МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 июля 2016 г. N 870
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 июля 2016 г., 4 июля 2016 г.) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26; ст. 3898, N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325, N 8, ст. 1121; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 июля 2016 г.), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 5 сентября 2013 г. N 1047 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный N 30213);
от 8 декабря 2014 г. N 1559 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный N 35502);
от 14 августа 2015 г. N 825 "О внесении изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2015 г., регистрационный N 38759).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 18 июля 2016 г. N 870
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:
структуру федерального перечня учебников;
основания и порядок включения учебников в федеральный перечень учебников;
критерии и порядок проведения экспертизы учебников;
форму экспертного заключения;
основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.
2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:
1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;
2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
Каждая часть состоит из 3 разделов:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.
В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:
порядковый номер учебника;
наименование учебника;
класс;
автор/авторский коллектив;
наименование издателя(-ей) учебника;
адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);
язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
информация об использовании специального учебника при реализации адаптированных образовательных программ (далее - специальный учебник).
3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, в том числе специальные учебники (далее вместе - учебники), рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной - для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление (за исключением специальных учебников);
б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, соответствующей по структуре и содержанию печатной форме учебника, содержащей адаптированный под электронный формат иллюстрационный материал, мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету;
г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.
4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части), соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее вместе - ФГОС) и соответствующее примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерной адаптированной образовательной программе.
5. Научная, педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная экспертизы учебника проводятся по инициативе правообладателя (автор учебника или физическое лицо либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее - заказчик экспертизы).
Заказчик экспертизы самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, отвечающих требованиям пунктов 9 - 11 Порядка.
6. Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.
7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.
8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.
Этнокультурная и региональная экспертизы обязательны для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.
10. Общественную экспертизу учебников проводят организации, чья уставная деятельность направлена на поддержку и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.
11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
12. Дополнительная и повторная экспертизы учебника проводятся экспертными организациями на основании решения Совета при следующих условиях:
дополнительная экспертиза - проводится той же экспертной организацией или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов и (или) обоснования выводов экспертной организации;
повторная экспертиза - проводится другой экспертной организацией при наличии противоречий в выводах экспертной организации.
13. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.
К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.
14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной - для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.
15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее - эксперты), в том числе:
при педагогической и общественной экспертизах электронной формы учебника - имеющие опыт разработки или использования учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, программ для электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов;
при экспертизах специального учебника - обладающие соответствующими знаниями в области дефектологии и (или) представляющие соответствующие общественные организации инвалидов;
при общественной экспертизе учебника, направленного на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), - представляющие соответствующие централизованные религиозные организации.
При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям N N 1 - 5 к Порядку.
17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:
17.1. При научной (научной историко-культурной - для учебников истории России) экспертизе о том, что:
экспертируемое издание является учебником;
наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС;
учебник соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии);
в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования, отсутствуют недостоверные факты;
учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;
иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;
в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:
учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;
содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.
17.2. При педагогической экспертизе о том, что:
экспертируемое издание является учебником;
наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС;
содержание учебника соответствует примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) соответствующим примерным адаптированным образовательным программам;
учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников);
содержание учебника обеспечивает выполнение требований соответствующего ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системного подхода в обучении;
содержание учебника (с учетом специфики содержания учебного предмета) способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;
методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;
методический аппарат учебника обеспечивает развитие критического мышления, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности обучающихся и коммуникации между участниками образовательных отношений, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;
текстовый материал учебника соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;
язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник, и (или) учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;
структура и содержание методического пособия соответствуют структуре и содержанию учебника;
в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки;
структура и содержание печатной и электронной форм учебника соответствуют друг другу;
электронная форма учебника содержит:
все иллюстрации, содержащиеся в печатной форме учебника с учетом их адаптации к электронному формату и (или) изменения композиции;
педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);
средства контроля и самоконтроля.
В содержании учебника не выявлены сведения:
противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
призывающие к экстремизму и терроризму;
способные вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающие осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
отрицающие семейные ценности и формирующие неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающие противоправное поведение;
содержащие нецензурную брань.
17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:
содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;
качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой;
электронная форма учебника:
представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательных отношений;
корректно отображается и функционирует с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств;
корректно отображается и функционирует на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
функционирует на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (за исключением внешних ссылок) и "Интранет";
реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
поддерживает возможность определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
17.4. При этнокультурной и региональной экспертизах о том, что в содержании учебника:
отражены базовые национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества;
представлен материал по истории и культурному наследию субъекта Российской Федерации;
обеспечено право на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации.
