МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 января 2016 г. N 3н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕТСКОЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 января 2016 г. N 3н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕТСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ
744
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Проектирование детской и образовательной робототехники
|
29.003
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Создание российской конкурентоспособной детской и образовательной робототехники, ориентированной на выполнение дидактических задач
|
Группа занятий:
1223
|
Руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам
|
2141
|
Инженеры в промышленности и на производстве
|
2144
|
Инженеры-механики
|
2152
|
Инженеры-электроники
|
3114
|
Техники-электроники
|
3115
|
Техники-механики
|
3119
|
Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
28.99
|
Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки
|
72.19
|
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
5
|
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
A/01.5
|
5
|
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
|
A/02.5
|
||||
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
A/03.5
|
||||
B
|
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники
|
6
|
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники
|
B/01.6
|
6
|
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации
|
B/02.6
|
||||
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
|
B/03.6
|
||||
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
B/04.6
|
||||
C
|
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники
|
7
|
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
|
C/01.7
|
7
|
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники
|
C/02.7
|
||||
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники
|
C/03.7
|
||||
D
|
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники
|
7
|
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники
|
D/01.7
|
7
|
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
D/02.7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
5
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Техник-механик
Техник-конструктор
Старший техник
Старший техник-конструктор
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
В области проектирования и конструирования изделий робототехники не менее одного года
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3114
|
Техники-электроники
|
3115
|
Техники-механики
|
|
3119
|
Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы
|
|
ЕКС <3>
|
-
|
Техник
|
-
|
Техник-конструктор
|
|
-
|
Техник по наладке и испытаниям
|
|
ОКПДТР <4>
|
26927
|
Техник
|
27862
|
Электроник
|
|
46990
|
Техник-испытатель
|
|
47022
|
Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами (техник-конструктор-системотехник)
|
|
47122
|
Техник-электрик - наладчик электронного оборудования
|
|
ОКСО <5>
|
140613
|
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
|
150412
|
Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники
|
|
151001
|
Технология машиностроения
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
Код
|
A/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выполнение рабочих чертежей на разрабатываемые узлы и изделия детской и образовательной робототехники
|
Внесение исправлений в техническую документацию по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы
|
|
Составление извещений об исправлениях в технической документации по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники
|
|
Систематизация, обработка и подготовка данных для составления отчетов о проделанной работе
|
|
Необходимые умения
|
Применять рекомендуемые нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию
|
Пользоваться стандартным программным обеспечением при оформлении документации
|
|
Разрабатывать рабочие чертежи в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов
|
|
Применять системы автоматизированного проектирования
|
|
Применять систему предельных отклонений
|
|
Необходимые знания
|
Основные положения нормативных документов, определяющих правила оформления проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
|
Правила и порядок оформления чертежей, отчетов, проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации, принятые в организации
|
|
Основные принципы организации труда
|
|
Стандартные программные продукты, используемые при оформлении проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
|
|
Принципы использования специального программного обеспечения
|
|
Основы черчения и начертательной геометрии
|
|
Основные типы элементов и конструкций
|
|
Физические и механические характеристики конструкционных материалов
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
|
Код
|
A/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Тестирование программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
|
Оформление технического описания к программному обеспечению изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Оформление сопроводительной документации на разработку программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Применять методики и стратегии тестирования программного обеспечения
|
Писать программный код процедуры тестирования
|
|
Подготавливать и применять тестовые наборы данных
|
|
Анализировать, интерпретировать и документировать результаты тестирования программного обеспечения
|
|
Составлять простые схемы технологического процесса обработки информации
|
|
Составлять алгоритмы решения задач
|
|
Составлять рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним
|
|
Подготавливать графические схемы с помощью специализированных визуальных редакторов
|
|
Отображать алгоритмы и процессы с помощью блок-схем
|
|
Выполнять операции технологического процесса обработки информации
|
|
Составлять исходящую документацию
|
|
Осуществлять передачу исходящей документации заказчику
|
|
Необходимые знания
|
Требования к созданию руководства пользователя
|
Требования к созданию руководства по эксплуатации программного обеспечения
|
|
Терминология описания интерфейса пользователя
|
|
Текстовые и графические редакторы
|
|
Основы программирования
|
|
Языки, утилиты и среды программирования и отладки программного обеспечения
|
|
Технологии создания тестовых наборов данных
|
|
Методы и средства тестирования программного обеспечения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
Код
|
A/03.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение испытаний разрабатываемых электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
