Приказ Минсельхоза России от 29.09.2020 N 580 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2020 N 60891)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 сентября 2020 г. N 580

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ,
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ
И ОТМЕНЫ КАРАНТИНА И ИНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИЮ
ОЧАГОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ

В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2021 г., но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования действует до 1 марта 2027 г.

Министр
Д.Н.ПАТРУШЕВ

Утверждены
приказом Минсельхоза России
от 29.09.2020 г. N 580

ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ,
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ
И ОТМЕНЫ КАРАНТИНА И ИНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИЮ
ОЧАГОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ

I. Область применения

1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней (далее - Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов классической чумы свиней (далее - КЧС) <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный N 23206) с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 20 июля 2016 г. N 317 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2016 г., регистрационный N 43179), от 30 января 2017 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45771), от 15 февраля 2017 г. N 67 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный N 45915).

2. Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации КЧС, предотвращению ее возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

II. Общая характеристика КЧС

3. КЧС - высококонтагиозная вирусная болезнь домашних свиней и диких кабанов (далее - восприимчивые животные), протекающая остро, подостро и хронически.

Характерными клиническими признаками КЧС являются: повышение температуры тела до 41 °C, лихорадка, снижение аппетита, рвота, понос, точечные и пятнистые кровоизлияния на коже.

Острое течение болезни характеризуется повышением температуры тела до 41 °C. Через 3 - 5 календарных дней отмечаются отказ от корма, жажда, рвота, запор, сменяющийся поносом. Супоросные свиноматки абортируют. Через 5 - 9 календарных дней в коже ушей и живота возникают кровоизлияния, не исчезающие при надавливании. Возможны признаки поражения центральной нервной системы: подергивание отдельных групп мышц, манежные движения, параличи задних конечностей, нервное возбуждение, апатия и сонливость. Острое течение болезни длится до 10 календарных дней, после чего восприимчивые животные погибают либо болезнь переходит в подострую форму.

Подострое течение болезни характеризуется поражением органов дыхания и пищеварения, отмечаются лихорадка, кашель, понос. Восприимчивые животные худеют, ослабевают и передвигаются с трудом. Подострое течение болезни длится 21 календарный день, после чего восприимчивые животные погибают либо болезнь переходит в хроническую форму.

Хроническое течение болезни характеризуется поносом, сменяющимся запором, поражением кишечника, конъюнктивитами, воспалением легких, прогрессирующим истощением. Хроническое течение болезни длится до 60 календарных дней, после чего восприимчивые животные погибают либо выздоравливают.

При патологоанатомическом вскрытии восприимчивых животных выявляется гиперплазия лимфатических узлов, точечные и пятнистые кровоизлияния под капсулой почек, эпикардом и эндокардом, плеврой, в слизистой гортани, надгортанника, почечных лоханок, мочеточников и мочевого пузыря, крупозное или дифтеритическое поражение желудочно-кишечного тракта, отек легких, фиброзно-гнойная пневмония, плеврит, клиновидные краевые инфаркты селезенки.

4. Возбудителем КЧС является РНК-содержащий вирус семейства Flaviviridae рода Pestivirus (далее - возбудитель).

Возбудитель устойчив к химическим и физическим факторам, чувствителен к поверхностно активным веществам и всем дезинфицирующим средствам, погибает при температуре 60 °C в течение 10 минут, при температуре 100 °C - мгновенно.

Инкубационный период болезни составляет до 15 календарных дней.

5. Источниками возбудителя являются больные и переболевшие восприимчивые животные, выделяющие возбудитель с истечениями из носа и слезных желез, с мочой, фекалиями, спермой.

6. Передача возбудителя осуществляется контактным, алиментарным, трансплацентарным, ятрогенным путями и при искусственном осеменении. Факторами передачи возбудителя являются продукция животного происхождения, трупы восприимчивых животных, сперма восприимчивых животных, корма, оборудование, инвентарь и иные материально-технические средства и объекты внешней среды, контаминированные возбудителем.

III. Профилактические мероприятия

7. В целях предотвращения возникновения и распространения КЧС физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны:

предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации <2> (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;

--------------------------------

<2> Статья 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;

принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также всех восприимчивых животных, находившихся в контакте с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, и обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных;

выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;

не допускать скармливания восприимчивым животным продуктов животного происхождения, полученных от восприимчивых животных, не обеззараженных при температуре не менее 70 °C в толще продукта в течение 30 минут;

соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, по КЧС, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508) (далее - решение о регионализации).

