Приказ Минтранса России от 22.10.2009 N 184 (ред. от 17.12.2012) "Об утверждении Правил классификации и освидетельствования спортивных парусных судов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2010 N 16841)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 октября 2009 г. N 184

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
КЛАССИФИКАЦИИ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ
ПАРУСНЫХ СУДОВ

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 251 "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 13, ст. 1558) приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов.

Министр
И.Е.ЛЕВИТИН

Утверждены
Приказом Минтранса России
от 22 октября 2009 г. N 184

ПРАВИЛА
КЛАССИФИКАЦИИ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ
ПАРУСНЫХ СУДОВ

I. Общие положения

1. Правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 251 "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 13, ст. 1558.

2. Настоящие Правила распространяются на суда, построенные или переоборудованные для занятий спортом, использующие в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемые в некоммерческих целях (далее - спортивные парусные суда) <1>, которые имеют длину не менее 9 метров, которые имеют двигатели и на которых оборудованы места для отдыха <2>.

--------------------------------

<1> В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519; N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128; N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4321) и абзацем девятнадцатым статьи 3 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), 5498; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30; N 18 (ч. I), ст. 2141; N 29, ст. 3625; N 52 (ч. I), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4294; N 30 (ч. I), ст. 4577, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4594, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; 2012, N 18, ст. 2128; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320).

<2> В соответствии с пунктом 1.1 статьи 33 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" и пунктом 1.1 статьи 16 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации".

3. Настоящие Правила определяют организацию проведения классификации и освидетельствования спортивных парусных судов и внесения в судовой билет записи о годности спортивного парусного судна к плаванию.

4. Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов организуется Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).

5. Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов осуществляются находящимися в ведении Минтранса России федеральными автономными учреждениями "Российский морской регистр судоходства" и "Российский Речной Регистр" (далее - органы классификации судов).

В своей классификационной деятельности органы классификации судов руководствуются настоящими Правилами и утверждаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" правилами классификации и постройки судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации и правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов (далее - технические требования).

--------------------------------

<*> Сноска исключена. - Приказ Минтранса России от 17.12.2012 N 435.

6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

II. Классификация спортивных парусных судов

7. При классификации спортивного парусного судна (далее - классификация) органом классификации судов проводится первоначальное освидетельствование спортивного парусного судна и присвоение спортивному парусному судну категории плавания в соответствии с настоящими Правилами.

Классификация осуществляется органом классификации судов по заявлению собственника спортивного парусного судна в следующих случаях:

1) с целью первичной государственной регистрации спортивного парусного судна;

2) при существенном изменении в конструкции или парусном вооружении спортивного парусного судна, влекущем изменения в классификации спортивного парусного судна, произведенной ранее.

Для осуществления классификации собственник спортивного парусного судна или его доверенное лицо (далее - заявитель) представляет в орган классификации судов следующие документы:

1) заявление о классификации, содержащее:

фамилию, имя, отчество и паспортные данные собственника спортивного парусного судна, являющегося физическим лицом, или наименование и адрес собственника спортивного парусного судна, являющегося юридическим лицом;

предыдущие название и регистрационный номер спортивного парусного судна, а также фамилию, имя, отчество предыдущего собственника спортивного парусного судна, являющегося физическим лицом, и его адрес или наименование предыдущего собственника спортивного парусного судна, являющегося юридическим лицом, и его адрес;

сведения о спортивном парусном судне (название, категория плавания в соответствии с судовым билетом (при наличии) и актом первоначального освидетельствования (при наличии), проект спортивного парусного судна, наименование строителя, место и год постройки, заводской номер (при наличии), материал корпуса, тип парусного вооружения);

характеристики спортивного парусного судна (длина наибольшая (м), ширина наибольшая (м), осадка килем максимальная (м), водоизмещение (тонн), максимальное число людей на борту (чел.), максимальная площадь парусов (кв. м);

характеристика двигателей (тип, марка, заводской номер, мощность, кВт);

наименование порта (места) регистрации (для зарегистрированного спортивного парусного судна);

2) конструкторскую и/или построечную документацию (на русском и/или английском языке), конструкторскую документацию по изменениям в конструкции корпуса, и парусного вооружения, расчеты прочности, остойчивости, непотопляемости (если имеется);

3) документы строителя (при наличии);

4) ранее выданные свидетельства о годности к плаванию (при наличии) и акты освидетельствований (при наличии);

5) документы, удостоверяющие личность заявителя - физического лица или государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) доверенность, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя собственника;

7) судовой билет (для судов, прошедших регистрацию).

