МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 марта 2015 г. N 271
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 42.03.05
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 25 марта 2015 г. N 271
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАКАЛАВРИАТ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
42.03.05 МЕДИАКОММУНИКАЦИИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной форме обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
традиционные медиа (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства), электронные средства массовой информации;
культурные индустрии (студии звукозаписи, продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телевидения, производящие аудиовизуальный контент компании);
индустрии интерактивного контента (мультимедийные студии, интернет-порталы, базы данных видео-, аудиоконтента, фирмы по производству компьютерных игр, анимации и программных продуктов, мобильных приложений);
отрасль телекоммуникаций, связанная с производством контента (кабельные операторы, мобильные операторы, спутниковые операторы, производители мобильного контента);
книгоиздательский бизнес (издатели книг на цифровых платформах);
смежные информационно-коммуникативные сферы (интегрированные коммуникации: рекламные, коммуникационные агентства, агентства по связям с общественностью, агентства социального маркетинга.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
информационные и развлекательные материалы медиа, адресованные различным аудиторным группам, продукты индустрии развлечений (кино, музыка, видеоигры), распространяемые при помощи различных технических средств и по разным каналам, а также материалы, направленные на продвижение товаров, идей, рекламируемые в интерактивной форме с привлечением технических и программных средств, а также посредством социальных обменов в электронных сетях передачи данных;
материально-технические средства, используемые при создании и распространении интерактивного, аудиовизуального, программного содержания;
творческие коллективы, создающие постановочные и документальные аудиовизуальные и интерактивные произведения, информационные материалы для медиа и индустрий развлечения;
информация коммерческого и аналитического свойства, предназначенная для реализации коммерческих и управленческих функций медиа и индустрии развлечений;
совокупность вышеуказанных объектов профессиональной деятельности.
4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
проектная деятельность;
рекламно-информационная деятельность;
проектно-аналитическая деятельность;
редакторская деятельность;
организационно-управленческая деятельность;
социально-организаторская деятельность;
производственно-технологическая деятельность.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);
ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).
4.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
проектная деятельность:
взаимодействие с различными организациями, учреждениями, отдельными людьми с целью получения необходимой для создания медиапродукции информации, а также с целью координации и организации работ по вовлечению данных организаций, учреждений, людей в производственной процесс (в процессе съемок, сбора информации);
сопровождение творческих коллективов и команд, создающих различные виды медиапродуктов (как информационного, так и развлекательного и литературно-художественного), учет и координация их деятельности в их взаимодействии с техническими, организационно-управленческими и иными структурами;
участие в разработке и коррекции концепции медиаорганизаций, их модели и формата, разработка авторского проекта;
участие в разработке творческих проектов аудиовизуальной, музыкальной, интерактивной отраслей;
разработка сопроводительной документации проектов;
организационно-управленческая деятельность:
участие в организации и координации работы различных подразделений медиакомпаний (в соответствии с должностными обязанностями);
участие в координации работы творческих коллективов, технических служб и управленческих подразделений отдельных медиапроектов, программ, интерактивных агентств, фирм по производству программного обеспечения;
ведение переговоров о продаже рекламных контактов с потенциальными рекламодателями и их представителями, проведение презентаций для них;
сопровождение процесса производства и закупки, размещения рекламы в координации работы творческих, технических и управленческих подразделений;
ведение переговоров о продаже и покупке прав на готовый аудиовизуальный, печатный и интерактивный контент, проведение презентаций;
сопровождение процесса закупки контента для распространения на различных технологических платформах;
проектно-аналитическая деятельность:
разработка методик оценки эффективности деятельности тех или иных творческих групп и команд, медиаорганизаций, их внедрение в соответствующих коллективах и медиакомпаниях;
координация деятельности организаций, связанных с медиа, и обработка аналитической информации об их деятельности;
участие в разработке методик изучения текущей деятельности и оценок отдельных проектов в части разработки инструментария и обработки итоговых данных;
оценка показателей текущей деятельности и результатов отдельных проектов на основе различной информации о поведении аудитории, внутренних отчетов, финансовых показателей;
подготовка аналитических материалов и рекомендаций по корректировке текущей и проектной деятельности;
участие в планировании деятельности творческих коллективов медиакомпаний, культурных индустрий, сферы телекоммуникаций в части планирования распространения контента, издательской сферы;