18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:
учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);
учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.
19. Утратил силу. - Приказ Минобрнауки России от 29.05.2017 N 471.
20. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы ежегодно в период с 10 сентября по 10 ноября направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) следующие материалы:
заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;
учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;
методическое пособие для учителя;
инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;
положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной - для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданные не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников.
21. Материалы, указанные в пункте 20 настоящего Порядка, рассматриваются Советом в трехмесячный срок с момента их поступления.
22. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:
рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;
не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников;
направить учебник на дополнительную или повторную экспертизу.
23. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:
материалы поступили в Минобрнауки России после 10 ноября;
не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников);
установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника, в том числе конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника;
представлен неполный комплект материалов.
24. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания Совета.
25. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников путем издания соответствующего приказа.
26. Экспертная организация представляет экспертное(-ые) заключение(-я) по результатам дополнительной или повторной экспертизы учебников в Минобрнауки России в месячный срок с момента их поступления на соответствующую экспертизу.
27. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:
при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению);
при обнаружении фактов несоответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;
при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;
при непредставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 26 Порядка.
28. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.
29. Совет принимает одно из следующих решений:
рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;
не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.
30. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него приказом Минобрнауки России соответствующих изменений.
В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.
Указанные изменения вносятся в течение одного месяца с момента представления заявления и материалов без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.
31. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России о федеральном перечне учебников, о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети "Интернет".
Приложение N 1
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения научной экспертизы учебного издания ___________________________________________________________________________ (название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1.
|
Сведения об экспертной организации:
|
||||||
1.1.
|
Наименование:
|
||||||
1.2.
|
Место нахождения:
|
||||||
2.
|
Сведения об экспертах:
|
||||||
N п/п
|
Ф.И.О.
|
Квалификация
|
Дополнительная информация
|
||||
1
|
|||||||
2
|
|||||||
3
|
|||||||
3. На научную экспертизу представлены:
|
|||||||
3.1. Учебное издание
|
Наименование и авторский коллектив:
|
||||||
3.2. Методическое пособие
|
Наименование и авторский коллектив:
|
||||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
|
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:
|
||||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
Наименование и авторский коллектив:
|
||||||
N п/п
|
Критерии экспертной оценки
|
Экспертная оценка
|
Примечание
|
||||
"да"
|
"нет"
|
||||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала
|
|||||||
4.1.
|
Состав и полнота представленных материалов:
|
||||||
представлена печатная форма учебного издания
|
|||||||
представлена электронная форма учебного издания
|
|||||||
представлено методическое пособие для учителя
|
|||||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника
|
|||||||
представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
|
|||||||
4.2.
|
Представленное учебное издание является:
|
||||||
учебником
|
|||||||
учебным пособием
|
|||||||
4.3.
|
Наименование учебного издания соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС
|
||||||
4.4.
|
Содержание учебного издания представлено на базовом уровне
|
||||||
4.5.
|
Содержание учебного издания представлено на углубленном уровне
|
||||||
4.6.
|
Учебное издание соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии)
|
||||||
5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебного издания современным научным представлениям
|
|||||||
5.1.
|
В содержании представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования
|
||||||
5.2.
|
В содержании отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования
|
||||||
5.3.
|
В содержании отсутствуют недостоверные факты
|
||||||
5.4.
|
Учебное издание содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий
|
||||||
5.5.
|
Иллюстративный материал учебного издания соответствует тексту и дополняет его
|
||||||
6. Наличие фактических ошибок и несоответствия современным научным представлениям
|
|||||||
6.1.
|
Количество ошибок, опечаток
|
||||||
7. Общий вывод
|
|||||||
7.1.
|
Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ
|
Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания. Руководитель экспертной организации ________/_____________________________/ (подпись) "__" __________________ 20__ г. Место печати экспертной организации
Приложение N 2
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения педагогической экспертизы учебного издания ________________________________________________________________ (название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации:
|
||||||
2.1.
|
Наименование:
|
|||||
2.2.
|
Место нахождения:
|
|||||
2. Сведения об экспертах:
|
||||||
N п/п
|
Ф.И.О.
