Приказ Минобрнауки России от 24.02.2015 N 121 "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2015 N 37361)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 февраля 2015 г. N 121

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРИМЕРНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2009, N 29, ст. 3615; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 27, ст. 3459, ст. 3477; 2014, N 19, ст. 2323) и подпунктом 5.2.73(7) Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

Утвердить прилагаемую примерную дополнительную профессиональную программу повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утверждена
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 24 февраля 2015 г. N 121

ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

1. Настоящая примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства (далее - программа) служит основой для разработки и утверждения организациями, реализующими в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, программ повышения квалификации работников органов опеки и попечительства, осуществляющих содействие обеспечению и защите прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий (далее - слушатели).

2. Примерный срок освоения программы - 72 академических часа.

3. Программа включает в себя:

- цель программы;

- планируемые результаты обучения;

- примерный учебный план программы;

- примерную рабочую программу учебных предметов;

- организационно-педагогические условия реализации программы;

- формы аттестации.

4. Цель программы заключается в совершенствовании (или) получении новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. В результате освоения программы у слушателя совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК):

N и вид компетенции
Наименование компетенции
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-1
Способность и готовность применять на практике общепризнанные нормы и принципы международного права, международные и национальные программные документы, нормативные правовые акты в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, законодательство Российской Федерации, и содействовать в реализации таких прав; выявлять коллизии, определять правильные варианты разрешения правовых коллизий для разрешения конкретной практической ситуации.
ОПК-2
Способность и готовность к осознанию социальной значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению, уважительному отношению к праву и закону.
ОПК-3
Способность и готовность к самостоятельному обучению новым методам работы, к совершенствованию направлений своей профессиональной деятельности, развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня.
ОПК-4
Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и учитывать их в своей практике.
ОПК-5
Способность и готовность к компетентному использованию на практике приобретенных умений и навыков в организации направлений своей работы и в управлении коллективом, людьми.
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-1
Способность и готовность разрабатывать локальные и индивидуальные правовые акты по направлениям своей деятельности, планы по защите прав и интересов ребенка.
ПК-2
Способность и готовность к выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
ПК-3
Способность и готовность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности по направлениям работы органов опеки и попечительства, осуществлению и защите прав несовершеннолетних, контролю за деятельностью законных представителей несовершеннолетних.
ПК-4
Способность и готовность принимать оптимальные управленческие и организационные решения по профилю деятельности.
ПК-5
Способность и готовность квалифицированно проводить различные виды мониторингов, включая правовой мониторинг, мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эффективности работы органа опеки и попечительства; формировать базы данных мониторингов, различных категорий детей, взрослых и семей.
ПК-6
Способность и готовность организовывать и проводить исследования и обобщения актуальных проблем по направлениям своей деятельности; выявлять и анализировать региональный опыт, вырабатывать рекомендации и предложения по совершенствованию работы.
ПК-7
Способность и готовность эффективно осуществлять правовое воспитание детей и взрослых.
ПК-8
Способность и готовность к урегулированию конфликтных ситуаций, досудебному разрешению спорных ситуаций, использованию технологий медиации в своей деятельности.
ПК-9
Способность и готовность общаться с разными категориями граждан.
ПК-10
Способность и готовность общаться с детьми разных возрастных групп, выявлять их мнение по вопросам, затрагивающим их жизнь.
ПК-11
Способность и готовность к обеспечению и защите права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками.
ПК-12
Способность и готовность к обеспечению и защите личных неимущественных прав несовершеннолетних.
ПК-13
Способность и готовность к обеспечению и защите имущественных прав несовершеннолетних.
ПК-14
Способность и готовность к выявлению и учету детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечению защиты их прав и интересов.
ПК-15
Применять законодательные и иные нормативные правовые акты при подготовке конкретных документов: разрешений; согласий по одобрению сделок; заявлений; справок по учету и выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по формированию списков на предоставление жилья; претензий и исков; различного рода запросов.
ПК-16
Способность и готовность к оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации.
ПК-17
Способность и готовность к подготовке материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства.
ПК-18
Способность и готовность проводить контрольные мероприятия за исполнением своих обязанностей законными представителями несовершеннолетних.
ПК-19
Способность и готовность определять виды помощи и перечень услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей, восстановления и защиты прав и интересов несовершеннолетних.
ПК-20
Способность и готовность к групповому и индивидуальному юридическому, социально-психологическому консультированию законных представителей несовершеннолетних, самих несовершеннолетних в вопросах осуществления и защиты прав детей, исполнения обязанностей законных представителей.
ПК-21
Способность и готовность к приоритетному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
ПК-22
Способность и готовность к защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан.
ПК-23
Способность и готовность оказывать содействие семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ПК-24
Способность и готовность к защите прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ПК-25
Способность и готовность к применению на практике знаний в области психологии развития, социальной психологии, медицины, социальной педагогики.
ПК-26
Способность и готовность к защите прав и интересов выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
ПК-27
Способность и готовность к предотвращению нарушений, обеспечению и защите прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая права, законные интересы и гарантии, установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзору за деятельностью опекунов и попечителей.

