МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 августа 2014 г. N 538н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"РЕДАКТОР СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Редактор средств массовой информации".
Министр
М.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 4 августа 2014 г. N 538н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РЕДАКТОР СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
┌────────────────┐ │ 122 │ └────────────────┘ Регистрационный номер
I. Общие сведения
Редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ)
|
11.006
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Удовлетворение потребностей населения в актуальной информации различной тематики
|
Группа занятий:
1229
|
Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
|
2451
|
Журналисты и литературные работники
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
22.12
|
Издание газет
|
22.13
|
Издание журналов и периодических публикаций
|
92.2
|
Деятельность в области радиовещания и телевидения
|
92.4
|
Деятельность информационных агентств
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Работа над содержанием публикаций СМИ
|
6
|
Выбор темы публикации (разработка сценариев)
|
A/01.6
|
6
|
Подготовка к публикации собственных материалов (работа в эфире)
|
A/02.6
|
6
|
|||
Отбор авторских материалов для публикации
|
A/03.6
|
6
|
|||
Редактирование материалов
|
A/04.6
|
6
|
|||
B
|
Организация работы подразделения СМИ
|
7
|
Разработка концепции авторских проектов
|
B/01.7
|
7
|
Планирование и координация деятельности подразделения
|
B/02.7
|
7
|
|||
Анализ результатов деятельности подразделения
|
B/03.7
|
7
|
|||
Установление и поддержание контактов с внешней средой
|
B/04.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Работа над содержанием публикаций СМИ
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Редактор
|
Литературный редактор
|
|
Ведущий редактор
|
|
Редактор отдела
|
|
Редактор новостей
|
|
Заместитель главного редактора
|
|
Шеф-редактор
|
|
Старший редактор
|
|
Ответственный редактор
|
|
Редактор-консультант
|
|
Редактор-стилист
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат в области СМИ
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее шести месяцев в должности корреспондента
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2451
|
Журналисты и литературные работники
|
ЕКС <3>
|
-
|
Редактор
|
ОКСО <4>
|
030901
|
Издательское дело и редактирование
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Выбор темы публикации (разработка сценариев)
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Поиск и оценка информационных поводов
|
Определение круга проблем, которые необходимо осветить в свежем выпуске газеты (журнала, передачи), расстановка смысловых акцентов
|
|
Формулирование заданий корреспондентам по самостоятельному выбору тем и поиску информации для публикаций, а также по подготовке материалов в соответствии с заранее разработанной темой
|
|
Рекомендации по составлению сценариев сюжетов, разрабатываемых тележурналистами, редактирование сценариев
|
|
Необходимые умения
|
Выявлять актуальные события в жизни общества и новые точки зрения на эти события
|
Определять приоритетные для публикаций темы
|
|
Объяснять корреспондентам задачи подготовки того или иного материала
|
|
Составлять сценарии
|
|
Необходимые знания
|
Основные источники необходимой информации
|
Принципы работы с источниками информации и методы ее сбора (интервью, наблюдения, работа с документами, использование интернет-ресурсов)
|
|
История России, основы международной политики
|
|
Специализированные знания в предметной области СМИ
|
|
Иностранные языки, необходимые для осуществления трудовых (должностных) обязанностей
|
|
Профессиональная журналистская этика
|
|
Правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Подготовка к публикации собственных материалов/работа в эфире
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Оценка целесообразности и принятие решений о включении собственных материалов в выпуск (для шеф-редакторов)
|
Сбор необходимой информации для подготовки материала
|
|
Анализ содержания полученной информации, целесообразности и способов ее внедрения в проект
|
|
Создание материалов (написание статей, сценариев, ведение колонки)
|
|
Работа в теле- или радиоэфире (в том числе ведение собственной программы)
|
|
Необходимые умения
|
Владеть стилистикой различных журналистских жанров: писать статьи, заметки, рецензии
|
Уверенно выступать перед публикой в теле- или радиоэфире, владеть навыками грамотной устной речи (для редакторов теле- и радиокомпаний)
