МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 июля 2020 г. N 451н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ
РЕГУЛИРОВАНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ, ПРИЗНАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ
ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ
В соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 2020, N 17, ст. 2725) приказываю:
Утвердить Порядок осуществления контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, согласно приложению.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 27.07.2020 N 451н
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМ
РЕГУЛИРОВАНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ, ПРИЗНАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ
ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ
I. Общие положения
1. Порядок осуществления контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, <1> определяет сроки и последовательность действий при осуществлении Федеральной службой по труду и занятости <2> контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений <3>.
--------------------------------
<1> Далее - Порядок.
<2> Далее - орган контроля.
<3> Далее - контроль.
2. Контроль осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2020, N 26, ст. 4001);
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 2020, N 17, ст. 2725) <4>;
--------------------------------
<4> Далее - Закон о занятости населения.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 2018, N 32, ст. 5115);
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2020);
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2019, N 40, ст. 5488);
постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4826; 2018, N 14, ст. 1977);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901; 2018, N 10, ст. 1494);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 36 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5, ст. 662; 2019, N 22, ст. 2815);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 38, ст. 5103; 2019, N 14, ст. 1519);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. N 277 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, о внесении изменения в пункт 2 правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 12, ст. 1318);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 сентября 2005 г., регистрационный N 7029) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N 624 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2006 г., регистрационный N 8409);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 116н "Об утверждении правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2019 г., регистрационный N 55424);
приказ Федеральной службы по труду и занятости от 11 сентября 2007 г. N 211 "Об утверждении Регламента Федеральной службы по труду и занятости" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2007 г., регистрационный N 10678) с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по труду и занятости от 6 мая 2008 г. N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2008 г., регистрационный N 11780), от 24 мая 2010 г. N 140 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г., регистрационный N 17705), от 1 октября 2013 г. N 211 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2014 г., регистрационный N 31191), от 25 августа 2015 г. N 229 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2015 г., регистрационный N 38851), от 26 мая 2016 г. N 181 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2016 г., регистрационный N 42475), от 25 августа 2016 г. N 330 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2016 г., регистрационный N 43527), от 28 марта 2017 г. N 147 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2017 г., регистрационный N 46378), от 18 сентября 2017 г. N 553 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2017 г., регистрационный N 48410), от 31 января 2018 г. N 53 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50092); от 24 сентября 2018 г. N 539 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2018 г., регистрационный N 52444);
приказ Федеральной службы по труду и занятости от 16 сентября 2015 г. N 253 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2015 г., регистрационный N 39226).
3. Предметом контроля является:
а) выявление соответствия либо несоответствия нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными <5>, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными <6>, в виде:
--------------------------------
<5> Далее соответственно - переданное полномочие, нормативные правовые акты.
<6> Далее - обязательные требования.
пособия по безработице;
стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;
б) своевременность и полнота представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) нормативных правовых актов в орган контроля;
в) исполнение предписания органа контроля.
4. Контроль осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими органа контроля, уполномоченными на осуществление данного контроля <7>.
--------------------------------
<7> Далее - уполномоченные должностные лица.
5. Уполномоченные должностные лица при осуществлении контроля имеют право:
а) давать разъяснения по порядку осуществления контроля;
б) осуществлять проверку нормативных правовых актов;
в) получать экземпляры нормативных правовых актов, поступивших в орган контроля, в день их регистрации, в том числе в электронном виде;
г) готовить и направлять акт о результатах проверки нормативного правового акта, запрос о представлении нормативного правового акта в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предписание об отмене нормативного правового акта или внесении в него изменений, протокол об административном правонарушении;
д) направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы прокуратуры с целью проведения оценки нормативного правового акта на соответствие обязательным требованиям.