6. По завершении обучения слушатель должен знать:

6.1. Нормы международного права, законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.2. приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства, организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.3. формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства; основы возрастной психологии, психологии общения, социальной психологии;

6.4. причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;

6.5. психологию девиантного и делинквентного поведения (алкоголизации, наркомании, конфликта с законом, жестокости, агрессии и других форм девиантного и делинквентного поведения);

6.6. основы психологии депривации, привязанности; особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации;

6.7. основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации);

6.8. основы педагогики, воспитания;

6.9. педагогику и психологию детско-родительских отношений;

6.10. социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.11. основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период;

6.12. основные медицинские термины и понятия (понимать последствия заболеваний для развития ребенка, влияние наследственных и генетических факторов на состояние здоровья и развития ребенка, последствия жестокого обращения и насилия);

6.13. инфраструктуру социальной защиты детства;

6.14. принципы организации профессионального сопровождения семей;

6.15. инфраструктуру помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями;

6.16. специфику работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы; технологии и методы работы с неблагополучными семьями;

6.17. основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без попечения родителей;

6.18. порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виды деятельности (услуг), осуществляемые этими организациями, порядок обследования ребенка, основания принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях; требования к проведению проверок условий жизни подопечного и оформлению их результатов;

6.19. основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

6.20. методы проведения социологических опросов;

6.21. основы экономического регулирования социальной сферы (порядок осуществления социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, особенности проверки документов на возмещение денежных средств, начисление выплат материальной помощи и другие формы экономического регулирования социальной сферы);

6.22. формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.23. стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения;

6.24. требования к ведению личного дела подопечного;

6.25. основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации;

6.26. судебное делопроизводство;

6.27. права и обязанности родителей и детей; основания отнесения детей и семей к категориям "находящийся в трудной жизненной ситуации" и "находящийся в социально опасном положении";

6.28. основания (показатели и критерии) для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

6.29. правовые основания ограничения родителей в родительских правах и лишения родительских прав;

6.30. структуру и ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей;

6.31. принципы и условия обработки персональных данных;

6.32. формы работы со средствами массовой коммуникации по информированию граждан о возможности стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, а также о детях, оставшихся без попечения родителей (производная информация), в том числе через официальные сайты органов опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

6.33. правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

6.34. требования к содержанию программы подготовки кандидатов в замещающие родители и организации ее проведения;

6.35. правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6.36. правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

6.37. правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

6.38. правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

6.39. правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;

6.40. правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства;

6.41. форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом;

6.42. особенности осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних граждан; принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

7. По завершении обучения слушатель должен уметь:

7.1. анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты;

7.2. анализировать получаемую информацию и осуществлять ее первичную статистическую обработку;

7.3. анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений;

7.4. организовывать и проводить мониторинговые исследования;

7.5. описывать конкретные практические случаи;

7.6. представлять интересы несовершеннолетнего;

7.7. общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп;

7.8. устанавливать доверительные отношения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.9. разрешать конфликты, содействовать их разрешению;

7.10. применять навыки консультирования и знания в области медиации;

7.11. консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.12. проводить обследование условий жизни (в том числе жилых помещений) детей разных возрастных групп;

7.13. оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания;

7.14. оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка;

7.15. выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению;

7.16. организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.17. проверять соблюдение прав и законных интересов воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7.18. проводить оценку уровня содержания, развития, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов;

7.19. выявлять признаки и определять последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, и других форм жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;

7.20. выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей;

7.21. планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением;

7.22. взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями, специалистами;

7.23. работать в межведомственной команде;

7.24. обладать навыками делового общения, публичного выступления;

7.25. вести деловые переговоры;

7.26. владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие программные средства);

7.27. составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг;

7.28. составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

7.29. составлять запросы, акты проверок, планы по защите прав несовершеннолетнего, проекты распорядительных документов, правовых актов;

7.30. составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними;

7.31. формировать личное дело подопечного, вести и хранить его;

7.32. вести учет выпускников, в том числе электронный;

7.33. вести документацию и электронный документооборот;

7.34. владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать.

8. Примерный учебный план программы определяет перечень учебных предметов, наименований их разделов, трудоемкость, последовательность, виды учебных занятий и учебных работ (лекции, практические, семинарские занятия, формы аттестации.

