МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 июля 2021 г. N 503
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.03 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ
ИНСТРУМЕНТОВ), УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ
2014 Г. N 1608, И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИЙ ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ,
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ЯНВАРЯ 2015 Г. N 34
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35843), и в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 г., регистрационный N 36825).
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Приложение
Утверждены
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 29 июля 2021 г. N 503
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.03 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ), УТВЕРЖДЕННЫЙ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2014 Г. N 1608,
И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИЙ
ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 ЯНВАРЯ 2015 Г. N 34
1. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35843):
1.1. Пункт 1.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.".
1.2. Дополнить пунктами 1.4 и 1.5 следующего содержания:
"1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.".
1.3. Дополнить новой сноской "2" к пункту 1.4 следующего содержания:
"<2> Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).".
1.4. Сноску "2" к таблице 1 пункта 3.2 считать сноской "3".
1.5. Сноску "3" к таблице 1 пункта 3.2 исключить.
1.6. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Квалификация Концертмейстер присваивается выпускникам, освоившим ИОП в ОИ по следующим видам инструментов: фортепиано; орган; инструменты народного оркестра (баян, аккордеон, гитара); национальные инструменты народов России.".
1.7. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ИОП в ОИ, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука; 04 Культура, искусство <6>.".
1.8. Дополнить новой сноской "6" к пункту 4.1 следующего содержания:
"<6> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).".
1.9. Сноски "6" - "12" к пунктам 7.2, 7.3, 7.10, 7.17, 7.21, 8.5, 8.7 считать соответственно сносками "7" - "13".
1.10. В пункте 5.1:
а) абзацы одиннадцатый и двенадцатый изложить в следующей редакции:
"ОК 10. Использовать в профессиональной деятельности личностные, межпредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.".
1.11. В подпункте 5.2.2 пункта 5.2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.";
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.";
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.".
1.12. Пункт 6.2 изложить в следующей редакции:
"Общеобразовательный учебный цикл состоит из предметных областей, учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин.
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоит из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная (по профилю специальности) практики.".
1.13. Таблицу 2 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Структура образовательной программы
среднего профессионального образования, интегрированной
с образовательными программами основного общего и среднего
общего образования углубленной подготовки
Индекс
|
Наименование программ, предметных областей, учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование предметных областей, учебных предметов, дисциплин
|
Код формируемой компетенции
|
ОД.01
|
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
|
6006
|
4620
|
ОК 2, 4, 6, 8, 10, 12
ПК 1.3, 1.4, 2.8
|
|
ОД.02
|
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".
|
2106
|
1404
|
ОК 11 - 13,
ПК 1.1 - 1.6, 2.8
|
|
Обязательная часть учебных циклов ИОП в ОИ
|
3626
|
2620
|
|||
ОГСЭ 00.
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
470
|
352
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
ОГСЭ 01.
Основы философии
|
ОК 1, 3 - 8, 12
|
|||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
аргументированно обосновывать свою позицию по правовым вопросам, возникающим в процессе противодействия коррупции;
демонстрировать гражданско-патриотическую позицию;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Европейского Союза и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
ОГСЭ 02.
История
|
ОК 1, 3, 4, 6, 8, 12, 13
|
|||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
ОГСЭ 03.
Психология общения
|
ОК 1 - 9, 12
ПК 2.1. - 2.9.
|
|||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
ОГСЭ 04.
Иностранный язык
|
ОК 4 - 6, 8, 9
ПК 2.8.
|
|||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
ОГСЭ.05.
Физическая культура
|
ОК 2 - 4, 6, 8, 10
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
3156
|
2268
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
||||
уметь:
сольфеджировать одноголосные четырехголосные музыкальные примеры;
сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера;
записывать музыкальные построения в соответствии с программными требованиями, используя навыки слухового анализа;
гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры;
слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;
довести предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения;
применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;
выполнять теоретический анализ музыкального произведения;
знать:
особенности ладовых систем;
основы функциональной гармонии;
закономерности формообразования;
формы развития музыкального слуха:
диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование;
|
ОП.01.
