МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 2014 г. N 1061н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "БУХГАЛТЕР"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Бухгалтер".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 декабря 2014 г. N 1061н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
БУХГАЛТЕР
309
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Деятельность в области бухгалтерского учета
|
08.002
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений
|
Группа занятий:
1231
|
Руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб)
|
2411
|
Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам
|
3433
|
Бухгалтеры
|
4121
|
Служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом
|
(код ОКЗ) <1>
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
01 - 99
|
Все виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД
|
(код ОКВЭД) <2>
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Ведение бухгалтерского учета
|
5
|
Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта
|
A/01.5
|
5
|
Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни
|
A/02.5
|
5
|
|||
Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни
|
A/03.5
|
5
|
|||
B
|
Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта
|
6
|
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
B/01.6
|
6
|
Составление консолидированной финансовой отчетности
|
B/02.6
|
6
|
|||
Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
B/03.6
|
6
|
|||
Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование
|
B/04.6
|
6
|
|||
Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками
|
B/05.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Ведение бухгалтерского учета
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
5
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Бухгалтер
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительное профессиональное образование по специальным программам
|
Требования к опыту практической работы
|
При специальной подготовке по учету и контролю не менее трех лет
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3433
|
Бухгалтер
|
4121
|
Служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом
|
|
ЕКС <3>
|
-
|
Бухгалтер
|
ОКСО <4>
|
080000
|
Экономика и управление
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта
|
Код
|
A/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление (оформление) первичных учетных документов
|
Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта
|
|
Выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы
|
|
Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов
|
|
Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой
|
|
Составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов
|
|
Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив
|
|
Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации
|
|
Обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта
|
|
Необходимые умения
|
Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы
|
Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов
|
|
Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
|
|
Обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив
|
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), об архивном деле, Общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий)
|
Практика применения законодательства Российской Федерации по вопросам оформления первичных учетных документов
|
|
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения и передачу в архив первичных учетных документов
|
|
Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни
|
|
Основы информатики и вычислительной техники
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни
|
Код
|
A/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей
|
Регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета
|
|
Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета, пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств
|
|
Составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта
|
|
Сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей
|
|
Необходимые умения
|
Вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе
|
Применять правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике экономического субъекта
|
|
Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта
|
|
Владеть методами калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта
|
|
Исчислять рублевый эквивалент выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств
|
|
Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
|
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства
|
Практика применения законодательства Российской Федерации по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета
|
|
Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
|
|
Методы учета затрат продукции (работ, услуг)
|
|
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда
|
|
Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
|
|
Основы информатики и вычислительной техники
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни
|
Код
|
A/03.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета
|
Контроль тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета
|
|
Подготовка информации для составления оборотно-сальдовой ведомости, главной книги
|
|
Подготовка пояснений, подбор необходимых документов для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок
|
|
Предоставление регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации
|
|
Систематизация и комплектование регистров бухгалтерского учета за отчетный период
|
|
Передача регистров бухгалтерского учета в архив
|
|
Изготовление и предоставление по требованию уполномоченных органов копий регистров бухгалтерского учета
|
|
Отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета
|
|
Необходимые умения
|
Сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца
|
Готовить различные справки, готовить ответы на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета
|
|
Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
|
|
Обеспечивать сохранность регистров бухгалтерского учета до передачи их в архив
|
|
Исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами
|
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, о хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства
|
Практика применения законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету
|
|
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, правила хранения документов и защиты информации в экономическом субъекте
|
|
Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
|
|
Основы информатики и вычислительной техники
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Главный бухгалтер
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование
Среднее профессиональное образование
|
Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
|
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования - не менее трех лет из последних пяти календарных лет <5>
|
Особые условия допуска к работе
|
В отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1231
|
Руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб)
|
2411
|
Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам
|
|
ЕКС
|
-
|
Главный бухгалтер
|
ОКСО
|
080000
|
Экономика и управление
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
|
Планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
|
|
Координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
|
|
Контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
|
|
Обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки
|
|
Формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
|
|
Обеспечение подписания руководителем экономического субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Обеспечение необходимыми документами бухгалтерского учета при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок)
|
|
Обеспечение сохранности бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив
|
|
Организация передачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки
|
|
Необходимые умения
|