Код
Наименование учебных предметов, их разделов
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекции
ПЗ, СЗ <1>
1
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации
12
6
6
Текущий контроль (тестовый контроль)
1.1
Нормы международного права и национальное законодательство в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних
6
4
2
1.2
Профессиональные требования к деятельности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
6
2
4
2.
Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних
16
8
8
Текущий контроль (тестовый контроль)
2.1
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками
4
2
2
2.2
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних. Оказание содействия защите личных неимущественных прав ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4
2
2
2.3
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних
8
4
4
3.
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
12
6
6
Текущий контроль (тестовый контроль)
3.1
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и интересов
4
2
2
3.2
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
4
2
2
3.3
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации
4
2
2
4.
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
30
14
16
Текущий контроль (тестовый контроль)
4.1
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4
2
2
4.2
Организация и ведение работы с лицами, желающими усыновить ребенка, стать опекунами или попечителями.
4
2
2
4.3
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
6
2
4
4.4
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан.
4
2
2
4.5
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4
2
2
4.6
Защита прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4
2
2
4.7
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4
2
2
Итоговая аттестация
2
2
тестирование, решение практических задач (кейсов)
Всего
72
34
38

--------------------------------

<1> ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия.

9. Организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного примерным учебным планом программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов, с учетом уровня базисных знаний и (или) актуальности задач подготовки слушателей.

10. Примерная рабочая программа учебных предметов включает в себя наименование тем, элементов и подэлементов учебного предмета с указанием их кода.

