МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 марта 2015 г. N 167н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ФИНАНСОВОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по финансовому консультированию".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 19 марта 2015 г. N 167н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО ФИНАНСОВОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
439
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Финансовое консультирование
|
08.008
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение инвестиционной эффективности и оптимальных условий совершения финансовых сделок клиента с поставщиком финансовых услуг
|
Группа занятий:
1231
|
Руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб)
|
2419
|
Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам, не вошедшие в другие группы
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
64.19
|
Денежное посредничество прочее
|
66.19
|
Деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения
|
74.90
|
Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг
|
6
|
Мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумаг, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков
|
A/01.6
|
6
|
Подбор в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирование клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов
|
A/02.6
|
6
|
|||
Консультирование клиента по оформлению сделок с поставщиком финансовой услуги (кроме операционной деятельности)
|
A/03.6
|
6
|
|||
B
|
Консультирование клиентов по составлению финансового плана и формированию целевого инвестиционного портфеля
|
7
|
Финансовое консультирование по широкому спектру финансовых услуг
|
B/01.7
|
7
|
Разработка финансового плана для клиента и целевого инвестиционного портфеля
|
B/02.7
|
7
|
|||
C
|
Управление процессом финансового консультирования в организации (подразделении)
|
7
|
Разработка методологии и стандартизация процесса финансового консультирования и финансового планирования
|
C/01.7
|
7
|
Создание и развитие организационной структуры по финансовому консультированию
|
C/02.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Финансовый консультант-стажер
Младший финансовый консультант
Специалист (тьютор) по финансовому просвещению
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
|
Требования к опыту практической работы
|
Стаж работы в финансовой сфере не менее одного года
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2419
|
Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам, не вошедшие в другие группы
|
ЕКС <3>
|
-
|
Брокер
|
-
|
Агент коммерческий
|
|
ОКПДТР <4>
|
20331
|
Брокер (финансовый)
|
ОКСО <5>
|
080105
|
Финансы и кредит
|
080106
|
Финансы (по отраслям)
|
|
080108
|
Банковское дело
|
|
080500
|
Менеджмент
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумаг, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение исследования финансового рынка и изучение предложений финансовых услуг (в том числе действующих правил и условий, тарифной политики и действующих форм документации)
|
Сбор информации по спросу на рынке финансовых услуг
|
|
Сбор данных и ведение базы по клиентам в программном комплексе
|
|
Оценка качества, достаточности и надежности информации по контрагентам
|
|
Составление подробных паспортов финансовых продуктов
|
|
Составление аналитических заключений, рейтингов, прогнозов с целью предотвращения сделок с недобросовестными партнерами
|
|
Организация сбора, обработки и анализа информации, в том числе с применением социологических, маркетинговых исследований
|
|
Мониторинг информационных источников финансовой информации
|
|
Анализ состояния и прогнозирование изменений инвестиционного и информационного рынков
|
|
Организация и поддерживание постоянных контактов с рейтинговыми агентствами, аналитиками инвестиционных организаций, консалтинговыми организациями, аудиторскими организациями, оценочными фирмами, государственными и муниципальными органами управления, общественными организациями, средствами массовой информации, информационными, рекламными агентствами
|
|
Необходимые умения
|
Мыслить системно, структурировать информацию
|
Владеть базовыми навыками работы на персональном компьютере
|
|
Работать в автоматизированных системах информационного обеспечения профессиональной деятельности
|
|
Производить информационно-аналитическую работу по рынку финансовых продуктов и услуг
|
|
Получать, интерпретировать и документировать результаты исследований
|
|
Применять универсальное и специализированное программное обеспечение, необходимое для сбора и анализа информации
