МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 693
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
080110.02 КОНТРОЛЕР БАНКА
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 080110.02 Контролер банка.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. N 345 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 080110.02 Контролер сберегательного банка" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2010 г., регистрационный N 17339).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 693
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
080110.02 КОНТРОЛЕР БАНКА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 080110.02 Контролер банка для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 080110.02 Контролер банка имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 080110.02 Контролер банка в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
|
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1>
|
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
|
среднее общее образование
|
Контролер банка
Кассир
|
10 мес.
|
основное общее образование
|
2 года 10 мес. <3>
|
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
контролер банка - кассир.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение кассовой работы, прием платежей и депозитное обслуживание в национальной и иностранной валютах в организациях кредитной системы.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
наличные, безналичные денежные средства и другие ценности;
обязательства банка;
документы по оформлению банковских операций;
информация о банковских продуктах и услугах.
4.3. Обучающийся по профессии 080110.02 Контролер банка готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Ведение кассовых операций.
4.3.2. Ведение операций по банковским вкладам (депозитам).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Работать с клиентами, используя базовые знания делового русского и иностранного языков и учитывая межэтнические и этнические различия.
ОК 8. Эффективно использовать оргтехнику и соответствующие средства защиты от опасных и вредных факторов, соблюдать правила техники безопасности.
ОК 9. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Ведение кассовых операций.
ПК 1.1. Выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции.
ПК 1.2. Выполнять операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств.
ПК 1.3. Выполнять и оформлять операции с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России и иностранных государств.
ПК 1.4. Выполнять и оформлять операции с памятными монетами и драгоценными металлами.
ПК 1.5. Осуществлять контроль кассовых операций.
ПК 1.6. Выполнять и оформлять операции с наличной иностранной валютой и чеками.
5.2.2. Ведение операций по банковским вкладам (депозитам).
ПК 2.1. Консультировать клиентов по депозитным операциям.
ПК 2.2. Выполнять и оформлять депозитные операции с физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.
ПК 2.3. Выполнять и оформлять депозитные операции с юридическими лицами.
ПК 2.4. Выполнять и оформлять операции по привлечению во вклады драгоценных металлов.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
|
866
|
576
|
|||
ОП.00
|
Общепрофессиональный учебный цикл
|
300
|
206
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
применять правила делового этикета;
поддерживать деловую репутацию;
соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
налаживать контакты с партнерами;
организовывать рабочее место;
знать:
этику деловых отношений;
основы деловой культуры в устной и письменной форме;
нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
основные правила этикета;
основы психологии производственных отношений;
основы управления и конфликтологии.
|
ОП.01. Основы деловой культуры
|
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
|
|||
уметь:
составлять и оформлять различные виды документов;
оформлять номенклатуру дел и формировать дела в соответствии с номенклатурой дел;
осуществлять документирование и организацию работы с документами;
использовать офисную организационную технику;
знать:
основные законодательные акты в области делопроизводства;
виды документов;
правила составления и оформления различных видов документов;
требования к тексту служебных документов;
общие правила организации работы с документами;
принципы работы офисной организационной техники.
|
ОП.02. Основы делопроизводства
|
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
|
|||
уметь:
оперировать понятиями и категориями денежной, кредитной и финансовой сфер;
рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
знать:
законы денежного обращения, виды и функции денег, особенности построения денежных систем;
понятие, функции и формы кредита;
структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
основы денежно-кредитной политики государства;
структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства.
|
ОП.03. Финансы, денежное обращение и кредит
|
ОК 1 - 5
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
|
|||
уметь:
оперировать юридическими понятиями и категориями;
анализировать и предлагать пути решения правовых проблем;
составлять отдельные виды хозяйственных договоров;
знать:
законодательные и нормативные акты, регулирующие правовое положение учреждений банковской системы Российской Федерации, совершение основных видов банковских операций и сделок;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие взаимоотношения в процессе хозяйственной деятельности;
права и обязанности работников в сфере трудовой деятельности.
|
ОП.04. Основы правового регулирования деятельности банков
|
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
|
|||
уметь:
ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;
присваивать номера лицевым счетам;
составлять документы аналитического учета и анализировать содержание документов синтетического учета;
составлять бухгалтерские проводки по отражению в учете кассовых и депозитных операций;
знать:
метод бухгалтерского учета и его элементы;
строение и классификацию бухгалтерских счетов;
задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;
основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, документы синтетического и аналитического учета;
принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;
основные принципы организации документооборота, виды банковских документов, требования к их оформлению и хранению.