|
Проведение испытаний разрабатываемых кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
|
|
Установление соответствия технических характеристик узлов и изделий детской и образовательной робототехники проектно-конструкторской и эксплуатационной документации
|
|
Регулировка и наладка электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Регулировка и наладка кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Выявление дефектов работы электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Выявление дефектов работы кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Учет показателей замеченных дефектов работы электрических и кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Вносить корректировки в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по результатам испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
Применять при разработке узлов и изделий детской и образовательной робототехники современные технологии изготовления и сборки
|
|
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разрабатывать и использовать программы и методики испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые знания
|
Основные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов, налаживаемых и испытываемых систем
|
Основы метрологии, стандартизации и сертификации
|
|
Технические средства сбора, передачи и обработки информации
|
|
Технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации изделий робототехники
|
|
Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования
|
|
Правила пользования измерительными приборами и инструментами, приспособлениями
|
|
Основные технологические процессы и режимы производства
|
|
Порядок оформления заявок на оборудование, запасные части, инструмент, материалы и покупные комплектующие изделия
|
|
Единая система конструкторской документации
|
|
Распоряжения, приказы, стандарты и решения организации
|
|
Технические требования заказчика
|
|
Основные принципы конструкции робототехнических систем
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Инженер
Инженер-конструктор
Инженер-конструктор-схемотехник
Инженер-программист
Инженер-проектировщик
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
|
Требования к опыту практической работы
|
Для лиц, не имеющих профильного образования, не менее одного года в области проектирования робототехники
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2141
|
Инженеры в промышленности и на производстве
|
2144
|
Инженеры-механики
|
|
2152
|
Инженеры-электроники
|
|
ЕКС
|
-
|
Инженер по наладке и испытаниям
|
-
|
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
|
|
ОКПДТР
|
22587
|
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
|
22827
|
Инженер-проектировщик
|
|
22864
|
Инженер-электроник
|
|
42871
|
Инженер электротехнической лаборатории
|
|
ОКСО
|
150300
|
Прикладная механика
|
150400
|
Технологические машины и оборудование
|
|
220200
|
Автоматизация и управление
|
|
220600
|
Инноватика
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
|
Выполнение расчетов электрических цепей аналоговых и цифровых электронных узлов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Построение кинематических схем узлов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Выполнение кинематических и прочностных расчетов механических узлов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка схемотехнической документации изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Расчет режимов работы электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Выбор элементной базы для разработки электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Расчет надежности разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать принципы работы и условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
|
Производить анализ практики применения конструкционных материалов, стандартизованных изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Подготавливать исходные данные для систем сбора и обработки информации об изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Создавать и применять математические модели систем изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Использовать специализированные автоматизированные программы для выполнения кинематических и прочностных расчетов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Производить построение монтажных и принципиальных схем изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Осуществлять расчет электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Составлять и корректировать технологические и тестовые программы изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Применять методики расчета надежности узлов и агрегатов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Анализировать конструкторский опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
|
|
Подготавливать исходные данные для анализа наработки на отказ систем изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Производить компьютерный анализ собираемости узлов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Использовать системы автоматизированного проектирования
|
|
Использовать базы данных трехмерных моделей
|
|
Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем
|
|
Необходимые знания
|
Основы теоретической механики
|
Физические и механические характеристики конструкционных материалов
|
|
Прочностные свойства материалов и прочностные свойства деталей и узлов, связанные с особенностями конструкций
|
|
Принципы работы и условия эксплуатации проектируемых конструкций
|
|
Методики кинематических и прочностных расчетов систем
|
|
Специализированные программные продукты для проведения кинематических и прочностных расчетов
|
|
Основы схемотехники изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Современная элементная база изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения схемотехнических задач
|
|
Методы выполнения технических расчетов
|
|
Законы построения монтажных и принципиальных схем
|
|
Методики расчета монтажных и принципиальных схем
|
|
Методики расчета электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем
|
|
Профессиональная терминология на английском языке
|
|
Основные принципы конструкции робототехнических систем
|
|
Основы теории надежности
|
|
Методики расчета на надежность с использованием специального программного обеспечения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Анализ влияния технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов изделий детской и образовательной робототехники
|