8. Орган классификации судов регистрирует заявление о проведении классификации, назначает сроки проведения первоначального освидетельствования и в течение не более 15 рабочих дней с момента регистрации заявления о проведении классификации извещает заявителя о датах осмотра спортивного парусного судна на суше и на плаву. Даты осмотра могут быть изменены в случае неблагоприятных гидрометеорологических условий.

9. Спортивное парусное судно, подлежащее первоначальному освидетельствованию и классификации, должно быть в исправном состоянии, укомплектовано аварийно-спасательным и иным снабжением, предусмотренным техническими требованиями.

Для проведения первоначального освидетельствования собственник спортивного парусного судна обеспечивает подъем спортивного парусного судна из воды и/или спуск его на воду в согласованные с органом классификации судов сроки.

10. В целях классификации орган классификации судов рассматривает предоставленную документацию; производит первоначальное освидетельствование (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции и характеристик спортивного парусного судна заявленной категории плавания и техническим требованиям, идентификация материалов корпуса спортивного парусного судна и его элементов; устанавливается наличие и размеры рангоута, такелажа и парусов, соответствие типа и мощности судовой энергетической установки (при ее наличии) данным заявителя, осуществляется проверка соответствия комплектности оборудования и снабжения спортивного парусного судна техническим требованиям.

11. По результатам первоначального освидетельствования орган классификации судов подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является спортивным парусным судном и присваивает ему одну из следующих категорий плавания, учитывающих вероятные ветро-волновые условия плавания и удаленность от места убежища:

категория плавания 0 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания длительное время в неограниченном районе с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны h3% более 7 м, температурой воздуха или моря ниже 5 °C, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия серьезной аварии без надежды на постороннюю помощь;

категория плавания 1 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в открытом море вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны h3% более 7,0 м, способному осуществлять к автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия аварии без надежды на постороннюю помощь;

категория плавания 2 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 28 м/с и высотой волны до h3% = 7,0 м, с удалением от места убежища не более 200 морских миль, имеющему высокую степень автономности и обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 3 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 24 м/с и высотой волны до h3% = 3,5 м, с удалением от места убежища не более 50 морских миль (92,6 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 4 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 21 м/с и высотой волны до h3% = 2,0 м, с удалением от места убежища не более 12 морских миль (22 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 5 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до h1% = 1,0 м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 6 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до h1% = 1,0 м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км) при наличии судов обеспечения, способных оказать немедленную помощь.

12. В случае если по результатам классификации установлено, что предъявленное для классификации судно не соответствует техническим требованиям или не является спортивным парусным судном, орган классификации судов уведомляет об этом заявителя в письменном виде.

13. По результатам классификации органом классификации судов составляется акт первоначального освидетельствования.

14. Акт первоначального освидетельствования должен содержать сведения о спортивном парусном судне и о его собственнике, категорию плавания, присвоенную судну, сведения о годности судна к плаванию, дату составления акта, подпись уполномоченного должностного лица, выдавшего акт, заверенную печатью.

15. В случае внесения изменений в конструкцию спортивного парусного судна или его парусное вооружение, изменяющих характеристики судна, указанные в судовом билете или в акте первоначального освидетельствования судна; при повреждениях в конструкции и/или оборудовании спортивного парусного судна, без устранения которых не будет обеспечиваться безопасность плавания судна, собственник спортивного парусного судна обязан обратиться в орган классификации судов для проведения освидетельствования и классификации в целях подтверждения или изменения категории плавания судна и подтверждения его годности к плаванию.

III. Освидетельствование спортивных парусных судов
в процессе эксплуатации

16. В процессе эксплуатации спортивное парусное судно подлежит очередным, ежегодным и в установленных случаях внеочередным освидетельствованиям.

При освидетельствовании спортивного парусного судна в период эксплуатации осуществляется проверка соответствия спортивного парусного судна требованиям настоящих Правил, включая:

1) проверку наличия регламентированной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, установленные на судне в период между предыдущим и проводимым освидетельствованием, акта первоначального освидетельствования, актов предыдущих освидетельствований;

2) выполнение методом выборочного контроля наружного осмотра спортивного парусного судна, измерений, проверки в действии, испытаний с целью определения годности спортивного парусного судна к плаванию в установленном районе плавания в соответствии с категорией плавания, указанной в акте первоначального освидетельствования;

3) оформление документов по результатам освидетельствования спортивного парусного судна.

