МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 августа 2020 г. N 565
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОЗДАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ ЛЕСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В соответствии с частью 5 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.129(1) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), приказываю:
1. Утвердить Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2021 и действует до 01.01.2027.
Исполняющий обязанности Министра
С.Ю.РАДЧЕНКО
Приложение
к приказу Минприроды России
от 05.08.2020 N 565
ПОРЯДОК
ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОЗДАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ ЛЕСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
I. Основные положения
1. Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (далее - Порядок) разработан в соответствии с частью 5 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725) (далее - Лесной кодекс) и подпунктом 5.2.129(1) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635).
2. Порядок является обязательным для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса <1>, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также для лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов (далее - заинтересованные лица).
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 19 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 30, ст. 4547).
3. Порядок определяет основные требования и последовательность действий заинтересованных лиц по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, установленных Перечнем объектов лесной инфраструктуры <2>.
--------------------------------
<2> Часть 5 статьи 13 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3875).
В отношении объектов лесной инфраструктуры, являющихся объектами капитального строительства, основные требования и последовательность действий заинтересованных лиц по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации определяются в том числе с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2020, N 31, ст. 5023).
4. Работы по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры осуществляются на основании:
а) отраслевых и региональных программ развития лесного сектора;
б) лесных планов субъектов Российской Федерации;
в) лесохозяйственных регламентов лесничеств;
г) проектов освоения лесов;
д) государственного задания или государственного (муниципального) контракта.
5. Планирование создания объектов лесной инфраструктуры осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации <4>, который учитывает документы территориального планирования, отраслевые и региональные программы развития лесного сектора.
--------------------------------
<4> Приказ Минприроды России от 20 декабря 2017 г. N 692 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений" (зарегистрирован Минюстом России 05.04.2018, регистрационный N 50666) с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 27 февраля 2020 г. N 100 (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2020, регистрационный N 59399).
6. Детальная характеристика существующих объектов лесной инфраструктуры на территории лесничества, а также описание мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, поквартальная карта-схема лесничества с нанесением местоположения существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры содержится в лесохозяйственном регламенте лесничества <5>.
--------------------------------
<5> Приказ Минприроды России от 27 февраля 2017 г. N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (зарегистрирован Минюстом России 31.03.2017, регистрационный N 46210) с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 27 февраля 2020 г. N 100 (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2020, регистрационный N 59399).
7. Лица, использующие леса, проектируют объекты лесной инфраструктуры на основании планов их создания, которые содержатся в проекте освоения лесов, разработанном в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества <6>.
--------------------------------
<6> Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (зарегистрирован Минюстом России 05.05.2012, регистрационный N 24075).
Объекты лесной инфраструктуры некапитального строительства не проектируются. Их создание, содержание и эксплуатация на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или аренду, осуществляются в соответствии с их пространственным размещением, предусмотренным проектом освоения лесов, прошедшим государственную или муниципальную экспертизу <7>.
--------------------------------
<7> Статья 89 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028).
8. На лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области лесных отношений планируют создание объектов лесной инфраструктуры в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств. Планирование создания объектов лесной инфраструктуры осуществляется путем закупок проектной документации и закупок услуг на ее реализацию по утвержденным планам-графикам в соответствии с законодательством о контрактной системе <8>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2020, N 31, ст. 5008).
На лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, мероприятия по созданию новых объектов лесной инфраструктуры и содержанию существующих объектов лесной инфраструктуры осуществляют государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества на основании государственного задания или государственного (муниципального) контракта <9>.
--------------------------------
<9> Части 2 и 4 статьи 19 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028).
II. Проектирование объектов лесной инфраструктуры
9. Проектирование объектов лесной инфраструктуры осуществляется для объектов капитального строительства.
10. Лица, использующие леса, в соответствии с проектом освоения лесов принимают решение о подготовке проектной документации, составляют техническое задание на проектирование работ и выполняют эти работы самостоятельно или заключают договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (далее - договор подряда) <10>.
--------------------------------
<10> Статья 758 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2019, N 52, ст. 7807).
11. Особенности проектирования лесовозных лесных дорог постоянного действия регламентируются "СП 288.1325800.2016. Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства", утвержденным приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 952/пр (Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации, N 7, 2017).
12. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе проектной документации объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
III. Создание объектов лесной инфраструктуры
13. Создание объектов лесной инфраструктуры осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с проектной документацией <11>.
--------------------------------
<11> Статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
14. Приемку и ввод в эксплуатацию созданных объектов лесной инфраструктуры осуществляют только для объектов капитального строительства в установленном порядке в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации <12>.
--------------------------------
<12> Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
IV. Эксплуатация и содержание объектов
лесной инфраструктуры
15. Эксплуатация и содержание (в том числе обслуживание и ремонт) объектов лесной инфраструктуры осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности <13>, лесохозяйственными регламентами лесничеств, проектами освоения лесов.
--------------------------------
<13> Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Заинтересованные лица содержат объекты лесной инфраструктуры и обеспечивают их состояние, пригодное для эксплуатации по назначению в течение запроектированного срока службы объекта, по истечении которого обеспечивается снос объектов лесной инфраструктуры и рекультивация земель, на которых размещались такие объекты.
16. В процессе эксплуатации проводится мониторинг состояния лесных и лесовозных дорог.