|
|
Необходимые знания
|
Конъюнктура и механизмы функционирования финансовых рынков
|
Базовые банковские, страховые и инвестиционные продукты и услуги
|
|
Характеристики финансовых продуктов и услуг
|
|
Методы экономической диагностики рынка финансовых услуг
|
|
Технологии сбора первичной финансовой информации
|
|
Основы гражданского, семейного и трудового права, регулирующие финансовые отношения домохозяйств и влияющие на сферу управления личными финансами
|
|
Нормативная база в области финансовой деятельности
|
|
Основные мировые и российские тенденции изменения законодательства, регулирующего финансовую деятельность
|
|
Основы макроэкономики, микроэкономики, финансовой математики, теории вероятностей и математической статистики
|
|
Современная финансовая система и финансовый рынок, история развития финансовой системы и финансового рынка
|
|
Современные информационные технологии, справочные и информационные системы в сфере права, финансового планирования, управления личными финансами
|
|
Система розничных финансовых услуг, применяемых при управлении личными финансами домохозяйств (инвестиционные, кредитные, страховые, пенсионные), их качественные, количественные характеристики
|
|
Принципы работы, область применения и принципиальные ограничения методов и средств статистического анализа
|
|
Методы сбора, обработки и анализа информации с применением современных средств связи, аппаратно-технических средств и компьютерных технологий
|
|
Технологии проведения социологических и маркетинговых исследований
|
|
Основы социологии, психологии
|
|
Основы инвестиционного менеджмента и инвестиционного маркетинга
|
|
Другие характеристики
|
Соответствие этическим принципам, кодексам деловой этики (в случае принятия регуляторами финансового рынка, саморегулируемыми организациями)
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Подбор в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирование клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Самостоятельный поиск и привлечение новых клиентов целевого сегмента на основе личных контактов и контактов из централизованной базы потенциальных клиентов
|
Взаимодействие с потенциальными потребителями финансовых услуг с целью выявления платежеспособного спроса
|
|
Осуществление операционного и информационного обслуживания клиентов, самостоятельно обратившихся за финансовой консультацией
|
|
Проведение встреч с клиентами (в офисе организации или в удобном для клиента месте)
|
|
Проведение телефонных переговоров с потенциальными контрагентами
|
|
Проведение личных переговоров с представителями кредитного учреждения
|
|
Обсуждение, определение условий сотрудничества, подписание документов о сотрудничестве
|
|
Получение информации об основных показателях финансовой ситуации клиента, мониторинг финансовых возможностей клиента
|
|
Уточнение у клиента существенной дополнительной информации
|
|
Развитие и поддержание долгосрочных отношений с клиентами
|
|
Осуществление выбора форм и методов взаимодействия с инвесторами, организациями, средствами массовой информации
|
|
Определение характера, содержания и носителей информационных сообщений, исходящих от организации
|
|
Необходимые умения
|
Работать с программными комплексами по управлению клиентскими взаимоотношениями
|
Сравнивать параметры финансовых продуктов
|
|
Организовывать и проводить деловые переговоры
|
|
Организовывать и проводить презентации финансовых продуктов и услуг
|
|
Предотвращать и улаживать конфликтные ситуации
|
|
Необходимые знания
|
Базовые банковские, страховые и инвестиционные продукты и услуги
|
Экономические и юридические аспекты оказания финансовых и консультационных услуг
|
|
Основы психологии общения
|
|
Принципы ведения консультационной работы с клиентами
|
|
Этика делового общения
|
|
Технология ведения переговоров (телефонных переговоров)
|
|
Порядок, процедуры и условия заключения и оформления договоров на предоставление разных видов финансовых услуг
|
|
Методы работы в кризисных ситуациях
|
|
Передовой отечественный и зарубежный опыт в области связей с инвесторами
|
|
Законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования связей с инвесторами; инвестиционное законодательство
|
|
Кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с инвесторами
|
|
Другие характеристики
|
Соответствие этическим принципам, кодексам деловой этики (в случае принятия регуляторами финансового рынка, саморегулируемыми организациями)
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Консультирование клиента по оформлению сделок с поставщиком финансовой услуги (кроме операционной деятельности)