Код
Наименование тем, элементов и подэлементов учебного предмета
1.
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации
1.1
Нормы международного права и национальное законодательство в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних.
1.1.1
Общепризнанные нормы и принципы международного права, нормативные правовые акты в области защиты прав и интересов несовершеннолетних и содействие в реализации таких прав.
1.1.1.1
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Периодические доклады Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка.
1.1.1.2
Гармонизация российского законодательства в области защиты прав детей с нормами международного права.
1.1.1.3
Конституция Российской Федерации. Основные положения, определяющие права и интересы несовершеннолетних и их законных представителей.
1.1.1.4
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
1.1.2
Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации. Основные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющих права и интересы несовершеннолетних и их законных представителей, а также механизмы их реализации.
1.1.3
Нормативное регулирование деятельности органов опеки и попечительства на основе Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а также других нормативных правовых актов.
1.1.3.1
Полномочия федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства. Порядок деятельности органов опеки попечительства в субъектах Российской Федерации, основные модели организации деятельности по опеке и попечительству. Порядок и условия передачи государственных полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления. Контроль за исполнением переданных полномочий.
1.1.4
Основы государственной политики в сфере защиты прав детей, в том числе в сфере профилактики социального сиротства, устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, защиты прав детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их постинтернатной адаптации.
1.1.4.1
Роль органов опеки и попечительства в реализации: Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, программных документов Российской Федерации, определяющих стратегию действий в интересах детей.
1.2
Профессиональные требования к деятельности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
1.2.1
Профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних: обобщающие трудовые функции и трудовые действия.
1.2.1.1
Профессиональная компетенция специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
1.2.1.2
Этические аспекты деятельности специалиста органа опеки и попечительства.
1.2.1.3
Профилактика и минимизация профессиональной деформации специалиста органа опеки и попечительства. Эмоциональное выгорание. Основные факторы риска и признаки синдрома эмоционального выгорания. Методы самопомощи при синдроме эмоционального выгорания. Роль органа опеки и попечительства в профилактике и минимизации профессиональной деформации специалистов.
1.2.1.4
Формы и принципы саморазвития и профессионального самосовершенствования специалиста органа опеки и попечительства.
1.2.2
Межведомственное взаимодействие специалистов органов опеки и попечительства с другими субъектами защиты прав и интересов детей.
1.2.3
Технологии эффективного установления контакта и организация эффективного взаимодействия с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп. Техники делового общения. Правила построения деловой беседы, деловых переговоров, совещаний, телефонных переговоров. Письменные виды делового общения.
1.2.4
Изучение международного и регионального опыта в сфере защиты прав и законных интересов детей, условия и возможности использования его в работе специалиста органа опеки и попечительства и других специалистов.
2.
Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних
2.1
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками.
2.1.1
Роль семьи в развитии ребенка, семейные стили воспитания ребенка. Родительские права и обязанности. Права и обязанности ребенка.
2.1.2
Классификация семейных конфликтов. Возможности медиации в работе органа опеки и попечительства при проведении медиации в семейных конфликтах, связанных с детьми. Особенности проведения медиации по спорам, связанным с воспитанием детей. Медиация по спорам о взыскании алиментов. Взаимодействие со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта или урегулирования судебных споров.
2.1.3
Проведение обследования и составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. Порядок подготовки заключения органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав.
2.1.4
Подготовка актов органа опеки и попечительства, направленных на обеспечение и защиту прав ребенка, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Структура правовых актов.
2.1.5
Участие специалиста органа опеки и попечительства в судах в качестве представителя истца (заявителя) по искам в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка или представителя государственного органа (органа местного самоуправления) для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика, в случаях, предусмотренных законодательством.
2.1.6
Способы и формы получения необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях, требуемых для осуществления защиты прав и интересов несовершеннолетних.
2.1.7
Учет мнения ребенка при решении вопросов, затрагивающих его права и интересы. Методы и способы выяснения мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством. Учет психологических, медицинских, социальных факторов при общении с детьми разных возрастных групп при выявлении их мнения.
2.1.8
Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей и детей.
2.1.9
Роль экспертиз, назначаемых судом, включая экспертизы детско-родительских отношений, их виды, требования к квалификации экспертов и роль органа опеки и попечительства в проведении экспертиз.
2.1.10
Роль специалиста органа опеки и попечительства в принудительном исполнении решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам).
2.1.11
Меры, применяемые к устранению препятствий для общения ребенка с родственниками.
2.1.12
Виды помощи и перечень услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей.
2.1.13
Разработка вариантов решений, включая судебные, для защиты прав и обеспечения наилучших интересов ребенка.
2.1.14
Осуществление контроля качества и эффективность оказываемых медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных услуг.
2.1.15
Участие специалиста органа опеки и попечительства в обеспечении и защите прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка одним из родителей в целях участия в его воспитании.
2.1.16
Участие в обеспечении и защите прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию.
2.2
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних.
Оказание содействия защите личных неимущественных прав ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2.1
Личные неимущественные права несовершеннолетних: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию, иные права.
2.2.2
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи разрешения:
на изменение имени и фамилии ребенка;
на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;
на заключение трудовых договоров со спортсменами, не достигшими четырнадцати лет.
2.2.3
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями.
2.2.4
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи согласия на:
установление отцовства в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством;
усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);
заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения;
на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;
на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования.
2.2.5
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).
2.2.6
