МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 ноября 2020 г. N 519
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
"ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.
ФОРМА И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СЕРТИФИКАТА ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА. ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ
ДЕЙСТВИЯ И АННУЛИРОВАНИЯ СЕРТИФИКАТА ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА"
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8, статьей 10, пунктом 2 статьи 35 и пунктом 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2020, N 24, ст. 3740), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2018, N 52, ст. 8275), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна".
2. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2021 г.
И.о. Министра
А.В.НЕРАДЬКО
Утверждены
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 г. N 519
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.
ФОРМА И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СЕРТИФИКАТА ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА. ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ
ДЕЙСТВИЯ И АННУЛИРОВАНИЯ СЕРТИФИКАТА ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна" (далее - Правила) распространяются на гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее <1> (далее - ВС).
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации.
ВС допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности гражданского воздушного судна (далее - СЛГ), выданного на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 г. уполномоченным органом в области гражданской авиации <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2010, N 6, ст. 652) (далее - Положение).
2. Правила устанавливают требования к летной годности ВС, форму и порядок оформления СЛГ, порядок приостановления действия и аннулирования СЛГ экземпляра ВС.
3. Правила обязательны для юридических и физических лиц при допуске ВС к эксплуатации.
II. ОФОРМЛЕНИЕ СЛГ
4. Для оформления СЛГ юридическое или физическое лицо (или их уполномоченный представитель) (далее - заявитель) подает заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган (далее - уполномоченный орган в области гражданской авиации) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам).
5. Уполномоченный орган в области гражданской авиации в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки должен уведомить заявителя по электронным каналам связи о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии к рассмотрению заявки в случае выявления фактов неполноты или недостоверности содержащихся в заявке сведений, необходимых для оформления СЛГ.
6. В случае принятия заявки уполномоченным органом в области гражданской авиации к рассмотрению заявитель должен привлечь по своему выбору организацию, аккредитованную уполномоченным органом в области гражданской авиации, для участия в работе по оформлению СЛГ (далее - аккредитованная организация).
7. Заявитель должен предъявить аккредитованной организации ВС, документы, подтверждающие выполнение на данном ВС всех работ, предусмотренных действующей эксплуатационной документацией ВС, которая должна содержать изменения и дополнения, внесенные разработчиком ВС.
8. Аккредитованная организация в течение пяти рабочих дней со дня предъявления заявителем ВС и документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, должна оформить и передать заявителю заключение о соответствии требованиям к летной годности экземпляра ВС, установленным в приложении N 2 к настоящим Правилам (далее - заключение) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам). В случае несоответствия экземпляра ВС установленным требованиям к летной годности заявитель должен устранить выявленные недостатки и замечания и представить в аккредитованную организацию отчет об их устранении.
9. В случае отсутствия замечаний и недостатков, выявленных при проведении повторной оценки ВС, аккредитованная организация в течение пяти рабочих дней со дня представления вышеупомянутого отчета об устранении замечаний должна передать заявителю заключение.
10. Уполномоченный орган в области гражданской авиации принимает решение о выдаче заявителю СЛГ (приложение N 4 к настоящим Правилам) в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения аккредитованной организации.
11. СЛГ выдается на период срока службы (ресурса) ВС, установленного разработчиком ВС.
12. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, оформивший СЛГ, вносит информацию о его выдаче в федеральную государственную информационную систему "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" <3> (далее - ФГИС "РЭВС") и является ответственным за поддержание этой информации в актуальном состоянии.
--------------------------------
<3> Часть 21 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 200, N 32, ст. 3340; 2019, N 39, ст. 5374); подпункт 5.4.14 пункта 5 Положения.
13. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, оформивший СЛГ, ведет электронный архив документации, на основании которой было принято решение о выдаче СЛГ, приостановлении и (или) возобновлении его действия и аннулировании СЛГ.
III. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВС
14. Инспекционный контроль летной годности ВС организуется и проводится уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ <4>.
--------------------------------
<4> Подпункт 5.4.28 пункта 5 Положения.