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Консультирование по оформлению документов на выдачу кредитов
|
Консультирование по оформлению документов на открытие депозитов физическим лицам
|
|
Консультирование по оформлению документов на выпуск пластиковых карт
|
|
Консультирование по оформлению договоров банковского счета с клиентами
|
|
Консультирование по оформлению соглашения о предоставлении услуг на рынке ценных бумаг
|
|
Консультирование по регистрации и открытию брокерских счетов
|
|
Консультирование по оформлению дилерских операций с ценными бумагами
|
|
Консультирование по оформлению депозитарных операций с ценными бумагами
|
|
Консультирование по оформлению операций по определению взаимных обязательств (клиринг)
|
|
Консультирование по оформлению операций по покупке-продаже памятных монет из драгоценных металлов
|
|
Консультирование по оформлению операций по покупке-продаже инвестиционных монет из драгоценных металлов
|
|
Подготовка и проверка документов, участвующих в финансовых операциях
|
|
Качественное ведение заявок в системе организации данных по клиентам
|
|
Составление регулярной аналитической отчетности для клиентов и вышестоящего руководства
|
|
Анализ предоставляемой клиентами документации, предусмотренной условиями договора с финансовой организацией
|
|
Проверка документов клиентов на предмет комплектности согласно внутренним нормативным документам финансовой организации, обеспечение сохранности и конфиденциальности информации, хранящейся в них
|
|
Осуществление контроля подготовки и исполнения договоров и контрактов по направлениям деятельности в области финансового консультирования
|
|
Необходимые умения
|
Систематизировать финансовую и юридическую информацию
|
Пользоваться техническими средствами проверки подлинности документов
|
|
Использовать банкоматы, платежные терминалы
|
|
Проверять правильность заполнения клиентом документов
|
|
Создавать комфортные условия для клиента в процессе оформления документов
|
|
Работать с оргтехникой
|
|
Оформлять документацию по финансовым сделкам в соответствии с действующими требованиями поставщиков финансовых услуг
|
|
Разъяснять клиентам содержание финансовых и юридических документов в пределах своей компетенции
|
|
Владеть базовыми навыками работы на персональном компьютере
|
|
Работать в автоматизированных системах информационного обеспечения профессиональной деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Порядок составления и правила оформления финансовой документации в организации
|
Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы подбора кредитных продуктов
|
|
Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы оформления банковских депозитов, обезличенных металлических счетов
|
|
Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы оформления страховых продуктов
|
|
Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы оформления инвестиционных продуктов
|
|
Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы оформления инвестиционно-накопительных продуктов
|
|
Требования к содержанию документов, обеспечивающих проведение сделок
|
|
Нормативные и методические документы, регламентирующие работы по информационному обеспечению в организации
|
|
Стандарты финансового учета и отчетности
|
|
Правила оформления текста соответствующих документов
|
|
Другие характеристики
|
Соответствие этическим принципам, кодексам деловой этики (в случае принятия регуляторами финансового рынка, саморегулируемыми организациями)
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Консультирование клиентов по составлению финансового плана и формированию целевого инвестиционного портфеля
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Финансовый консультант
Персональный менеджер
Специалист по финансовому планированию
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - специалитет, магистратура
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
|
Требования к опыту практической работы
|
Стаж работы в финансовой сфере не менее двух лет
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2419
|
Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам, не вошедшие в другие группы
|
ЕКС
|
-
|
Брокер
|
-
|
Агент коммерческий
|
|
ОКПДТР
|
20331
|
Брокер (финансовый)
|
ОКСО
|
080100
|
Экономика
|
080105
|
Финансы и кредит
|
|
080106
|
Финансы (по отраслям)
|
|
080108
|
Банковское дело
|
|
080500
|
Менеджмент
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Финансовое консультирование по широкому спектру финансовых услуг