17. Для прохождения очередного или ежегодного освидетельствования спортивного парусного судна заявитель предоставляет в орган классификации судов заявление, в котором указывает название спортивного парусного судна и его регистрационный номер, порт (место) регистрации, вид (очередное или ежегодное) освидетельствования, предполагаемую дату освидетельствования. К заявлению прилагается копия судового билета.

18. Орган классификации судов регистрирует заявление о прохождении освидетельствования, назначает дату и время осмотра спортивного парусного судна, подлежащего освидетельствованию, и не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации заявления о прохождении освидетельствования извещает заявителя о датах осмотра спортивного парусного судна.

Освидетельствование с осмотром спортивного парусного судна на берегу и на плаву проводится только при очередном освидетельствовании.

Дата осмотра изменяется по согласованию сторон в зависимости от гидрометеорологических условий.

19. Собственник спортивного парусного судна обязан подготовить спортивное парусное судно к освидетельствованию. К моменту освидетельствования спортивное парусное судно должно быть в исправном техническом состоянии, укомплектовано аварийно-спасательным и иным снабжением, предусмотренным техническими требованиями.

20. Очередное освидетельствование спортивного парусного судна осуществляется с целью проверки соответствия спортивного парусного судна присвоенной категории плавания и включает проверку соответствия характеристик спортивного парусного судна данным его акта первоначального или очередного освидетельствования, соответствия корпуса, механизмов, устройств, оборудования и снабжения судна требованиям, установленным техническими требованиями.

21. Очередное освидетельствование спортивного парусного судна проводится на берегу и на плаву с периодичностью один раз в пять лет.

22. Собственник спортивного парусного судна обеспечивает подъем спортивного парусного судна из воды и/или спуск его на воду в целях освидетельствования в согласованные с органом классификации судов сроки.

23. Спортивное парусное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до истечения пятилетнего срока со дня первоначального или очередного освидетельствования. В случае истечения указанного срока до начала очередной навигации или при временном отказе собственника спортивного парусного судна от его эксплуатации спортивное парусное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до первого выхода судна в плавание.

24. По результатам очередного освидетельствования спортивного парусного судна орган классификации судов составляет акт очередного освидетельствования, в котором подтверждается ранее присвоенная категория плавания судна или указывается вновь устанавливаемая категория плавания, и вносит в судовой билет сведения, подтверждающие его годность к плаванию.

25. Ежегодное освидетельствование спортивного парусного судна производится в период между первоначальным и очередными освидетельствованиями, включает контрольную проверку состояния спортивного парусного судна с целью подтверждения годности судна к плаванию в соответствии с присвоенной категорией плавания.

26. Срок ежегодного освидетельствования спортивного парусного судна исчисляется от даты первоначального или очередного освидетельствования. Спортивное парусное судно должно пройти ежегодное освидетельствование в период, начинающийся за 45 дней до даты ежегодного освидетельствования и оканчивающийся через 45 дней после этой даты.

27. Дата проведения ежегодного освидетельствования спортивного парусного судна в текущем году не изменяет срок проведения его ежегодного освидетельствования, указанный в пункте 26 настоящих Правил.

28. В год проведения очередного освидетельствования спортивного парусного судна ежегодное освидетельствование не проводится.

29. По результатам ежегодного освидетельствования спортивного парусного судна органом классификации судов составляется акт ежегодного освидетельствования и в судовой билет вносится запись о годности судна к плаванию.

30. Внеочередное освидетельствование спортивного парусного судна производится с целью определения влияния качества ремонта или модернизации спортивного парусного судна на годность судна к плаванию в установленном районе плавания. При этом необходимость осмотра судна на берегу определяется органом классификации судов.

Внеочередное освидетельствование спортивного парусного судна проводится в следующих случаях:

1) после устранения повреждений, угрожающих безопасности плавания спортивного парусного судна;

2) после ремонта или модернизации спортивного парусного судна без изменения его типа, назначения и категории плавания, но с существенным изменением его конструкции и/или оборудования.

Прохождение спортивным парусным судном внеочередного освидетельствования не изменяет срока его ежегодного освидетельствования, указанного в пункте 26 настоящих Правил.

31. В случае если в результате освидетельствования спортивного парусного судна установлено, что его характеристики не соответствуют данным судового билета или техническое состояние спортивного парусного судна не отвечает требованиям безопасности мореплавания или судоходства по внутренним водным путям, в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия и в судовой билет не вносится запись, подтверждающая его годность к плаванию.

Заявитель после устранения выявленных несоответствий уведомляет об этом в письменном виде орган классификации судов, и орган классификации судов проводит освидетельствование спортивного парусного судна повторно.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области