МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 июля 2015 г. N 514н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 июля 2015 г. N 514н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
509
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса
|
01.002
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
|
Группа занятий:
2320
|
Преподаватели в средней школе
|
2445
|
Психологи
|
3310
|
Преподавательский персонал начального образования
|
3320
|
Персонал дошкольного воспитания и обучения
|
3330
|
Преподавательский персонал специального обучения
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.11
|
Образование дошкольное
|
85.12
|
Образование начальное общее
|
85.13
|
Образование основное общее
|
85.14
|
Образование среднее общее
|
85.21
|
Образование профессиональное среднее
|
85.22
|
Образование высшее
|
85.30
|
Обучение профессиональное
|
85.4
|
Образование дополнительное
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
|
7
|
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
|
A/01.7
|
7
|
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций
|
A/02.7
|
7
|
|||
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
|
A/03.7
|
7
|
|||
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
|
A/04.7
|
7
|
|||
Психологическая диагностика детей и обучающихся
|
A/05.7
|
7
|
|||
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
|
A/06.7
|
7
|
|||
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
|
A/07.7
|
7
|
|||
B
|
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
|
7
|
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
B/01.7
|
7
|
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
В/02.7
|
7
|
|||
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
В/03.7
|
7
|
|||
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
В/04.7
|
7
|
|||
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
B/05.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации
|
Требования к профессиональному образованию и обучению
|
Высшее образование по профильным направлениям
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3>
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели в средней школе
|
2445
|
Психологи
|
|
3310
|
Преподавательский персонал начального образования
|
|
3320
|
Персонал дошкольного воспитания и обучения
|
|
3330
|
Преподавательский персонал специального обучения
|
|
ЕКС <4>
|
-
|
Педагог-психолог, психолог
|
ОКПДТР <5>
|
25484
|
Педагог-психолог
|
ОКСО <6>
|
0303
|
Психология
|
050706
|
Педагогика и психология
|
|
050716
|
Специальная психология
|
|
050717
|
Специальная дошкольная педагогика и психология
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
|
Код
|
A/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей
|
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ
|
|
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
|
|
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей
|
|
Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами
|
|
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
|
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований
|
|
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся
|
|
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ
|
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
|
|
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся
|
|
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий
|
|
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями
|
|
Необходимые знания
|
Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии
|
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования
|
|
Теория и методы организации психологического исследования
|
|
Методы статистического анализа данных психологического исследования
|
|
Методы верификации результатов исследования
|
|
Методы интерпретации и представления результатов исследования
|
|
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики
|
|
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ
|
|
Профессиональная этика
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций
|
Код
|
A/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
|
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды
|
|
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся
|
|
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой
|
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации
|
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
|
|
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом
|
|
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления
|
|
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий
|
|
Необходимые знания
|
История и теория проектирования образовательных систем
|
Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса
|
|
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса
|
|
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования
|
|
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
|
Код
|
A/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
|
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам
|
|
Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
|
|
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам
|
|
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
|
|
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
|
|
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
|
|
Необходимые знания
|
Современные теории и методы консультирования
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
|
|
Этические нормы организации и проведения консультативной работы
|
|
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
|
Код
|
A/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка и реализация планов проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
|
Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации
|
|
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся
|
|
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций
|
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы
|
|
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся
|
|
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками
|
|
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
|
|
Необходимые знания
|
Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы
|
Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи
|
|
Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
|
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами)
|
|
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы
|
|
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.5. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическая диагностика детей и обучающихся
|
Код
|
A/05.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
|
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
|
|
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
|
|
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов
|
|
Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности
|
|
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования
|
Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов
|
|
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям
|
|
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи
|
|
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе
|
|
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции
|
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня
|
|
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей
|
|
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
|
|
Необходимые знания
|
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования
|
Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи
|
|
Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
|
|
Методы математической обработки результатов психологической диагностики
|
|
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
|
|
Психология личности и социальная психология малых групп
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.6. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
|
Код
|
A/06.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста
|
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности
|
|
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)
|
|
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации
|
|
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка
|
|
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся
|
Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
|
|
Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры
|
|
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций
|
|
Необходимые знания
|
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
|
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
|
|
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.7. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
|
Код
|
A/07.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся
|
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер
|
|
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения
|
|
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения
|
|
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию)
|
|
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации
|
Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе
|
|
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды
|
|
Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде
|
|
Необходимые знания
|
Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций
|
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи
|
|
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды
|
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития
|
|
Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива
|
|
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе
|
|
Превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии)
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации
|
Требования к профессиональному образованию и обучению
|
Высшее образование по профильным направлениям
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели в средней школе
|
2445
|
Психологи
|
|
3310
|
Преподавательский персонал начального образования
|
|
3320
|
Персонал дошкольного воспитания и обучения
|
|
3330
|
Преподавательский персонал специального обучения
|
|
ЕКС
|
-
|
Педагог-психолог, психолог
|
ОКПДТР
|
25484
|
Педагог-психолог
|
ОКСО
|
030301
|
Психология
|
050706
|
Педагогика и психология
|
|
050711
|
Социальная педагогика
|
|
050716
|
Специальная психология
|
|
050717
|
Специальная дошкольная педагогика и психология
|
|
050718
|
Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)
|
|
Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса
|
|
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций
|
|
Необходимые знания
|
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
|
Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни
|
|
Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации
|
Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе
|
|
Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся
|
|
Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и работникам образовательной организации по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период
|
|
Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами образовательной организации по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов
|
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе
|
|
Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов
|
|
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи
|
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития
|
|
Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов
|
|
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе
|
|
Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива
|
|
Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
Код
|
B/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам
|
Консультирование преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам
|
|
Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
|
|
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов
|
Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
|
|
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
|
|
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций
|
|
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье
|
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
|
|
Необходимые знания
|
Современные технологии и методы консультирования
|
Теория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования
|
|
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития
|
|
Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачи
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
Код
|
B/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения
|
Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации
|
|
Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям
|
|
Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья
|
|
Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных организациях различных типов
|
|
Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия
|
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях
|
|
Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации)
|
|
Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся
|
|
Необходимые знания
|
Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы
|
Теория психологической коррекции
|
|
Методы и приемы индивидуальной психокоррекции
|
|
Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы
|
|
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции
|
|
Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции
|
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
|
|
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся
|
|
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.5. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
Код
|
B/05.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
|
Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
|
|
Необходимые умения
|
Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося
|
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов
|
|
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям
|
|
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи
|
|
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе
|
|
Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями)
|
|
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
|
|
Необходимые знания
|
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи
|
|
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
|
|
Методы математической обработки результатов психологической диагностики
|
|
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
|
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
|
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
|
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", город Москва
|
|
Ректор
|
Рубцов Виталий Владимирович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1.
|
ГБОУ "Самарский региональный социопсихологический центр", город Самара
|
2.
|
ГОУ "Уральский государственный педагогический университет", город Екатеринбург
|
3.
|
ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет", город Уфа, Республика Башкортостан
|
4.
|
Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России", город Москва
|
5.
|
ФГБОУ "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", город Волгоград
|
6.
|
ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", город Ростов-на-Дону
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Статья 65 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986).
<4> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<5> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<6> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области