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Предоставление потребителю финансовых услуг информации о состоянии и перспективах рынка, тенденциях в изменении курсов ценных бумаг, иностранной валюты, условий по банковским продуктам и услугам
|
Разъяснение сути финансовых продуктов, юридических и экономических характеристик финансовых продуктов и услуг
|
|
Предоставление достоверной информации по контрагентам, условиям, требованиям к контрагенту, предмету сделки
|
|
Составление окончательного перечня предлагаемых клиенту финансовых продуктов
|
|
Консультирование клиента по вопросам составления личного бюджета, страхования, формирования сбережений, управления кредитным и инвестиционным портфелем
|
|
Разъяснение клиенту экономических и правовых последствий финансовых решений
|
|
Определение (на основании запроса клиента) критериев отбора поставщиков финансовых услуг и подбор поставщиков в соответствии с выделенными критериями
|
|
Организация продажи финансовых продуктов (банковские депозиты, паевые фонды, брокерское обслуживание, обезличенный металлический счет) в рамках персонального финансового плана
|
|
Дополнительная продажа финансовых продуктов в рамках персонального финансового плана
|
|
Консультирование контрагентов по вопросам, относящимся к компетенции деятельности
|
|
Обеспечение взаимодействия структурных подразделений организации при совместной деятельности; участие в планировании мероприятий, направленных на повышение качества финансового сервиса организации
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять подбор финансовых продуктов и услуг
|
Предоставлять клиенту качественные профессиональные услуги, ориентированные на потребности и интересы клиента
|
|
Собирать, анализировать и предоставлять достоверную информацию в масштабах всего спектра финансовых (инвестиционных) услуг
|
|
Выступать в качестве эксперта в процессе принятия клиентом важных финансовых (инвестиционных) решений
|
|
Рассчитывать стоимость финансовых решений, оценивая потенциальные риски
|
|
Осуществлять профессиональные консультации, гарантирующие понимание всех преимуществ, возможностей и рисков
|
|
Учитывать текущую финансовую ситуацию и перспективу при оценке предложений, направленных на решение финансовых задач клиента
|
|
Планировать, прогнозировать и оценивать изменения финансовой ситуации при пользовании финансовыми (инвестиционными) услугами
|
|
Проверять достоверность информации об инвестиционной услуге с экономической и с юридической точек зрения
|
|
Отстаивать интересы клиента в повышении качества, доступности и безопасности инвестиционных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Основы эффективных межличностных коммуникаций
|
Этика делового общения
|
|
Необходимый спектр финансовых продуктов и услуг
|
|
Экономические и юридические аспекты инвестиционной деятельности
|
|
Экономические и юридические аспекты страховой деятельности
|
|
Основные финансовые организации и профессиональные участники банковской системы
|
|
Основные организации и профессиональные участники страхового сектора
|
|
Основные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг и коллективного инвестирования
|
|
Общие принципы и технологии продаж
|
|
Обзвон потенциальных клиентов с целью предложения финансовых продуктов и услуг
|
|
Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы подбора кредитных продуктов
|
|
Порядок составления и заключения договоров об информационном обеспечении инвестиционных программ и мероприятий
|
|
Другие характеристики
|
Соответствие этическим принципам, кодексам деловой этики (в случае принятия регуляторами финансового рынка, саморегулируемыми организациями)
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка финансового плана для клиента и целевого инвестиционного портфеля
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление перечня рекомендаций по управлению инвестиционным риском
|
Составление инвестиционного портфеля
|
|
Выявление качественных и количественных свойств рисков в предполагаемых к использованию финансовых продуктах
|
|
Привлечение к решению задач финансового планирования независимых внешних консультантов и экспертов в области финансовых рынков
|
|
Согласование условий инвестиционного портфеля с клиентом
|
|
Регулярный пересмотр качества инвестиционного портфеля клиента (селекция и аллокация активов)
|
|
Проведение расчетов величины портфеля, достаточной для покрытия финансовых целей
|
|
Расчет размера инвестиций, необходимого для достижения целей клиента
|
|