Разработка конструкций узлов изделий детской и образовательной робототехники с учетом технологии изготовления и сборки узлов
|
|
Анализ и уточнение технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
|
|
Согласование технического задания на проектируемую систему изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Определение вариантов структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Выбор оптимальных алгоритмов управления системой изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка эскизного проекта изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Выбор структурной схемы изделий детской и образовательной робототехники путем сопоставления различных вариантов и их оценки с точки зрения технических и экономических требований
|
|
Расчет всех необходимых показателей структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники, в том числе показателей качества
|
|
Выбор и обоснование схемы вспомогательных устройств изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Анализ возможности внедрения результатов проектирования детской и образовательной робототехники с учетом психофизических особенностей пользователей разного возраста
|
|
Подготовка технического проекта с учетом технических требований к разрабатываемому изделию детской и образовательной робототехники, экономической целесообразности и предполагаемой технологии его изготовления
|
|
Технико-экономическое обоснование принятого решения с расчетами себестоимости изделия детской и образовательной робототехники и стоимости его эксплуатации
|
|
Сравнение изделий детской и образовательной робототехники с аналогами по технико-экономическим характеристикам
|
|
Разработка рабочей конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка инструкций по эксплуатации проектируемой детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка дидактических материалов для использования детской и образовательной робототехники в образовательной деятельности
|
|
Необходимые умения
|
Проектировать робототехнические системы изделий детской и образовательной робототехники с использованием систем автоматизированного проектирования
|
Использовать методики развития творческих способностей обучающихся средствами проектно-исследовательской и конструкторской деятельности в области детской и образовательной робототехники
|
|
Применять современные технологии изготовления изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Использовать математические модели при разработке конструкторской документации на изделия детской и образовательной робототехники
|
|
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики деталей изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разрабатывать конструкцию изделия детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов, требованиями заказчика
|
|
Учитывать при разработке изделий детской и образовательной робототехники результаты маркетинговых исследований
|
|
Пользоваться справочниками конструктора, технолога
|
|
Обеспечивать патентную чистоту разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Выполнять требования системы менеджмента качества
|
|
Использовать передовой российский и зарубежный опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
|
|
Использовать рекомендуемые справочные материалы и сортаменты по покупным изделиям
|
|
Использовать системы автоматизированного проектирования
|
|
Применять данные по результатам эксплуатационных испытаний изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Использовать базы данных при конструировании изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые знания
|
Национальные и отраслевые стандарты, технические регламенты
|
Основы эргономики и инженерной психологии
|
|
Распоряжения, приказы и решения, стандарты организации
|
|
Правила, требования и нормы единой системы конструкторской документации
|
|
Стандарты системы менеджмента качества
|
|
Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным изделиям и покупным изделиям
|
|
Физические и механические характеристики конструкционных материалов
|
|
Основы взаимозаменяемости деталей и узлов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Прочностные свойства материалов
|
|
Перечни нормализованных элементов узлов и деталей
|
|
Типовые конструкции и конструктивные решения изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Принципы работы проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Условия эксплуатации проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Методики расчета на прочность
|
|
Особенности проектирования конструкций из композиционных материалов
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формализация и алгоритмизация задач автоматизации управления изделиями детской и образовательной робототехники
|
Написание программного кода для изделий детской и образовательной робототехники с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными
|
|
Проверка и отладка программного кода для изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения для изделия детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Использовать методы и приемы алгоритмизации задач управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники
|
Использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов
|
|
Применять стандартные алгоритмы управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники
|
|
Применять выбранные языки программирования для написания программного кода для изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Использовать выбранную среду программирования для разработки программного кода изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры
|
|
Применять нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
|
|
Применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ
|
|
Выявлять ошибки в программном коде
|
|
Применять методы и приемы отладки программного кода
|
|
Интерпретировать сообщения об ошибках, предупреждения, записи технологических журналов
|
|
Применять современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода
|
|
Применять программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем
|
|
Проверять работоспособность программного обеспечения, загруженного в макеты, и опытные образцы образовательных робототехнических систем и изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Применять методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения в изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Анализировать значения полученных характеристик программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Документировать результаты проверки работоспособности программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые знания