Сольфеджио
|
ОК 1 - 5, 8, 9, 10, 11
ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.2, 2.7
|
|||
уметь:
делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, анализировать музыкальную ткань с точки зрения:
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций);
гармонической системы (модальная и функциональная стороны гармонии);
фактурного изложения материала (типы фактур);
типов изложения музыкального материала;
использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;
знать:
понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;
типы фактур;
типы изложения музыкального материала;
|
ОП 02.
Элементарная теория музыки
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7.
|
|||
уметь:
выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;
применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах;
применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию;
знать:
выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями;
|
ОП.03.
Гармония
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7.
|
|||
уметь:
выполнять анализ музыкальной формы;
рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы;
рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора;
знать:
простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату;
понятие о циклических и смешанных формах;
функции частей музыкальной формы;
специфику формообразования в вокальных произведениях;
|
ОП.04.
Анализ музыкальных произведений
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7.
|
|||
уметь:
делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;
использовать программы цифровой обработки звука;
ориентироваться в частой смене компьютерных программ;
знать:
способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста;
основы MIDI-технологий;
|
ОП.05.
Музыкальная информатика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.3, 1.8, 2.5
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.06.
Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 2.9.
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
||||
ПМ.01
|
Исполнительская деятельность
|
||||
Фортепиано
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
репетиционно-концертной работы в качестве солиста,
концертмейстера, в составе камерного ансамбля;
исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах;
сочинения и импровизации в соответствии с программными требованиями;
уметь:
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике;
применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе;
пользоваться специальной литературой;
слышать все партии в ансамблях различных составов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
знать:
сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;
ансамблевый репертуар для различных камерных составов;
художественно-исполнительские возможности инструмента;
основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;
закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
|
МДК 01.01.
Специальный инструмент
МДК 01.02.
Ансамблевое исполнительство
МДК 01.03.
Концертмейстерский класс
МДК 01.04.
История исполнительского искусства, инструментоведение
МДК 01.05.
Основы композиции, дополнительный инструмент
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8
|
|||
Оркестровые струнные инструменты
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе камерного ансамбля, квартета, оркестра;
исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре;
уметь:
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике;
пользоваться специальной литературой;
слышать все партии в ансамблях различных составов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
работать в составе различных видов оркестров:
симфонического оркестра, камерного оркестра;
знать:
сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;
ансамблевый репертуар для различных камерных составов, квартета;
оркестровые сложности для данного инструмента;
художественно-исполнительские возможности инструмента;
основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;
закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре;
базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
|
МДК 01.01.
Специальный инструмент
МДК 01.02.
Ансамблевое исполнительство.
Квартетный класс
МДК 01.03.
Оркестровый класс, работа с оркестровыми партиями
МДК 01.04.
Дополнительный инструмент фортепиано
МДК 01.05.
История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8
|
|||
Оркестровые духовые и ударные инструменты
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра;
исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре;
уметь:
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике;
пользоваться специальной литературой;
слышать все партии в ансамблях различных составов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
работать в составе различных видов оркестров:
симфонического оркестра, духового оркестра;
знать:
сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды;
инструментальные миниатюры;
ансамблевый репертуар для различных камерных составов;
оркестровые сложности для данного инструмента;
художественно-исполнительские возможности инструмента;
основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;
закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре;
базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
|
МДК 01.01.
Специальный инструмент
МДК 01.02.
Ансамблевое исполнительство
МДК 01.03.
Дополнительный инструмент фортепиано
МДК 01.04.
История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов
МДК 01.05.
Оркестровый класс, работа с оркестровыми партиями
МДК 01.06.
Дирижирование и чтение оркестровых партитур
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8
|
|||
Инструменты народного оркестра
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра;
исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре;
уметь:
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретически знания в исполнительской практике;
пользоваться специальной литературой;
слышать все партии в ансамблях различных составов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
работать в составе народного оркестра;
знать:
сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;
ансамблевый репертуар для различных составов;
оркестровые сложности для данного инструмента;
художественно-исполнительские возможности инструмента;
основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;
закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре;
базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
|
МДК 01.01.
Специальный инструмент
МДК 01.02.
Ансамблевое исполнительство
МДК 01.03.
