Приказ Минэкономразвития России от 19.10.2021 N 634 "Об утверждении методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2021 N 66462)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 октября 2021 г. N 634

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОСОБОГО РЕЖИМА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЯ

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1946; 2020, N 1, ст. 100), подпунктом 5.3.59 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; 2017, N 5, ст. 800), приказываю:

Утвердить прилагаемую методику оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя.

Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ

Утверждена
приказом Минэкономразвития России
от 19.10.2021 г. N 634

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОСОБОГО РЕЖИМА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЯ

I. Общие положения об оценке эффективности налоговых
расходов Российской Федерации

1.1. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя (далее - налоговые расходы Российской Федерации), осуществляется в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1946; 2020, N 1, ст. 100) (далее - Правила), а также настоящей Методикой.

1.2. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя (далее - СЭЗ), исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации.

1.3. Настоящая Методика используется в отношении следующих налоговых расходов Российской Федерации:

пониженная ставка налога на прибыль для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе при зачислении в федеральный бюджет;

пониженная ставка налога на прибыль для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе при зачислении в бюджет субъекта Российской Федерации;

освобождение от уплаты налога на имущество организаций участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе;

освобождение от уплаты земельного налога участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе;

пониженные тарифы страховых взносов для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе;

освобождение от уплаты НДС участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе;

освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе.

1.4. Понятия в настоящей Методике используются в значении, определенном Правилами.

1.5. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации включает в себя оценку целесообразности налоговых расходов Российской Федерации и оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации.

1.6. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, указанных в пункте 1.3 настоящей Методики, проводится агрегировано.

1.7. При проведении оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, указанных в пункте 1.3 настоящей Методики, необходимо исходить из того, что такие налоговые расходы носят стимулирующий характер.

1.8. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налоговых расходов, в соответствии с настоящей Методикой могут использоваться данные Минэкономразвития России, Минфина России и других государственных органов, необходимые для оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации.

II. Оценка эффективности налоговых расходов
Российской Федерации

2.1. Оценка целесообразности налоговых расходов Российской Федерации проводится в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии со следующими критериями:

соответствие налоговых расходов Российской Федерации целям государственных программ Российской Федерации, структурных элементов государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;

востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.

Налоговые расходы Российской Федерации оказывают влияние на достижение цели и задачи подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 6, ст. 526; 2020, N 13, ст. 1939) (далее соответственно - государственная программа, подпрограмма), а именно повышение эффективности реализации государственной программы и обеспечение эффективного функционирования СЭЗ.

Под общим количеством плательщиков понимается количество участников СЭЗ, потенциально имеющих право на получение указанной льготы.

Количество участников СЭЗ, потенциально имеющих право на получение льготы, определяется на основании данных единого реестра участников свободной экономической зоны, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6658; 2020, N 26, ст. 4000).

Для определения востребованности плательщиками предоставленных льгот используется следующая формула:

,

где:

K - коэффициент, характеризующий востребованность плательщиками предоставленных льгот за 5-летний период;

Nвсп - количество плательщиков, воспользовавшихся льготами в году i;

Nобщ - общее количество плательщиков в году i;

i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5.

Налоговая льгота считается востребованной в случае, если ей воспользовались не менее 51% плательщиков от их общего количества.

Налоговые расходы Российской Федерации должны соответствовать критериям целесообразности, указанным в настоящем пункте. Если налоговые расходы Российской Федерации не соответствует хотя бы одному из таких критериев, Минэкономразвития России представляет в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обуславливающей налоговый расход.

2.2. Оценка результативности налоговых расходов Российской Федерации проводится в следующем порядке.

В качестве критерия результативности налоговых расходов Российской Федерации настоящей Методикой определяется общий объем инвестиций в основной капитал (нарастающим итогом) на территории Республики Крым и г. Севастополя.

В соответствии с пунктами 16 - 18 Правил оценка результативности налоговых расходов Российской Федерации состоит из:

оценки вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения цели и задачи подпрограммы;

оценки бюджетной эффективности;

оценки совокупного бюджетного эффекта (для стимулирующих налоговых расходов).

