Приказ Минэкономразвития России от 26.09.2022 N 512 "О внесении изменения в Методические рекомендации по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2016 г. N 322"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 сентября 2022 г. N 512

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 27 МАЯ 2016 Г. N 322

В соответствии с пунктом 5.3.28 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, пунктом 4(2) Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376, пунктом 7 плана-графика реализации Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия гражданина, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р, приказываю:

Внести в Методические рекомендации по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2016 г. N 322, изменение согласно приложению.

Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ

Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 26.09.2022 N 512

ИЗМЕНЕНИЕ,
КОТОРОЕ ВНОСИТСЯ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ
И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ,
УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
ОТ 27 МАЯ 2016 Г. N 322

Дополнить разделом X следующего содержания:

"X. Организация методической поддержки оптимизации
государственных и муниципальных услуг, в том числе в части
разработки проектов описания целевого состояния
государственных и муниципальных услуг

10.1. Методическую поддержку оптимизации государственных и муниципальных услуг, в том числе в части разработки проектов описания целевого состояния государственных и муниципальных услуг, рекомендуется осуществлять созданным на базе МФЦ региональным центром оптимизации услуг (далее - центр оптимизации).

10.2. Центр оптимизации может быть создан на базе МФЦ в виде структурного подразделения, проектного офиса, группы работников.

10.3. Целью создания центра оптимизации является методическая поддержка органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по применению инструментов оптимизации государственных и муниципальных услуг, организации разработки проектов описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг.

10.4. Актом субъекта Российской Федерации, предусматривающим возможность МФЦ осуществлять методическую поддержку оптимизации государственных и муниципальных услуг, рекомендуется также утвердить положение о центре оптимизации, предусматривающее цели его создания, задачи и функции, а также права и обязанности.

Координацию деятельности центра оптимизации рекомендуется осуществлять должностному лицу уровня должности не ниже заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

10.5. Основными задачами центра оптимизации рекомендуется определить:

- подготовку предложений по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг, участие в разработке описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг в целях исключения необоснованных временных, финансовых, организационных и иных издержек, в том числе для заявителей, а также формализации и оцифровки внутренних процессов при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

- проведение анализа текущего состояния государственных и муниципальных услуг, в том числе анализа обратной связи от заявителей, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, процессов, предшествующих обращению в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и процессов, связанных с использованием результата оказания государственных и муниципальных услуг;

- проектирование предусмотренных законодательством Российской Федерации клиентских путей получения государственных и муниципальных услуг, адресованных всем возможным категориям заявителей с учетом их конкретных жизненных ситуаций;

- подготовку методических и учебных материалов, проведение практических обучающих мероприятий для тиражирования передового и инновационного опыта оптимизации и цифровизации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.

10.6. Рекомендуется осуществление центром оптимизации следующих функций:

- участие в переводе услуг органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в электронный вид в федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) и (или) на региональный портал государственных и муниципальных услуг (далее - РПГУ) в части методической поддержки, проверки соответствия целевому состоянию, проведения в первоочередном порядке работ в отношении услуг, подлежащих оптимизации и составляющих абсолютное большинство государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без необходимости личного присутствия гражданина, определяемых в соответствии с пунктом 1 плана-графика реализации Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия гражданина, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р;

- формирование предложений по устранению выявленных проблем при получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе по совершенствованию интерфейса ЕПГУ, РПГУ (при наличии в субъекте Российской Федерации), а также иных средств информационно-телекоммуникационных технологий, которые используются при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, по упрощению форм государственных и муниципальных услуг, а также по улучшению сервисов системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе на основании обратной связи от заявителей;

- участие совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в мероприятиях по оптимизации государственных и муниципальных услуг, подготовке проектов описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг с целью формирования характеристик государственных и муниципальных услуг, которые должны быть достигнуты по результатам их оптимизации, выполняя в том числе функции межведомственной координации;

- участие совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в формировании предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, необходимых для реализации описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг;

- предоставление на основании запросов и обращений федеральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления необходимых сведений по вопросам, относящимся к сфере деятельности центра оптимизации;

- рассмотрение проектов описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг, разработанных центрами оптимизации других субъектов Российской Федерации, а также внесение предложений по их совершенствованию;

- участие в качестве обязательно привлекаемого эксперта в разработке проектов описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг и типовых форм административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе основанных на машиночитаемом описании процедур предоставления соответствующих государственных и муниципальных услуг (далее - цифровой административный регламент), шаблонов, проектов, иных документов и соответствующих рекомендаций по их применению;

- организация и проведение в рамках своих полномочий консультаций, обучающих семинаров, вебинаров, тренингов, конференций в установленной сфере деятельности для представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, центров оптимизации других субъектов Российской Федерации, иных организаций;

- организация проведения обучающих и иных мероприятий для граждан, направленных на популяризацию государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, и повышение компьютерной (цифровой) грамотности населения субъекта Российской Федерации;

- согласование разработанных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления проектов административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и описаний целевого состояния государственных и муниципальных услуг.

10.7. В целях выполнения возложенных на центр оптимизации задач и функций рекомендуется обеспечить возможность для центра оптимизации;

- определять перечень и последовательность работы с государственными и муниципальными услугами, подлежащими оптимизации, с определением ответственного за согласование, указанное в абзаце одиннадцатом пункта 10.6 настоящих Методических рекомендаций, должностного лица высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- запрашивать у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на центр оптимизации задач;

- организовывать и проводить конференции, совещания, круглые столы и иные формы экспертных обсуждений в рамках участия в мероприятиях по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг;

- привлекать к работе центра оптимизации специалистов заинтересованных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных организаций.