|
|
Поддерживать беседы на актуальные темы
|
|
Корректно вести полемику, аргументировать свою точку зрения
|
|
Необходимые знания
|
Задачи и методы, технология и техника создания журналистских публикаций, их содержательная и структурно-композиционная специфика
|
Основные жанры журналистики, их стилистические особенности
|
|
Принципы работы с источниками информации и методы ее сбора (интервью, наблюдения, работа с документами)
|
|
Профессиональная журналистская этика
|
|
Правила и нормы современного русского литературного языка
|
|
Специализированные знания в предметной области СМИ
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Отбор авторских материалов для публикации
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
Трудовые действия
|
Ознакомление с материалами, предоставляемыми в СМИ авторами (корреспондентами)
|
Оценка степени компетентности авторов, качества предоставленных материалов, их соответствия требованиям и формату данного СМИ, целесообразности их публикации
|
|
Проверка актуальности и достоверности информации, предоставленной авторами
|
|
Анализ содержания полученных материалов, целесообразности и способов их использования в проекте
|
|
Принятие решений о публикации, отклонении материалов или о возможности их размещения в последующих выпусках СМИ (для шеф-редакторов)
|
|
Необходимые умения
|
Оценивать качество предоставленных материалов, принимать оперативные решения по поводу возможности их публикации
|
Выявлять сильные и слабые стороны предоставленных авторами материалов, характер информации, которой их нужно дополнить; корректировать недочеты
|
|
Необходимые знания
|
Информационная политика СМИ
|
Задачи и методы, технология и техника создания журналистских публикаций, их содержательная и структурно-композиционная специфика
|
|
Правила современного русского литературного языка
|
|
Законодательство Российской Федерации об авторском праве
|
|
Этика делового общения
|
|
Профессиональная журналистская этика
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Редактирование материалов
|
Код
|
A/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Анализ структуры и содержания материалов, ошибок и недочетов, которые необходимо исправить
|
Проверка фактических данных
|
|
Выбор методов редактирования материалов для наиболее полного раскрытия авторского замысла
|
|
Приведение материала в соответствие с требованиями СМИ
|
|
Работа над контекстом, орфографией и стилем текста
|
|
Принятие решений о добавлении в материал дополнительной информации (текста, иллюстраций)
|
|
Работа с фото-, видео-, аудиоинформацией
|
|
Реализация комплекса мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей с целью продвижения сайта
|
|
Согласование рекомендуемых поправок с авторами, работающими по авторскому договору
|
|
Необходимые умения
|
Сочетать различные форматы материалов в составе одного и того же СМИ
|
Определять сильные и слабые стороны предоставленных авторами материалов, характер дополнительной информации
|
|
Разъяснять автору его ошибки
|
|
Формулировать предложения автору об исправлении и дополнении материала
|
|
Определять ключевые слова текста, необходимые для проведения поисковой оптимизации; употреблять их в составе заголовков
|
|
Пользоваться наиболее распространенными программами обработки цифровых данных (графики, аудио- и видеофайлов)
|
|
Необходимые знания
|
Информационная политика СМИ
|
Техника редакторского анализа текста
|
|
Правила и нормы современного русского литературного языка
|
|
Задачи и методы, технология и техника создания журналистских публикаций, их содержательная и структурно-композиционная специфика
|
|
Методы и приемы редактирования журналистских текстов
|
|
Методы и технологии подготовки медиапродукта в разных форматах (текст, аудио, видео, фото, графика)
|
|
Методы применения цифровых технологий в печати, на телевидении, в радиовещании, в интернет-СМИ
|
|
Законодательство Российской Федерации об авторском праве
|
|
Профессиональная журналистская этика
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация работы подразделения СМИ
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Ведущий редактор
Руководитель подразделения
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - специалитет, магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее трех лет в должности редактора или корреспондента
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1229
|
Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
|
2451
|
Журналисты и литературные работники
|
|
ЕКС
|
-
|
Руководитель подразделения
|
-
|
Редактор
|
|
ОКСО
|
030901
|
Издательское дело и редактирование