Расчет целевой доходности в зависимости от финансовых целей и начального капитала
|
|
Анализ финансового положения клиента
|
|
Выявление несоответствий текущего финансового состояния клиента его финансовым целям
|
|
Подбор классов активов и финансовых продуктов в соответствии с потребностями клиента
|
|
Проведение стресс-тестов и сценарного анализа
|
|
Моделирование целевого портфеля клиента
|
|
Расчет параметров целевого инвестиционного портфеля
|
|
Формирование финансового плана и критериев мониторинга его выполнения
|
|
Определение и согласование правил информирования клиента
|
|
Установление критериев оценки показателей инвестиционного портфеля
|
|
Пересмотр (ребалансировка) состава активов клиентского портфеля
|
|
Мониторинг финансового плана, определение критериев эффективности финансового плана и качества инвестиционного портфеля клиента
|
|
Анализ изменения стоимости капитала инвестиционного портфеля
|
|
Составление прогноза денежного потока
|
|
Оптимизация финансового плана
|
|
Анализ использования заемных средств (кредитные продукты)
|
|
Моделирование целевого портфеля
|
|
Презентация согласованных финансовых решений клиенту
|
|
Определение критериев взаимодействия с клиентом
|
|
Необходимые умения
|
Проводить структурированное интервью и анкетирование клиента на предмет инвестиционного профиля
|
Получать, интерпретировать и документировать результаты исследований
|
|
Использовать расчетные таблицы и калькуляторы
|
|
Оценивать затраты на проведение финансовых операций
|
|
Рассчитывать величину портфеля, достаточную для покрытия финансовых целей
|
|
Выявлять соответствие/несоответствие инвестиционного профиля клиента параметрам инвестиционного портфеля
|
|
Рассчитывать размер инвестиций, необходимый для достижения целей клиента
|
|
Рассчитывать целевую доходность в зависимости от финансовых целей и начального капитала
|
|
Определять порядок проведения финансовых операций в зависимости от вида финансовых продуктов
|
|
Необходимые знания
|
Принципы формирования стоимости денег во времени
|
Принципы дисконтирования денежного потока
|
|
Принципы начисления сложных процентов
|
|
Принципы расчета приведенной и будущей стоимости
|
|
Принципы расчета доходности активов
|
|
Методы дисконтирования денежных потоков, методы многовариантности расчетов, методы математического моделирования и количественной оптимизации
|
|
Отечественные и международные стандарты в области финансового планирования
|
|
Методика финансового анализа состояния клиента
|
|
Принципы портфельного управления инвестированием
|
|
Принципы подбора и распределения активов
|
|
Принципы соотношения риска и доходности
|
|
Понятия безрискового актива
|
|
Способы управления финансовыми рисками
|
|
Методы количественного и качественного анализа финансовых показателей
|
|
Порядок и принципы составления финансовых планов
|
|
Методики и инструментарий финансового планирования
|
|
Методики инвестиционного профилирования клиентов (риск-профилирование)
|
|
Другие характеристики
|
Соответствие этическим принципам, кодексам деловой этики (в случае принятия регуляторами финансового рынка, саморегулируемыми организациями)
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Управление процессом финансового консультирования в организации (подразделении)
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Руководитель направления (подразделения) по финансовому консультированию
Заместитель генерального директора по финансовому консультированию
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (не реже чем раз в три года)
|
Требования к опыту практической работы
|
При наличии квалификации бакалавра опыт руководства организацией (подразделением) не менее трех лет
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1231
|
Руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб)
|
ЕКС
|
-
|
Брокер
|
-
|
Агент коммерческий
|
|
ОКПДТР
|
24756
|
Начальник отделения (финансово-экономического и административного)
|
ОКСО
|
040300
|
Конфликтология
|
080105
|
Финансы и кредит
|
|
080106
|
Финансы (по отраслям)
|
|
080108
|
Банковское дело
|
|
080500
|
Менеджмент
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка методологии и стандартизация процесса финансового консультирования и финансового планирования
|
Код
|
C/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Создание методологии финансового консультирования и финансового планирования
|
Формирование стандартов и внутренних регламентов по процессу финансового консультирования и финансового планирования
|
|
Руководство разработкой корпоративных регламентных документов по финансовому консультированию