редакторская деятельность:
отбор, редактирование разных видов текстов, аудиовизуальных записей, фотографических изображений, произведенных аудиторией или профессиональными структурами, приведение их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, жанрами, технологическими требованиями платформ, на которых предполагается их распространение;
отбор, компоновка, планирование места и времени размещения готовых материалов на выбранной технологической платформе или размещение этих материалов при помощи соответствующих программных средств;
создание планов и иных сопроводительных документов, необходимых техническим службам для осуществления трансляции или размещения готовых медиапродуктов на выбранной технологической платформе;
социально-организаторская деятельность:
взаимодействие с аудиторией через интерактивные платформы для продвижения готовых медиапродуктов;
вовлечение аудитории в производство интерактивного контента и участие в разработке концепций медиапродуктов, а также в самом производстве информационной и развлекательной медиапродукции, культурных индустрий, интерактивных проектов, телекоммуникационных сервисов;
сопровождение участия аудитории (в том числе документальное) в деятельности по производству интерактивного контента и участие в разработке концепций медиапродуктов, а также в самом производстве информационной и развлекательной медиапродукции, продукции культурных индустрий, интерактивных проектов, телекоммуникационных сервисов;
стимулирование аудитории через интерактивные платформы для создания тематических сообществ с целью поддержания определенных марок, идей, начинаний;
привлечение внимания различных организаций, структур, учреждений к реализации конкретных проектов в сфере медиа;
ведение переговоров о поддержке различными организациями, учреждениями, социальными общностями конкретных видов деятельности по производству медиаконтента в разных областях;
организация публичных презентаций, пресс-показов, общественных обсуждений конкретных проектов и медиапродуктов;
рекламно-информационная деятельность:
разработка рекламных и интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний с использованием интерактивных и мультимедийных средств и в интерактивных средах;
разработка сопроводительной документации интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний с использованием интерактивных и мультимедийных средств и в интерактивных средах;
участие в переговорах с заказчиками интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний с использованием интерактивных и мультимедийных средств и в интерактивных средах;
сопровождение рекламных и интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний с использованием интерактивных и мультимедийных средств и в интерактивных средах в виде координации деятельности творческих команд и взаимодействия с заказчиком;
производственно-технологическая деятельность:
документальное сопровождение технической деятельности медиаорганизаци, интерактивных проектов, творческих аудиовизуальных проектов, мультимедийных студий, электронных издательских площадок;
участие в разработке технических требований к реализации того или иного вида медиаконтента, взаимодействие с техническими службами и подразделениями при оцифровке контента, его подготовке к трансляции по телекоммуникационным каналам;
самостоятельное размещение текстовых, видео, аудио, фотографических произведений в интерактивных средах;
участие в компоновке материалов печатных и интерактивных медиа с использованием технических средств;
разработка технических требований к интерактивному контенту в виде компьютерных и видеоигр, сопровождение их создания путем координации действий творческих и технических подразделений;
участие в процессе производства печатных медиа (включая книги), монтажа аудиовизуального произведения на базе современных аппаратных и программных комплексов;
участие в проектировании технологической инфраструктуры, сочленения устройств по фиксации видеоизображений, звука, обработке текста и информационных систем.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, решать проблемы в профессиональной области на основе анализа и синтеза, выявлять сущность проблем в профессиональной области (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, осуществлять производственную или прикладную деятельность в профессиональной международной среде (ОК-5);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию, может приобретать новые знания и умения, в том числе в области, отличной от профессиональной (ОК-7);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
способностью критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность (ОК-10).
5.3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) (ОПК-1);
способностью придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности в процессе производства и распространения информации (ОПК-2);
способностью осознавать и учитывать социокультурные различия между разными аудиторными группами в процессе подготовки развлекательных и информационных медиапродуктов (ОПК-3);
способностью к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию (ОПК-4);
способностью к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в творческих коллективах (ОПК-5);
способностью социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, соблюдая баланс интересов владельцев медиа и общества (ОПК-6);
способностью гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных интересов (ОПК-7);
способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОПК-8);
способностью оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной области (ОПК-9).