|
Квалификация
|
Дополнительная информация
|
|||
1
|
||||||
2
|
||||||
3
|
||||||
3. На педагогическую экспертизу представлены:
|
||||||
3.1. Учебное издание
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||
3.2. Методическое пособие
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
|
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников:
|
|||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||
N п/п
|
Критерии экспертной оценки
|
Экспертная оценка
|
Примечание
|
|||
"да"
|
"нет"
|
|||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала
|
||||||
4.1.
|
Состав и полнота представленных материалов:
|
|||||
представлена печатная форма учебного издания
|
||||||
представлена электронная форма учебного издания
|
||||||
представлено методическое пособие для учителя
|
||||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
||||||
4.2.
|
Представленное учебное издание является:
|
|||||
учебником
|
||||||
учебным пособием
|
||||||
4.3.
|
Наименование учебного издания соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС
|
|||||
4.4.
|
Представленное методическое пособие является методическим пособием к экспертируемому учебному изданию
|
|||||
4.5.
|
Представленное методическое пособие содержит пример рабочей программы по учебному предмету
|
|||||
5. Педагогическая экспертиза содержания печатной и электронной формы учебного издания
|
||||||
5.1.
|
Учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников
|
|||||
5.2.
|
Содержание учебника соответствует примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) соответствующим примерным адаптированным образовательным программам
|
Примечание:
необходимо указать примерную образовательную программу
|
||||
5.3.
|
В содержании учебного издания не выявлены сведения:
|
|||||
противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
|
||||||
побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
|
||||||
призывающие к экстремизму и терроризму;
|
||||||
способные вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
|
||||||
обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающие осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
|
||||||
отрицающие семейные ценности и формирующие неуважение к родителям (законным представителям) и (или) другим членам семьи;
|
||||||
оправдывающие противоправное поведение;
|
||||||
содержащие нецензурную брань
|
||||||
5.4.
|
Содержание учебного издания обеспечивает достижение требований соответствующего ФГОС по формированию:
|
|||||
личностных результатов
|
||||||
метапредметных результатов
|
||||||
предметных результатов
|
||||||
5.5.
|
Содержание учебного издания обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся
|
|||||
5.6.
|
Содержание учебного издания способствует развитию мотивации к учению
|
|||||
5.7.
|
Содержание учебного издания способствует интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся
|
|||||
5.8.
|
Содержание учебного издания способствует реализации системного подхода в обучении
|
|||||
5.9.
|
Содержание учебного издания (с учетом специфики содержания учебного предмета) способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю
|
|||||
5.10.
|
Содержание учебного издания (с учетом специфики содержания учебного предмета) способствует толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу
|
|||||
5.11.
|
Содержание доступно и понятно обучающимся независимо от пола, национальности и места жительства, учитывает особенности данной возрастной группы, а также учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
|||||
5.12.
|
Язык изложения учитывает особенности данной возрастной группы, а также учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
|||||
5.13.
|
Методический аппарат учебного издания обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему
|
|||||
5.14.
|
Методический аппарат учебного издания обеспечивает наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала
|
|||||
5.15.
|
Методический аппарат учебного издания обеспечивает и формирует навыки смыслового чтения
|
|||||
5.16.
|
Методический аппарат учебного издания обеспечивает навыки самостоятельной учебной деятельности
|
|||||
5.17.
|
Методический аппарат учебного издания обеспечивает умение использовать профессиональную терминологию
|
|||||
5.18.
|
Методический аппарат учебного издания развивает критическое мышление
|
|||||
5.19.
|
Методический аппарат учебного издания развивает способность аргументированно высказывать свою точку зрения
|
|||||
5.20.
|
Методический аппарат учебного издания предоставляет возможность организации групповой деятельности обучающихся и коммуникации между участниками образовательных отношений
|
|||||
5.21.
|
Методический аппарат учебного издания обеспечивает применение полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения
|
|||||
5.22.
|
Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации
|
|||||
5.23.
|
В учебном издании отсутствуют ошибки, опечатки
|
|||||
5.24.
|
Изложение учебного материала характеризуется структурированностью
|
|||||
5.25.
|
Изложение учебного материала характеризуется систематичностью
|
|||||
5.26.
|
Изложение учебного материала характеризуется последовательностью
|
|||||
5.27.
|
Изложение учебного материала характеризуется разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов
|
|||||
5.28.
|
Структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебного издания
|
|||||
6. Педагогическая экспертиза электронной формы учебного издания
|
||||||
6.1.