6. Уполномоченные должностные лица при осуществлении контроля обязаны:
а) соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и Порядком;
б) осуществлять проверку представленных в орган контроля нормативных правовых актов;
в) вести журнал учета поступивших в орган контроля нормативных правовых актов в электронном виде;
г) осуществлять анализ представленных в орган контроля нормативных правовых актов;
д) размещать информацию о результатах контроля на официальном сайте органа контроля в сети Интернет.
7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) имеет право:
а) направлять в орган контроля запросы о порядке осуществления контроля и получать на них ответы;
б) давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету контроля;
в) определять органы и (или) должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за оформление и своевременное представление экземпляров нормативных правовых актов в орган контроля;
г) обжаловать решения органа контроля в установленном законодательством порядке.
8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано:
а) обеспечить представление в орган контроля экземпляра нормативного правового акта в течение 10 дней после дня его принятия <8>;
--------------------------------
<8> В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 8 статьи 7.1 Закона о занятости населения.
б) обеспечить надлежащее оформление экземпляра нормативного правового акта в соответствии с пунктом 13 Порядка;
в) исполнить предписание об отмене нормативного правового акта или о внесении в него изменений в установленные сроки, выполнить требование о представлении нормативного правового акта, указанное в запросе органа контроля.
II. Организация и проведение проверок нормативных
правовых актов
9. Контроль осуществляется путем проведения проверки поступивших в орган контроля нормативных правовых актов на их соответствие обязательным требованиям, сроков их представления <9>.
--------------------------------
<9> Далее - проверка нормативных правовых актов.
10. Экземпляр нормативного правового акта подлежит направлению в орган контроля в течение 10 дней после дня его принятия.
11. Экземпляр нормативного правового акта подлежит направлению в орган контроля, если хотя бы одно положение нормативного правового акта регулирует вопросы переданного полномочия.
12. При принятии нормативного правового акта о внесении изменений в действующий нормативный правовой акт экземпляр нормативного правового акта о внесении изменений направляется в орган контроля.
13. Экземпляр нормативного правового акта направляется в орган контроля в виде копии нормативного правового акта, идентичной оригиналу, заверенной подписью уполномоченного должностного лица субъекта Российской Федерации и печатью, с сопроводительным письмом на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица субъекта Российской Федерации.
14. При поступлении экземпляра нормативного правового акта уполномоченные должностные лица осуществляют проверку соблюдения сроков представления нормативного правового акта в орган контроля.
15. В случае, если нормативный правовой акт был представлен позднее установленного срока, уполномоченные должностные лица готовят проект письма высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с информацией о несоблюдении установленного срока представления нормативного правового акта, о наличии события административного правонарушения, дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Письмо подписывает руководитель органа контроля.
16. При наступлении даты составления протокола об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо в присутствии должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении, или его законного представителя, в установленном порядке составляет протокол об административном правонарушении.
17. В случае неявки лица субъекта Российской Федерации или его законного представителя в установленный срок в орган контроля протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
18. Протокол об административном правонарушении в установленном порядке направляется в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении.
19. Проверка нормативных правовых актов проводится уполномоченными должностными лицами в течение 15 рабочих дней со дня поступления нормативного правового акта. По решению руководителя органа контроля срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
20. В случае, если нормативный правовой акт не содержит норм и положений, регулирующих вопросы переданного полномочия, его проверка не проводится.
21. В случае, если нормативный правовой акт наряду с нормами и положениями, регулирующими вопросы переданного полномочия, содержит нормы и положения, не относящиеся к вопросам переданного полномочия, проверка таких норм и положений не производится.
III. Составление акта о результатах проверки нормативных
правовых актов
22. По результатам проверки нормативных правовых актов уполномоченные должностные лица принимают решение о соответствии либо несоответствии нормативного правового акта обязательным требованиям.
23. Выявленные нарушения обязательных требований указываются в акте проверки нормативных правовых актов со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации.