Периодичность осмотров устанавливается организацией, содержащей лесную или лесохозяйственную дорогу. Рекомендуемое время периодичности осмотров лесной и лесохозяйственной дороги: не реже одного раза в месяц.
Содержание лесных дорог включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за инженерными элементами дорожной сети, введение ограничительных мер с целью создание оптимальных условий для эксплуатации дорожной сети.
На лесных дорогах устанавливают знаки для организации движения с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения.
При эксплуатации лесных и лесохозяйственных дорог запрещается повреждение проезжей части, дорожных знаков, дорожных сооружений и обустройств, разведение огня на полосе отвода и ближе 100 м от деревянных мостов.
С целью сохранения лесных и лесохозяйственных дорог с твердым и усовершенствованным, ледяным, колейным покрытием запрещается движение гусеничной техники по проезжей части, за исключением случаев, связанных с выполнением ремонтных работ, расчистки снега и завалов. Для перевозки тяжелой и гусеничной техники в полосе отвода создается грунтовая дорога. В полосе отвода лесных и лесохозяйственных дорог без согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса <14>, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, запрещается:
--------------------------------
<14> Часть 1 статьи 19 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 30, ст. 4547).
а) производить строительные, геологоразведочные, горные и изыскательные работы, устраивать наземные сооружения, устанавливать дорожные знаки и указатели;
б) спускать канализационные, промышленные, мелиоративные и сточные воды в водоотводные сооружения и резервы;
в) распахивать участки, вырубать и повреждать насаждения, снимать дерн и брать грунт.
Вдоль лесных и лесохозяйственных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 м с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Лесные и лесохозяйственные дороги закрывают на период действия и устранения чрезвычайных ситуаций, а также в целях сохранности их технического состояния для движения лесовозного транспорта или ограничивают движение на период весенне-осенней распутицы. Время закрытия и продолжительность ограничения движения определяется заинтересованными лицами в зависимости от погодных условий.
Мероприятия по содержанию и ремонту лесных и лесохозяйственных дорог включают следующие виды работ: содержание земляного полотна и водоотвода, содержание дорожных одежд, содержание искусственных сооружений, устранение различных видов деформаций и разрушений земляного полотна.
Выявленные по результатам мониторинга деформации и разрушения лесной и лесохозяйственной дороги подлежат устранению.
Основными видами работ по содержанию лесных и лесохозяйственных дорог является очистка проезжей части от снега, грязи, ледяной корки, а также мероприятия по подсыпки дороги, усилению несущей способности дорожной конструкции, устранение отдельных выбоин, колеи, просадок. Оперативное руководство работами по зимнему содержанию лесных и лесохозяйственных дорог осуществляется заинтересованными лицами на основе данных гидрометеослужбы и фактического состояния поверхности лесной или лесохозяйственной дороги.
По завершении эксплуатации лесной или лесохозяйственной дороги заинтересованными лицами обеспечивается ее рекультивация.
Содержание искусственных сооружений сводится к содержанию мостов и водопроводных труб. Основными видами работ по содержанию деревянных мостов являются мероприятия по предупреждению появления и развития гнили древесины, устранение дефектов конструкций, ослаблений болтов и тяжестей, соблюдение мер противопожарной безопасности. Основными видами работ по содержанию водопропускных труб является поддержание их работы, предупреждение образования дефектов в самих трубах и насыпи над ними. Водопропускные трубы очищают летом от мусора и ила, а зимой - от снега и льда.
17. При эксплуатации водохранилищ осуществляется контроль за состоянием объекта, а также природными и техногенными воздействиями. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации установлены статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <15>.
--------------------------------
<15> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589; 2018, N 31, ст. 4860.
18. Эксплуатация зданий и сооружений осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации <16>.
--------------------------------
<16> Статья 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
19. Контроль за сохранностью и поддержанием в технически исправном состоянии объектов лесной инфраструктуры, расположенных в границах переданных в пользование лесных участков, относится к компетенции лиц, использующих леса.
20. Деятельность по эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, осуществляемая с нарушением лесного законодательства и других нормативных правовых актов Российской Федерации, Порядка, а также условий, предусмотренных договором аренды лесного участка, может быть приостановлена в соответствии со статьей 28 Лесного кодекса.
21. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых эти объекты располагались - рекультивации <17>.
--------------------------------
<17> Часть 3 статьи 13 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3875).
Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством <18>.
--------------------------------
<18> Пункт 2 части 6 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2020, N 17, ст. 2725).
Консервация и ликвидация гидротехнического сооружения осуществляются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей его организацией, а гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <19>.
--------------------------------
<19> Статья 12.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
22. Рекультивация земель, на которых располагались объекты лесной инфраструктуры, осуществляется заинтересованными лицами <20>.
--------------------------------
<20> Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 29, ст. 4441; 2019, N 11, ст. 1128).
23. В случае невыполнения обязанности по рекультивации земель, на которых располагались объекты лесной инфраструктуры, лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2020, N 42, ст. 6528).
24. Лица, использующие леса, представляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с проектом освоения лесов информацию об объектах лесной инфраструктуры в отчете об использовании лесов <21>.
--------------------------------
<21> Часть 4 статьи 49 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3875).
25. Контроль и надзор при создании и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) или муниципального лесного контроля в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
26. Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры влечет административную ответственность в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <22>.
--------------------------------
<22> Статья 8.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области