Концертмейстерский класс
МДК 01.04.
Дополнительный инструмент - фортепиано
МДК 01.05.
История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов
МДК 01.06.
Дирижирование. Чтение оркестровых партитур
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1. - 1.8
|
|||
Орган
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера, в составе камерного ансамбля;
исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах;
сочинения и импровизации в соответствии с программными требованиями;
расшифровки генерал-баса эпохи барокко;
уметь:
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретически знания в исполнительской практике;
применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе;
пользоваться специальной литературой;
слышать все партий в ансамблях различных составов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
играть по цифровке сочинения эпохи барокко;
знать:
сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;
ансамблевый репертуар для различных камерных составов;
оркестровые сложности для данного инструмента;
художественно-исполнительские возможности инструмента;
основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;
закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
|
МДК 01.01
Специальный инструмент
МДК 01.02
Ансамблевое исполнительство
МДК 01.03
Концертмейстерский класс и генерал-бас
МДК 01.04.
История исполнительского искусства, инструментоведение
МДК 01.05.
Основы композиции, дополнительный инструмент
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8
|
|||
Национальные инструменты народов России
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра;
исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре;
уметь:
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике;
пользоваться специальной литературой;
слышать все партии в ансамблях различных составов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
работать в составе народного оркестра;
знать:
сольный репертуар, включающий произведения основных жанров национальной музыки;
ансамблевый репертуар для различных составов;
оркестровые сложности для данного инструмента;
художественно-исполнительские возможности инструмента;
основные этапы истории исполнительства на данном инструменте;
закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;
выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роль в оркестре;
базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
|
МДК 01.01.
Специальный инструмент
МДК 01.02.
Ансамблевое исполнительство
МДК 01.03.
Концертмейстерский класс
МДК 01.04.
Дополнительный инструмент - фортепиано
МДК 01.05.
История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов
МДК 01.06.
Дирижирование и чтение оркестровых партитур
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8
|
|||
ПМ.02
|
Педагогическая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации обучения обучающихся с учетом базовых основ педагогики;
организации обучения обучающихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки;
организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;
уметь:
делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
пользоваться специальной литературой;
делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика;
знать:
основы теории воспитания и образования;
психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;
требования к личности педагога;
основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;
творческие и педагогические исполнительские школы;
современные методики обучения игре на инструменте;
педагогический репертуар детских школ искусств по видам искусств;
профессиональную терминологию;
порядок ведения учебной документации в образовательных организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных организациях;
технику и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
особенности организации педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов;
требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
|
МДК 02.01.
Педагогические основы преподавания творческих дисциплин
МДК 02.02.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.9
|
||
Вариативная часть учебных циклов ИОП в ОИ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1132
|
До 823
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
684
|
573
|
||
УП.01
|
Фортепиано
|
УП 01.01.
Концертмейстерская подготовка
УП 01.02.
Фортепианный дуэт
УП 01.03.
Чтение с листа и транспозиция
УП 01.04.
Ансамблевое исполнительство
УП 01.05. Учебная практика по педагогической работе
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
УП.02
|
Оркестровые струнные инструменты
|
УП 02.01.
Оркестровый класс
УП 02.02.
Ансамблевое исполнительство
УП 02.03.
Учебная практика по педагогической работе
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
УП.03
|
Оркестровые духовые и ударные инструменты
|
УП 03.01.
Оркестровый класс
УП 03.02.
Ансамблевое исполнительство
УП 03.03.
Учебная практика по педагогической работе
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
УП.04
|
Инструменты народного оркестра
|
УП 04.01. Оркестровый класс
УП 04.02.
Концертмейстерская подготовка
УП 04.03.
Ансамблевое исполнительство
УП 04.04.
Учебная практика по педагогической работе
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
УП.05
|
Орган
|
УП 05.01.
Концертмейстерская подготовка
УП 05.02.
Фортепианный дуэт
УП 05.03.
Чтение с листа и транспозиция
УП.05.04.
Ансамблевое исполнительство
УП 05.05. Учебная практика по педагогической работе
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
УП06
|
Национальные инструменты народов России
|
УП 06.01.