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для предъявления в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста. Участие специалиста органа опеки и попечительства в судебном процессе.
2.2.7
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для обязания родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком близких и его родственников.
2.2.8
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для принятия решения о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя.
2.3
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних.
2.3.1
Объекты имущества и виды прав на них, которые могут принадлежать несовершеннолетним. Порядок выявления, учета, описи имущества несовершеннолетних в зависимости от наличия или отсутствия у них попечения родителей.
2.3.2
Обязательные и рекомендуемые мероприятия, которые должны предприниматься законными представителями несовершеннолетнего для защиты его имущества.
2.3.3
Особенности обеспечения учета и сохранности денежных средств несовершеннолетних, включая их внесение в кредитные организации; сохранности движимого имущества; транспортных средств; сумм алиментов, пенсий, пособий и иных выплат на содержание ребенка.
2.3.4
Критерии эффективного управления имуществом несовершеннолетних и требуемые для этого мероприятия.
2.3.5
Виды актов, которые принимают органы опеки и попечительства по разрешению, одобрению сделок с имуществом несовершеннолетних.
2.3.6
Вопросы имущественной ответственности несовершеннолетних в зависимости от их возраста.
2.3.7
Особенности осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних.
2.3.8
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи:
предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних детей;
предварительного разрешения на обмен жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в которых зарегистрированы и проживают несовершеннолетние;
предварительного разрешения на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние;
предварительного разрешения на отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний;
разрешения на раздел имущества несовершеннолетних;
разрешения на пользование денежными средствами несовершеннолетнего.
2.3.9
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для заключения договора доверительного управления имуществом несовершеннолетнего в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
2.3.10
Представление специалистом органа опеки и попечительства интересов несовершеннолетнего при оформлении их имущественных прав в установленных законом случаях.
2.3.11
Алиментные обязательства родителей.
2.3.12
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные правовые гарантии и льготы, которые установлены в субъектах Российской Федерации при обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при осуществлении пользования жилыми помещениями.
2.3.13
Роль и полномочия органов опеки и попечительства в вопросах обеспечения сохранности ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений и предоставления новых жилых помещений. Мероприятия по обеспечению сохранности жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые должны выполняться или контролироваться органами опеки и попечительства.
2.3.14
Принятие специалистом органа опеки и попечительства мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе подготовка проектов распорядительных актов о выдаче предварительных разрешений на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
2.3.15
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.
3.
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
3.1
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и интересов.
3.1.1
Основания отнесения детей и семей к категориям "находящийся в трудной жизненной ситуации" и "находящийся в социально опасном положении". Социально-психологические особенности развития детей данных категорий.
3.1.2
Источники получения информации о нарушении прав детей, правовые последствия за непредоставление информации о нарушении прав несовершеннолетних.
3.1.3
Формы и способы взаимодействия с гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, средствами массовой коммуникации, по сообщениям о нарушении прав несовершеннолетних.
3.1.4
Причины, механизмы, признаки и критерии детского и семейного неблагополучия.
3.1.5
Дилемма вмешательства при выстраивании работы с семейным и детским неблагополучием: степень допустимости вмешательства государства и специалистов в жизнь семьи при необходимости защитить детей от насилия в семье и опасностью разрушения семьи самим фактом вмешательства.
3.1.6
Технологии раннего выявления детского и семейного неблагополучия.
3.1.7
Инновационные формы работы специалистов органов опеки и попечительства: технологии "работа со случаем (куратор случая)", "социальный патронат", "мобильный офис органов опеки и попечительства" и другие формы работы специалистов органов опеки и попечительства.
3.1.8
Основные причины насилия и жестокого обращения с детьми. Виды жестокого обращения с ребенком. Домашнее насилие. Признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей. Насилие и жестокое обращение между сиблингами, приемными и кровными детьми.
3.1.9
Социально-психологические особенности девиантного и делинквентного поведения (алкоголизации, наркомании, конфликта с законом, жестокости, агрессии и других форм девиантного и делинквентного поведения). Основы психологии депривации, привязанности.
3.1.10
Наследственно-средовые механизмы развития детей.
3.1.11
Роль наследственных факторов в происхождении интеллектуальных и эмоционально-личностных нарушений в детском возрасте. Влияние общесемейной среды на уровень интеллекта в детском возрасте.
3.1.12
Факторы, способствующие развитию зависимости от психоактивных веществ: наследственные, психологические, социальные. Этиология алкоголизма, наркомании, токсикомании. Влияние наследственности и среды на алкоголизм. Алкогольный синдром плода. Гены алкоголизма, мифы и реальность. Региональная практика лечения родителей от алгоколизма.
3.1.13
Влияние наследственности и среды на преступность.
3.1.14
Понятие физической, психологической безопасности ребенка. Порядок признания ребенка оставшимся без попечения родителей. Документы, подтверждающие факт отсутствия родительского попечения.
3.1.15
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.1.16
Основания (показатели и критерии) для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
3.1.17
Процедура немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации.
3.1.18
Правовые основания ограничения родителей в родительских правах и лишения родительских прав.
3.1.19
Лишение родительских прав как крайняя мера вмешательства в семью и применение ее в исключительных случаях.
3.1.20
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства иска в суд о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах.
3.1.21
Критерии готовности родителей к восстановлению в родительских правах или отмены ограничения в родительских правах. Психолого-педагогическая работа с родителями по восстановлению детско-родительских отношений и возврату ребенка в кровную семью. Процедура отмены ограничения в родительских правах и восстановления в родительских правах. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения в родительских правах.
3.2
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства.
3.2.1
Принципы составления и содержание плана по защите прав ребенка, составление и подготовка его к утверждению.
3.2.2
Обеспечение временного устройства детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.2.3
Обеспечение реализации преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственников.
3.2.4
Формы временного устройства ребенка, не являющегося гражданином Российской Федерации, при отсутствии родительского попечения и действия органов опеки и попечительства по обеспечению устройства ребенка.
