МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 апреля 2024 г. N 148
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ДВИЖЕНИЯ И СТОЯНКИ СУДОВ В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ БАССЕЙНЕ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 и подпунктом 5.2.11(9) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила движения и стоянки судов в Беломорско-Онежском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Утверждены
приказом Минтранса России
от 27 апреля 2024 г. N 148
ПРАВИЛА
ДВИЖЕНИЯ И СТОЯНКИ СУДОВ В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ БАССЕЙНЕ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Толкаемые и буксируемые составы судов должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, допускается при наличии плана обеспечения безопасности плавания состава в рейсе <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 36 Правил буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2021 г., регистрационный N 64328). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 данный акт действует до 1 января 2027 г.
В типовых схемах формирования составов, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, перегрузочные механизмы приравниваются:
плавкран грузоподъемностью 25 тонн - к барже грузоподъемностью 3000 тонн;
плавкран грузоподъемностью 16 тонн - к барже грузоподъемностью 2800 тонн;
плавкран грузоподъемностью 5 тонн - к барже грузоподъемностью 1000 тонн.
2. Ограничения по движению судов на отдельных участках Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Беломорско-Онежского бассейна) приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.
3. Судоводители, следующие по Онежскому озеру, должны вести предварительную и исполнительную прокладку курса судна с использованием актуальных навигационных карт и атласов.
4. Суда, следующие по Беломорско-Балтийскому каналу, должны иметь на борту исправно действующую установку ультракоротковолновой радиосвязи (далее - УКВ-радиосвязь), позволяющей установить радиосвязь с диспетчерами шлюзов и судами на участках с односторонним движением.
5. На ВВП Беломорско-Онежского бассейна установлены участки обязательного диспетчерского регулирования движения судов в следующих границах:
1) Онежское озеро с впадающей рекой Водла (0 - 28 км);
2) Беломорско-Балтийский канал (1114 - 1334,4 км).
6. На Онежском озере, за исключением Кижских шхер, проливов, бухт и подходов к причалам, действует кардинальная система навигационного оборудования, на остальной части ВВП Беломорско-Онежского бассейна действует латеральная система навигационного оборудования.
На участках с латеральной системой ограждения направление условного течения считается:
1) в Кижских шхерах, в Никольском проливе - с севера на юг;
2) в проливах и бухтах - от меньшего бассейна к большему;
3) у причалов - от причала в сторону транзитного судового хода;
4) в Беломорско-Балтийском канале, включая главный судовой ход Выгозера, - из Онежского озера в Белое море (от шлюза N 1 к шлюзу N 19).
7. На Беломорско-Балтийском канале не допускается самостоятельное шлюзование судов и плавучих объектов, использующих в качестве движителей паруса и весла.
Прохождение шлюзов судами и плавучими объектами, использующими в качестве движителей паруса и весла, допускается в сопровождении буксирующего судна (судов) посредством одного из методов буксировки (на тросе, методом толкания, под бортом либо комбинацией данных методов). Экипажи буксируемых маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов, не задействованные в швартовных операциях, во время шлюзования должны находиться на борту буксирующего судна (судов).
8. Не допускается шлюзование судов и плавучих объектов, имеющих надувные конструкции корпуса вне зависимости от количества и типа установленных на них движителей.
9. В случае совместного шлюзования маломерных судов с иными судами (составами) маломерные суда должны ожидать разрешения диспетчера на заход в камеру шлюза за пределами границ шлюза, не создавая помех для движения судов (составов), следующих на шлюзование <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 24 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.
10. В южной части Онежского озера на участке судового хода от буя "Куликовский" (942,2 км) до буя "Вытегорский" (895,0 км) судоходство должно осуществляться по системе разделения движения <3> (далее - СРД), состоящей из трех частей:
--------------------------------
<3> Пункт 102 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 19 (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2018 г., регистрационный N 50283), с изменением, внесенным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. N 50 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2019 г., регистрационный N 54757).
1) часть I СРД включает в себя две полосы движения, разделенные зонами, ось которых соединяет точки 938,4 км и 935,3 км, 930,3 км и 902,5 км (ширина зон разделения - 926 м, ширина полос движения по обе стороны зон разделения - 1111 м каждая, ось направления движения - 54,3° - 234,3°);
2) часть II СРД включает район кругового движения против часовой стрелки вокруг зоны диаметром 2037 м с центром в точке 901,0 км на оси судового хода (ширина полосы кругового движения - 3148 м). В центре района кругового движения должен быть выставлен светящийся буй;
3) часть III СРД включает две полосы движения, разделенные зоной, ось которой соединяет точки 899,5 км и 895,0 км (ширина полос движения по обе стороны зоны разделения 240 - 759 м, направление движения - 114° и 314°).