|
ОП.05. Основы бухгалтерского учета в банках
|
ОК 2 - 5
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
32
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
|
||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
486
|
330
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
486
|
330
|
||
ПМ.01
|
Ведение кассовых операций
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проведения кассовых операций;
уметь:
проверять правильность оформления документов по приему и выдаче наличных денег, ценностей, бланков;
принимать наличные деньги полистным и поштучным пересчетом с использованием технических средств;
принимать сумки с наличными деньгами от инкассаторских работников и представителей организаций;
осуществлять проверку денежных знаков, выявлять сомнительные, неплатежеспособные и имеющие признаки подделки денежные знаки;
заполнять необходимые документы при выявлении сомнительных, неплатежеспособных и имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России;
оформлять документы по результатам экспертизы;
осуществлять выдачу наличных денег, ценностей, бланков;
заполнять кассовые документы при приеме и выдаче наличных денег, ценностей, бланков (в том числе средствами автоматизированных банковских систем);
осуществлять обработку, формирование и упаковку наличных денег;
получать и оформлять подкрепление операционной кассы;
подготавливать излишки денежной наличности для сдачи в учреждение Банка России и оформлять соответствующие документы;
выполнять и оформлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
осуществлять вложение наличных денег в сумку или индивидуальное устройство для хранения, вскрывать сумки и обрабатывать изъятые из них наличные деньги;
передавать заведующему кассой и принимать у заведующего кассой наличные деньги и сумки с денежной наличностью;
загружать в кассовые терминалы и банкоматы и изымать из них наличные деньги;
изымать из автоматического сейфа сумки с наличными деньгами;
оформлять документы на излишки и недостачи при пересчете наличных денег, изъятых из сумок;
осуществлять покупку и продажу памятных монет;
заполнять документы по операциям с памятными монетами;
осуществлять визуальный контроль, пересчет и взвешивание слитков драгоценных металлов;
сличать данные контрольного пересчета и взвешивания с данными сопроводительных документов;
принимать и выдавать драгоценные металлы в физической форме;
заполнять документы по операциям с драгоценными металлами;
вести книгу учета принятых и выданных ценностей;
оформлять и сдавать заведующему кассой кассовые документы по завершении операционного дня;
формировать дела (сшивы) с кассовыми документами;
проводить ревизию наличных денег;
осуществлять внутрибанковский последующий контроль кассовых операций;
обеспечивать работу обменного пункта в начале операционного дня;
определять эквивалентные суммы в национальной и иностранной валюте в соответствии с установленными курсами покупки-продажи иностранной валюты;
идентифицировать клиента;
осуществлять и оформлять операции по покупке и продаже наличной иностранной валюты;
осуществлять и оформлять операции по размену денежных знаков иностранных государств, замене и покупке поврежденных денежных знаков иностранных государств;
осуществлять и оформлять операции с чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
принимать наличную иностранную валюту и чеки для направления на инкассо;
принимать для зачисления на счета физических лиц и выдавать со счетов физических лиц наличную валюту Российской Федерации и наличную иностранную валюту (в том числе с использованием платежных карт);
принимать наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета;
выплачивать наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица;
осуществлять заключение операционного дня по операциям с наличной валютой и чеками;
отражать в бухгалтерском учете (в том числе средствами автоматизированных банковских систем) приходные и расходные кассовые операции, операции с сомнительными неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками, операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств, операции с памятными монетами и с драгоценными металлами;
знать:
правовые основы ведения кассовых операций, операций с наличной иностранной валютой и чеками;
порядок приема и выдачи наличных денег клиентам;
порядок кассового обслуживания кредитных организаций в учреждениях Банка России;
порядок отражения в бухгалтерском учете приходных и расходных кассовых операций, операций с наличной иностранной валютой и чеками;
технологию проведения платежей физических лиц без открытия банковского счета;
порядок обработки, формирования и упаковки наличных денег;
правила эксплуатации банкоматов, кассовых терминалов и автоматических сейфов;
признаки платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России и иностранных государств;
порядок оформления и ведения учета операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками;
порядок получения памятных и инвестиционных монет в Банке России;
порядок приема, хранения и выдачи драгоценных металлов банками;
порядок определения массы драгоценных металлов и исчисления их стоимости;
функции и задачи отдела кассовых операций;
требования к технической укрепленности помещений для совершения операций с наличными денежными средствами и другими ценностями;
общие требования к организации работы по ведению кассовых операций;
порядок завершения рабочего дня, формирования и хранения кассовых документов;
правила хранения наличных денег;
порядок получения подкрепления операционной кассы и сдачи излишков денежной наличности;
порядок открытия и закрытия обменных пунктов;
порядок установления банком валютных курсов, кросс-курсов обмена валюты, комиссии за проведение операций с наличной иностранной валютой;
порядок подкрепления внутренних структурных подразделений уполномоченных банков денежной наличностью и другими ценностями;
порядок доставки денежной наличности и других ценностей из внутреннего структурного подразделения в уполномоченный банк;
порядок проведения операций с наличной иностранной валютой;
операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю;
типичные нарушения при совершении кассовых операций; в том числе с наличной иностранной валютой и чеками.