8. Для профилактики КЧС специалистами госветслужбы проводится вакцинация восприимчивых животных в хозяйствах вакцинами против КЧС согласно плану диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории субъекта Российской Федерации на текущий календарный год.

IV. Мероприятия при подозрении на КЧС

9. Основаниями для подозрения на КЧС являются:

наличие у восприимчивых животных клинических признаков, характерных для КЧС, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил;

контакт восприимчивых животных с больными КЧС восприимчивыми животными в течение 30 календарных дней;

выявление КЧС в хозяйстве, из которого ввезены восприимчивые животные и корма для них, в течение 30 календарных дней после осуществления их ввоза;

выявление при вскрытии трупов павших восприимчивых животных патологоанатомических изменений, характерных для КЧС, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил;

контакт домашних восприимчивых животных с дикими восприимчивыми животными в субъекте Российской Федерации, на территории которого выявлены случаи заболевания КЧС среди диких восприимчивых животных, во время действия решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) и последующих ограничений, принятого (установленного) в соответствии с настоящими Правилами;

контакт восприимчивых животных с факторами передачи возбудителя;

искусственное осеменение восприимчивых животных спермой, полученной в хозяйстве, в котором выявлена КЧС в течение 30 календарных дней после искусственного осеменения.

10. При наличии оснований для подозрения на КЧС владельцы восприимчивых животных обязаны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на КЧС должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого содержатся восприимчивые животные), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации для исследования на КЧС (далее - лаборатория);

исключить контакт персонала, обслуживающего подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, с другими восприимчивыми животными, содержащимися в хозяйстве, и обслуживающим их персоналом;

предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) в хозяйстве восприимчивых животных с указанием количества павших восприимчивых животных за последние 30 календарных дней.

11. До получения результатов диагностических исследований на КЧС владельцы восприимчивых животных обязаны:

прекратить все перемещения и перегруппировки восприимчивых животных;

прекратить убой восприимчивых животных;

прекратить вывоз восприимчивых животных и продуктов их убоя;

прекратить вывоз кормов для восприимчивых животных, инвентаря и иных материально-технических средств;

запретить посещение хозяйств посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, и специалистов госветслужбы;

запретить въезд и выезд транспортных средств, за исключением специальных транспортных средств и транспортных средств, предназначенных для обеспечения деятельности хозяйства, лиц проживающих и (или) временно пребывающих на территории хозяйства. При въезде в хозяйство должна оборудоваться площадка для подвоза кормов для восприимчивых животных;

обеспечить дезинфекционную обработку транспортных средств при выезде с территории хозяйства, а также проведение ежедневной дезинфекции помещений для содержания восприимчивых животных с использованием 4-процентного горячего едкого натра, или 3-процентной хлорной извести, или 3-процентного нейтрального гипохлорита кальция, или 1-процентного глутарового альдегида, или 5-процентного однохлористого йода, или 2-процентного формалина (параформальдегида) либо хлорамина из расчета 0,3 - 0,5 дм3/м2, или других дезинфицирующих растворов с вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкции по применению;

обеспечить дезинфекционную обработку и смену одежды и обуви персонала при выходе с территории хозяйства в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил.

12. При возникновении подозрения на КЧС на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной детективной деятельности, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на КЧС должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

провести отбор проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направление проб в лабораторию.

В случае невозможности осуществления отбора проб биологического и (или) патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов должны обеспечить проведение отбора проб биологического и (или) патологического материала и направление проб в лабораторию иными специалистами госветслужбы.

13. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые заключили охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2020, N 30, ст. 4756), при обнаружении на закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, - при обнаружении в общедоступных охотничьих угодьях и на территориях особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, государственные учреждения, осуществляющие управление ООПТ федерального значения (далее - природоохранные учреждения), - при обнаружении на территории ООПТ федерального значения, а также граждане при обнаружении восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для КЧС, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, либо трупов восприимчивых животных должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на КЧС должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направлении проб в лабораторию.

14. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 10, 12 и 13 настоящих Правил, должно сообщить о подозрении на КЧС и принятых мерах руководителю указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случае угрозы распространения возбудителя на территориях иных субъектов Российской Федерации должен сообщить руководителям органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, о подозрении на КЧС.

15. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации о возникновении подозрения на КЧС в течение 24 часов должен обеспечить направление специалистов госветслужбы в место нахождения восприимчивых животных, подозреваемых в заболевании КЧС (далее - предполагаемый эпизоотический очаг), для:

клинического осмотра восприимчивых животных;

определения вероятных источников, факторов и предположительного времени заноса возбудителя;

определения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения КЧС, в том числе с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными и (или) полученной от них продукцией в течение 30 календарных дней до получения информации о подозрении на КЧС;

отбора проб биологического и (или) патологического материала от восприимчивых животных и направления проб в лабораторию.

16. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 10, 12 и 13 настоящих Правил, должно:

проинформировать о подозрении на КЧС главу муниципального образования и население муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, и владельцев восприимчивых животных о требованиях настоящих Правил;

определить количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории указанного муниципального образования, а также места и порядок уничтожения трупов павших восприимчивых животных на территории указанного муниципального образования.

V. Диагностические мероприятия

17. При возникновении подозрения на КЧС специалистами госветслужбы должен проводиться отбор проб биологического и (или) патологического материала следующим образом:

в случае если подозрение на КЧС возникло в изолированно содержащейся группе восприимчивых животных (или группе животных, для ухода за которыми используется одно и то же оборудование и (или) инвентарь) (далее - группа восприимчивых животных), насчитывающей от 1 до 15 голов, пробы должны отбираться от каждого восприимчивого животного;

в случае если подозрение на КЧС возникло в группе восприимчивых животных, насчитывающей от 16 до 50 голов, пробы должны отбираться от 15 голов;

в случае если подозрение на КЧС возникло в группе восприимчивых животных, насчитывающей от 51 до 100 голов, пробы должны отбираться от 22 голов;

в случае если подозрение на КЧС возникло в группе восприимчивых животных, насчитывающей от 101 до 500 голов, пробы должны отбираться от 25 голов;

в случае если подозрение на КЧС возникло в группе восприимчивых животных, насчитывающей 501 голову и более, пробы должны отбираться от 30 голов.

От каждого трупа восприимчивого животного должны отбираться фрагменты селезенки, и (или) почек, и (или) печени массой 5 - 10 г, и (или) заглоточные, подчелюстные, мезентериальные и брыжеечные лимфатические узлы, и (или) костный мозг из грудной кости. В случае разложения трупа должна отбираться грудная или трубчатая кость. Трупы мелких восприимчивых животных массой до 10 кг допускается направлять в лабораторию целиком.

От восприимчивых животных должны отбираться пробы крови в объеме по 5 - 7 мл с антикоагулянтом и без антикоагулянта (или с фактором свертывания крови для получения сыворотки).

18. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области ветеринарии, при содействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих объекты по содержанию восприимчивых животных (хозяйства) и (или) природоохранные учреждения, а также органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, должны обеспечить осуществление отбора проб биологического и (или) патологического материала и направление их для исследований на КЧС в лабораторию в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил от всех:

диких восприимчивых животных, добытых в рамках любительской и спортивной охоты и (или) в рамках мероприятий по регулированию численности диких восприимчивых животных, в муниципальных образованиях, сопредельных с регионами, имеющими статус "неблагополучный регион" по КЧС, установленный решением о регионализации;

диких восприимчивых животных, отловленных с применением метода живоотлова;

обнаруженных трупов диких восприимчивых животных.

19. Упаковка и транспортирование проб биологического и (или) патологического материала должны обеспечивать их сохранность и пригодность для исследований в течение срока транспортировки. До транспортировки пробы биологического и (или) патологического материала должны охлаждаться, а на период транспортирования помещаться в термос со льдом или охладителем. Доставка проб биологического и (или) патологического материала в лабораторию должна осуществляться в течение 48 часов с момента их отбора.

Утечка (рассеивание) биологического и (или) патологического материала во внешнюю среду не допускается.

Контейнеры, пакеты, емкости с пробами биологического и (или) патологического материала должны быть упакованы и опечатаны.

В сопроводительном письме к пробам биологического и (или) патологического материала должны быть указаны дата, время отбора проб, дата последней вакцинации восприимчивых животных против КЧС, номер серии использованной вакцины, производитель вакцины либо информация о том, что вакцинация не проводилась, адрес места отбора проб, перечень проб, основания для подозрения на КЧС либо информация о направлении проб в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил, адрес и телефоны специалиста госветслужбы, осуществившего отбор проб.

Пробы биологического и (или) патологического материала должны быть доставлены в лабораторию специалистом госветслужбы.