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка концепции авторских проектов
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Анализ проекта, предлагаемого автором; выявление слабых и сильных сторон, соответствия проекта информационной политике СМИ
|
Принятие решения о включении проекта или его отклонении после согласования с главным редактором
|
|
Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
|
|
Детализация авторской концепции, разработка поправок и рекомендаций к ней
|
|
Необходимые умения
|
Оценивать временные и финансовые затраты на реализацию авторской идеи, возможные риски
|
Оценивать авторские идеи с точки зрения соответствия формату, целевой аудитории и политике СМИ
|
|
Необходимые знания
|
Цели и задачи предлагаемого медиапроекта
|
Целевая аудитория, для которой этот проект предназначен, ее социальные и психологические характеристики
|
|
Опыт отечественных и зарубежных СМИ аналогичного формата и тематики
|
|
Принципы разработки концепции медиапроекта (в том числе моделирования и дизайна), методы ее анализа и коррекции
|
|
Основы законодательства Российской Федерации об авторском праве
|
|
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Планирование и координация деятельности подразделения
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение совещаний
|
Планирование деятельности подразделения согласно установленным графикам работы организации на определенный период
|
|
Координация действий работников
|
|
Принятие оперативных решений при угрозе нарушения плана
|
|
Необходимые умения
|
Прогнозировать результаты действий и оценивать возможные риски
|
Выбирать оптимальный вариант при сравнении нескольких вариантов действий
|
|
Координировать действия подразделения с работой организации в целом
|
|
Владеть методами эффективного управления персоналом
|
|
Необходимые знания
|
Структура и задачи редакции
|
Основы менеджмента в СМИ
|
|
Базовые принципы формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса)
|
|
Технология редакционно-издательского процесса
|
|
Этика делового общения
|
|
Основы организации труда и управления
|
|
Трудовое законодательство Российской Федерации (основные положения)
|
|
Локальные нормативные акты организации
|
|
Нормативные акты в сфере редакционно-издательской деятельности
|
|
Правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Анализ результатов деятельности подразделения
|
Код
|
B/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение совещаний по вопросам оптимизации деятельности подразделения
|
Подготовка предложений главному редактору (руководителю) по реализации кадровой политики в подразделении
|
|
Уведомление руководителя о необходимости применения дисциплинарных взысканий в отношении конкретных сотрудников, нарушающих устав организации и другие внутренние нормативные акты
|
|
Анализ эффективности работы отдела; выявление ошибок, развитие конструктивных идей
|
|
Необходимые умения
|
Выявлять причины, приводящие к успехам или неудачам
|
Учитывать мнения и предложения работников для разработки идей
|
|
Владеть методами эффективного управления персоналом
|
|
Необходимые знания
|
Структура и задачи редакции
|
Основы менеджмента в СМИ
|
|
Базовые принципы формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса)
|
|
Локальные нормативные акты организации
|
|
Этика делового общения
|
|
Основы организации труда и управления
|
|
Технологии и методики проведения анализа и оценки качества выполненной работы
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Установление и поддержание контактов с внешней средой
|
Код
|
B/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация обратной связи с аудиторией (прием редакционной почты, ответы на письма, звонки, комментарии на сайте СМИ и страницах в социальных сетях)
|
Использование результатов обработки данных, полученных от аудитории, в целях развития проекта (СМИ)
|
|
Подготовка договоров с внештатными сотрудниками и авторами
|
|
Необходимые умения
|
Применять в работе информацию, полученную от аудитории
|
Составлять договоры
|
|
Необходимые знания
|
Роль аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, основные характеристики аудитории современных российских СМИ, основные методы изучения аудитории
|
Правила и нормы современного русского литературного языка
|
|
Порядок заключения договоров, в том числе авторских, правила составления юридической документации
|
|
Профессиональная журналистская этика
|
|
Этика делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС), город Москва
|
|
Проректор
|
Сафонов Александр Львович
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области