МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 января 2008 г. N 34
О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА
ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
Во исполнение пункта 10 Плана действий по стимулированию развития наноиндустрии в Российской Федерации к Программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 1188-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 36, ст. 3841) (далее - Программа), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий.
2. Федеральному агентству по науке и инновациям (Мазуренко С.Н.) обеспечить:
во II квартале 2008 г. разработку по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти информационных форм для сбора данных об исследованиях и разработках в сфере нанотехнологий (далее - информационные формы);
сбор данных об исследованиях и разработках в сфере нанотехнологий по информационным формам;
в I квартале 2009 г. ввод в опытную эксплуатацию национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий;
ведение мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий.
3. Федеральному агентству по науке и инновациям (Мазуренко С.Н.) представлять в Министерство ежегодный отчет о результатах мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий не позднее 25 января года, следующего за отчетным.
4. Департаменту научно-технической и инновационной политики (Хлунову А.В.) на основе анализа результатов мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий представлять в установленном порядке в I квартале ежегодный, начиная с 2009 года, доклад о результатах мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий в Правительственный совет по нанотехнологиям.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждена
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 31 января 2008 г. N 34
КОНЦЕПЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
1. Введение
В соответствии с Президентской инициативой "Стратегия развития наноиндустрии", утвержденной Президентом Российской Федерации 24 апреля 2007 г. N Пр-688 (далее - Президентская инициатива), и Программой координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 1188-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 36, ст. 3841) (далее - Программа координации), формирование современной инфраструктуры наноиндустрии должно осуществляться таким образом, чтобы в результате была обеспечена координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере нанотехнологий с целью исключения неоправданного дублирования.
Президентской инициативой определен следующий состав национальной нанотехнологической сети (далее - ННС):
головная научная организация Программы координации - федеральное государственное учреждение "Российский научный центр "Курчатовский институт" (далее - головная научная организация);
головные организации отраслей по направлениям развития нанотехнологий;
созданная для обеспечения решения задач организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий" (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3753));
организации, осуществляющие финансирование проектов развития нанотехнологий, включая венчурные фонды;
научные, образовательные, проектные и промышленные центры и лаборатории, созданные на базе вузов, Российской академии наук и других научных организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих исследования и разработки в сфере нанотехнологий и выпуск нанопродукции.
С целью эффективного использования финансовых и организационных ресурсов для проведения междисциплинарных исследований в сфере наноиндустрии и формирования в Российской Федерации рынка конкурентоспособной продукции отечественной наноиндустрии необходимо обеспечить разработку комплексного информационно-аналитического обеспечения национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий (далее - система мониторинга).
2. Основные понятия
Наноиндустрия - интегрированный комплекс производственных, научных, образовательных и финансовых организаций различных форм собственности, осуществляющих целенаправленную деятельность по созданию интеллектуальной и промышленной конкурентоспособной продукции, относящейся к сфере нанотехнологий.
Продукция наноиндустрии - интеллектуальная и промышленная конкурентоспособная продукция с ранее недостижимыми технико-экономическими показателями, создаваемая с широким применением наноматериалов, процессов нанотехнологий и методов нанодиагностики, ориентированная на решение задач обеспечения обороноспособности, безопасности и технологической независимости государства, реализацию социально и экономически значимых национальных проектов, повышение качества и разнообразия современных товаров и услуг.
Национальная нанотехнологическая сеть - совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивающих развитие инфраструктуры наноиндустрии, осуществляющих процесс коммерциализации технологий, а также организаций, ведущих подготовку кадров в области нанотехнологий. Деятельность ННС координируется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации на межотраслевом уровне.
Нанотехнологии - совокупность методов и приемов (технологий), позволяющих создавать и модифицировать объекты, размер которых не превышает 100 нм.
3. Цели, задачи и функции системы мониторинга
Основными целями функционирования системы мониторинга являются:
обеспечение органов управления полной, оперативной и достоверной информацией о процессах развития наноиндустрии в различных видах экономической деятельности;
своевременное предвидение позитивных событий, выявление негативных тенденций, оценка их возможного влияния на результативность процесса формирования передовой наноиндустрии в Российской Федерации;
информационное обеспечение исследователей и разработчиков, проводящих НИОКР в сфере нанотехнологий.
Задачей системы мониторинга является информационная поддержка процессов развития нанотехнологий и отечественного рынка наноиндустрии и интеграция в существующие отечественные и международные системы научно-технической информации.
Система мониторинга должна обеспечивать выполнение следующих функций:
сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации об исследованиях и разработках в сфере нанотехнологий;
формирование информационных баз данных для использования в целях:
управления и координации работ в области наноиндустрии, выполняемых в рамках федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 498 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 33, ст. 4205) (далее - ФЦП), и других федеральных и ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития и проектов, реализуемых бизнес-сообществом;
информационной поддержки коммерциализации продукции наноиндустрии;
информационное обеспечение управленческих решений в сфере нанотехнологий;
предоставление по запросу в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия;
обмен информацией между организациями, входящими в состав ННС, с соблюдением, при необходимости, режима секретности;
формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств;
информационное обеспечение реализации международных проектов в сфере нанотехнологий, участницей которых является Российская Федерация.