Оркестровый класс
УП 06.02. Концертмейстерская подготовка
УП 06.03. Ансамблевое исполнительство
УП 06.04.
Учебная практика по педагогической работе
|
ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
Всего часов обучения по учебным циклам ИОП в ОИ
|
13554
|
9036 - 10040
|
|||
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
11 нед.
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
ПП.01
|
Исполнительская и педагогическая практика
|
11 нед.
|
|||
ПДП 00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
1 нед.
|
ОК 1 - 9, 12, 13
ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
ПА 00
|
Промежуточная аттестация
|
16 нед.
|
|||
ГИА 00
|
Государственная итоговая аттестация
|
3 нед.
|
|||
ГИА 01
|
Защита выпускной квалификационной работы "Исполнение сольной программы"
|
1 нед.
|
|||
ГИА 02
|
Государственные экзамены:
|
2 нед.
|
|||
ГИА 02.01
|
"Камерный ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство" по видам инструментов: Фортепиано, Оркестровые струнные инструменты, Орган;
|
||||
ГИА 02.02
|
"Концертмейстерский класс и ансамбль" по междисциплинарным курсам "Ансамблевое исполнительство" и "Концертмейстерский класс" по видам инструментов: Инструменты народного оркестра (аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь), Национальные инструменты народов России
|
||||
ГИА 02.03
|
"Ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство"
по виду инструментов:
Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра (домра, балалайка)
|
||||
ГИА 02.04
|
"Концертмейстерский класс" по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" по видам инструментов: Фортепиано, Орган
|
||||
ГИА.02.05
|
"Педагогическая деятельность" по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность"
|
";
1.14. Таблицу 3 изложить в следующей редакции:
"Таблица 3
Срок получения СПО по ИОП в ОИ углубленной подготовки
в очной форме обучения составляет 356 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам ИОП в ОИ, включая учебную практику
|
251 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
11 нед.
|
Производственная практика (преддипломная)
|
1 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
16 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
3 нед.
|
Каникулы
|
74 нед.
|
Итого
|
356 нед.
|
1.15. Пункт 7.6 признать утратившим силу.
1.16. В пункте 7.17:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"7.17. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практикоориентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.";
б) абзац шестой изложить в следующей редакции:
"исполнительская практика проводится как концентрированно, так и рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке концертных выступлений;".
1.17. Пункт 7.20 изложить в следующей редакции:
"7.20. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.";
1.18. Абзац двадцатый пункта 7.22 признать утратившим силу;
1.19. В пункте 8.6:
а) в абзаце первом слова "(дипломной работы)" исключить;
б) в абзаце третьем слова "(дипломную работу)" исключить;
в) в абзаце пятнадцатом слова "(домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь)" исключить;
г) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"Концертмейстерский класс и ансамбль" по междисциплинарным курсам "Ансамблевое исполнительство" и "Концертмейстерский класс" (инструменты народного оркестра (аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь), национальные инструменты народов России)";
д) дополнить новым абзацем семнадцатым следующего содержания:
"Ансамбль" по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство" по виду инструментов: Оркестровые духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра (домра, балалайка)";
е) абзацы семнадцатый - двадцать четвертый считать соответственно абзацами восемнадцатым - двадцать пятым.
1.20. Дополнить приложением к федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1608 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35843), следующего содержания:
"Приложение
к федеральному государственному
образовательному стандарту
по специальности 53.02.03
Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов), утвержденному
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 23 декабря 2014 г. N 1608
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.03 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)
Код профессионального стандарта
|
Наименование профессионального стандарта
|
01.003
|
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016)
|
".
2. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 г., регистрационный N 36825):
2.1. Пункт 1.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.".
2.2. Дополнить пунктами 1.4 и 1.5 следующего содержания:
"1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы <1>.
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.".
2.3. Дополнить новой сноской "1" к пункту 1.4 следующего содержания:
"<1> Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).".
2.4. Сноски "1" - "3" к пунктам 3.2, 3.3, 3.4 считать соответственно сносками "2" - "4".
2.5. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ИОП в ОИ, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука; 04 Культура, искусство <5>.".
2.6. Дополнить новой сноской "5" к пункту 4.1 следующего содержания:
"<5> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).".