|
Структура и содержание электронной и печатной форм учебного издания соответствуют друг другу
|
|||||
6.2.
|
Электронная форма учебного издания содержит все иллюстрации, содержащиеся в печатной форме с учетом их адаптации к электронному формату и (или) изменения композиции
|
|||||
6.3.
|
Электронная форма учебного издания содержит педагогически обоснованное для усвоения материала учебного издания количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное)
|
|||||
6.4.
|
Электронная форма учебного издания содержит средства контроля и самоконтроля
|
|||||
7. Общий вывод
|
||||||
7.1.
|
Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ
|
Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания. Руководитель экспертной организации ______________/_______________________/ (подпись) "__" __________________ 20__ г. Место печати экспертной организации
Приложение N 3
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения общественной экспертизы учебного издания ___________________________________________________________________________ (название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации:
|
|||||||
1.1. Наименование:
|
|||||||
1.2. Место нахождения:
|
|||||||
2. Сведения об экспертах:
|
|||||||
N п/п
|
Ф.И.О.
|
Квалификация
|
Дополнительная информация
|
||||
1
|
|||||||
2
|
|||||||
3
|
|||||||
3. На общественную экспертизу представлены:
|
|||||||
3.1. Учебное издание
|
Наименование и авторский коллектив:
|
||||||
3.2. Методическое пособие
|
Наименование и авторский коллектив:
|
||||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
|
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников:
|
||||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
Наименование и авторский коллектив:
|
||||||
N п/п
|
Критерии экспертной оценки
|
Экспертная оценка
|
Примечание
|
||||
"да"
|
"нет"
|
||||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала
|
|||||||
4.1.
|
Состав и полнота представленных материалов:
|
||||||
представлена печатная форма учебного издания
|
|||||||
представлена электронная форма учебного издания
|
|||||||
представлено методическое пособие для учителя
|
|||||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
|||||||
N п/п
|
Предмет экспертной оценки
|
Экспертная оценка
|
|||||
5. Общественная экспертиза печатной и электронной формы учебного издания
|
|||||||
5.1.
|
Использование учебного издания в образовательной деятельности
|
||||||
5.2.
|
Отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебном издании, за исключением электронной формы учебного издания
|
||||||
5.3.
|
Качество печатной формы учебного издания
|
||||||
художественное оформление
|
|||||||
формат
|
|||||||
цветовое решение
|
|||||||
эстетическое восприятие учебного издания
|
|||||||
удобство использования
|
|||||||
практичность
|
|||||||
эстетичность и информативность обложки
|
|||||||
качество бумаги
|
|||||||
разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем)
|
|||||||
соответствие иллюстраций содержанию учебного издания, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение
|
|||||||
наличие материала или указаний в учебном издании, помогающих работать с книгой
|
|||||||
5.4.
|
Содержание учебного издания носит воспитывающий характер
|
||||||
5.5.
|
Содержание учебного издания способствует развитию личности
|
||||||
5.6.
|
Содержание учебного издания способствует созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
|
||||||
6. Общественная экспертиза электронной формы учебного издания
|
|||||||
6.1.
|
Электронная форма учебного издания представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательных отношений
|
||||||
6.2.
|
Электронная форма учебного издания корректно отображается и функционирует с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых для мобильных устройств
|
||||||
6.3.
|
Электронная форма учебного издания корректно отображается и функционирует на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное)
|
||||||
6.4.
|
Электронная форма учебного издания функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок) и "Интранет"
|
||||||
6.5.
|
Электронная форма учебного издания реализует возможность создания пользователям заметок, закладок и перехода к ним
|
||||||
6.6.
|
Электронная форма учебного издания поддерживает возможность определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме
|
||||||
7. Общий вывод
|
|||||||
7.1.
|
Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ
|
Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания. Руководитель экспертной организации ______________/_______________________/ (подпись) "__" __________________ 20__ г. Место печати экспертной организации
Приложение N 4
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения этнокультурной и региональной экспертизы учебного издания ___________________________________________________________________________ (название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации:
|
||||||||
1.1. Наименование:
|
||||||||
1.2. Место нахождения:
|
||||||||
2. Сведения об экспертах:
|
||||||||
N п/п
|
Ф.И.О.