10.8. При выполнении возложенных на центр оптимизации задач рекомендуется основываться на следующих принципах:

- перечень коммерческих и некоммерческих организаций, участвующих в организации предоставления государственных и муниципальных услуг, требования к ним и критерии их отбора, условия предоставления государственных и муниципальных услуг определяются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

- предоставление на всех этапах с согласия заявителя государственных и муниципальных услуг без личного присутствия заявителя в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления или в МФЦ;

- получение заявителем детальной информации о процессе получения государственной и муниципальной услуги с учетом его конкретной жизненной ситуации, в том числе разъяснений о решении (результате) предоставления государственной или муниципальной услуги, и в случае отказа органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в предоставлении государственной и муниципальной услуги - исчерпывающего обоснования такого решения;

- отсутствие обязанности предоставления заявителем документов и сведений, которые имеются в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, его личном кабинете на ЕПГУ;

- обеспечение возможности взаимодействия заявителя с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, предоставляющими государственную и муниципальную услугу, по любым наиболее удобным для него каналам доступа, в том числе замены органа власти и организации в процессе получения государственной или муниципальной услуги;

- обеспечение возможности заявителю оплаты государственной пошлины или иной платы посредством ЕПГУ;

- максимально возможное сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг и отдельных административных процедур в их составе;

- применение формализованных критериев принятия решения об оказании государственной и муниципальной услуги и исчерпывающих перечней оснований для отказа в предоставлении государственной и муниципальной услуги;

- обеспечение автоматизации процессов предоставления государственной и муниципальной услуги, исключающих участие человека (роботизация);

- обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных заявителя при предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

- формирование результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в виде электронных реестров, обеспечение доступности таких результатов для заявителей, указанных ими третьих лиц, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (при наличии оснований);

- обеспечение хранения и доступности электронных документов, в том числе дубликатов документов и информации личного хранения, в цифровом профиле в личном кабинете заявителя на ЕПГУ.

10.9. Рекомендуется обеспечить включение рекомендаций и предложений центра оптимизации для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в протоколы заседаний комиссии по вопросам повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации.

10.10. Руководителя центра оптимизации рекомендуется назначать в порядке, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации, в соответствии с выбранной формой организации центра оптимизации субъектом Российской Федерации.

10.11. Руководителю центра оптимизации рекомендуется, в том числе:

- осуществлять оперативное руководство центром оптимизации;

- представлять интересы центра оптимизации в органах и организациях, с которыми взаимодействует в рамках выполнения целей и задач центр оптимизации;

- представлять в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в высший исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации и комиссию по вопросам повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации отчеты о проделанной работе за отчетный период.

10.12. В структуре центра оптимизации рекомендуется предусмотреть:

- бизнес-аналитика (для обеспечения анализа бизнес-процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, разработки предложений по его оптимизации с учетом целевого состояния государственной и муниципальной услуги);

- методолога (для обеспечения сопровождения подготовки описания целевого состояния государственной и муниципальной услуги, разработки методических рекомендаций для проведения мероприятий, указанных в абзацах девятом - десятом пункта 10.6 настоящих Методических рекомендаций, в том числе по разработке цифровых административных регламентов);

- системного аналитика (для обеспечения описания требований к необходимым видам сведений, составу данных, а также их потребителям и поставщикам, необходимым цифровым решениям для достижения целевых состояний государственных и муниципальных услуг);

- юриста (для обеспечения анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей правовые отношения по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также подготовки предложений по внесению необходимых изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для достижения целевого состояния государственных и муниципальных услуг);

- руководителя проекта (для обеспечения своевременности и качества исполнения планов-графиков мероприятий, необходимых для оптимизации государственных и муниципальных услуг).

Количество штатных единиц рекомендуется определять с учетом необходимости обеспечения непрерывности процесса подготовки описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг и взаимозаменяемости отдельных работников.

Структуру центра оптимизации рекомендуется согласовывать с уполномоченным должностным лицом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

10.13. Рекомендуется предусматривать положения о порядке взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления с центрами оптимизации, включающие в себя порядок участия в оптимизации государственных и муниципальных услуг, обмена информацией и сведениями, определения ответственных за взаимодействие с центром оптимизации лиц, требования об обязательности направления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в центр оптимизации для согласования проектов нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, и описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг.

10.14. Рекомендуется дополнительно обеспечить взаимодействие центра оптимизации:

- с организациями, предоставляющими услуги изучения клиентского опыта, проведения социологических и маркетинговых исследований;

- с организациями, предоставляющими консалтинговые услуги в сфере цифровой трансформации, потребительского поведения, пользовательского тестирования;

- с образовательными организациями;

- с центрами оптимизации других субъектов Российской Федерации с целью обмена опытом, в том числе о работе в конструкторе цифровых административных регламентов федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", рассмотрения нормативных правовых актов, затрагивающих отношения, возникающие при предоставлении государственных и муниципальных услуг, и рассмотрения разработанных ими проектов описаний целевых состояний государственных и муниципальных услуг.".

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области