2.7. Сноски "4" - "10" к пунктам 7.2, 7.3, 7.10, 7.15, 7.19, 8.5, 8.7 считать соответственно сносками "6" - "12".
2.8. В пункте 5.1:
а) абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.".
2.9. В подпункте 5.2.2 пункта 5.2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.";
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.";
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.".
2.10. Таблицу 2 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Структура образовательной программы среднего
профессионального образования в области искусств,
интегрированной с образовательными программами основного
общего и среднего общего образования углубленной подготовки
Индекс
|
Наименование программ, предметных областей, учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование предметных областей, учебных предметов, дисциплин
|
Код формируемой компетенции
|
ОД.01
|
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
|
5558
|
4180
|
ОК 2 - 4, 6, 8, 10, 12
ПК 1.3, 1.4, 2.8
|
|
ОД.02
|
Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".
|
1176
|
784
|
ОК 11 - 13, ПК 1.1 - 1.6, 2.8
|
|
Обязательная часть учебных циклов ИОП в ОИ
|
5064
|
3422
|
|||
ОГСЭ 00.
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
510
|
340
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей; демонстрировать гражданско-патриотическую позицию;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
ОГСЭ 01.
Основы философии
|
ОК 1, 3 - 8, 12
|
|||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
аргументированно обосновывать свою позицию по правовым вопросам, возникающим в процессе противодействия коррупции;
демонстрировать гражданско-патриотическую позицию;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Европейского Союза и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
|
ОГСЭ 02.
История
|
ОК 1, 3, 4, 6, 8, 12, 13
|
|||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
ОГСЭ 03.
Психология общения
|
ОК 1 - 9, 12 ПК 2.1. - 2.9.
|
|||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
ОГСЭ 04.
Иностранный язык
|
ОК 4 - 6, 8, 9
ПК 2.8.
|
|||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
ОГСЭ.05.
Физическая культура
|
ОК 2 - 4, 6, 8
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
4554
|
3082
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
||||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
сольфеджировать одноголосные-четырехголосные музыкальные примеры;
сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера;
записывать музыкальные построения в соответствии с программными требованиями, используя навыки слухового анализа;
гармонизировать мелодии в различных стилях и жанрах, включая полифонические жанры;
слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;
доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения;
применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;
выполнять теоретический анализ музыкального произведения;
знать:
особенности ладовых систем; основы функциональной гармонии; закономерности формообразования;
формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование.
|
ОП.01.
Сольфеджио
|
ОК 1 - 5, 8, 9, 10, 11
ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.2, 2.7, 2.9.
|
|||
уметь:
выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;
применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах;
применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию;
знать:
выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств.
|
ОП 02.
Элементарная теория музыки
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7., 2.9.
|
|||
уметь:
выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;
применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в различных стилях и жанрах;
применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию;
знать:
выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями;
|
ОП.03.
Гармония
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7.
|
|||
уметь:
выполнять анализ музыкальной формы;
рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы;
рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора;
знать:
простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату;
понятие о циклических и смешанных формах; функции частей музыкальной формы;
специфику формообразования в вокальных произведениях.
|
ОП.04.
Анализ музыкальных произведений
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7.
|
|||
уметь:
делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;
использовать программы цифровой обработки звука;
ориентироваться в частой смене компьютерных программ;
знать:
способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста;
основы MIDI-технологий.
|
ОП.05.
Музыкальная информатика
|
ОК 1 - 9
ПК 1.3, 1.8,
2.5
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.
|
68
|
ОП.06.
Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 2.9.
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
||||
ПМ.01.
|
Дирижерско-хоровая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы хормейстера с хоровыми коллективами различных составов;
чтения с листа хоровых партитур в соответствии с программными требованиями;
аккомпанемента на фортепиано ансамблевому и хоровому коллективу;
составления плана, разучивания и исполнения хорового произведения;
исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;
уметь:
читать с листа свою партию в хоровом произведении средней сложности;
исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства;
исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров "a'capella" и с сопровождением, транспонировать;
исполнять любую партию в хоровом сочинении;
дирижировать хоровые произведения различных типов: "a'capella" и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с одновременным пением хоровых партий;
анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения;
определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры, музыкальные художественно-выразительные средства;
выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);
применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми произведениями;
|
МДК.01.01.
