Приказ Минфина России от 02.08.2007 N 68н (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении Порядка списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией)" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2007 N 10062)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2007 г. N 68н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
СПИСАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ В УЧЕТЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПО ДЕНЕЖНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ
(РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ)

Во исполнение статьи 71 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5504; 2007, N 21, ст. 2460; N 25, ст. 2975; Российская газета, 2007, 21 июля) и на основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; N 28, ст. 2790; N 30, ст. 3021, 3027; 2003, N 28, ст. 2886, 2892; N 46, ст. 4443, 4444; N 50, ст. 4844; N 52, ст. 5036, 5038; 2004, N 34, ст. 3526, 3535; N 52, ст. 5278; 2005, N 1, ст. 8, 21; N 19, ст. 1756; N 27, ст. 2717; N 42, ст. 4214; N 52, ст. 5572, 5589; 2006, N 1, ст. 8, 9; N 2, ст. 171; N 6, ст. 636; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5503; 2007, N 1, ст. 28; N 17, ст. 1929; N 18, ст. 2117) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией).

А.Л.КУДРИН

Утвержден
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 02.08.2007 N 68н

ПОРЯДОК
СПИСАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ В УЧЕТЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПО ДЕНЕЖНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ
(РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила и условия списания и восстановления в учете задолженности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц (далее - должники) по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией) (далее - задолженность) в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.

2. Настоящий Порядок распространяется на задолженность должников по обязательствам, возникшим:

а) из договоров и иных сделок;

б) из судебного решения;

в) вследствие причинения вреда;

г) вследствие неосновательного обогащения;

д) по иным основаниям, в соответствии с законом и иными правовыми актами, порождающими гражданские права и обязанности.

Действие настоящего Порядка не распространяется на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, установленных законодательством об охране окружающей среды, законодательством о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации, а также на задолженность конечных получателей средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемую в составе задолженности уполномоченных организаций.

3. Списанию с учета в соответствии с настоящим Порядком подлежит задолженность:

а) должников, ликвидированных в установленном законом порядке (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного должника возложено на другое лицо);

б) по обязательствам (в том числе вытекающим из договора поручительства, государственной, муниципальной и банковской гарантии), прекратившимся по другим основаниям, установленным законом, иными правовыми актами или договором (за исключением случаев прекращения обязательства новацией, прощением долга, отступным, зачетом или исполнением);

в) по требованиям, которые в соответствии с законом считаются погашенными;

г) по обязательствам (сделкам), признанным судом:

недействительными;

исполненными (погашенными);

невозникшими (незаключенными);

оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;

совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, лицами, действовавшими от их имени, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями);

д) должников, исключенных из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

4. Если законом и/или судом установлена обязанность должника по возврату имущества, полученного по недействительной сделке, в том числе по возврату неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, задолженность по обязательству, признанному судом недействительным, подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет задолженности должника по исполнению указанной обязанности по возврату имущества.

Если судом установлен факт незаконного получения третьим лицом имущества должника, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, задолженность такого должника подлежит списанию с учета в соответствии с настоящим Порядком с одновременной постановкой на учет задолженности указанного третьего лица в размере требований к должнику, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве.

В случае если обстоятельства, указанные в абзацах четвертом - шестом подпункта "г" пункта 3 настоящего Порядка, возникли вследствие действий (бездействия) лиц, приведших к причинению ущерба (убытков) Российской Федерации, и имеется вступившее в силу решение суда, устанавливающее имущественную ответственность данных лиц перед Российской Федерацией по возмещению указанного ущерба (убытков), то задолженность по такому обязательству (сделке) подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет требований по имущественной ответственности указанных лиц перед Российской Федерацией.

5. Обстоятельства, являющиеся основанием для списания или восстановления в учете задолженности, подлежат документальному подтверждению.

В этих целях федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), агент Правительства Российской Федерации или иной орган (организация), осуществляющий функции по учету и/или взысканию (возврату) задолженности (далее - заявитель), при возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 3, 9, 10 настоящего Порядка, осуществляет сбор подтверждающих данные обстоятельства документов (далее - подтверждающие документы) и направляет в федеральный орган исполнительной власти, которому законом предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата задолженности (далее - полномочный орган), представление на списание задолженности с учета или на восстановление задолженности в учете с приложением подтверждающих документов, а также справки о сумме задолженности, подлежащей списанию с учета (выписки из данных аналитического учета), либо справки о сумме задолженности, подлежащей восстановлению в учете.

В полномочный орган направляются подлинники подтверждающих документов или их нотариально заверенные копии, за исключением судебных актов, которые направляются в копиях, заверенных гербовой печатью суда, принявшего судебный акт. К рассмотрению принимаются судебные акты, вступившие в законную силу.

При невозможности направления подлинника или нотариально заверенной копии подтверждающего документа допускается направление его копии, заверенной органом (организацией), создавшим документ, его правопреемником или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, с указанием причин невозможности предоставления подлинника или нотариально заверенной копии документа.

В случае, если в создании документа принимали участие несколько органов (организаций), допускается его заверение одним из указанных органов (организаций).

При невозможности направления подлинника или заверенной копии подтверждающего документа допускается предоставление его незаверенной копии с указанием источника ее происхождения (получения) и причин невозможности предоставления подлинника документа или его заверенной копии.

Направляемые в полномочный орган копии подтверждающих документов, заверенные не нотариально, должны быть (каждая копия в отдельности) прошиты, пронумерованы и скреплены на оборотной стороне их последнего листа заверительной надписью "копия верна" с указанием фамилии, инициалов и занимаемой должности составителя заверительной надписи, а также количества прошитых листов. Подпись лица, заверившего копию, должна быть скреплена печатью (при ее наличии) соответствующего органа (организации).