11. К районам повышенной опасности для судоходства относятся места схождения судовых ходов на участках 941,3 - 938,4 км и 935,3 - 930,3 км.
12. Заявка на разводку однопролетного железнодорожного моста, высота которого в наведенном положении - 12,2 м от проектного уровня и ширина судового хода в пролете - 36 м, на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала должна подаваться судоводителем посредством УКВ-радиосвязи диспетчеру администрации бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП) не менее чем за 24 часа до прохода судна и уточняться судоводителем посредством УКВ-радиосвязи за 12 часов до подхода судна.
Разводка наплавных мостов в областных, краевых и республиканских центрах осуществляется в соответствии с расписанием, а при его отсутствии - по запросу судоводителя в диспетчерский пункт собственника наплавного моста по УКВ-радиосвязи.
13. В ожидании разводки железнодорожного моста на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала при следовании вниз по разрешению диспетчера шлюза <4> допускается стоянка одного судна у причалов в нижнем подходном канале шлюза N 18, одного судна у нижних пал шлюза N 18 и одного судна в камере шлюза N 18.
--------------------------------
<4> Пункт 17 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.
14. При движении вверх в разводку железнодорожного моста на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала разрешается пропуск не более двух судов водоизмещением 2000 тонн и более, при котором одно судно заходит в шлюз N 18, второе судно швартуется у причалов в нижнем подходном канале шлюза N 18.
15. Допускается транзитный пропуск судов через шлюзы Беломорско-Балтийского канала со следующими габаритами: длина - не более 135 м, ширина - не более 14,1 м, осадка - не более 3,75 м.
16. Суда, имеющие габаритные размеры, превышающие по ширине 13,5 м, длине 128 м и максимальной осадкой 3,6 м и не превышающие габариты, указанные в пункте 15 настоящих Правил, допускаются к транзитному пропуску через шлюзы Беломорско-Балтийского канала по согласованию с АБВВП <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 39 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.
17. Суда и плавучие объекты, осуществляющие движение по Беломорско-Балтийскому каналу, должны становиться на якорь при обеспечении возможности безопасного прохода других судов и составов, следующих в пределах судового хода, учитывая силу ветра и течение водного объекта.
Приложение N 1
к Правилам движения и стоянки судов
в Беломорско-Онежском бассейне
внутренних водных путей
Российской Федерации, утвержденных
приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 27 апреля 2024 г. N 148
ТИПОВЫЕ СХЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВОВ
N
|
Участок
|
Минимально допустимая мощность буксира (толкача),
кВт
|
Максимальная грузоподъемность буксируемых судов и плавучих объектов, тонн
|
Типовые схемы формирования состава
|
|||
Применяемые обозначения:
|
|||||||
|
- буксир (толкач)
|
|
- плавкран
|
||||
|
- буксируемый (толкаемый) объект
|
||||||
1
|
Открытая часть Онежского озера
|
440
|
2500
|
|
|||
588
|
4500
|
||||||
1029
|
5000
|
||||||
220
|
Плавкран
грузоподъемностью до 25 тонн
|
||||||
1031
|
5100
|
|
|||||
2
|
Уя губа - Петрозаводск
|
165
|
1440
|
|
|||
165
|
720, плавкран грузоподъемностью до 25 тонн
|
||||||
3
|
Беломорско-Балтийский канал
|
588
|
2500
|
|
|||
Носовой буксир - 165
Кормовой буксир - 110
|
1000
|
||||||
Носовой буксир - 330
Кормовой буксир - 100
|
Плавкран грузоподъемностью до 5 тонн
|
||||||
4
|
Выгозеро
|
588
|
2500
|
|
|||
330
|
720, плавкран грузоподъемностью до 5 тонн
|
||||||
2000
|
|||||||
330
|
|||||||
5
|
Река Водла
|
440
|
2500
|
|
|||
440
|
2500
|
||||||
165
|
1000
|
||||||
165
|
Плавкран грузоподъемностью до 5 тонн
|
||||||
440
|
Плавкран грузоподъемностью до 5 тонн
|
||||||
6
|
Заход с озера в реку Водла до рейда Шалы и обратно
|
588
|
3000
|
|
|||
588
|
2500
|
||||||
588
|
2500
|
||||||
7
|
Выгозеро - шлюз N 9
|
588
|
2000
|
|
Приложение N 2
к Правилам движения и стоянки судов
в Беломорско-Онежском бассейне
внутренних водных путей
Российской Федерации, утвержденных
приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 27 апреля 2024 г. N 148
ОГРАНИЧЕНИЯ
ПО ДВИЖЕНИЮ СУДОВ НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО
БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N
|
Участок водного пути (км)
|
Ограничения
|
|
Нижняя граница
|
Верхняя граница
|
||
Беломорско-Балтийский канал
|
|||
1.