Дирижирование. Чтение хоровых партитур
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
МДК.01.02.
Фортепиано. Аккомпанемент и чтение с листа
|
|||||
МДК.01.03.
Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль
|
|||||
МДК.01.04.
Хоровой класс
|
|||||
организовывать работу детского хорового коллектива с учетом возраста и подготовленности певцов;
создавать хоровые переложения (аранжировки); пользоваться специальной литературой; согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения;
работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах;
знать:
репертуар средней сложности хоровых коллективов различного типа, включающий произведения важнейших жанров (оратории, кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты);
вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
основные этапы истории и развития теории хорового исполнительства;
методику работы с хором;
основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;
творческие и педагогические школы;
специфику работы с детским хоровым коллективом;
наиболее известные методические системы хорового образования (отечественные и зарубежные);
профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста хорового коллектива;
основные принципы хоровой аранжировки.
|
|||||
ПМ.02
|
Педагогическая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации обучения обучающихся с учетом базовых основ педагогики;
организации обучения обучающихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки;
организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;
уметь:
делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
пользоваться специальной литературой;
делать подбор репертуара с учетом индивидуальных особенностей ученика;
знать:
основы теории воспитания и образования;
психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;
требования к личности педагога;
основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;
творческие и педагогические исполнительские школы;
современные методики обучения игре на инструменте;
педагогический репертуар детских школ искусств по видам искусств;
профессиональную терминологию;
порядок ведения учебной документации в образовательных организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных организациях;
технику и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
особенности организации педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов;
требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях).
|
МДК 02.01.
Педагогические основы преподавания творческих дисциплин
МДК 02.02.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.9
|
||
Вариативная часть учебных циклов ИОП в ОИ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
450
|
300
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
1144
|
810
|
УП.01.
Хоровая исполнительская и концертная практика
УП.02.
Практика работы с хором. Аранжировка для ансамбля и хора
УП.03.
Учебная практика по педагогической работе
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8,
2.1 - 2.9
|
Всего часов обучения по учебным циклам ИОП в ОИ
|
13392
|
9496
|
|||
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
15 нед.
|
ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.9
|
||
ПП.01
|
Исполнительская практика
|
13 нед.
|
|||
ПП.02
|
Педагогическая практика
|
2 нед.
|
|||
ПДП 00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
2 нед.
|
ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8; 2.1 - 2.9
|
||
ПА 00
|
Промежуточная аттестация
|
14 нед.
|
|||
ГИА 00
|
Государственная итоговая аттестация
|
4 нед.
|
|||
ГИА 01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
1 нед.
|
|||
ГИА 02
|
Защита выпускной квалификационной работы "Дирижирование и работа с хором"
|
1 нед.
|
|||
ГИА 03
|
Государственный экзамен "Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль"
"Педагогическая деятельность"
|
1 нед.
|
|||
ГИА 04
|
Государственный экзамен по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность"
|
1 нед.
|
";
2.11. Пункт 7.6 признать утратившим силу.
2.12. Абзац первый пункта 7.15 изложить в следующей редакции:
"7.15. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающий практико-оиентированную подготовку обучающихся. При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.".
2.13. Пункт 7.18 изложить в следующей редакции:
"7.18. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.".
2.14. Абзац двадцать первый пункта 7.20 признать утратившим силу.
2.15. В пункте 8.6:
в абзаце первом слова "(дипломной работы)" исключить;
в абзаце третьем слова "(дипломную работу)" исключить.
2.16. Дополнить приложением к федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2015 г., регистрационный N 36825), следующего содержания:
"Приложение
к федеральному государственному
образовательному стандарту
по специальности 53.02.06 Хоровое
дирижирование с присвоением квалификаций
хормейстер, преподаватель, утвержденному
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 30 января 2015 г. N 34
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.02.06 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИЙ ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Код профессионального стандарта
|
Наименование профессионального стандарта
|
01.003
|
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016)
|
".
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области