Приказ Минтруда России от 06.05.2024 N 255н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2024 N 78860)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 6 мая 2024 г. N 255н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ
МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ И КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пунктом 2 Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2022 г. N 1830, и подпунктом 5.2.16(1) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации согласно приложению.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2029 г.

Министр
А.О.КОТЯКОВ

Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 6 мая 2024 г. N 255н

ОСОБЕННОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ
МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ И КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее соответственно - воздушные суда, члены экипажа) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика) <1> с учетом настоящих Особенностей.

--------------------------------

<1> Утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. N 817н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2023 г., регистрационный N 76179). Срок действия до 1 сентября 2030 г.

2. Настоящие Особенности применяются по истечении срока действия действующих по состоянию на дату вступления в силу Особенностей результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей воздушных судов, проведенных в соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон), за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона.

3. Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей, перед началом работ должны пройти вводный инструктаж по охране труда в объеме общих правил поведения, а также досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном статьей 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

4. Деятельность предусмотренных пунктом 3 настоящих Особенностей лиц осуществляется под контролем представителя работодателя с соблюдением требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Правила) <2>.

--------------------------------

<2> Утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356) от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663), от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147), от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712), от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652), от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416), от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784), от 29 мая 2023 г. N 195 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73717). Срок действия до 1 сентября 2029 г.

5. Рабочие места членов экипажей в воздушных судах одного типа, в том числе различных моделей и модификаций признаются аналогичными рабочими местами, если удовлетворяют требованиям к аналогичным рабочим местам, установленным частью 6 статьи 9 Федерального закона. Воздушные суда, в которых расположены аналогичные рабочие места, признаются аналогичными воздушными судами по решению комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя (далее - комиссия), формируемой и осуществляющей свою деятельность в соответствии с частями 1 - 5 статьи 9 Федерального закона. Принятие решения комиссией осуществляется в соответствии с пунктом 11 Методики.

Воздушные суда признаются аналогичными воздушными судами на основе изучения и соотнесения сведений из сертификатов летной годности указанных воздушных судов, выданных после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 г., дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 г., а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ <3>.

--------------------------------

<3> Часть 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Воздушные суда признаются аналогичными, если расположенные на них соответствующие рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации удовлетворяют требованиям к аналогичным рабочим местам, указанным в части 6 статьи 9 Федерального закона, а также установлено соответствие сведений, содержащихся в сертификатах летной годности воздушного судна.

Воздушные суда не признаются аналогичными в случае выявления хотя бы одного несоответствия расположенных на них соответствующих рабочих мест членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации признакам аналогичности, установленным частью 6 статьи 9 Федерального закона, а также хотя бы одного несоответствия сведений в перечисленных в предыдущем абзаце документах на воздушное судно.

6. При проведении специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями в отношении имеющихся у них аналогичных воздушных судов независимо от их общего количества у данных работодателей исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов проводятся на аналогичных по типам воздушных судах одного из участвующих в совместном проведении исследований (испытаний) и измерений работодателей, у которого по результатам анализа летной документации установлены одинаково максимальные значения высоты и продолжительности полета на соответствующем типе воздушного судна.

Количество типов аналогичных воздушных судов, на которых проводятся данные исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, перечень подлежащих указанным исследованиям вредных и (или) опасных производственных факторов определяется комиссией данного работодателя с учетом требований пунктов 7 - 14 настоящих Особенностей.

Результаты указанных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов применяются в отношении всех имеющихся типов аналогичных воздушных судов у работодателей, участвовавших в совместном проведении исследований (испытаний) и измерений.

Оценка условий труда (или установление класса условий труда) на рабочих местах производится у каждого работодателя, участвовавшего в совместном проведении исследований (испытаний) и измерений, экспертом организации, проводящей у данного работодателя специальную оценку условий труда, согласно части 8 статьи 12 Федерального закона.

7. Обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей подлежат предусмотренные Методикой вредные и (или) опасные производственные факторы, идентифицированные (установленные) экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

8. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов проводятся во время контрольного полета (облета), осуществляемого в соответствии с требованиями пунктов 3.126 и 3.128 Правил.

В случае проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов летных экипажей во время контрольного полета (облета) в программу контрольного полета в обязательном порядке должны быть включены сведения о таких исследованиях (испытаниях) и измерениях, об участвующих в их проведении экспертах организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также планируемых к применению средствах измерений в соответствии с требованиями пункта 3.128 Правил.

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов летных экипажей при выполнении контрольного полета (облета) проводятся до и после запуска двигателей воздушного судна для получения исходных значений показателей для определенных в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей вредных и (или) опасных производственных факторов и далее на всех этапах полета (взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, посадка) в эксплуатационном режиме, определенном руководствами по летной и технической эксплуатации конкретного типа воздушного судна, а также во время предполетных и послеполетных работ.