20. Диагноз на КЧС считается установленным, если получен один из следующих результатов:

выделен возбудитель и (или) обнаружен его генетический материал, не относящийся к вакцинным штаммам;

обнаружены антитела к возбудителю, не связанные с вакцинацией.

Лабораторные исследования проб биологического и (или) патологического материала должны проводиться с использованием следующих методов:

выявление генетического материала возбудителя методом полимеразной цепной реакции (далее - ПЦР);

выявление антигена возбудителя в реакции прямой иммунофлуоресценции (далее - РПИФ);

изоляция возбудителя в чувствительной культуре клеток с последующей его идентификацией в РПИФ и (или) ПЦР;

выявление специфических антител к возбудителю методом иммуноферментного анализа и (или) в реакции нейтрализации флуоресцирующих микробляшек.

Дифференциация возбудителя от вакцинных штаммов должна проводиться методом секвенирования.

21. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, специалиста госветслужбы, направившего биологический и (или) патологический материал на исследования, о полученных результатах.

В случае установления диагноза на КЧС руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности в случае поступления проб биологического и (или) патологического материала с объекта, подведомственного указанным органам.

22. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза на КЧС должен направить в письменной форме информацию о возникновении КЧС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации) (далее - руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, в ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

23. При установлении диагноза на КЧС на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны взаимодействовать с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации и специальной противоэпизоотической комиссией <3> соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления на подведомственных объектах мероприятий, предусмотренных пунктами 34 и 37 настоящих Правил.

--------------------------------

<3> Статья 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

24. В случае если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз на КЧС не был установлен, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен проинформировать об этом руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в случае если исследованные пробы биологического и (или) патологического материала поступили с объекта, подведомственного указанным органам.

25. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации должно проинформировать о неустановлении диагноза на КЧС владельцев восприимчивых животных, главу муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.

VI. Установление карантина, ограничительные
и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов КЧС,
а также на предотвращение ее распространения

26. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза на КЧС в течение 24 часов с момента установления диагноза на КЧС должен:

направить на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

направить копию представления должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в случае установления диагноза на КЧС у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных указанным органам;

обеспечить проведение заседания специальной противоэпизоотической комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации;

разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на КЧС у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на КЧС в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил;

разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага КЧС и предотвращению распространения возбудителя и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на КЧС у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага КЧС и предотвращению распространения возбудителя осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на КЧС в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

27. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

Решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии.

28. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определены:

ограниченная территория или помещение, в которых находятся источники возбудителя, факторы передачи возбудителя и (или) восприимчивые виды животных (далее - эпизоотический очаг), и (или) ограниченная территория, помещение либо транспортное средство, в которых находятся факторы передачи возбудителя (далее - инфицированный объект) (при наличии инфицированного объекта);

муниципальное образование, на территории которого установлен эпизоотический очаг (далее - неблагополучный пункт).

29. Должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и главу муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.

30. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте и в инфицированном объекте (при наличии инфицированного объекта).

Территории хозяйств, отнесенных к компартментам III и IV, исключаются из неблагополучного пункта в случае, если на момент принятия решения на указанных предприятиях не выявлено несоответствия хозяйства хотя бы одному из критериев компартментализации, указанных в Правилах определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2010 г., регистрационный N 18944), с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 17 июля 2013 г. N 282 (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2013 г., регистрационный N 29378), от 15 октября 2013 г. N 378 (зарегистрирован Минюстом России 7 ноября 2013 г., регистрационный N 30324), от 19 октября 2016 г. N 461 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2016 г., регистрационный N 44620) (далее - правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств).

31. В эпизоотическом очаге:

а) запрещается:

лечение больных восприимчивых животных;

посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;

ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных без клинических признаков, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;

вывоз продуктов убоя восприимчивых животных;

перемещение и перегруппировка восприимчивых животных внутри хозяйства;

заготовка и вывоз кормов для восприимчивых животных;

вывоз инвентаря и иных материально-технических средств;

въезд и выезд транспортных средств (за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации эпизоотического очага и (или) по обеспечению жизнедеятельности людей);

охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам <4>, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов <5>;

--------------------------------

<4> Статья 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<5> Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

б) осуществляется:

поголовный клинический осмотр восприимчивых животных;

убой восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для КЧС, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил;

вакцинация восприимчивых животных без клинических признаков, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, вакцинами против КЧС согласно инструкциям по применению;

оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;

санитарно-душевая обработка людей со сменой всей одежды и обуви при входе на территорию и выходе с территории хозяйства;

дезинфекционная обработка одежды и обуви парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение 1 часа при температуре 57 - 60 °C, расходе формалина 75 см3/м3 водного раствора формалина с содержанием 1,5 процента формальдегида или другими дезинфицирующими растворами с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по применению при выходе с территории эпизоотического очага;

дезинфекционная обработка транспортных средств при выезде с территории эпизоотического очага с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

дератизация и дезинсекция помещений для содержания животных;

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев <6>;

--------------------------------

<6> Статья 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424).