Определять объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
|
Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта
|
|
Определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта
|
|
Оценивать возможные последствия изменений в учетной политике экономического субъекта, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность
|
|
Разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять график документооборота
|
|
Организовывать делопроизводство в бухгалтерской службе
|
|
Планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетном периоде для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Организовывать процесс восстановления бухгалтерского учета
|
|
Распределять объем учетных работ между работниками (группами работников) бухгалтерской службы
|
|
Оптимизировать рабочие места для целей ведения бухгалтерского учета
|
|
Координировать действия работников бухгалтерской службы во взаимоотношениях с представителями внешней и внутренней среды экономического субъекта
|
|
Оценивать уровень профессиональных знаний и умений работников бухгалтерской службы
|
|
Планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации работников бухгалтерской службы
|
|
Контролировать соблюдение сроков и качества выполнения работ по формированию информации в системе бухгалтерского учета
|
|
Оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Формировать в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при централизованном и децентрализованном ведении бухгалтерского учета
|
|
Составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица
|
|
Владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
|
|
Обосновывать принятые экономическим субъектом решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок
|
|
Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
|
Судебная практика по вопросам бухгалтерского учета
|
|
Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта)
|
|
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
|
|
Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
|
|
Методы финансового анализа и финансовых вычислений
|
|
Порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи
|
|
Современные технологии автоматизированной обработки информации
|
|
Передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета
|
|
Основы информатики и вычислительной техники
|
|
Правила защиты информации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Составление консолидированной финансовой отчетности
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проверка качества информации, представленной головной (материнской) организации по совместной деятельности зависимыми и дочерними организациями для целей составления консолидированной финансовой отчетности
|
Выполнение процедур консолидации в соответствии с установленными требованиями
|
|
Формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности
|
|
Счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей в отчетах, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности
|
|
Подготовка примечаний (пояснений) к консолидированной финансовой отчетности
|
|
Обеспечение представления консолидированной финансовой отчетности для подписания
|
|
Обеспечение представления консолидированной финансовой отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки
|
|
Обеспечение проведения внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности, достоверности и обоснованности информации, представляемой руководству головной (материнской) организации группы организаций
|
|
Обеспечение сохранности консолидированной финансовой отчетности до ее передачи в архив
|
|
Организация передачи консолидированной финансовой отчетности в архив в установленные сроки
|
|
Необходимые умения
|
Определять объем работ по составлению консолидированной финансовой отчетности
|
Устанавливать организациям группы порядок и сроки представления отчетности и иной информации, необходимой для составления головной (материнской) организацией группы консолидированной финансовой отчетности
|
|
Проверять качество информации, представленной организациями группы, на предмет соответствия ее установленным требованиям
|
|
Обеспечивать при консолидации единство учетной политики, отчетной даты, функциональной валюты представления отчетности
|
|
Составлять консолидированную финансовую отчетность
|
|
Осуществлять трансформацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета, в финансовую отчетность по признанным международным стандартам (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта)
|
|
Обосновывать при проведении внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности решения, принятые головной (материнской) организацией группы организаций
|
|
Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
|
Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта); практика применения указанных стандартов
|
|
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
|
|
Основы экономики, технологии, организации производства и управления в группе организаций, чья отчетность консолидируется
|
|
Метод трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета, в финансовую отчетность по международно-признанным стандартам (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта)
|
|
Основы информатики и вычислительной техники
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
|
Проверка обоснованности первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей; проверка качества ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Проверка качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении бухгалтерского учета)
|
|
Контроль соблюдения процедур внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Подготовка и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля экономического субъекта, организация их хранения и передачи в архив в установленные сроки
|
|
Необходимые умения
|
Понимать цели и процедуры внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
|
Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
|
|
Владеть методами проверки качества составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Осуществлять непрерывный мониторинг соответствия внутреннего контроля целям деятельности экономического субъекта, разрабатывать мероприятия по его совершенствованию
|
|
Выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков
|
|
Организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых экономическим субъектом фактов хозяйственной жизни
|
|
Определять и изменять границы контрольной среды внутреннего контроля
|
|
Распределять полномочия, обязанности и ответственность между работниками за выполнение соответствующих процедур внутреннего контроля, осуществлять проверку их выполнения
|
|
Формировать справочники типовых сделок и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта в соответствии с его деятельностью, осуществлять контроль их соблюдения
|
|
Координировать взаимоотношения работников в процессе выполнения ими контрольных процедур с субъектами внутреннего контроля
|
|
Проводить оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в экономическом субъекте
|
|
Составлять отчеты о результатах внутреннего контроля
|
|
Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
|
|
Необходимые знания
|
Теоретические основы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
|
Судебная практика по спорам, связанным с совершаемыми экономическими субъектами фактами хозяйственной жизни, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни
|
|
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
|
|
Передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
|
Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта), международные стандарты аудита; практика применения указанных стандартов
|
|
Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
|
|
Основы информатики и вычислительной техники
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование
|
Код
|
B/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в экономическом субъекте
|
Организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности
|
|
Обеспечение представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие адреса и в установленные сроки