15. Плановый инспекционный контроль летной годности ВС проводится один раз в год. При этом возможно совмещение проведения планового инспекционного контроля с плановыми проверками эксплуатанта ВС.
16. При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации и (или) поддержания летной годности ВС проводится внеочередной инспекционный контроль летной годности ВС.
17. При выявлении несоответствий требованиям, установленным в приложении N 2 к настоящим Правилам, эксплуатант (собственник) по своему выбору привлекает аккредитованную организацию для подготовки заключения в порядке, указанном в пунктах 7 - 9 настоящих Правил.
18. Результаты инспекционного контроля летной годности ВС являются основанием для принятия уполномоченным органом в области гражданской авиации решения о приостановлении или возобновлении (в случае приостановления) действия сертификата летной годности в пределах срока его действия.
19. По результатам инспекционного контроля летной годности ВС составляется акт инспекционного контроля летной годности ВС (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).
IV. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛГ
20. Действие СЛГ приостанавливается решением уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ:
по инициативе заявителя;
по результатам инспекционного контроля.
21. Основаниями приостановления действия СЛГ (за исключением случая, когда СЛГ приостанавливается по инициативе заявителя) является несоответствие ВС требованиям, предъявляемым к летной годности, а также несоблюдение требований эксплуатационной документации ВС.
22. Решение о приостановлении действия СЛГ оформляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, и выдается (направляется) заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении действия СЛГ любым способом, который позволяет достоверно установить дату вручения такого решения заявителю.
23. Эксплуатант (владелец) прекращает эксплуатацию ВС со дня получения решения о приостановлении действия СЛГ.
24. Информация о приостановлении действия СЛГ вносится уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, в ФГИС "РЭВС" в течение одного рабочего дня после дня выдачи заявителю решения о приостановлении действия СЛГ.
25. В случае если действие СЛГ было приостановлено по инициативе эксплуатанта (владельца), действие приостановленного СЛГ возобновляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о возобновлении действия СЛГ
26. Для возобновления действия СЛГ, приостановленного на основании результатов инспекционного контроля, эксплуатант (владелец) направляет в уполномоченный орган в области гражданской авиации, принявший решение о приостановлении СЛГ, заключение об устранении оснований для приостановления СЛГ по результатам инспекционного контроля.
27. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, принявший решение о приостановлении СЛГ, в течение трех рабочих дней со дня получения заключения, предусмотренного пунктом 26 настоящих Правил, оформляет решение о его возобновлении и направляет копию решения эксплуатанту (владельцу).
28. Решение о возобновлении действия СЛГ вносится в ФГИС "РЭВС" в день его оформления.
V. АННУЛИРОВАНИЕ СЛГ
29. СЛГ подлежит аннулированию решением уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ:
по инициативе заявителя;
в случае, если не были устранены основания приостановления действия СЛГ по результатам инспекционного контроля в срок до 90 суток после дня принятия уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, решения о приостановлении его действия в соответствии с главой IV настоящих Правил.
30. Решение об аннулировании СЛГ оформляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, и выдается (направляется) эксплуатанту (заявителю) в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об аннулировании СЛГ. Решение об аннулировании СЛГ выдается (направляется) любым способом, который позволяет достоверно установить дату вручения такого решения эксплуатанту (заявителю).
31. Аннулированный СЛГ не подлежит восстановлению, за исключением случаев признания решения об аннулировании незаконным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
32. Информация об аннулировании СЛГ вносится уполномоченным органом в области гражданской авиации во ФГИС "РЭВС" в течение одного рабочего дня с даты принятия решения об аннулировании СЛГ.
