Приказ Минобрнауки России от 26.02.2024 N 135 "Об утверждении реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд"

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 февраля 2024 г. N 135

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЕСТРА (КАРТЫ)
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД, И ПЛАНА (РЕЕСТРА) МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ
НА МИНИМИЗАЦИЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

В целях совершенствования мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и в соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 30 сентября 2020 г. N 18-2/10/П-9716), приказываю:

1. Утвердить:

реестр (карту) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

план (реестр) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Министра Могилевского К.И.

Министр
В.Н.ФАЛЬКОВ

Приложение N 1
к приказу Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 26 февраля 2024 г. N 135

РЕЕСТР (КАРТА)
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

N п/п
Краткое наименование коррупционного риска
Описание возможной коррупционной схемы
Наименование должностей служащих (работников), которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы
Меры по минимизации коррупционных рисков
Реализуемые
Предлагаемые
1
Предпроцедурный этап
1.1
Планирование закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки)
Планирование закупок, не относящихся к целям деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство).
Нарушение требований о нормировании в сфере закупок
Руководители структурных подразделений Министерства, ответственных за осуществление закупок для нужд Министерства (далее - руководители ответственных структурных подразделений Министерства)
Утверждение и размещение в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) правовых актов Министерства о нормировании в сфере закупок.
Формирование, утверждение и размещение в ЕИС плана-графика закупок
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение планирования закупок, не относящихся к целям деятельности Министерства.
Недопущение планирования закупок с нарушением требований о нормировании в сфере закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
федеральные государственные гражданские служащие Министерства, выполняющие функции и полномочия по осуществлению закупок для нужд Министерства в соответствии с распределением обязанностей и должностными регламентами (далее соответственно - гражданские служащие, уполномоченные гражданские служащие)
1.2
Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НМЦК)
Использование завышенных или заниженных ценовых предложений потенциальных участников закупки.
Расчет НМЦК без учета ценовых предложений потенциальных участников закупки, общедоступной информации о рыночных ценах на закупаемые товары, работы, услуги.
Использование несопоставимых коммерческих предложений.
Неприменение методов, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), при определении и обосновании НМЦК
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Определение и обоснование НМЦК в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567, и правовыми актами Министерства о нормировании в сфере закупок.
Документальное оформление обоснования НМЦК
Осуществление внутреннего контроля.
Всестороннее исследование рынка в целях недопущения завышения или занижения НМЦК.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
уполномоченные гражданские служащие
1.3
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
Применение преимущественно конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
уполномоченные гражданские служащие
1.4
Подготовка технического задания, проекта извещения о закупке, проекта государственного контракта
Включение в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включение в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию.
Предъявление излишних требований к участникам закупки, неправомерное установление дополнительных требований к участникам закупки с целью усложнения процесса подготовки заявок на участие в закупке
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Подготовка технического задания в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение включения в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включения в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию.
Недопущение предъявления излишних требований к участникам закупки.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
уполномоченные гражданские служащие
2
Процедурный этап
2.1
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Внесение изменений в извещение о закупке, влекущих ограничение конкуренции.
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки, в результате которой участнику закупки предоставлено необоснованное преимущество
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Внесение изменений в извещение о закупке в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Рассмотрение заявок окончательных предложений участников закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Недопущение внесения неправомерных изменений в извещение о закупке.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
уполномоченные гражданские служащие
2.2
Заключение государственного контракта
Заключение государственного контракта до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Неправомерный (необоснованный) отказ заказчика от заключения государственного контракта
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Заключение государственного контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение неправомерного (необоснованного) отказа Министерства от заключения государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
уполномоченные гражданские служащие
3
Постпроцедурный этап
3.1
Изменение и (или) расторжение государственного контракта
Изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении в отсутствие оснований для их изменения.
Расторжение государственного контракта в отсутствие достаточных оснований для его расторжения
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении по соглашению сторон исключительно в случаях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Расторжение государственного контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны государственного контракта от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством с соблюдением норм статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ
Информирование структурного подразделения Министерства, осуществляющего функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, о причинах изменения и (или) расторжения государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
уполномоченные гражданские служащие
3.2
Исполнение государственного контракта
Запрос у поставщика (подрядчика, исполнителя) документов и (или) сведений, не предусмотренных условиями государственного контракта.
Затягивание со стороны заказчика сроков предоставления информации, необходимых материалов для исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному контракту.
Приемка и (или) оплата товара, работы, услуги, которые в действительности не поставлены (не выполнены, не оказаны) либо не соответствуют условиям государственного контракта.
Неприменение заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Строгое соблюдение условий государственного контракта.
Определение ответственных лиц за приемку товаров, работ, услуг (приемочная комиссия)
Осуществление внутреннего контроля.
Своевременное применение мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
уполномоченные гражданские служащие