|
Методы и приемы формализации и алгоритмизации задач управления робототехническими системами
|
Нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов
|
|
Алгоритмы решения типовых задач управления, области и способы их применения
|
|
Методология разработки программного обеспечения микропроцессорных систем
|
|
Архитектура и интерфейс микропроцессоров и микропроцессорных комплектов, микроконтроллеров, одноплатных компьютеров
|
|
Интерфейс навигационных модулей и беспроводных персональных сетей для микропроцессорных систем
|
|
Интерфейс сенсорных устройств и датчиков изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Синтаксис и стандартные библиотеки языка ассемблер и кросс-программных средств проектирования программного обеспечения микропроцессорных систем
|
|
Среды визуального программирования изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ
|
|
Методы повышения читаемости программного кода
|
|
Системы кодировки символов, форматы хранения исходных текстов программ
|
|
Нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
|
|
Методы и приемы отладки программного кода
|
|
Типы и форматы сообщений об ошибках, предупреждений
|
|
Современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода
|
|
Программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем, внутрисхемные эмуляторы
|
|
Методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок документирования результатов проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
Код
|
B/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Конструкторское сопровождение изготовления опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка документации по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Внесение корректировки в конструкторскую документацию изделий детской и образовательной робототехники по результатам испытаний
|
|
Разработка предложений по ликвидации технических отклонений от требований конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Производить анализ требований по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям
|
Осуществлять сборку и наладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники по эскизам и принципиальным схемам
|
|
Контролировать технологию изготовления и сборки деталей и узлов опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Применять методики проведения измерений при экспериментальных работах
|
|
Анализировать технологические процессы и разрабатывать предложения по выбору технологий для опытного производства изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Обеспечивать соответствие трехмерных моделей изделий детской и образовательной робототехники требованиям технологичности изготовления и сборки деталей и узлов
|
|
Производить настройку и отладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники с использованием соответствующей контрольно-измерительной аппаратуры
|
|
Подготавливать программы и методики испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Реализовывать программы испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Анализировать результаты испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разрабатывать мероприятия по устранению замечаний по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Корректировать конструкторскую документацию и формировать отчеты по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления в опытном производстве на технические характеристики деталей
|
|
Составлять заявки на покупные изделия и материалы
|
|
Работать со специалистами смежных структур
|
|
Диагностировать измерительные и управляющие системы и комплексы
|
|
Работать с современными средствами измерения и контроля
|
|
Необходимые знания
|
Основные положения технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
|
Технология опытного производства и характеристики технологического оборудования
|
|
Методика проведения измерений в опытном производстве
|
|
Методы сборки опытных образцов систем по принципиальным схемам
|
|
Основы методики проведения измерений при экспериментальных работах
|
|
Технические характеристики оборудования, используемого для испытаний
|
|
Программы и методики проведения испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям
|
|
Перечни нормализованных элементов узлов и деталей
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Ведущий инженер
Главный инженер
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - специалитет, магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
В области проектирования робототехники не менее двух лет
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2141
|
Инженеры в промышленности и на производстве
|
2144
|
Инженеры-механики
|
|
2152
|
Инженеры-электроники
|
|
ЕКС
|
-
|
Ведущий инженер
|
-
|
Начальник отдела патентной и изобретательной работы
|
|
ОКПДТР
|
22587
|
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
|
22827
|
Инженер-проектировщик
|
|
22864
|
Инженер-электроник
|
|
42871
|
Инженер электротехнической лаборатории
|
|
ОКСО
|
150300
|
Прикладная механика
|
151001
|
Технология машиностроения
|
|
220200
|
Автоматизация и управление
|
|
220400
|
Мехатроника и робототехника
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
|
Код
|
C/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Изучение и применение опыта ведущих отечественных и зарубежных организаций по достижению технического уровня в сфере проектирования детской и образовательной робототехники
|
Определение по требуемым заказчиком функциям изделий детской и образовательной робототехники его основных конструктивных решений и параметров изделия в целом
|
|
Определение совместно с заказчиком технологических характеристик изделий детской и образовательной робототехники, области и условий применения
|
|
Обеспечение соблюдения требований международных и национальных стандартов, технических условий, используемых при создании изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка нормативной документации проекта на изделия детской и образовательной робототехники
|
|
Обеспечение учета возрастных и физиологических особенностей при создании изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники с внешними структурами (заказчиками, техническими службами и органами надзора)
|
|
Определение и обеспечение соблюдения требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Формулировать задание на выполнение проектных работ для изготовления изделий детской и образовательной робототехники
|
Осуществлять коммуникации с представителями внешних структур по вопросам, связанным с техническим заданием на изделия детской и образовательной робототехники