|
МДК.01.01. Организация кассовой работы в банке
|
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.6
|
||
МДК.01.02. Операции с наличной иностранной валютой и чеками
|
|||||
ПМ.02
|
Ведение операций по банковским вкладам (депозитам)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проведения операций по банковским вкладам (депозитам);
уметь:
устанавливать контакт с клиентами;
использовать автоматизированные банковские системы при осуществлении операций по вкладам (депозитных операций);
информировать клиентов о видах и условиях депозитных операций, помогать в выборе оптимального для клиента вида депозита;
идентифицировать клиентов;
оформлять договоры банковского вклада, депозитные договоры и бухгалтерские документы;
оформлять документы по предоставлению права распоряжения вкладом на основании доверенности третьему лицу;
оформлять документы по завещательным распоряжениям вкладчиков;
открывать и закрывать лицевые счета по вкладам (депозитам);
выполнять и оформлять операции по приему дополнительных взносов во вклады и выплате части вклада;
выполнять разовые и длительные поручения вкладчиков на перечисление (перевод) денежных средств со счетов по вкладам в безналичном порядке;
зачислять суммы поступивших переводов во вклады;
осуществлять пролонгацию договора по вкладу;
исчислять и выплачивать проценты по вкладам (депозитам);
взимать плату за выполнение операций по вкладам и оказание услуг;
отражать в учете операции по вкладам (депозитам);
осуществлять внутрибанковский последующий контроль операций по вкладам;
открывать и закрывать обезличенные металлические счета в различных драгоценных металлах;
оформлять договоры обезличенного металлического счета;
оформлять документы по операциям приема и выдачи драгоценных металлов в обезличенной и физической форме по обезличенным металлическим счетам;
начислять и выплачивать проценты по обезличенным металлическим счетам;
определять размер и взыскивать комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов;
отражать в бухгалтерском учете операции с драгоценными металлами;
знать:
правовые основы организации депозитных операций с физическими и юридическими лицами, обеспечения защиты прав и интересов клиентов, порядок лицензирования операций по вкладам (депозитных операций) и операций с драгоценными металлами;
принципы и финансовые основы системы страхования вкладов;
элементы депозитной политики банка;
порядок организации работы по привлечению денежных средств во вклады (депозиты);
виды, условия и порядок проведения операций по вкладам (депозитных операций);
виды вкладов, принимаемых банками от населения;
технику оформления вкладных операций;
стандартное содержание договора банковского вклада (депозитного договора), основные условия, права и ответственность сторон;
порядок распоряжения вкладами;
виды и режимы депозитных счетов, открываемых в банке клиентам в зависимости от категории владельцев средств, сроков привлечения, видов валют;
порядок обслуживания счетов по вкладам и оказания дополнительных услуг;
типичные нарушения при совершении депозитных операций (операций по вкладам);
порядок депонирования части привлеченных денежных средств в Банке России;
порядок начисления и уплаты процентов по вкладам (депозитам);
порядок отражения в бухгалтерском учете операций по вкладам (депозитных операций);
виды операций и сделок, совершаемых кредитными организациями с драгоценными металлами;
условия зачисления на обезличенный металлический счет и возврата со счета драгоценных металлов;
порядок выплаты вознаграждений, связанных с ведением обезличенного металлического счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов;
порядок регулирования открытой позиции в драгоценных металлах;
порядок отражения в бухгалтерском учете операций с драгоценными металлами;
порядок переоценки счетов по учету драгоценных металлов;
типичные нарушения при совершении операций с драгоценными металлами;
приемы и методы коммуникации.
|
МДК.02.01. Организация работы с банковскими вкладами (депозитами)
|
ОК 1 - 8
ПК 2.1 - 2.4
|
||
ФК.00
|
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
80
|
40
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 9
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
|
216
|
144
|
|||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
|
1082
|
720
|
|||
УП.00
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
684/1404
|
ОК 1 - 8
ПК 1.1 - 1.6
ПК 2.1 - 2.4
|
|
ПП.00
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
|
20 нед.
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Каникулы
|
2 нед.
|
Итого
|
43 нед./65 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО) и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
57 нед.
|
промежуточная аттестация
|
3 нед.
|
каникулы
|
22 нед.
|
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
основ деловой культуры;
основ делопроизводства;
финансов, денежного обращения и кредита;
основ бухгалтерского учета в банках;
основ правового регулирования деятельности банков;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
информационных технологий;
учебный банк.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области