6. Представление на списание задолженности с учета должно содержать:

информацию об основании возникновения задолженности, а также сведения о правопреемстве лица, за которым числится подлежащая списанию задолженность, по обязательству первоначального должника (заемщика);

сведения об основаниях для списания с учета задолженности в соответствии с настоящим Порядком;

сведения о наличии/отсутствии информации о фактах незаконного получения имущества должника третьими лицами (при списании задолженности должника, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства);

сведения о наличии/отсутствии информации о лицах, на которые законом или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства ликвидированного должника;

заключение о наличии или отсутствии возможностей и/или перспектив по принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.

В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, к представлению на списание задолженности с учета также прикладываются документы, необходимые для постановки на учет соответствующей задолженности.

Подготовка и направление представления на списание задолженности с учета не являются основаниями для прекращения принятия мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.

7. По результатам рассмотрения поступивших документов полномочный орган в течение 30 рабочих дней с даты их получения принимает решение о списании задолженности с учета (далее - решение о списании), решение о восстановлении задолженности в учете (далее - решение о восстановлении) либо направляет заявителю уведомление об отказе в списании задолженности с учета или восстановлении задолженности в учете с указанием причин, по которым решение о списании или решение о восстановлении не может быть принято.

Решение о списании (восстановлении) принимается полномочным органом на основании предоставленных заявителем подтверждающих документов, справки о сумме задолженности, подлежащей списанию (восстановлению), и сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка.

Полномочный орган вправе инициировать проведение проверки достоверности предоставленных заявителем сведений о правопреемстве лица, задолженность которого подлежит списанию (восстановлению) в учете, по обязательству первоначального должника (заемщика). В целях проведения указанной проверки полномочный орган запрашивает у заявителя соответствующие дополнительные документы. В случае получения от заявителя заключения о невозможности предоставления дополнительных документов полномочный орган принимает решение о списании или решение о восстановлении на основании имеющихся документов и сведений, представленных заявителем.

Решения полномочного органа, предусмотренные настоящим Порядком, оформляются в виде приказов, которые издаются в общем порядке, установленном регламентом полномочного органа.

Копия решения о списании (или решения о восстановлении) направляется федеральному органу исполнительной власти, на балансе которого учитывается (или подлежит восстановлению) задолженность, а также заявителю.

Федеральный орган исполнительной власти, на балансе которого учитывается (или подлежит восстановлению) задолженность, а также агент Правительства Российской Федерации или иная организация, осуществляющая функции по учету данного вида задолженности, отражают списание и восстановление задолженности в учете на основании принятого полномочным органом решения в соответствии с требованиями, установленными для списания и восстановления задолженности неплатежеспособных дебиторов.

8. При наличии оснований решение о списании может содержать поручение или рекомендации органу (организации), осуществляющему функции по взысканию (возврату) задолженности, продолжить принятие мер по ее взысканию (возврату), в том числе направленных на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о списании.

В этом случае задолженность, в отношении которой полномочным органом было принято такое решение, подлежит обособленному учету на забалансовых счетах до принятия им решения о ее восстановлении на балансовых счетах или списании с забалансовых счетов согласно пунктам 9 и 10 настоящего Порядка.

9. Решение о списании подлежит отмене, а задолженность - восстановлению в учете, если установлено, что решение о списании было принято с нарушением требований, установленных настоящим Порядком, на основании недостоверных (ошибочных) сведений или прекратились обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании.

Если после принятия решения о списании привлечены к имущественной ответственности лица, действия (бездействие) которых привели к возникновению обстоятельств, указанных в абзацах четвертом - шестом подпункта "г" пункта 3 настоящего Порядка, либо установлен факт незаконного получения третьими лицами имущества должника, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, либо установлены лица, на которые законом или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства должника, задолженность по которому была списана с учета, задолженность подлежит восстановлению в учете за этими лицами путем внесения в решение о списании с учета соответствующих изменений.

Принятие и реализация решения о восстановлении осуществляются в порядке, установленном пунктами 5 и 7 настоящего Порядка.

Восстановление (постановка на учет) задолженности осуществляется в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем балансовый учет данного вида задолженности. При отсутствии правопреемника упраздненного (ликвидированного) федерального органа исполнительной власти, на балансе которого учитывалась подлежащая восстановлению задолженность, она подлежит постановке на учет в полномочном органе.

10. Задолженность, в отношении которой при принятии решения о списании были даны рекомендации или поручение, предусмотренные пунктом 8 настоящего Порядка, подлежит списанию с забалансовых счетов в случае, если меры по взысканию (возврату) задолженности (в том числе направленные на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для списания задолженности с балансового учета) не принесли результатов и дальнейшее применение такого рода мер невозможно и/или бесперспективно.

В этом случае решение о списании задолженности с забалансового учета принимается полномочным органом на основании мотивированного представления органов (организаций), указанных в абзаце втором пункта 5 настоящего Порядка, в котором указываются:

реквизиты решения о списании, на основании которого задолженность была списана с балансового учета и поставлена на забалансовый учет, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия;

меры, предпринятые для взыскания (возврата) задолженности и прекращения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о ее списании с балансового учета, их результаты;

заключение об отсутствии возможностей и/или перспектив по дальнейшему принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о списании.

Принятие и реализация решения о списании задолженности с забалансового учета осуществляются в соответствии с пунктами 5 и 7 настоящего Порядка.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области