|
|
Анализировать правовую документацию в сфере разработки детской продукции
|
|
Формулировать задачи по соблюдению требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Определять и анализировать основные возрастные и физиологические особенности пользователей изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Читать и анализировать специальную литературу на английском языке
|
|
Корректировать техническое задание на проектирование изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с изменениями технологического режима
|
|
Необходимые знания
|
Трудовое законодательство Российской Федерации
|
Требования охраны труда
|
|
Стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Критерии проверки полноты и достоверности информации по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Область и условия применения изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Профессиональная терминология на английском языке
|
|
Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
|
|
Принципы конструирования изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Основные методики расчета узлов и деталей изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Технические регламенты и стандарты
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники
|
Код
|
C/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение проектной стоимости работ при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники
|
Выбор оптимальных решений разработки изделий детской и образовательной робототехники на основании проектной стоимости работ
|
|
Расчет рисков при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка мер, направленных на повышение качества проектных работ, сокращение расхода материальных ресурсов, снижение стоимости их эксплуатации за счет улучшения качества проектных решений, при проектировании детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять сбор информации о разработанных проектах и их аналогах в сфере детской и образовательной робототехники для определения стоимости и повышения качества
|
Анализировать и структурировать параметры проектов в сфере детской и образовательной робототехники, влияющие на их стоимость и качество
|
|
Устанавливать технические и правовые параметры, влияющие на стоимость изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Определять методы и подходы для установления стоимости проектов в сфере детской и образовательной робототехники
|
|
Определять риски, возникающие при разработке изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые знания
|
Законодательные и нормативные правовые акты, определяющие направления развития соответствующей отрасли детской индустрии
|
Методы финансирования разработок в сфере индустрии детских товаров
|
|
Система оплаты труда и формы материального стимулирования
|
|
Порядок заключения и исполнения договоров и контрактов
|
|
Основы экономики, организация труда, производства и управления
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации
|
|
Требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.3. Трудовая функция
Наименование
|
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники
|
Код
|
C/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение задач и видов патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
|
Разработка задания на проведение патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Проведение комплекса мероприятий по сертификации изделий для детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка мер по защите интеллектуальной собственности правообладателей в сфере детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать состояние и тенденции развития рынка детской и образовательной робототехники, сопоставлять результаты исследований и проектных решений с результатами аналогичных работ в отечественной и зарубежной практике
|
Производить поиск и систематизацию научно-технической информации в сфере разработки детской и образовательной робототехники
|
|
Читать специальную литературу на английском языке
|
|
Готовить документы для патентования и лицензирования научных и технических достижений, регистрации изобретений и рационализаторских предложений
|
|
Применять данные результатов эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации на изделия детской и образовательной робототехники
|
|
Подготавливать материалы для получения сертификатов на изделия детской и образовательной робототехники
|
|
Использовать базы сертификационной документации
|
|
Осуществлять взаимодействие с российскими, зарубежными организациями и государственными сертификационными органами
|
|
Обеспечивать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности
|
|
Необходимые знания
|
Порядок разработки и оформления технической документации
|
Порядок и методы проведения патентных исследований, основы патентоведения
|
|
Нормативные и методические документы организации, касающиеся объектов и предметов профессиональной деятельности
|
|
Методы анализа технического уровня объектов техники и технологии
|
|
Стандарты, технические условия, инструкции по эксплуатации оборудования
|
|
Методика проведения испытаний для получения сертификата
|
|
Базы сертификационной документации
|
|
Результаты эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации
|
|
Профессиональная терминология на английском языке
|
|
Методы и средства защиты интеллектуальной собственности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники
|
Код
|
D
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Руководитель проекта
Главный инженер проекта
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - специалитет, магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
В области проектирования робототехники не менее трех лет
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1223
|
Руководитель подразделений по научным исследованиям и разработкам
|
ЕКС
|
-
|
Начальник исследовательской лаборатории
|
-
|
Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований
|
|
ОКПДТР
|
20760
|
Главный инженер проекта
|
ОКСО
|
150300
|
Прикладная механика
|
151001
|
Технология машиностроения
|
|
220200
|
Автоматизация и управление
|
|
220400
|
Мехатроника и робототехника
|
|
220600
|
Инноватика
|
3.4.1. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники
|
Код
|
D/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение основных тенденций и перспектив развития индустрии детской и образовательной робототехники
|
Управление жизненным циклом изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Организация проведения анализа маркетинговых исследований индустрии детских товаров с целью определения потребности в детской и образовательной робототехнике
