МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 сентября 2023 г. N 682/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА
ИЗ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВИДЕ
ДОХОДОВ ОТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОРЯДКОМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29 ИЮЛЯ 2017 Г. N 218-ФЗ
"О ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ"
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПОЛУЧЕННЫХ УНИТАРНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ, УЧРЕЖДЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО
ХАРАКТЕРА В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
В соответствии с абзацем двадцать девятым подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 2 и статьей 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктом 5 и абзацем первым пункта 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, приказываю:
утвердить методику оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с применением налогового вычета из налоговой базы по налогу на прибыль организаций в виде доходов от инвестирования временно свободных денежных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полученных унитарной некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера в соответствии с указанным Федеральным законом, согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Приложение
Утверждена
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 21 сентября 2023 г. N 682/пр
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА
ИЗ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВИДЕ
ДОХОДОВ ОТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОРЯДКОМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29 ИЮЛЯ 2017 Г. N 218-ФЗ
"О ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ"
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПОЛУЧЕННЫХ УНИТАРНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ, УЧРЕЖДЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО
ХАРАКТЕРА В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
I. Общие положения
1. Настоящая Методика используется в отношении налогового расхода Российской Федерации, связанного с применением налогового вычета из налоговой базы по налогу на прибыль организаций в виде доходов от инвестирования временно свободных денежных средств в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полученных унитарной некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера в соответствии с указанным Федеральным законом, предусмотренного абзацем двадцать девятым подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - Федеральный закон N 218-ФЗ, Фонд, налоговый расход, налоговый вычет, налоговая льгота).
2. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий и подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам налоговой льготы.
3. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода.
4. Целевая категория налогового расхода относится к техническим налоговым расходам Российской Федерации.
5. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода, подлежащей включению в паспорт налогового расхода Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налогового расхода в соответствии с настоящей Методикой, могут использоваться данные федеральных органов исполнительной власти и организаций, необходимые для оценки эффективности налогового расхода.
Указанная информация представляется в порядке, определенном пунктом 12 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила), а также на основании статистических данных, сведений общедоступных источников информации, запросов, направляемых Минстроем России.
II. Оценка эффективности налогового расхода
6. В соответствии с пунктом 13 Правил оценка целесообразности налогового расхода проводится в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии со следующими критериями:
а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;
б) востребованность плательщиками налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговой льготы, за пятилетний период.
Налоговый расход должен соответствовать обоим критериям целесообразности. В случае несоответствия налогового расхода хотя бы одному из указанных критериев в соответствии с пунктом 14 Правил Минстрой России представляет в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход.
Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Ввод более 1 млрд, кв. метров жилья (за период 2021 - 2030 годов), в том числе многоквартирных домов - не менее 550 млн. кв. метров, индивидуальных жилых домов - не менее 450 млн. кв. метров, и формирование основы для дальнейшего развития жилищного строительства" посредством участия в реализации мероприятия "Восстановление прав всех обманутых граждан - участников долевого строительства", предусмотренных Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р в целях обеспечения достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Влияние налогового расхода на указанную цель выражается в снижении налоговой нагрузки на Фонд и увеличении объема денежных средств, используемых Фондом на установленные Федеральным законом N 218-ФЗ и уставом публично-правовой компании "Фонд развития территорий", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1231, цели деятельности, среди которых предусматривается содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений.
Востребованность плательщиками налоговой льготы характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу (OBj), и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на налоговую льготу (Opj), за пятилетний период.
Востребованность плательщиками налоговой льготы определяется как соотношение количества плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на налоговую льготу, за период ее действия, но не более чем за пять отчетных лет, по следующей формуле:
где:
L - востребованность плательщиками налоговой льготы в отчетном году (процентов);
OBj - численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, в j-м году, определяется на основании сведений, представляемых Минфином России, в соответствии с пунктом 12 Правил;
Opj - численность налогоплательщиков, обладающих потенциальным правом на налоговую льготу, в j-м году;
j - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5 (j=1 при расчете показателей в рамках отчетного года).
Принимая во внимание целевой характер налоговой льготы, единственным потенциальным налогоплательщиком, обладающим правом на применение налогового вычета в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ и абзацем двадцать девятым подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, является Фонд. В связи с указанной особенностью налогового расхода пороговое значение для определения его востребованности равно 100 процентов.
7. В соответствии с пунктом 18(1) Правил оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов Российской Федерации, налоговых расходов Российской Федерации, по которым на момент проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации отсутствуют фискальные характеристики, а также налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, срок действия которых составляет менее одного года и которые утрачивают силу до дня направления уточненных данных в Минфин России в соответствии с абзацем вторым пункта 23 Правил. В связи с этим оценка результативности налогового расхода не проводится.
III. Отчет по результатам проведения оценки эффективности
налогового расхода
8. По результатам проведения оценки налогового расхода Минстроем России формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налогового расхода, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот.
9. В соответствии с пунктом 23 Правил паспорт налогового расхода Российской Федерации и сведения, указанные в пункте 8 настоящей Методики, направляются Минстроем России в Минфин России ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта) и в Минэкономразвития России - ежегодно до 1 марта. Рекомендуемый образец паспорта налогового расхода Российской Федерации приведен в приложении к настоящей Методике.