|
Шлюз N 1
|
1114,5
|
Расхождение и обгон судов запрещены
|
2.
|
Шлюз N 7
|
Шлюз N 1
|
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч
|
3.
|
Шлюз N 4
|
Шлюз N 1
|
При ветрах силой более 8 м/с запрещено расхождение трехпалубных и более пассажирских теплоходов с судами и составами, за исключением маломерных судов
|
Судам с осадкой более 3 м запрещено приближаться к берегу на расстоянии менее 15 м
|
|||
4.
|
1121,4
|
1120,1
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
5.
|
1126,5
|
1125,0
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
6.
|
1140,0
|
1138,6
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
7.
|
1146,9
|
1140,3
|
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч, обгон запрещен, расстояние между судами и составами должно составлять не менее 1 км
|
8.
|
1146,3
|
1140,6
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
9.
|
1147,3
|
1147,0
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
10.
|
1148,4
|
1147,8
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
11.
|
1157,2
|
1155,3
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
12.
|
1159,2
|
1158,4
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
13.
|
1160,6
|
1159,6
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
14.
|
1180,0
|
1179,0
|
Судам водоизмещением 2000 т и более в районе острова Шовик необходимо следовать малым ходом
|
15.
|
Шлюз N 10
|
1243,5
|
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч, расхождение и обгон составов и судов водоизмещением 2000 т и более запрещены
|
16.
|
1247,1
|
Шлюз N 10
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
17.
|
1253,1
|
1251,6
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
18.
|
1263,2
|
1256,6
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
19.
|
Шлюз N 12
|
1288,0
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
20.
|
Шлюз N 13
|
Шлюз N 12
|
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч, обгон судов и составов запрещены, судам с осадкой более 3 м приближаться к берегу на расстояние менее 15 м запрещено
|
21.
|
Шлюз N 13
|
1292,3
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
22.
|
1296,2
|
Шлюз N 13
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
23.
|
Шлюз N 15
|
Шлюз N 14
|
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч, расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
24.
|
Шлюз N 16
|
1324,8
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
25.
|
1328,7
|
Шлюз N 16
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
26.
|
Шлюз N 17
|
Шлюз N 16
|
При ветрах силой более 8 м/с запрещено расхождение трехпалубных и более пассажирских теплоходов с судами и составами, за исключением маломерных судов
|
27.
|
Шлюз N 18
|
1329,3
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
28.
|
1332,4
|
Шлюз N 18
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
29.
|
Шлюз N 19
|
1333,7
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
30.
|
Шлюз N 19
|
Шлюз N 18
|
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч
|
31.
|
Шлюз N 1
|
Шлюз N 19
|
Суда, следующие под парусом, не должны затруднять движение судов, следующих в пределах судового хода
|
Онежское озеро
|
|||
32.
|
Кижские шхеры
|
Движение судов под парусом запрещено, скорость движения туристических судов не должна превышать 16 км/ч, на участке Лонгасский пролив - северная оконечность острова Ковыльник скорость всех водоизмещающих судов не должна превышать 14 км/ч
|
|
33.
|
Бар реки Водла
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
|
34.
|
Заход в Пиндуши и Пергубу
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
|
35.
|
В проливах Липовско-Заячий, Лонгасский и Челмужский
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
|
35.1
|
На створе Лонгасский между островами Карельский и Ковыльник
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
|
35.2
|
На створе Котнаволокский между буями красным N 4 и белым N 3
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
|
35.3
|
На створе Коневский между островами Ям и Орож
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
|
река Водла
|
|||
36.
|
28,0
|
27,0
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
37.
|
28,0
|
18,3
|
Разрешается движение со скоростью не превышающей 10 км/ч,
запрещается обгон и расхождение судов и составов
|
38.
|
23,3
|
22,8
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
39.
|
18,3
|
16,9
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
40.
|
15,6
|
15,1
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
41.
|
13,9
|
12,8
|
Обгон и расхождение судов, за исключением маломерных судов, запрещены
|
42.
|
9,0
|
0
|
Разрешается движение судов со скоростью, не превышающей 10 км/ч
|
43.
|
10,0
|
9,5
|
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
44.
|
1,0
|
0
|
В устьевой части и далее на протяжении 600 м по створу Шальский расхождение и обгон судов и составов запрещены
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области