9. Исследования (испытания) и измерения параметров тяжести и напряженности трудового процесса, идентифицированных на рабочих местах членов кабинных экипажей воздушных судов, допускается проводить во время коммерческих перевозок пассажиров с учетом требований пункта 5.16.1 Правил. Остальные идентифицированные на указанных рабочих местах вредные производственные факторы исследуются во время контрольного полета (облета) с учетом соответствия состава и уровня воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации во время полета идентифицированным в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей вредным производственным факторам.

10. Проведение исследований (испытаний) и измерений параметров тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов в условиях моделирования полета соответствующего типа воздушного судна на тренажерных устройствах имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, требования к которым установлены Федеральными авиационными правилами "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов" <4> осуществляется при принятии комиссией решения о возможности проведения таких исследований в порядке, установленном пунктом 11 Методики.

--------------------------------

<4> Утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 июля 2019 г. N 229 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2020 г., регистрационный N 57626).

11. Продолжительность, высота полета и другие условия полета воздушного судна, в ходе которого проводятся исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов летных экипажей, условия моделирования такого полета на тренажерных устройствах имитации полета определяются комиссией.

12. В случае проведения специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями в соответствии с пунктом 6 настоящих Особенностей в отношении имеющихся у них аналогичных воздушных судов при наличии результатов специальной оценки условий труда у одного из таких работодателей в отношении имеющихся у него аналогичных воздушных судов, использование результатов исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на рабочих местах членов экипажей аналогичных воздушных судов данного работодателя не более чем за пять лет до дня проведения специальной оценки условий труда, в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений для всех аналогичных воздушных судов у всех участвующих в совместном проведении специальной оценки условий труда работодателей осуществляется при принятии комиссией по представлению эксперта проводящей специальную оценку условий труда организации решения о возможности использования этих результатов в порядке, установленном пунктом 11 Методики.

13. Комиссия вправе принять решение по использованию в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей воздушных судов результаты производственного контроля условий труда в порядке, установленном частью 7 статьи 12 Федерального закона.

14. Использование в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений отдельных установленных в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей вредных и (или) опасных факторов производственной среды на рабочих местах членов экипажей воздушных судов результатов сертификационных испытаний воздушных судов, при которых определяются эксплуатационно-технические характеристики воздушного судна при допуске его к эксплуатации, проведенных не более, чем за пять лет до дня проведения специальной оценки условий труда, осуществляется при принятии комиссией в порядке, установленном пунктом 11 Методики, по представлению эксперта проводящей специальную оценку условий труда организации решения о возможности использования указанных результатов сертификационных испытаний воздушных судов при условии соответствия отдельным установленным в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей вредным и (или) опасным факторам производственной среды.

15. Отнесение условий труда на рабочих местах членов экипажей к классу (подклассу) условий труда при воздействии выявленных в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется в соответствии с Методикой, используемые при этом оптимальные и допустимые значения выявленных в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей вредных и (или) опасных производственных факторов должны соответствовать применяемым Методикой гигиеническим нормативам <5>.

--------------------------------

<5> СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 24 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72558). Срок действия до 1 марта 2027 г.

16. При наличии в течение рабочего дня (смены) одной и более полетных смен с обслуживанием пассажиров в полете класс (подкласс) условий труда на рабочих местах бортпроводников в полете по тяжести трудового процесса устанавливается в соответствии с требованиями пунктов 83 - 95 Методики, но не ниже 3.1 при условии отсутствия вредных условий труда по иным идентифицированным в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей вредным производственным факторам.

17. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочих местах устанавливается в соответствии с пунктом 105 Методики.

18. В дополнение к сведениям, указываемым в отчете о проведении специальной оценки условий труда, оформляемом по установленной форме <6>, в разделе "Используемые материалы и сырье" строки 022 раздела III данного отчета указывается тип применяемого топлива и смазочных масел (в случае идентификации на рабочем месте химического фактора), а в разделе "Используемое производственное оборудование" данной строки приводятся следующие данные:

--------------------------------

<6> Утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. N 817н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2023 г., регистрационный N 76179). Срок действия до 1 сентября 2030 г.

а) наименование и бортовой (заводской) номер воздушного судна;

б) наименование и номера двигателей и вспомогательной силовой установки воздушного судна;

в) наработка планера и двигателей воздушного судна на момент начала проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей, дата последнего капитального ремонта;

г) тип применяемой авиагарнитуры, год ее выпуска.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области