24. Решение органа контроля оформляется в виде акта, содержащего следующие сведения:
а) наименование органа контроля;
б) номер, дата и место составления;
в) вид, реквизиты и наименование нормативного правового акта;
г) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность лица, подписавшего нормативный правовой акт с указанием названия субъекта Российской Федерации;
д) правовые основания проведения проверки нормативных правовых актов;
е) предмет контроля;
ж) перечень прилагаемых к акту проверки нормативных правовых актов документов;
з) результат проверки нормативных правовых актов;
и) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность уполномоченного должностного лица, подписавшего акт.
25. При соответствии нормативного правового акта обязательным требованиям на основании подписанного акта о результатах проверки высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки нормативных правовых актов направляется письмо с информацией о проведенной проверке, подписанное руководителем (заместителем руководителя) органа контроля.
IV. Принятие мер по результатам проведения проверок
нормативных правовых актов
26. В случае установления фактов нарушения обязательных требований, выявленных в ходе проверки нормативных правовых актов и зафиксированных в акте проверки нормативных правовых актов, орган контроля направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязательные для исполнения предписания.
27. Предписание оформляется на бланке письма органа контроля, подписывается его руководителем и содержит следующие сведения:
а) номер, дата и место составления;
б) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должность лица, подписавшего нормативный правовой акт с указанием названия субъекта Российской Федерации, либо наименование органа, принявшего нормативный правовой акт;
в) правовые основания проведения проверки нормативных правовых актов и выдачи предписания с указанием реквизитов акта проверки нормативных правовых актов;
г) описание выявленных в нормативном правовом акте несоответствий законодательству Российской Федерации;
д) указание о представлении документов, подтверждающих исполнение предписания;
е) срок исполнения предписания;
ж) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должность лица, подписавшего предписание.
28. В целях исполнения предписания высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает в срок, установленный предписанием, представление в орган контроля сопроводительного письма с приложением нормативного правового акта, принятого во исполнение указанного предписания и оформленного в соответствии с пунктом 13 Порядка.
29. Срок исполнения предписания может быть продлен по решению руководителя органа контроля на основании обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), но не более чем на 30 рабочих дней.
30. Проверка поступившего во исполнение предписания нормативного правового акта проводится в соответствии с пунктами 19 - 28 Порядка.
31. Сведения о нормативных правовых актах, поступивших в орган контроля, результатах проверок нормативных правовых актов, выданных предписаниях и составленных протоколах об административном правонарушении заносятся в журнал учета поступивших в орган контроля нормативных правовых актов в электронном виде.
32. В случае неисполнения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предписания органом контроля принимаются меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
V. Организация и проведение мониторинга полноты
представления нормативных правовых актов
33. Мониторинг полноты представления нормативных правовых актов в орган контроля <10> осуществляется один раз в полугодие.
--------------------------------
<10> Далее - мониторинг.
34. Мониторинг осуществляется в электронном виде посредством анализа нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, доступных на портале Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) в справочно-правовых системах, установленных в органе контроля.
35. Уполномоченные должностные лица после обобщения информации о всех нормативных правовых актах, принятых за истекший период, проводят сравнение полученных сведений со сведениями, имеющимися в журнале учета поступивших в орган контроля нормативных правовых актов, с целью выявления нормативных правовых актов, регулирующих вопросы переданного полномочия и не поступавших в орган контроля.
36. При выявлении нормативных правовых актов, не поступавших в орган контроля, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется запрос о представлении нормативного правового акта в орган контроля <11> с указанием срока представления, подписанный руководителем (заместителем руководителя) органа контроля.
--------------------------------
<11> Далее - запрос.
37. При поступлении в орган контроля нормативного правого акта на основании запроса уполномоченные должностные лица проводят его проверку в соответствии с пунктами 19 - 28 Порядка.
38. Основанием для направления запроса могут быть обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления.
39. Информация о фактах ненадлежащего исполнения обязанности по представлению нормативных правовых актов в орган контроля может быть направлена в органы прокуратуры.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области