Приложение N 1
к Правилам
(рекомендуемый образец)
Руководителю уполномоченного органа в области гражданской авиации
|
ЗАЯВКА
НА ОФОРМЛЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
|
1.
|
Прошу оформить сертификат летной годности ВС:
|
|||||||||||||||||
1.1.
|
Тип (модель)
|
|||||||||||||||||
1.2.
|
Категория
|
|||||||||||||||||
1.3.
|
Серийный (заводской) номер
|
|||||||||||||||||
1.4.
|
Дата изготовления
|
|||||||||||||||||
1.5.
|
Наименование изготовителя
|
|||||||||||||||||
1.6.
|
Государство-изготовитель
|
|||||||||||||||||
1.7.
|
Сертификат типа: N
|
, дата выдачи
|
||||||||||||||||
1.8.
|
Регистрационный номер (если имеется): RA -
|
|||||||||||||||||
1.9.
|
Данные по комплектации соответствуют записям в формуляре N ____
|
|||||||||||||||||
2.
|
Срок действия ранее выданного сертификата: до "__" _________ 20__ г.
|
|||||||||||||||||
3.
|
Сведения о заявителе:
|
|||||||||||||||||
3.1.
|
Адрес
|
|||||||||||||||||
3.2.
|
Телефон
|
Факс (при наличии)
|
||||||||||||||||
3.3.
|
Адрес электронной почты (при наличии)
|
|||||||||||||||||
3.4.
|
Если эксплуатант ВС - физическое лицо:
|
|||||||||||||||||
Фамилия
|
, имя
|
,
|
||||||||||||||||
отчество (при наличии)
|
||||||||||||||||||
3.5.
|
Если эксплуатант ВС - юридическое лицо:
|
|||||||||||||||||
Полное наименование организации
|
||||||||||||||||||
Фамилия
|
, имя
|
,
|
||||||||||||||||
отчество (при наличии)
|
||||||||||||||||||
руководителя организации
|
||||||||||||||||||
Фамилия
|
, имя
|
,
|
||||||||||||||||
отчество (при наличии)
|
||||||||||||||||||
телефон _____________ сотрудника, ответственного за обеспечение взаимодействия
|
||||||||||||||||||
4.
|
Наименование (ФИО) и адрес владельца (собственника) ВС
|
|||||||||||||||||
5.
|
Место базирования ВС
|
|||||||||||||||||
6. Наименование и адрес организации по техническому обслуживанию и ремонту, в которой проводились техническое обслуживание и ремонт ВС
|
||||||||||||||||||
Приложение в двух экземплярах на _____ листах.
|
М.П. (при наличии) Заявитель
|
||
(подпись) (инициалы, фамилия)
|
Приложения к заявке:
|
1.
|
Сведения о ВС и условиях его эксплуатации:
|
||||||||
1.1.
|
Максимальная взлетная масса, кг
|
||||||||
1.2.
|
Наработка ВС с начала эксплуатации:
|
||||||||
в летных часах
|
, полетах
|
, годах
|
|||||||
1.3.
|
Остаток назначенного ресурса (срока службы) ВС:
|
||||||||
в летных часах
|
, полетах
|
, годах
|
|||||||
1.4.
|
Наработка ВС после последнего ремонта:
|
||||||||
в летных часах
|
, полетах
|
, годах
|
|||||||
1.5.
|
Остаток ресурса ВС до ремонта:
|
||||||||
в летных часах
|
, полетах
|
, годах
|
|||||||
1.6.
|
Ремонтное предприятие, выполнившее последний ремонт, и дата этого ремонта ___________________________________________________
|
||||||||
1.7.
|
Заявляемые условия навигации
|
Приложение N 2
к Правилам
ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНОГО СУДНА
1. В отношении ВС и его компонентов должны быть проведены работы, направленные на выявление компонентов ВС, не прошедших сертификацию или квалификацию <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 21.26 Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Минтранса России от 17 июня 2019 г. N 184 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55851).
2. На ВС и всех его компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией должен быть выполнен комплекс технического обслуживания в организациях по техническому обслуживанию авиационной техники.
3. На ВС и всех его компонентах должны быть выполнены разовые осмотры и проверки, назначенные уполномоченным органом в области гражданской авиации в рамках организации разработки мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов <2>.
--------------------------------
<2> Подпункт 5.4.6 пункта 5 Положения.
4. На ВС должны быть выполнены ремонтные работы в случаях повреждения ВС.
5. Летные характеристики ВС по данным средств объективного контроля должны соответствовать характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации ВС.
6. ВС должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией и обеспечено эксплуатационной документацией для полетов в заявленных условиях навигации.
