружения, следить за новыми тенденциями на рынке
|
|
Определять сильные и слабые стороны конкурентов
|
|
Использовать данные социологических исследований по изучению спроса на продукты телерадиовещательных СМИ
|
|
Работать с большим объемом информации
|
|
Обосновывать и принимать стратегические решения
|
|
Необходимые знания
|
Конъюнктура рынка медиапродуктов
|
Особенности целевой аудитории, ее социальные и психологические характеристики
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Организация работы по созданию/покупке продуктов телерадиовещательных СМИ, контроль их соответствия тематической направленности и соблюдения сроков сдачи
|
Код
|
B/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование востребованного круга тем и проблем для освещения в СМИ
|
Определение стратегических направлений новых продуктов телерадиовещательных СМИ
|
|
Определение модели и формата новых продуктов
|
|
Привлечение востребованных медиаперсон для авторских проектов
|
|
Контроль разработки и создания анонсов новых продуктов телерадиовещательных СМИ
|
|
Координация деятельности подразделений в ходе создания новых продуктов
|
|
Утверждение новых продуктов, проверка их на соответствие законодательству Российской Федерации и готовности к выходу в эфир
|
|
Необходимые умения
|
Выявлять потребность общества в информации по определенной проблематике
|
Сочетать в концепции программ социальный заказ с собственными творческими идеями
|
|
Моделировать структуру новых продуктов
|
|
Регулировать творческие разногласия в коллективе
|
|
Необходимые знания
|
История России, новейшая история и основы международной политики
|
Цели и задачи планируемого продукта телерадиовещательных СМИ
|
|
Социальные и психологические характеристики целевой аудитории
|
|
Мировые тенденции развития сферы СМИ (содержательные и технологические)
|
|
Методы производства мультимедийных продуктов, основные сведения о телекоммуникационных системах, применяемых для теле- и радиовещания
|
|
Инновационный опыт в сфере СМИ
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Продвижение продуктов телерадиовещательных СМИ
|
Код
|
B/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Установление деловых связей и организация сотрудничества с различными государственными, общественными, коммерческими и другими организациями с целью продвижения продуктов
|
Представление интересов организации в органах государственной власти и органах местного самоуправления
|
|
Необходимые умения
|
Устраивать публичные выступления, в том числе пресс-конференции для средств массовой информации
|
Использовать особенности литературного, делового, научного стилей в ходе публичных выступлений
|
|
Владеть иностранными языками, необходимыми для осуществления должностных обязанностей
|
|
Готовить презентационные материалы, информационно-аналитические материалы, справки о деятельности организации
|
|
Создавать положительный имидж организации
|
|
Необходимые знания
|
Правила устной и письменной речи русского языка и иностранного языка (при необходимости)
|
Основы этики и психологии делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", город Москва
|
|
Проректор
|
Сафонов Александр Львович
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области