4. Основные компоненты, состав и структура
системы мониторинга
Для реализации функций системы мониторинга должны быть разработаны следующие компоненты:
Информационная компонента, обеспечивающая полноту документальных структурированных данных об отечественных и зарубежных публикациях в области наноиндустрии, а также метаданных (формализованных описаний) содержательной информации и о результатах научных исследований, технологических разработок и инновационных проектов в сфере наноиндустрии, кадровом потенциале, производстве и продаже новой нанотехнологической продукции, материалов и оборудования и другое. Всю информацию планируется накапливать в следующих базах данных (далее - БД): организации и предприятия, являющиеся участниками ННС (разработчики, производители, продавцы, потребители, финансовые институты, прочие участники ННС); уникальное оборудование в сфере наноиндустрии; результаты НИОКР и соответствующая промышленная товарная продукция наноиндустрии, потенциально способная использовать результаты НИОКР; перспективные базовые нанотехнологии; направления, проекты и программы международного сотрудничества в сфере наноиндустрии; кадровый состав ведущих ученых и специалистов ННС; отечественные и зарубежные научно-технические публикации в сфере наноиндустрии; патенты в сфере наноиндустрии, находящиеся в хозяйственном обороте; мероприятия и государственные заказчики программ по сформированному полному перечню ФЦП, ведомственным программам, а также отдельным программам регионального развития, в том числе реализуемым бизнес-сообществом, касающихся сферы наноиндустрии; другие БД.
Лингвистическая компонента, обеспечивающая однозначность толкования всеми участниками системы предметов и явлений в области наноиндустрии и адекватность этих толкований взгляду на них мирового научного сообщества: терминологический справочник (глоссарий) основных понятий и терминов в области наноиндустрии; классификаторы в области наноиндустрии (предметный классификатор основных тематических направлений наноиндустрии, с учетом тематических направлений деятельности ННС, классификатора реальной и потенциальной промышленной продукции, относящейся к области наноиндустрии, а также других классификаторов, необходимых для четкой структуризации данных).
Программно-технологическая и телекоммуникационная компонента, обеспечивающая интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в систему, с учетом требования унификации используемых проектных решений и технологий:
обеспечение интеграции программно-технологических решений для доступа к информационным ресурсам разных типов и технологического поддержания;
использование телекоммуникационных сетей;
обеспечение интеграции интернет-порталов, объединяющих портал головной научной организации, портал информационного центра, порталы головных организаций по направлению работ (отраслей) в области наноиндустрии и порталы организаций, ведущих научную, инновационную и научно-образовательную деятельность в области наноиндустрии;
обеспечение единой навигации и поиска по массиву всех представленных данных;
обеспечение доступности информации о месторасположении данных и самих данных в случае наличия у пользователя соответствующей авторизации доступа;
унификация используемых проектных решений и технологий;
разработка и создание классификационного интернет-сервиса - автоматизированного перехода от разработанных к общепринятым классификаторам: Государственному рубрикатору научно-технической информации, Универсальной десятичной классификации, Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и др.;
Телекоммуникационный компонент системы является интегрированной телекоммуникационной средой, с помощью которой пользователям системы предоставляются в соответствии с международными стандартами современные телекоммуникационные услуги с гарантированным уровнем информационной безопасности и выполняет следующие основные задачи:
обеспечение надежной и достоверной доставки пользователям необходимой информации;
обеспечение требуемого качества телекоммуникационного взаимодействия компонентов и пользователей системы между собой и с внешними государственными информационными системами.
Аналитическая компонента, обеспечивающая автоматизацию процессов обработки информации на основе параметризации заложенных в систему данных, т.е. возможность их обработки по различным наборам признаков. Аналитическая обработка должна обеспечивать решение следующих задач:
способствовать объективной оценке эффективности реализации проектов в сфере нанотехнологий;
способствовать оценке эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий в рамках ФЦП, ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом, касающихся сферы наноиндустрии;
сравнительный анализ эффективности проектов по отдельным критериям;
оценка эффективности информационного обеспечения мероприятий по реализации ФЦП, ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом, в сфере наноиндустрии;
выявление и анализ проблем развития наноиндустрии, в том числе на основе экспертных опросов;
прогнозирование результативности выполнения ФЦП, ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом в сферы наноиндустрии, и развития наноиндустрии в целом.
визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных о ходе реализации проектов в рамках ФЦП, ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом, касающейся сферы наноиндустрии, с помощью выносных мультимедийных комплексов, устанавливаемых на рабочих местах государственных заказчиков.
Решение указанных аналитических задач обеспечивается реализацией специальных технологий аналитической обработки собираемой информации на основе как типовых решений, так и за счет разработки и установки специальной информационно-аналитической подсистемы системы в центре обработки данных, размещаемом в информационном центре.
Компонента информационной безопасности обеспечивает защиту информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям. Информационная безопасность системы обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности и контроля, выполняющей следующие задачи:
обеспечение равнопрочной защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы;
обеспечение конфиденциальности и целостности информации;
обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области