7. Трафареты, надписи, идентификационная маркировка, нанесенные на ВС и его компоненты, должны соответствовать эксплуатационной документации ВС.
8. ВС должно быть укомплектовано согласно перечню оборудования, установленного на ВС.
9. На ВС не должно быть несертифицированных изменений (модификаций) конструкции (в том числе изменения компонентов и программного обеспечения).
10. На ВС, изготовленном за пределами Российской Федерации и ввозимом на территорию Российской Федерации, для которого запрашивается сертификат летной годности в Российской Федерации, должен быть в наличии экспортный сертификат летной годности, выданный государством регистрации (для ранее эксплуатировавшихся ВС) или государством-изготовителем (для ранее не эксплуатировавшихся ВС), или иной документ о летной годности ВС, предусмотренный двусторонним соглашением между Российской Федерацией и государством-экспортером ВС.
Приложение N 3
к Правилам
(рекомендуемый образец)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N ________
О СООТВЕТСТВИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
|
Комиссия в составе:
|
||
Председатель комиссии
|
||
Члены комиссии
|
в период с "__" ________ 20__ г. по "__" ________ 20__ г. провела
|
|||
оценку соответствия ВС
|
|||
(тип (модель), категория, серийный (заводской) номер)
|
|||
(дата изготовления, наименование изготовителя, государство-изготовитель, сертификат типа (аттестат), дата выдачи)
|
|||
(регистрационный номер RA -)
|
|||
требованиям к летной годности и установила следующее:
|
|||
(результаты оценки соответствия ВС)
|
|||
ВЫВОДЫ:
|
|||
Воздушное судно
|
|||
(тип (модель), категория, серийный номер, дата
|
|||
изготовления, наименование изготовителя, государство-изготовитель, сертификат типа (аттестат), дата выдачи)
|
|||
(регистрационный номер RA -)
|
|||
соответствует (не соответствует) требованиям к летной годности ВС.
|
Председатель комиссии
|
||
(подпись, фамилия, инициалы)
|
||
Члены комиссии:
|
||
(подпись, фамилия, инициалы)
|
Приложение N 4
к Правилам
(форма)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
|
||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
|
||
СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
|
||
N ___________
|
||
1. Национальные и регистрационные знаки
|
2. Изготовитель и обозначение воздушного судна изготовителем (тип воздушного судна)
|
3. Серийный номер воздушного судна
|
4. Категории и (или) применение
|
||
Воздушное судно допущено к полетам по ___________ категории ИКАО <1>
|
||
5. Настоящий сертификат летной годности выдан вышеупомянутому воздушному судну, которое считается годным к полетам при условии, что его техническое обслуживание и эксплуатация соответствуют вышеуказанному и установленным эксплуатационным ограничениям.
|
||
6. Срок действия сертификата до ____________________________________
|
||
Руководитель уполномоченного органа
|
(Подпись)
|
(ФИО)
|
М.П.
|
Дата выдачи сертификата
|
--------------------------------
<1> Приложение 6 "Эксплуатация воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44), https://store.icao.int/en/annex-6-operation-of-aircraft-part-i-international-commercial-air-transport-aeroplanes
Приложение N 5
к Правилам
(рекомендуемый образец)
АКТ
ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
|
"__" _________ 20__ г.
|
||
(место проведения инспекционного контроля)
|
Комиссия в составе:
|
|||||
Председатель
|
|||||
(должность, фамилия, инициалы)
|
|||||
Члены комиссии:
|
|||||
(должность, фамилия, инициалы)
|
|||||
провела инспекционный контроль летной годности гражданского воздушного судна в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна".
|
|||||
1. Данные о гражданском воздушном судне:
|
|||||
тип воздушного судна
|
|||||
бортовой номер RA-
|
|||||
заводской (серийный) номер
|
|||||
2. Заключение комиссии по итогам инспекционного контроля летной годности гражданского воздушного судна
|
|||||
Дата следующего планового инспекционного контроля - "__" ________ 20__ г.
|
Председатель комиссии
|
||
(подпись, фамилия, инициалы)
|
||
Члены комиссии:
|
||
(подпись, фамилия, инициалы)
|
||
"__" ________ 20__ г.
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области