3.2.5
Роль органов опеки и попечительства в передаче ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства.
3.2.6
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для выдачи предварительного разрешения на усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации.
3.2.7
Направление сведений при невозможности передать ребенка на воспитание в семью для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.3
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации.
3.3.1
Технологии и методы работы с неблагополучными семьями, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Инновационный опыт в субъектах Российской Федерации.
3.3.2
Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными органами, организациями, средствами массовой коммуникации, негосударственными неправительственными организациями по оказанию помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
4.1
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.1.1
Структура и ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
4.1.2
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны.
4.1.3
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов.
4.1.4
Принципы и условия обработки персональных данных. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
4.1.5
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
Структура государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Содержание понятий "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
4.1.6
Цели формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Обязательные требования к формированию и использованию государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
4.1.7
Функции регионального и федерального оператора по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
4.1.8
Сведения, которые в обязательном порядке предоставляются для формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Социально-психологические сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, формы их предоставления.
4.1.9
Сроки предоставления сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Сведения, относящиеся к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок и сроки внесения изменений и дополнений в сведения о детях, оставшихся без попечения родителей.
4.1.10
Прекращение учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. Информирование регионального и федерального операторов о принятых мерах по организации устройства и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
4.1.11
Контроль за предоставлением сведений органами опеки и попечительства для формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
4.1.12
Осуществление контроля региональным оператором за соблюдением органами опеки и попечительства:
сроков передачи в региональный банк данных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и информации о прекращении учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
порядка передачи информации об изменениях данных ребенка, оставшегося без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка.
4.1.13
Проведение ежегодной проверки соответствия количества детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
4.2
Организация и ведение работы с лицами, желающими усыновить (удочерить) ребенка (далее - усыновитель, усыновление), стать опекунами или попечителями.
4.2.1
Формы работы со средствами массовой коммуникации по информированию граждан о возможности стать усыновителями, опекунами или попечителями, порядке усыновления, установления опеки или попечительства, либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также о детях, оставшихся без попечения родителей (производная информация), в том числе через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.2.2
Организация специалистом органа опеки и попечительства приема и консультирования граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
4.2.3
Осуществление подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством формах.
4.2.4
Оказание содействия гражданам, желающим принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, в выборе ребенка.
4.2.5
Ведение журналов учета граждан, желающих быть усыновителями, опекунами или попечителями.
4.2.6
Направление специалистом органа опеки и попечительства кандидатов в усыновители, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, на посещение ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).
4.2.7
Подготовка решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна или попечителя, о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном или попечителем, о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями.
4.2.8
Психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью с учетом региональных, конфессиональных, национальных факторов, уровня образования граждан.
4.2.9
Требования к содержанию программы по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, порядок организации и осуществления деятельности. Участие органа опеки и попечительства в организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
4.2.10
Способы материального и нематериального стимулирования кандидатов в замещающие родители. Инновационный опыт в субъектах Российской Федерации.
4.2.11
Особенности мотивации граждан при принятии на воспитание в семью детей с ограниченными возможностями здоровья, подросткового возраста, сиблингов.
4.3
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
4.3.1
Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.3.2
Реализация принципа подбора семьи для ребенка в соответствии с его потребностями и особенностями развития. Социально-психологические данные ребенка, необходимые для подбора семьи. Фото- и видеоформы презентации ребенка.
4.3.3
Организация специалистом органа опеки и попечительства исполнения обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или помещения под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.3.4
Составление и подготовка специалистом органа опеки и попечительства к утверждению планов по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей.
4.3.5
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для установления предварительной опеки или попечительства над несовершеннолетним.
4.3.6
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства проекта акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
4.3.7
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье. Инициация решения о досрочном расторжении указанного договора в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством.
4.3.8
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.
4.3.9
Участие специалистов органов опеки и попечительства в судебных заседаниях по делам об установлении усыновления детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
4.3.10
Порядок и условия назначения, осуществление специалистом органа опеки и попечительства контроля за выплатами единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна или попечителя, приемной или патронатной семье, вознаграждения приемным родителям и иными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4.3.11
Направление специалистом органа опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения сведений об установлении опеки или попечительства и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой или попечительством, и управлением имуществом подопечного.
4.3.12
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных.
4.3.13
Получение согласия законного представителя и ребенка, достигшего возраста 10 лет, для усыновления (удочерения), для устройства под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание.
4.4
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан.
4.4.1
Требования к содержанию личного дела подопечного. Формирование и ведение личного дела подопечного и обеспечение конфиденциальности при их хранении.
4.4.2