|
|
Координация процесса ведения налогового учета, составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в экономическом субъекте
|
|
Контроль ведения налогового учета и составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в экономическом субъекте
|
|
Обеспечение необходимыми документами при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок)
|
|
Организация налогового планирования в экономическом субъекте
|
|
Формирование налоговой политики экономического субъекта
|
|
Проверка качества налоговой отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении налогового учета)
|
|
Контроль соблюдения требований налоговой политики в процессе осуществления экономическим субъектом (его обособленными подразделениями и дочерними обществами) деятельности
|
|
Обеспечение сохранности документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды и последующей их передачи в архив
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
|
Распределять объемы работ между работниками
|
|
Идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды
|
|
Владеть методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
|
|
Обеспечивать установленные сроки выполнения работ и представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
|
|
Исправлять ошибки в налоговом учете и налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды
|
|
Обосновывать принятые экономическим субъектом решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок
|
|
Оценивать уровень профессиональных знаний и умений работников по ведению налогового учета и налоговой отчетности в экономическом субъекте
|
|
Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования в экономическом субъекте
|
|
Осуществлять меры налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов
|
|
Обеспечивать в рабочее время сохранность налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив
|
|
Разрабатывать учетную политику в области налогообложения
|
|
Разрабатывать формы налоговых регистров
|
|
Оценивать изменение налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике экономического субъекта
|
|
Формировать и применять эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы)
|
|
Осуществлять мониторинг законодательства о налогах и сборах
|
|
Корректировать налоговую политику экономического субъекта в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах
|
|
Анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами
|
|
Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском учете, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство, регулирующее административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
|
Судебная практика по налогообложению
|
|
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
|
|
Основы информатики и вычислительной техники
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.5. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками
|
Код
|
B/05.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация работ по финансовому анализу экономического субъекта
|
Планирование работ по анализу финансового состояния экономического субъекта
|
|
Координация и контроль выполнения работ по анализу финансового состояния экономического субъекта
|
|
Организация хранения документов по финансовому анализу
|
|
Организация бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте
|
|
Координация и контроль выполнения работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте
|
|
Разработка финансовой политики экономического субъекта, определение и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости
|
|
Составление финансовых планов, бюджетов и смет экономического субъекта
|
|
Представление финансовых планов, бюджетов и смет руководителю или иному уполномоченному органу управления экономического субъекта для утверждения
|
|
Руководство работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта
|
|
Осуществление анализа и оценки финансовых рисков, разработка мер по их минимизации
|
|
Составление отчетов об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществление контроля за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов
|
|
Участие в разработке планов продаж продукции (работ, услуг), затрат на производство и подготовка предложений по повышению рентабельности производства, снижения издержек производства и обращения
|
|
Организация хранения документов по бюджетированию и движению денежных потоков в экономическом субъекте
|
|
Необходимые умения
|
Определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах
|
Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу
|
|
Определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта
|
|
Планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов
|
|
Распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников)
|
|
Проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнять процедуры по ее обобщению
|
|
Формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям
|
|
Координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа
|
|
Оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
|
|
Формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта
|
|
Владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности в обозримом будущем
|
|
Вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта
|
|
Определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию и потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах
|
|
Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе регламентирующие порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками
|
|
Определять финансовые цели экономического субъекта, степень их соответствия текущему финансовому состоянию экономического субъекта, способы достижения целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе
|
|
Разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта
|
|
Формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов
|
|
Планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств и финансовых планов, контролировать их соблюдение
|
|
Координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе выполнения работ по бюджетированию и управлению денежными потоками
|
|
Применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками
|
|
Владеть методами финансовых вычислений
|
|
Составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
|
|
Определять общую потребность экономического субъекта в финансовых ресурсах
|
|
Прогнозировать структуру источников финансирования
|
|
Осуществлять проверку качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов
|
|
Вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы)
|
|
Обеспечивать доведение плановых показателей до непосредственных исполнителей
|
|
Обеспечивать передачу документов по бюджетированию и управлению денежными потоками в архив в установленные сроки
|
|
Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
|
|
Необходимые знания
|
Основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками
|
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском и официальном статистическом учете, архивном деле, стратегическом планировании, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, аудиторской деятельности, а также гражданское, таможенное, трудовое законодательство; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
|
|
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
|
|
Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта); международные стандарты аудита; практика применения указанного законодательства
|
|
Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
|
|
Правила защиты информации
|
|
Передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками
|
|
Основы информатики и вычислительной техники
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" (НП "ИПБ России"), город Москва
|
|
Директор
|
Копосова Евгения Ивановна
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
<5> Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 N 402-ФЗ, статья 7 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4084, N 52, ст. 6990; 2014, N 45, ст. 6154).
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области