|
Квалификация
|
Дополнительная информация
|
|||||
1
|
||||||||
2
|
||||||||
3
|
||||||||
3. На этнокультурную и региональную экспертизы представлены:
|
||||||||
3.1. Учебное издание
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||||
3.2. Методическое пособие
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
|
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников:
|
|||||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||||
N п/п
|
Критерии экспертной оценки
|
Экспертная оценка
|
Примечание
|
|||||
"да"
|
"нет"
|
|||||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала
|
||||||||
4.1.
|
Состав и полнота представленных материалов:
|
|||||||
представлена печатная форма учебного издания
|
||||||||
представлена электронная форма учебного издания
|
||||||||
представлено методическое пособие для учителя
|
||||||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
||||||||
N п/п
|
Предмет экспертной оценки
|
Экспертная оценка
|
||||||
5. Этнокультурная и региональная экспертиза учебного издания
|
||||||||
5.1.
|
Отражение в учебном издании базовых национальных российских ценностей
|
|||||||
5.2.
|
Отражение в учебном издании региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации
|
|||||||
5.3.
|
Отражение в учебном издании многообразия, единства национальных культур и народов России
|
|||||||
5.4.
|
Отражение поликультурного характера российского общества
|
|||||||
5.5.
|
В учебном издании включен материал из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации
|
|||||||
5.6.
|
Учебное издание обеспечивает право на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке
|
|||||||
5.7.
|
Соответствие языковой составляющей учебного издания современному литературному языку народов Российской Федерации
|
|||||||
6. Общий вывод
|
||||||||
6.1.
|
Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ
|
Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания. Руководитель экспертной организации ______________/_______________________/ (подпись) "__" __________________ 20__ г. Место печати экспертной организации
Приложение N 5
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение по результатам проведения научной историко-культурной экспертизы учебного издания ___________________________________________________________________________ (название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации:
|
||||||||
1.1. Наименование:
|
||||||||
1.2. Место нахождения:
|
||||||||
2. Сведения об экспертах:
|
||||||||
N п/п
|
Ф.И.О.
|
Квалификация
|
Дополнительная информация
|
|||||
1
|
||||||||
2
|
||||||||
3
|
||||||||
3. На научную историко-культурную экспертизу представлены:
|
||||||||
3.1. Учебное издание
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||||
3.2. Методическое пособие
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
|
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников:
|
|||||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
Наименование и авторский коллектив:
|
|||||||
N п/п
|
Критерии экспертной оценки
|
Экспертная оценка
|
Примечание
|
|||||
"да"
|
"нет"
|
|||||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала
|
||||||||
4.1.
|
Состав и полнота представленных материалов:
|
|||||||
представлена печатная форма учебного издания
|
||||||||
представлена электронная форма учебного издания
|
||||||||
представлено методическое пособие для учителя
|
||||||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания
|
||||||||
представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников
|
||||||||
4.2.
|
Представленное учебное издание является
|
|||||||
учебником
|
||||||||
учебным пособием
|
||||||||
4.3.
|
Наименование учебного издания соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС
|
|||||||
4.4.
|
Содержание учебного издания представлено на базовом уровне
|
|||||||
4.5.
|
Содержание учебного издания представлено на углубленном уровне
|
|||||||
5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебного издания современным научным представлениям
|
||||||||
5.1.
|
В содержании представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний федерального государственного образовательного стандарта общего образования
|
|||||||
5.2.
|
В содержании отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования
|
|||||||
5.3.
|
В содержании отсутствуют недостоверные факты
|
|||||||
5.4.
|
Учебное издание содержит сведения о передовых достижениях современной науки и техники, технологий в соответствующей предметной области
|
|||||||
5.5.
|
Содержание учебного издания способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета
|
|||||||
5.6.
|
Иллюстративный материал учебного издания соответствует тексту и дополняет его
|
|||||||
5.7.
|
В учебном издании отсутствуют ошибки, опечатки.
|
|||||||
6. Историко-культурная экспертиза. Соответствие содержания учебного издания историко-культурному стандарту Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
|
||||||||
6.1.
|
Изложение материала в учебном издании отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов
|
|||||||
6.2.
|
Содержание учебного издания способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности
|
|||||||
6.3.
|
Учебное издание соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и обеспечивает выполнение требований историко-культурного стандарта
|
|||||||
7. Общий вывод
|
||||||||
7.1.
|
Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ
|
Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. Эксперт ____________________________________/_____________________________/ (подпись) "__" __________ 20__ г. При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания. Руководитель экспертной организации ______________/_______________________/ (подпись) "__" __________________ 20__ г. Место печати экспертной организации
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области