10. Все результаты оценки эффективности налогового расхода должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах. Рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода включают в себя обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговой льготы.
Приложение
к методике оценки эффективности
налогового расхода Российской Федерации,
связанного с применением налогового
вычета из налоговой базы по налогу
на прибыль организаций в виде
доходов от инвестирования временно
свободных денежных средств
в соответствии с порядком,
предусмотренным Федеральным законом
от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ
"О публично-правовой компании
"Фонд развития территорий"
и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты
Российской Федерации", полученных
унитарной некоммерческой организацией,
учрежденной Российской Федерацией
в целях осуществления функций
и полномочий публично-правового
характера в соответствии с указанным
Федеральным законом, утвержденной
приказом Минстроя России
от 21 сентября 2023 г. N 682/пр
(рекомендуемый образец)
ПАСПОРТ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Паспорт налогового расхода Российской Федерации
"Краткое наименование налогового расхода Российской Федерации"
|
||||
N п/п
|
Предоставляемая информация
|
Рекомендации по заполнению
|
Источник данных
|
|
Нормативные характеристики налогового расхода Российской Федерации
|
||||
1
|
Наименования налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции
|
Наименование
|
Перечень налоговых расходов
|
|
2
|
Нормативные правовые акты, международные договоры, их структурные единицы, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование
|
Наименование
Ст. X/п. X/пп. X/абз. X
|
Перечень налоговых расходов
|
|
3
|
Категории плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции
|
Выбор одного из вариантов:
|
Перечень налоговых расходов
|
|
1)
|
юридические лица
|
|||
2)
|
юридические лица/индивидуальные предприниматели
|
|||
3)
|
физические лица
|
|||
4
|
Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
|
При наличии особых условий.
|
Куратор налогового расхода
|
|
Пример: размер осуществленных инвестиций, сумма уплаченных налогов
|
||||
5
|
Целевая категория плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции
|
Детализация по категориям должна соответствовать установленным категориям согласно нормативным правовым актам
|
Куратор налогового расхода
|
|
Категории налогоплательщиков, которым предоставлена льгота
|
||||
Примеры:
|
||||
(1) сельскохозяйственные товаропроизводители
|
||||
(2) резиденты технопарков
|
||||
(3) казенные, автономные и бюджетные учреждения
|
||||
(4) пенсионеры
|
||||
(5) ветераны Великой Отечественной войны
|
||||
(...)
|
||||
6
|
Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
|
XX.XX.XXXX
|
Куратор налогового расхода
|
|
7
|
Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, отменяющих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
|
XX.XX.XXXX
|
Куратор налогового расхода
|
|
Целевые характеристики налогового расхода Российской Федерации
|
||||
8
|
Целевая категория налоговых расходов Российской Федерации
|
Выбор одного из вариантов:
|
Куратор налогового расхода
|
|
1) стимулирующая
|
||||
2) социальная
|
||||
3) техническая
|
||||
9
|
Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
|
Содержание цели
|
Куратор налогового расхода
|
|
10
|
Наименования государственных программ Российской Федерации, наименования нормативных правовых актов, международных договоров, определяющих цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящиеся к государственным программам Российской Федерации, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
|
Наименование государственной программы
|
Перечень налоговых расходов и данные куратора налогового расхода
|
|
11
|
Наименования целей государственных программ Российской Федерации, целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, определяемых нормативными правовыми актами, международными договорами, для реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
|
Наименование цели государственных программ
|
Данные куратора налогового расхода
|
|
12
|
Показатели (индикаторы) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
|
Наименование показателей (отображается при необходимости)
|
Куратор налогового расхода
|
|
13
|
Значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
|
X ед.
(отображается при необходимости)
|
Куратор налогового расхода
|
|
14
|
Прогнозные (оценочные) значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период
|
X ед.
|
Куратор налогового расхода
|
|
Информация представляется по годам
(отображается при необходимости)
|
||||
Фискальные характеристики налогового расхода Российской Федерации
|
||||
15
|
Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование за отчетный финансовый год (тыс. рублей)
|
X тыс. рублей
|
Главный администратор доходов федерального бюджета, Минфин России
|
|
Если льгота действовала, но плательщики, воспользовавшиеся льготой, отсутствовали в периоде, указывается 0. В случае, если льгота не действовала, указывается знак X
|
||||
16
|
Оценка объема предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей)
|
X тыс. рублей
|
Минфин России
|
|
Информация представляется по годам
|
||||
17
|
Общая численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в отчетном финансовому году (единиц)
|
X ед.
|
Главный администратор доходов федерального бюджета
|
|
18
|
Численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций в отчетном финансовом году (единиц)
|
X ед.
|
Главный администратор доходов федерального бюджета
|
|
19
|
Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по видам налога, сбора, таможенного платежа и страхового взноса на обязательное социальное страхование (тыс. рублей)
|
X тыс. рублей
(отображается при необходимости)
|
Главный администратор доходов федерального бюджета
|
|
20
|
Объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, лицами, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей)
|
X тыс. рублей
|
Главный администратор доходов федерального бюджета
|
|
Информация представляется по годам
(отображается при необходимости)
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области