|
|
Утверждение методик по финансовому парированию, методик определения инвестиционного профиля клиентов
|
|
Согласование позиций и выработка единых подходов по вопросам регламентации процесса финансового консультирования совместно с другими подразделениями организации и внешними финансовыми консультантами
|
|
Координация структурных подразделений организации по вопросам финансового консультирования
|
|
Формирование требований к методическому обеспечению процесса финансового консультирования
|
|
Внедрение единой методологии финансового планирования
|
|
Периодическая актуализация основных положений и принципов методологии финансового планирования
|
|
Установление требований к организации аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового планирования
|
|
Установление требований к функционированию аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового консультирования и финансового планирования
|
|
Формирование требований к закупкам и объемов закупки услуг внешних поставщиков для обеспечения процесса финансового консультирования в организации (базы данных, информационные системы, специализированные средства, консультационные услуги)
|
|
Организация консультационной поддержки по вопросам аппаратно-информационного обеспечения
|
|
Организация действий по обеспечению сотрудников подразделения по финансовому консультированию необходимым оборудованием и доступом к информационным системам организации
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать и поддерживать деловые контакты, связи, отношения, коммуникации с сотрудниками организации
|
Формировать общую позицию по вопросу финансового консультирования
|
|
Понимать особенности бизнеса организации и его функционирование
|
|
Определять приоритеты и текущие цели процесса финансового консультирования для всех подразделений организации
|
|
Руководить разработкой корпоративных регламентных документов по процессу финансового консультирования
|
|
Оценивать ресурсные затраты, необходимые для обеспечения эффективного внедрения и функционирования процесса финансового консультирования и финансового планирования
|
|
Пользоваться лучшими мировыми практиками по финансовому консультированию
|
|
Анализировать и выносить суждение о применимости методик финансового планирования для отдельных категорий клиентов
|
|
Анализировать информацию, тенденции лучших мировых практик и уровень аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового консультирования в отрасли и в организации
|
|
Оценивать ресурсные затраты на внедрение и функционирование аппаратно-информационной составляющей процесса финансового консультирования
|
|
Оценивать полезность внедрения и затраты на внедрение автоматизированных информационных систем по финансовому консультированию
|
|
Координировать деятельность сторонних организаций и вести переговоры по вопросам аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового консультирования
|
|
Разрабатывать, формулировать технические задания и управлять проектами аппаратно-информационного обеспечения финансового консультирования
|
|
Владеть программным обеспечением (текстовые, графические, табличные и аналитические приложения, приложения для визуального представления данных) для работы с информацией на уровне опытного пользователя
|
|
Формировать общую позицию по вопросу финансового консультирования и доносить ее до всех заинтересованных сторон
|
|
Необходимые знания
|
Основы стратегического менеджмента и маркетинга
|
Основные понятия и современные принципы работы с информацией, корпоративные информационные системы и базы данных
|
|
Основы управления проектами
|
|
Основы теории корпоративных финансов
|
|
Основные положения национальных и международных стандартов и руководств в области управления информационными технологиями и информационной безопасности
|
|
Основные информационные технологии, применяемые в процессе финансового консультирования
|
|
Требования к аппаратно-информационному обеспечению финансового консультирования
|
|
Бюджет организации на внедрение и поддержание аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового консультирования
|
|
Основы бизнес-планирования и прогнозирования
|
|
Содержание, основные элементы и принципы процесса оперативного планирования
|
|
Основные международные, национальные стандарты, а также лучшие практики по финансовому планированию
|
|
Корпоративные акты, определяющие общую стратегию развития организации
|
|
Ключевые и обеспечивающие бизнес-процессы организации
|
|
Документы, определяющие порядок создания корпоративных регламентных документов в организации, порядок их согласования и утверждения
