МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 сентября 2020 г. N 462
О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО УЧЕБНИКАМ
В соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343, 2020, N 11, ст. 1547), приказываю:
1. Создать Научно-методический совет по учебникам (далее - Совет).
2. Утвердить прилагаемое Положение о Совете.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Приложение
Утверждено
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2020 г. N 462
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО УЧЕБНИКАМ
1. Научно-методический совет по учебникам (далее - Совет) является постоянно действующим совещательным экспертным органом, создаваемым при Министерстве просвещения Российской Федерации в целях повышения качества учебников и формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Перечень).
2. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство), а также настоящим Положением.
3. Совет осуществляет следующие полномочия:
3.1 рассматривает представленные Министерством индивидуальные листы экспертов, экспертные листы органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке), заключения по результатам общественной экспертизы (при наличии), дополнительные документы и материалы, поступившие по результатам экспертизы учебников;
3.2 рассчитывает общую экспертную оценку по каждому критерию экспертизы;
3.3 принимает по каждому учебнику решения в форме рекомендаций:
3.3.1 о включении учебника в Перечень;
3.3.2 о невключении учебника в Перечень;
3.3.3 о направлении учебника на дополнительную экспертизу;
3.3.4 об исключении учебника из Перечня;
3.3.5 о неисключении учебника из Перечня;
3.4 проводит анализ и проверку достоверности полученных от Министерства обращений от физических и (или) юридических лиц, поступивших в Министерство и указывающих на несоответствие содержания учебника требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, и (или) документально подтвержденной информации о наличии конфликта интересов, а также вмешательстве в процедуру проведения экспертизы лиц, не участвующих в ее проведении, но оказавших влияние на ее результаты (после принятия Советом рекомендации включить учебник в Перечень либо после включения учебника в Перечень);
3.5 формирует рекомендации для Министерства по вопросам повышения качества учебников, совершенствования содержания учебников, проведения экспертизы учебников, организации информационно-методического сопровождения экспертизы учебников;
3.6 запрашивает у заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и иных заинтересованных организаций информационные материалы по вопросам формирования Перечня;
3.7 создает рабочие группы по отдельным направлениям деятельности Совета.
4. Рекомендации, предусмотренные подпунктом 3.3 пункта 3 настоящего Положения, принимаются по основаниям и в порядке, предусмотренных Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства от 18 декабря 2019 г. N 695 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57418).
5. В состав Совета входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских, региональных, межрегиональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных организаций.
Состав Совета утверждается и изменяется приказом Министерства.
В состав Совета входят: председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены Совета.
5.1. Председатель Совета:
организует работу Совета и председательствует на его заседаниях;
запрашивает материалы по всем направлениям работы Совета;
подписывает протоколы заседаний Совета и другие документы Совета;
вносит предложения Министру просвещения Российской Федерации по вопросам внесения изменений в состав Совета и настоящее Положение.
5.2. Заместитель председателя Совета:
председательствует на заседаниях Совета по поручению председателя Совета;
подписывает протокол заседания Совета в случае, если он председательствует на заседании.
5.3. Ответственный секретарь Совета:
информирует членов Совета о дате, месте и времени проведения заседаний Совета и о вопросах, включенных в повестку дня заседаний Совета, в срок не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты проведения заседания Совета;
готовит материалы к предстоящему заседанию Совета, а также протоколы заседаний Совета;
организует заседания Совета;
осуществляет ведение протоколов заседаний Совета и их рассылку членам Совета.
5.4. Члены Совета:
участвуют в подготовке заседаний Совета;
вносят предложения по формированию повестки дня заседаний;
выступают на заседании Совета и высказывают особое мнение, которое может быть оформлено письменно и приобщено к протоколу заседания.
Члены Совета участвуют в работе Совета лично. Делегирование полномочий не допускается.
Член Совета обязан заявить о наличии обстоятельств, выражающихся в личной заинтересованности в отношении рассматриваемого учебника или учебного пособия, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное решение (далее - конфликт интересов).
В случае возникновения конфликта интересов член Совета не может участвовать в голосовании по указанному учебнику.
Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
6. Основной формой деятельности Совета являются заседания. Заседания Совета могут проводиться в очной или заочной формах.
Решение о проведении заочного голосования принимает председатель или заместитель председателя Совета. Заочное голосование осуществляется путем заполнения опросных листов голосующими членами Совета.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует более половины от числа лиц, входящих в состав Совета.
7. Рекомендации Совета принимаются открытым голосованием. Рекомендация считается принятой, если за нее проголосовало более половины от числа лиц, входящих в состав Совета, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Совета.
В случае заочного голосования рекомендация считается принятой, если за нее проголосовало более 50% членов Совета.
Принимаемые Советом рекомендации оформляются протоколом, который подписывает председатель или его заместитель, председательствующий на заседании.
8. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляется Департаментом цифровой трансформации и больших данных Министерства в рамках установленной компетенции.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области