Критерии и показатели успешной адаптации ребенка в семье опекуна или попечителя или усыновителя (далее - замещающие семьи). Этапы развития и кризисы в жизни замещающих семей.
4.4.3
Правовые, социально-психологические причины отмены решений о передаче ребенка в замещающую семью.
4.4.4
Представление специалистом органа опеки и попечительства законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов несовершеннолетних подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации и (или) интересам несовершеннолетних подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов несовершеннолетних подопечных.
4.4.5
Проверка обеспечения опекунами и попечителями сохранности имущества подопечного.
4.4.6
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства обращения от имени подопечного в суд с требованием о расторжении договора, заключенного от имени подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства на заключение такого договора.
4.4.7
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для выдачи:
предварительного разрешения на расходование опекуном или попечителем доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;
предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей).
4.4.8
Подбор кандидатов для доверительного управления имуществом подопечных, заключение договора доверительного управления имуществом подопечных.
4.4.9
Незамедлительное отобрание ребенка у замещающих родителей в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.
4.4.10
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для принятия решения об устройстве подопечного в другую семью или помещения под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях отмены решения о передаче ребенка в семью.
4.4.11
Проведение оценки соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.
4.4.12
Осуществление специалистом органа опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4.13
Организация специалистом органа опеки и попечительства проверки при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного.
4.4.14
Составление специалистом органа опеки и попечительства акта проверки (плановой и внеплановой) условий жизни ребенка в замещающей семье.
4.4.15
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством.
4.4.16
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в установленном порядке.
4.4.17
Виды мониторингов, проводимых органами опеки и попечительства, и формы их проведения. Осуществление специалистом органа опеки и попечительства мониторинга соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи, исполнения обязанностей законными представителями ребенка.
4.5
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.5.1
Оказание органами опеки и попечительства методической, консультативной, правовой помощи семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в реализации и защите прав подопечных.
4.5.2
Осуществление сопровождения замещающих семей. Особенности сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей подросткового возраста, сиблингов.
4.5.3
Взаимодействие органов опеки и попечительства с различными образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.
4.5.4
Подготовка специалистом органа опеки и попечения материалов для заключения и расторжения договора о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.
4.5.5
Выявление проблем, возникающих в семье, и направление родителей (законных представителей) детей, а в случае необходимости самих детей и их иных родственников, в соответствующие учреждения для получения помощи.
4.6
Защита прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.1
Порядок деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.2
Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, услуг.
4.6.3
Правовая основа и задачи деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.4
Основания и период помещения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.5
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства проекта акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.6
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации. Виды психической депривации и их последствия для развития ребенка. Теории привязанности и необходимость их учета в организации работы с ребенком, оставшимся без попечения родителей. Теории "выученной беспомощности", "социальной эксклюзии". Показатели психического, эмоционального, физического развития ребенка в норме и в условиях институционализации.
4.6.7
Формы контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объекты и периодичность контроля.
4.6.8
Перечень документов, хранящихся в личном деле подопечного, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организация контроля за его формированием и ведением.
4.6.9
Осуществление надзора за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.10
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи разрешения родителям, ограниченным в родительских правах, и иным гражданам на контакты с ребенком.
4.6.11
Организация работы по возврату детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью. Инновационные технологии работы в субъектах Российской Федерации.
4.6.12
Организация исполнения органом опеки и попечительства функции законного представителя по завершении пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет.
4.6.13
Выполнение специалистом органа опеки и попечительства функции законного представителя до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.7
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.7.1
Права, законные интересы и обязанности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.7.2
Нормативное правовое регулирование социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - выпускники), в постинтернатный период.
4.7.3
Социально-психологический статус выпускников (иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, низкий уровень трудовой мотивации, сниженный уровень социальной активности, ответственности, самостоятельности, рецептивные ориентации и другие социально-психологические феномены выпускников) и проблемы социальной адаптации выпускников в постинтернатный период.
4.7.4
Особенности работы с выпускниками "группы риска": одаренная молодежь, молодые семьи, созданные выпускниками; беременные и молодые мамы; выпускники коррекционных учреждений (с особыми потребностями в физическом и психическом здоровье); выпускники, вернувшиеся из исправительных учреждений или имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Социально-психологические технологии работы с данными категориями выпускников.
4.7.5
Виды и формы сопровождения выпускников в постинтернатный период. Понятие, принципы и порядок осуществления постинтернатного патроната детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Роль органов опеки и попечительства в сопровождении выпускников. Центры постинтернатного сопровождения выпускников.
4.7.6
Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также после достижения ими возраста 23-х лет в случае, если на органы опеки и попечительства законодательством возложены обязанности оказания содействия указанным гражданам в реализации ими соответствующих государственных гарантий.
4.7.7
Оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов (выдача справок, ходатайств, консультации и другие формы оказания содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов).
4.7.8
Осуществление органами опеки и попечительства мониторинга адаптации к самостоятельной жизни выпускников, а также иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
4.7.9
Подготовка специалистом органа опеки попечительства в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, материалов для:
- установления постинтернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- заключения договоров о постинтернатном патронате;
- принятия решения о досрочном расторжении договоров.