|
|
Организация проведения исследований дидактических задач для создания изделий детской и образовательной робототехники, ориентированных на современные запросы образовательной среды и потребителей
|
|
Контроль соответствия разработанного проектного решения требованиям, предъявляемым к изделию детской индустрии: обеспечение медицинской и экологической безопасности, эстетичности и культуросообразности, направленности изделия на удовлетворение психоэмоциональных потребностей и развитие способностей, умений и креативности пользователей детской и образовательной робототехники
|
|
Контроль соответствия разработанного проектного решения физиологии и психологии детей и подростков - основных пользователей детской и образовательной робототехники
|
|
Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с государственной политикой в области индустрии детских товаров, а также с мировыми тенденциями развития детской и образовательной робототехники
|
|
Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с функциональными и эксплуатационными требованиями заказчиков изделий детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать научно-техническую информацию и документацию по производству детской и образовательной робототехники
|
Обобщать отечественный и зарубежный опыт в области разработки детской и образовательной робототехники
|
|
Производить анализ проектных решений при разработке аналогичных российских и зарубежных проектов
|
|
Составлять аналитические обзоры и научно-технические отчеты по результатам проведенных исследований в области разработки детской и образовательной робототехники
|
|
Анализировать результаты маркетинговых исследований в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники, изменять проектные решения в соответствии с данными результатами
|
|
Внедрять в практику работы проектной команды результаты исследований и инновационных разработок в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники
|
|
Читать и анализировать специальную литературу по производству детской и образовательной робототехники на английском языке
|
|
Учитывать физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста при разработке проекта в сфере детской и образовательной робототехники
|
|
Необходимые знания
|
Основные положения стратегии развития индустрии детских товаров и нормативных документов, разрабатываемых на государственном и федеральном уровне
|
Современные требования рынка потребителей детской и образовательной робототехники
|
|
Основные маркетинговые инструменты
|
|
Основы дидактики, физиологии и психологии
|
|
Основные понятия и определения, используемые в современной педагогике
|
|
Основные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности детских товаров
|
|
Технические регламенты в сфере индустрии детских товаров
|
|
Политика и цели организации в области качества
|
|
Базовые принципы бережливого производства
|
|
Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
|
|
Этапы жизненного цикла изделия
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.4.2. Трудовая функция
Наименование
|
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
Код
|
D/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Создание стратегического плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
Создание оперативного плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Распределение обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка мотивационной модели и показателей эффективности работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка и реализация предложений по вопросу профессионального становления и развития специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Организация обучения/переобучения специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники при внедрении инновационных технологических решений
|
|
Осуществление контроля деятельности специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Корректировка распределения обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Анализ и оценка конечных результатов проекта по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Разработка программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач
|
|
Необходимые умения
|
Организовывать и мотивировать деятельность подчиненных, контролировать их деятельность, принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий
|
Осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
|
|
Определять ключевые цели и задачи деятельности проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) в соответствии с техническим заданием, финансовым положением и конкурентоспособностью
|
|
Разрабатывать процедуры и методы контроля работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Реализовывать программы организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям
|
|
Внедрять инновации, перестраивая поведение и методы работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
|
|
Оценивать готовность специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники к внедрению изменений и поддержке инициативы коллег по улучшению качества и повышению эффективности работы
|
|
Оценивать результаты внедрения программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники, корректировать стратегию инноваций
|
|
Необходимые знания
|
Особенности осуществления проектной деятельности при привлечении специалистов из различных отраслей экономики
|
Особенности менеджмента в области проектирования детской и образовательной робототехники
|
|
Принципы разработки процедуры и методов контроля в условиях профессиональной среды
|
|
Современные концепции организации операционной деятельности проектной команды
|
|
Особенности управления инновациями, возможные препятствия при введении новых подходов
|
|
Происходящие изменения и новые разработки в области проектирования детской и образовательной робототехники в Российской Федерации и на международном уровне
|
|
Основные принципы современной системы управления качеством
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва
|
|
Исполнительный директор
|
Шошин Евгений Валентинович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва
|
2
|
ООО "Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций" (Профаккредагентство), город Москва
|
3
|
ООО "НПО "ЭЛТЭК Иркутск", город Иркутск
|
4
|
ООО "ОСТ", город Новочеркасск, Ростовская область
|
5
|
ООО "Ринел", город Ростов-на-Дону
|
6
|
ООО "Русучприбор", город Москва
|
7
|
ООО "СПКБ", город Санкт-Петербург
|
8
|
ООО "ФЕСТО-РФ", город Москва
|
9
|
ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области