МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 февраля 2024 г. N 135
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЕСТРА (КАРТЫ)
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД, И ПЛАНА (РЕЕСТРА) МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ
НА МИНИМИЗАЦИЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
В целях совершенствования мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и в соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 30 сентября 2020 г. N 18-2/10/П-9716), приказываю:
1. Утвердить:
реестр (карту) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
план (реестр) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Министра Могилевского К.И.
Министр
В.Н.ФАЛЬКОВ
Приложение N 1
к приказу Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 26 февраля 2024 г. N 135
РЕЕСТР (КАРТА)
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
N п/п
|
Краткое наименование коррупционного риска
|
Описание возможной коррупционной схемы
|
Наименование должностей служащих (работников), которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы
|
Меры по минимизации коррупционных рисков
|
|
Реализуемые
|
Предлагаемые
|
||||
1
|
Предпроцедурный этап
|
||||
1.1
|
Планирование закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки)
|
Планирование закупок, не относящихся к целям деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство).
Нарушение требований о нормировании в сфере закупок
|
Руководители структурных подразделений Министерства, ответственных за осуществление закупок для нужд Министерства (далее - руководители ответственных структурных подразделений Министерства)
|
Утверждение и размещение в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) правовых актов Министерства о нормировании в сфере закупок.
Формирование, утверждение и размещение в ЕИС плана-графика закупок
|
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение планирования закупок, не относящихся к целям деятельности Министерства.
Недопущение планирования закупок с нарушением требований о нормировании в сфере закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
федеральные государственные гражданские служащие Министерства, выполняющие функции и полномочия по осуществлению закупок для нужд Министерства в соответствии с распределением обязанностей и должностными регламентами (далее соответственно - гражданские служащие, уполномоченные гражданские служащие)
|
|||||
1.2
|
Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НМЦК)
|
Использование завышенных или заниженных ценовых предложений потенциальных участников закупки.
Расчет НМЦК без учета ценовых предложений потенциальных участников закупки, общедоступной информации о рыночных ценах на закупаемые товары, работы, услуги.
Использование несопоставимых коммерческих предложений.
Неприменение методов, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), при определении и обосновании НМЦК
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Определение и обоснование НМЦК в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567, и правовыми актами Министерства о нормировании в сфере закупок.
Документальное оформление обоснования НМЦК
|
Осуществление внутреннего контроля.
Всестороннее исследование рынка в целях недопущения завышения или занижения НМЦК.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
1.3
|
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
|
Неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
Применение преимущественно конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
|
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
1.4
|
Подготовка технического задания, проекта извещения о закупке, проекта государственного контракта
|
Включение в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включение в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию.
Предъявление излишних требований к участникам закупки, неправомерное установление дополнительных требований к участникам закупки с целью усложнения процесса подготовки заявок на участие в закупке
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Подготовка технического задания в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
|
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение включения в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включения в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию.
Недопущение предъявления излишних требований к участникам закупки.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
2
|
Процедурный этап
|
||||
2.1
|
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
|
Внесение изменений в извещение о закупке, влекущих ограничение конкуренции.
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки, в результате которой участнику закупки предоставлено необоснованное преимущество
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Внесение изменений в извещение о закупке в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Рассмотрение заявок окончательных предложений участников закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
|
Недопущение внесения неправомерных изменений в извещение о закупке.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
2.2
|
Заключение государственного контракта
|
Заключение государственного контракта до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Неправомерный (необоснованный) отказ заказчика от заключения государственного контракта
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Заключение государственного контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ
|
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение неправомерного (необоснованного) отказа Министерства от заключения государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
3
|
Постпроцедурный этап
|
||||
3.1
|
Изменение и (или) расторжение государственного контракта
|
Изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении в отсутствие оснований для их изменения.
Расторжение государственного контракта в отсутствие достаточных оснований для его расторжения
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении по соглашению сторон исключительно в случаях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Расторжение государственного контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны государственного контракта от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством с соблюдением норм статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ
|
Информирование структурного подразделения Министерства, осуществляющего функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, о причинах изменения и (или) расторжения государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
3.2
|
Исполнение государственного контракта
|
Запрос у поставщика (подрядчика, исполнителя) документов и (или) сведений, не предусмотренных условиями государственного контракта.
Затягивание со стороны заказчика сроков предоставления информации, необходимых материалов для исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному контракту.
Приемка и (или) оплата товара, работы, услуги, которые в действительности не поставлены (не выполнены, не оказаны) либо не соответствуют условиям государственного контракта.
Неприменение заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Строгое соблюдение условий государственного контракта.
Определение ответственных лиц за приемку товаров, работ, услуг (приемочная комиссия)
|
Осуществление внутреннего контроля.
Своевременное применение мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
уполномоченные гражданские служащие
|
Приложение N 2
к приказу Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 26 февраля 2024 г. N 135
ПЛАН (РЕЕСТР)
МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА МИНИМИЗАЦИЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ,
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
N п/п
|
Наименование меры по минимизации коррупционных рисков
|
Краткое наименование минимизируемого коррупционного риска
|
Срок (периодичность) реализации
|
Ответственный за реализацию федеральный государственный гражданский служащий
|
Планируемый результат
|
1
|
Предпроцедурный этап
|
||||
1.1
|
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение планирования закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки), не относящихся к целям деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство).
Недопущение планирования закупок с нарушением требований о нормировании в сфере закупок.
Ознакомление федеральных государственных гражданских служащих Министерства (далее - гражданские служащие) с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
Планирование закупок
|
Постоянно
|
Руководители структурных подразделений Министерства, ответственных за осуществление закупок для нужд Министерства (далее - руководители ответственных структурных подразделений Министерства)
|
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
|
гражданские служащие, выполняющие функции и полномочия по осуществлению закупок для нужд Министерства в соответствии с распределением обязанностей и должностными регламентами (далее - уполномоченные гражданские служащие)
|
|||||
1.2
|
Осуществление внутреннего контроля.
Всестороннее исследование рынка в целях недопущения завышения или занижения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НМЦК).
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
Определение и обоснование НМЦК
|
Постоянно
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
1.3
|
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
|
Постоянно
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
1.4
|
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение включения в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включения в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию.
Недопущение предъявления излишних требований к участникам закупки.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
Подготовка технического задания, проекта извещения
о закупке, проекта государственного контракта
|
Постоянно
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения.
Повышение качества правовой экспертизы проекта извещения о закупке и проекта государственного контракта в целях исключения противоречивых условий исполнения государственного контракта
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
2
|
Процедурный этап
|
||||
2.1
|
Недопущение внесения неправомерных изменений в извещение о проведении закупки.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
|
Постоянно
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
2.2
|
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение неправомерного (необоснованного) отказа Министерства от заключения государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
Заключение государственного контракта
|
Постоянно
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения.
Повышение качества правовой экспертизы проекта государственного контракта в целях исключения противоречивых условий исполнения государственного контракта
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
3
|
Постпроцедурный этап
|
||||
3.1
|
Информирование структурного подразделения Министерства, осуществляющего функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, о причинах изменения и (или) расторжения государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
Изменение и (или) расторжение государственного контракта
|
Постоянно
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения.
Повышение качества правовой экспертизы проектов дополнительных соглашений к государственным контрактам и проектов соглашений об их расторжении
|
уполномоченные гражданские служащие
|
|||||
3.2
|
Осуществление внутреннего контроля.
Своевременное применение мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
Исполнение государственного контракта
|
Постоянно
|
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
|
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
|
уполномоченные гражданские служащие
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области