11. Организационно-педагогические условия реализации программы включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, включая примерную тематику лекционных и семинарских занятий;

б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы слушателей;

в) учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для осуществления обучения;

г) кадровое обеспечение реализации программы;

д) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации.

12. Программа может реализовываться в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования слушателями при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, с учетом предложений организации, направляющей слушателя на стажировку, а также содержания настоящей программы.

13. Примерная тематика лекционных, семинарских и практических занятий раскрывает рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем учебных предметов, указывает формируемые необходимые умения и знания.

N
Тема лекции (Л), семинара (С) или практического занятия (П)
Содержание лекции (Л), семинара (С) или практического занятия (П) (указываются коды разделов и тем, обеспечивающие содержание)
Формируемые необходимые умения и знания (указываются шифры)
1.
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации
1.1.
Государственная политика в области защиты прав и законных интересов ребенка. Нормы международного права и национальное законодательство в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних Л)
1.1
ОПК-1
ОПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-27
1.2.
Профессиональные и этические требования к деятельности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (Л)
1.2
ОПК-2
ОПК-3
ОПК-4
ПК-4 - ПК-6
1.3.
Международный и российский (региональный) опыт в сфере защиты прав и законных интересов детей, условия и возможности использования его в работе специалиста органа опеки и попечительства (С)
1.2.4
ОПК-1
ПК-6
1.4.
Профилактика и минимизация профессиональной деформации специалистов органов опеки и попечительства (тренинг) (П)
1.2.1.3
ОПК-2 - ОПК-5
ПК-25
1.5.
Тренинг по разрешению конфликтов и умению работать в команде (П)
1.2.2
1.2.3
ПК-4
ПК-8
2.
Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних
2.1.
Права и законные интересы несовершеннолетних и роль органов опеки и попечительства в их обеспечении и защите. Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье (Л)
2.1
ПК-1 - ПК-5
ПК-11
ПК-21
ПК-27
2.2.
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних (Л)
2.2
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-12
ПК-15
ПК-27
2.3.
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних (Л)
2.3.1 - 2.3.11
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-13
ПК-15
ПК-27
2.4.
Обеспечение и защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л)
2.3.12 - 2.3.15
ПК-1
ПК-2
ПК-13
ПК-15
ПК-22
ПК-24
ПК-27
2.5.
Учет мнения ребенка при решении вопросов, затрагивающих его права и интересы и социально-психологические методы и способы его выяснения в случаях, предусмотренных законодательством (С)
2.1.7
ПК-10
ПК-20
ПК-25
2.6.
Участие органов опеки и попечительства в обследовании условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи и в разрешении споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав (П)
2.1.2
2.1.3
ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7 - ПК-11
ПК-19
2.7.
Подготовка специалистом органа опеки и попечительства материалов для дачи разрешений, согласий, подготовка документов, в том числе для передачи в суд в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (П)
2.2.2 - 2.2.8
2.3.8
2.3.9
ПК-1 - ПК-3
ПК-11
ПК-15
2.8.
Подготовка актов органа опеки и попечительства в сфере защиты имущественных прав несовершеннолетних (П)
2.1.4
2.3.1
2.3.5
2.3.8 - 2.3.10
ПК - 13
3.
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
3.1.
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства и содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (Л)
3.1.2;
3.1.3;
3.1.5;
3.1.15 - 3.1.20;
3.2
ПК-1 - ПК-3 ПК-5
ПК-8 - ПК-11
ПК-14
ПК-17
3.2.
Социально-психологические аспекты воспитания ребенка в семье и критерии его
благополучия/неблагополучия в семейной среде (Л)
3.1.1;
3.1.4;
3.1.6;
3.1.8 - 3.1.14;
3.1.21
ПК-11
ПК-16
ПК-19
ПК-25
3.3.
Оказание помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации (Л)
3.1.7;
3.3
ПК-8 - ПК-11
ПК-13
ПК-16
ПК-18
ПК-19
3.4.
Современные технологии профилактики социального сиротства и изучение инновационного опыта работы субъектов Российской Федерации в данной сфере (С)
3.3.1
ОПК-1
ПК-6
ПК-16
ПК-19
ПК-20
3.5.
Участие органов опеки и попечительства в принятии решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства (П)
3.2.1 - 3.2.7
ПК-14
ПК-17
3.6.
Ограничение и лишение родительских прав, отмена ограничения и восстановление в родительских правах (П)
3.1.18 - 3.1.21
ОПК-1
ПК-2
ПК-3
4.
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
4.1.
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л)
4.1
ПК-4
ПК-5
ПК-15
ПК-17
4.2.
Организация и ведение работы с лицами, желающими усыновить ребенка, стать опекунами или попечителями (Л)
4.2
ПК-3
ПК-7
ПК-9
ПК-10
ПК-25
4.3.
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (Л)
4.3
ПК-1
ПК-4
ПК-11
ПК-17
ПК-21
4.4.
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан (Л)
4.4
ПК-5
ПК-22
ПК-27
4.5.
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л)
4.5
ПК-23
ПК-25
4.6.
Защита прав и интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л)
4.6
ПК-1
ПК-5
ПК-7
ПК-24
ПК-25
4.7.
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.7
ПК-1
ПК-5
ПК-7
ПК-15
ПК-25
ПК-26
4.8.
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" и перспективы развития системы учета детей, оставшихся без попечения родителей (С)
4.1.5
ОПК-1
ОПК-4
ПК-5
ПК-15
4.9.
Системы материального и нематериального стимулирования кандидатов в замещающие родители, замещающих родителей и изучение инновационного опыта работы субъектов Российской Федерации в данной сфере (С)
4.2.9
4.2.10
ОПК-1
ПК-5
ПК-17
4.10.
Социально-психологические аспекты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (С)
4.3.2
4.3.4
ПК-21
ПК-18
ПК-25
4.11.
Проведение органами опеки и попечительства мониторингов соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания (С)
4.4.11
4.4.17
ПК-5
ПК-6
4.12.
Организация сопровождения замещающих семей и изучение инновационного опыта работы субъектов Российской Федерации в данной сфере (С)
4.5.1 - 4.5.5
ПК-5
ПК-6
ПК-20
ПК-23
4.13.
Организация постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа и изучение инновационного опыта работы субъектов Российской Федерации в данной сфере (С)
4.7.2 - 4.7.5
ПК-5
ПК-6
ПК-26
4.14.
Подготовка органами опеки и попечительства материалов, актов органа опеки и попечительства в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (П)
4.3.4 - 4.3.7
4.3.11
ПК-1
ПК-17
ПК-21
4.15.
Правовые, социально-психологические причины отмены решений о передаче ребенка в замещающую семью и профилактика отказов (П)
4.4.2
4.4.3
4.4.15
4.4.16
ПК-2
ПК-3
ПК-5
ПК-8
ПК-18
ПК-20
ПК-25
4.16.
Реформирование сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (П)
4.6.1 - 4.6.5
ОПК-1
ОПК-2
ПК-24
ПК-26

14. Итоговая аттестация по программе проводится организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, в форме тестирования, решения практических задач (кейсов) и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку слушателя в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 680н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30850).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области