Приложение N 2
к приказу Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 26 февраля 2024 г. N 135

ПЛАН (РЕЕСТР)
МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА МИНИМИЗАЦИЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ,
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ НАУКИ И ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

N п/п
Наименование меры по минимизации коррупционных рисков
Краткое наименование минимизируемого коррупционного риска
Срок (периодичность) реализации
Ответственный за реализацию федеральный государственный гражданский служащий
Планируемый результат
1
Предпроцедурный этап
1.1
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение планирования закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки), не относящихся к целям деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство).
Недопущение планирования закупок с нарушением требований о нормировании в сфере закупок.
Ознакомление федеральных государственных гражданских служащих Министерства (далее - гражданские служащие) с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Планирование закупок
Постоянно
Руководители структурных подразделений Министерства, ответственных за осуществление закупок для нужд Министерства (далее - руководители ответственных структурных подразделений Министерства)
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
гражданские служащие, выполняющие функции и полномочия по осуществлению закупок для нужд Министерства в соответствии с распределением обязанностей и должностными регламентами (далее - уполномоченные гражданские служащие)
1.2
Осуществление внутреннего контроля.
Всестороннее исследование рынка в целях недопущения завышения или занижения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НМЦК).
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Определение и обоснование НМЦК
Постоянно
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
уполномоченные гражданские служащие
1.3
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Постоянно
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
уполномоченные гражданские служащие
1.4
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение включения в описание объекта закупки характеристик товаров, работ, услуг и (или) включения в проект государственного контракта условий, ограничивающих конкуренцию.
Недопущение предъявления излишних требований к участникам закупки.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Подготовка технического задания, проекта извещения
о закупке, проекта государственного контракта
Постоянно
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения.
Повышение качества правовой экспертизы проекта извещения о закупке и проекта государственного контракта в целях исключения противоречивых условий исполнения государственного контракта
уполномоченные гражданские служащие
2
Процедурный этап
2.1
Недопущение внесения неправомерных изменений в извещение о проведении закупки.
Минимизация личного взаимодействия гражданских служащих с потенциальными участниками закупок.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Постоянно
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
уполномоченные гражданские служащие
2.2
Осуществление внутреннего контроля.
Недопущение неправомерного (необоснованного) отказа Министерства от заключения государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Заключение государственного контракта
Постоянно
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения.
Повышение качества правовой экспертизы проекта государственного контракта в целях исключения противоречивых условий исполнения государственного контракта
уполномоченные гражданские служащие
3
Постпроцедурный этап
3.1
Информирование структурного подразделения Министерства, осуществляющего функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, о причинах изменения и (или) расторжения государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Изменение и (или) расторжение государственного контракта
Постоянно
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения.
Повышение качества правовой экспертизы проектов дополнительных соглашений к государственным контрактам и проектов соглашений об их расторжении
уполномоченные гражданские служащие
3.2
Осуществление внутреннего контроля.
Своевременное применение мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта.
Ознакомление гражданских служащих с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Исполнение государственного контракта
Постоянно
Руководители ответственных структурных подразделений Министерства
Повышение уровня конкуренции, открытости и прозрачности при осуществлении закупок.
Усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупок.
Проведение правового просвещения
уполномоченные гражданские служащие
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области