5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата:
проектная деятельность:
способностью ориентироваться в жанрах, форматах, технологических платформах передачи медиапродукции и способностью выбирать их сообразно запросам аудитории (ПК-1);
способностью участвовать в проектной деятельности по созданию концепций медиапроектов и их реализации (ПК-2);
способностью ориентироваться в разнообразном потоке информации, взаимодействовать с разными организациями, учреждениями и иными источниками информации и идей для создания проектов, координировать взаимодействие с ними, используя как устную, так и письменную коммуникацию (готовить запросы, договоры) (ПК-3);
способностью использовать информационные технологии для поиска информации и идей как на государственном языке Российской Федерации, так и на иностранном языке (ПК-4);
способностью использовать информационные технологии для организации взаимодействия между участниками творческих коллективов и иных структур, учета их деятельности и формирования сопроводительной документации (ПК-5);
способностью разрабатывать и проводить публичные презентации медиапроектов и проектов в сфере культуры (ПК-6);
обладанием базовыми представлениями в области визуализации информации, ее технического воплощения и способностью в сотрудничестве с дизайнерами и программистами создавать инфографические изображения, виртуальные миры, компьютерные игры, шоу-румы и презентации (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность:
способностью участвовать в координации работы технических, управленческих, творческих подразделений организаций сферы медиа и их взаимодействий с внешней средой (ПК-8);
способностью участвовать в выработке управленческих решений организаций сферы медиа (ПК-9);
способностью отслеживать тенденции развития отечественного и зарубежных медиарынков и рынков культуры и использовать данные тенденции в профессиональной деятельности (ПК-10);
способностью организовать работу по взаимодействию с рекламодателями в части заключения и сопровождения сделок по продаже рекламных контактов (ПК-11);
способностью организовать работу по продаже и закупке прав на публикацию и трансляцию того или иного вида контента в части заключения и сопровождения сделок (ПК-12);
проектно-аналитическая деятельность:
способностью применять различные методы анализа для анализа данных о коммерческой привлекательности, значимости, эффективности тех или иных медиапроектов (ПК-13);
способностью принимать участие в работе проектных исследовательско-аналитических групп, планировании и обсуждении результатов их работы (ПК-14);
способностью описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных, социальных и экономических наук для решения задач в профессиональной деятельности (ПК-15);
способностью ставить исследовательские задачи для оценки текущей деятельности организаций и отдельных медиапроектов (ПК-16);
способностью обрабатывать данные внешних исследовательских структур, организовать взаимодействие с ними (ПК-17);
редакторская деятельность:
способностью создавать тексты для нужд профессиональной деятельности (как предназначенные для публичного распространения, так и для иных профессиональных целей) на русском языке, руководствуясь правилами и нормами языка, функциональными стилями и адаптируя тексты для тех технологических каналов, по которым предполагается их распространение (ПК-18);
способностью определять новостные приоритеты дня, предлагать темы материалов и решать, в каком виде тот или иной материал может быть подан потребителю (ПК-19);
способностью обрабатывать тексты с целью подготовки их к публикации и приведения в соответствие с нормами, стандартами, жанрами, форматами и стилями конкретных медиа (ПК-20);
способностью воспринимать профессиональные тексты, как на русском, так и на иностранном языке, понимать их коммуникативную эффективность (ПК-21);
способностью осуществлять интеграцию/агрегацию контента, созданного различными работниками и представителями аудитории, сообразно информационным приоритетам компании с целью последующего обнародования (ПК-22);
социально-организаторская деятельность:
способностью организовать участие аудитории в производстве медиапродукции, обмене медиаконтентом, используя в том числе интерактивные сетевые обмены (ПК-23);
способностью ориентироваться в публикациях и базах данных государственных структур, международных организаций, корпоративной отчетности фирм и финансовых институтов для проверки информации, формирования ссылок, составления запросов (ПК-24);
способностью взаимодействовать (вести переговоры, проводить презентации) с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов (ПК-25);
способностью вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов (ПК-26);
рекламно-информационная деятельность:
способностью участвовать в планировании и создании интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний, применяющих мультимедийные и интерактивные средства (ПК-27);
способностью координировать ведение переговоров с заказчиками интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний, текущее взаимодействие с ними, а также презентацию результатов кампаний, применяя необходимые коммуникативные и организационные способности (ПК-28);
способностью определять мультимедийные и интерактивные средства для достижения коммуникативных задач (ПК-29);
производственно-технологическая деятельность:
способностью осуществлять посредническую функцию в координации деятельности творческих и технических структур в процессе работы над творческими проектами, в том числе посредством создания необходимых технических требований (ПК-30);
способностью создавать, обрабатывать, компоновать и осуществлять распространение (размещение) информации посредством использования соответствующих технических средств в различных средах и на различных носителях и платформах (ПК-31);
способностью вести учет, осуществлять закупку технологического оборудования и участвовать в проектировании его модернизации в медиахолдингах (ПК-32);
способностью самостоятельно производить (с использованием соответствующих технических средств), а также обрабатывать и готовить к публичному распространению простейшие формы аудиовизуальной информации (видео, аудиоматериалы) (ПК-33);
способностью участвовать в проектировке информационных и программных продуктов, разработке их концепций, используя знания в области архитектуры программных продуктов, алгоритмов и принципов их создания (ПК-34).
5.5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
5.6. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.
5.7. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.8. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).
6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
Структура программы бакалавриата
Таблица
Структура программы бакалавриата
|
Объем программы бакалавриата в зачетных единицах
|
||
программа академического бакалавриата
|
программа прикладного бакалавриата
|
||
Блок 1
|
Дисциплины (модули)
|
212 - 220
|
206 - 212
|
Базовая часть
|
128 - 134
|
110 - 116
|
|
Вариативная часть
|
78 - 92
|
90 - 102
|
|
Блок 2
|
Практики
|
11 - 22
|
19 - 28
|
Вариативная часть
|
11 - 22
|
19 - 28
|
|
Блок 3
|
Государственная итоговая аттестация
|
6 - 9
|
6 - 9
|
Базовая часть
|
6 - 9
|
6 - 9
|
|
Объем программы бакалавриата
|
240
|
240
|
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Способы проведения учебной практики:
стационарная;
выездная.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика);
научно-исследовательская работа.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов программы бакалавриата;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927).
7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.
7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 30 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 60 процентов.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области