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, путем регулирования численности <7>.

--------------------------------

<7> Статья 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

32. В инфицированном объекте:

а) запрещается:

посещение территории инфицированного объекта посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, специалистов госветслужбы и персонала, привлеченного для ликвидации инфицированного объекта;

въезд и выезд транспортных средств за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

б) осуществляется:

оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

смена одежды и обуви при входе на территорию и выходе с территории инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

дезинфекционная обработка одежды и обуви при выходе с территории инфицированного объекта в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

дезинфекционная обработка транспортных средств при выезде с территории инфицированного объекта с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

дератизация и дезинсекция помещений;

обеспечение отсутствия на территории инфицированного объекта животных без владельцев;

дезинфекция инфицированного объекта с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил.

33. Утилизация и уничтожение биологических объектов должны осуществляться в соответствии с ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

Корма, с которыми могли иметь контакт больные восприимчивые животные, могут скармливаться невосприимчивым к КЧС животным после термической обработки, обеспечивающей уничтожение возбудителя в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

34. Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат территории хозяйств, помещения для содержания восприимчивых животных, производственные объекты, транспортные средства, используемые для перевозки восприимчивых животных, и другие места, где содержались больные восприимчивые животные или обнаружены трупы восприимчивых животных.

Дезинфекция помещений и других мест, где содержались больные восприимчивые животные, должна проводиться специалистами госветслужбы в три этапа: первый - сразу после изоляции больных восприимчивых животных, второй - после проведения механической очистки, третий - перед отменой карантина.

Навоз от восприимчивых животных ежедневно убирается и складируется на территории эпизоотического очага для биотермического обеззараживания, остатки корма и подстилка ежедневно убираются и обеззараживаются биотермическим способом или сжигаются.

Места обнаружения павших диких восприимчивых животных подлежат однократной дезинфекции.

Для дезинфекции должны применяться дезинфицирующие растворы, указанные в пункте 11 настоящих Правил.

35. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в области ветеринарии, организует на территории, прилегающей к эпизоотическому очагу, выставление на въезде в эпизоотический очаг необходимого количества круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных дезинфекционными барьерами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды, обуви и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством.

36. В неблагополучном пункте:

а) запрещается:

ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;

вывоз продуктов убоя восприимчивых животных, не прошедших тепловую обработку, обеспечивающую их обеззараживание, в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

вывоз кормов для восприимчивых животных, не прошедших тепловую обработку, обеспечивающую их обеззараживание, в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

закупка у населения восприимчивых животных и продуктов их убоя;

пересылка, включая почтовые отправления, продуктов убоя восприимчивых животных непромышленного изготовления;

заготовка кормов для восприимчивых животных;

проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением восприимчивых животных;

выгульное содержание восприимчивых животных;

охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

б) осуществляется:

наблюдение за состоянием восприимчивых животных в хозяйствах;

вакцинация восприимчивых животных в хозяйствах вакцинами против КЧС согласно инструкциям по применению.

VII. Отмена карантина и последующие ограничения

37. Отмена карантина осуществляется через 30 календарных дней после последнего случая падежа, убоя последнего восприимчивого животного с клиническими признаками, характерными для КЧС, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, обнаружения трупа дикого восприимчивого животного или убоя всех восприимчивых животных и проведения других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами.

38. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, или от должностного лица ветеринарно-санитарной службы федерального органа исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности (в случае если эпизоотический очаг был выявлен на объектах, подведомственных указанным органам) заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, в течение 24 часов должен направить представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг, принимает руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в случае принятия им решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина).

39. После отмены карантина на территории эпизоотического очага, неблагополучного пункта в течение 90 календарных дней запрещается:

вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;

вывоз продуктов убоя восприимчивых животных, не прошедших тепловую обработку, обеспечивающую их обеззараживание, в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, за исключением хозяйств, отнесенных к компартменту IV в соответствии с правилами определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области