Для оценки вклада налоговых льгот проводится сравнительный анализ разности общего объема инвестиций в основной капитал на территории Республики Крым и г. Севастополя (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) с учетом льгот, предоставленных участникам СЭЗ, и аналогичного показателя без учета льгот по отношению к общему объему инвестиций в основной капитал на территории Республики Крым и г. Севастополя (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) с учетом льгот.

Вклад налоговых льгот в достижение показателя государственной программы (Внл) рассчитывается по формуле:

,

где:

Vквл - общий объем инвестиций в основной капитал на территории Республики Крым и г. Севастополя с учетом льгот (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

Vсэз - объем инвестиций в основной капитал, осуществленный участниками СЭЗ.

Все показатели для расчета вклада налоговых льгот в изменение значения показателя государственной программы (Внл) за отчетный период применяются нарастающим итогом начиная с базового периода.

В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления налоговых льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения цели и задачи подпрограммы. Сравнительный анализ включает оценку куратора налоговых расходов по сопоставлению объемов предоставленных налоговых льгот и объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения цели и задачи подпрограммы на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя.

В качестве альтернативного механизма достижения цели и задачи подпрограммы настоящая Методика рассматривает предоставление в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

При этом при рассмотрении указанного механизма объем предоставляемой субсидии предполагается равным объему капитальных вложений, осуществленному участниками СЭЗ.

При проведении оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации определяется объем капитальных вложений, осуществленных участниками СЭЗ, объем предоставленных им льгот, объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, а также объем средств федерального бюджета, необходимый для обеспечения администрирования процесса предоставления таких субсидий.

Все показатели для проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации за отчетный период применяются нарастающим итогом начиная с базового периода.

Для проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации используется следующая формула:

A = Vн.р. - (Vсуб. + Vадм.р.),

где:

A - показатель, характеризующий анализ соотношения механизма предоставления налоговых льгот и альтернативного механизма достижения цели и задачи подпрограммы;

Vн.р. - объем налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возникших в связи с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне;

Vсуб. - объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности;

Vадм.р. - объем средств федерального бюджета, необходимый для обеспечения администрирования процесса предоставления субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

При достижении показателем A отрицательного или нулевого значения предоставление льгот рассматривается в качестве наиболее эффективного инструмента государственной поддержки.

В соответствии с пунктом 19 Правил оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов, указанных в пункте 1.3 настоящей Методики, проводится агрегированно в отношении участников СЭЗ, имеющих право на получение соответствующих льгот в рамках особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ.

Оценка самоокупаемости производится в порядке, определенном пунктами 19 - 21 Правил.

2.3. Выводы по результатам оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации должны включать в себя:

выводы о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налоговых расходов Российской Федерации;

выводы о вкладе налоговых расходов Российской Федерации в достижение цели и задачи подпрограммы и (или) целей социально-экономической политики;

выводы о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы.

Выводы должны отражать, являются ли налоговые расходы Российской Федерации эффективными или неэффективными. При формировании выводов также принимаются во внимание результаты оценки эффективности функционирования СЭЗ за отчетный год <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1368 "Об утверждении Правил ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя и подготовки отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 51, ст. 7350; 2017, N 24, ст. 3531).

По итогам оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации Минэкономразвития России формирует вывод о необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы Российской Федерации.

III. Отчет по результатам проведения оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации

3.1. По результатам оценки налоговых расходов Российской Федерации Минэкономразвития России формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот.

3.2. В соответствии с пунктом 23 Правил указанные сведения совместно с паспортами налоговых расходов Российской Федерации направляются Минэкономразвития России в Минфин России, ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта).

IV. Паспорта налоговых расходов Российской Федерации
и рекомендации по результатам оценки эффективности налоговых
расходов Российской Федерации

4.1. Паспорта налоговых расходов Российской Федерации должны содержать информацию, предусмотренную Правилами.

4.2. Все результаты оценки эффективности налоговых расходов должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах. Рекомендации по результатам оценки налоговых расходов Российской Федерации включают в себя обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговых льгот.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области