|
|
Другие характеристики
|
Соответствие этическим принципам, кодексам деловой этики (в случае принятия регуляторами финансового рынка, саморегулируемыми организациями)
|
Персональная ответственность за распределение значительных ресурсов и за результат деятельности организации и подчиненных
|
|
Высокий уровень личной ответственности и самостоятельности
|
|
Проявление лидерских качеств
|
|
Нестандартное мышление
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Создание и развитие организационной структуры по финансовому консультированию
|
Код
|
C/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка и участие во внедрении единой внутренней организационной структуры по финансовому консультированию
|
Планирование деятельности подразделения по финансовому консультированию
|
|
Организация, курирование и контроль деятельности подразделения по финансовому консультированию
|
|
Организация разработки и утверждение положения о подразделении по финансовому консультированию
|
|
Утверждение политики и регламентов по финансовому консультированию, описывающих общие принципы и функциональные обязанности всех участников процесса финансового консультирования клиентов
|
|
Определение требований к работникам, занятым в процессе финансового консультирования
|
|
Организация разработки должностных инструкций для специалистов по финансовому консультированию
|
|
Создание системы мотивации и развития персонала, отвечающего за финансовое консультирование
|
|
Разработка перспективных и текущих программ и планов, отдельных мероприятий и/или комплекса мероприятий, их информационное сопровождение, разработка схем материально-финансового и организационного обеспечения процесса финансового консультирования
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать и поддерживать деловые контакты, связи, отношения, коммуникации с сотрудниками организации и заинтересованными сторонами, формировать общую позицию по вопросу финансового консультирования, финансового планирования
|
Оценивать ресурсы, необходимые для создания организационной структуры по финансовому консультированию в организации
|
|
Руководить разработкой и разрабатывать документацию и положения об организационной структуре, предоставляющей услуги финансового консультирования клиентов
|
|
Применять корпоративные документы и процедуры для организации эффективного процесса финансового консультирования
|
|
Определять систему внутренней и внешней коммуникации и отчетности по процессу финансового консультирования
|
|
Организовывать командное взаимодействие для решения поставленных задач
|
|
Определять основные показатели эффективности руководителей подразделений в части ответственности за качество услуг финансовых консультантов
|
|
Определять потребности в обучении персонала вопросам финансового консультирования, финансового планирования
|
|
Действовать в нестандартных и нештатных ситуациях
|
|
Необходимые знания
|
Основы организационного планирования и управления персоналом
|
Основные подходы к осуществлению организационных изменений
|
|
Полномочия и обязательства сотрудников организации по реализации плана и внедрению процесса финансового консультирования
|
|
Распределение ролей и ответственности в работе подразделения по финансовому консультированию
|
|
Корпоративные документы и нормативные акты
|
|
Механизмы и система внутренней и внешней коммуникации и отчетности в организации
|
|
Основные теории и концепции взаимодействия сотрудников в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами
|
|
Бизнес-процессы в сфере управления персоналом в организации
|
|
Роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации
|
|
Другие характеристики
|
Соответствие этическим принципам, кодексам деловой этики (в случае принятия регуляторами финансового рынка, саморегулируемыми организациями)
|
Персональная ответственность за распределение значительных ресурсов и за результат деятельности организации и подчиненных
|
|
Высокий уровень личной ответственности и самостоятельности
|
|
Проявление лидерских качеств
|
|
Нестандартное мышление
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" (РСПП), город Москва
|
|
Исполнительный вице-президент
|
Кузьмин Дмитрий Владимирович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Ассоциация (союз) "Национальная ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов", город Москва
|
2
|
ФГБОУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (Финансовый университет), город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области