Приказ Минэкономразвития России от 17.09.2021 N 549 "Об организации в Минэкономразвития России работы по проведению экспертизы контрактов, заключаемых в счет государственных экспортных кредитов, мониторингу соблюдения российскими уполномоченными организациями межправительственных соглашений при выполнении контрактных обязательств и ведению паспортов реализации межправительственных соглашений"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 сентября 2021 г. N 549

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
В МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ
КОНТРАКТОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ В СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКСПОРТНЫХ
КРЕДИТОВ, МОНИТОРИНГУ СОБЛЮДЕНИЯ РОССИЙСКИМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
КОНТРАКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ВЕДЕНИЮ ПАСПОРТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

В целях обеспечения реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1456-50 "Об утверждении Правил предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам" приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации в Минэкономразвития России работы по проведению экспертизы контрактов, заключаемых в счет государственных экспортных кредитов, мониторингу соблюдения российскими уполномоченными организациями межправительственных соглашений при выполнении контрактных обязательств и ведению паспортов реализации межправительственных соглашений.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
В.Е.ИЛЬИЧЕВ

Утвержден
приказом Минэкономразвития России
от 17.09.2021 N 549

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ В МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ЭКСПЕРТИЗЫ КОНТРАКТОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ В СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ, МОНИТОРИНГУ СОБЛЮДЕНИЯ РОССИЙСКИМИ
УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
СОГЛАШЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРАКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ВЕДЕНИЮ
ПАСПОРТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

1. Настоящий Порядок определяет правила организации в Минэкономразвития России работы по проведению экспертизы контрактов, заключаемых в счет государственных экспортных кредитов российскими уполномоченными организациями, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1456-50 "Об утверждении Правил предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам" (далее - постановление N 1456-50), мониторингу соблюдения российскими уполномоченными организациями межправительственных соглашений при выполнении контрактных обязательств и ведению паспортов реализации межправительственных соглашений.

2. В настоящем Порядке применяются следующие определения:

"межправительственное соглашение" - соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства о предоставлении Российской Федерацией экспортного кредита иностранному государству на цели, определенные указанным соглашением;

"уполномоченные органы Сторон" - государственные органы Сторон межправительственного соглашения, ответственные за его реализацию;

"межбанковское соглашение" - соглашение между агентом Правительства Российской Федерации и агентом государства-заемщика, уполномоченными сторонами межправительственного соглашения на осуществление учета и ведение расчетов в соответствии с положениями межправительственного соглашения;

"российская уполномоченная организация" - хозяйствующий субъект Российской Федерации, в том числе государственное учреждение, осуществляющий поставки товаров, работ, услуг в рамках государственного экспортного кредита;

"контракт" - экспортный контракт, заключенный между российской уполномоченной организацией и иностранной уполномоченной организацией страны-заемщика и предусматривающий осуществление поставок продукции товаров (работ, услуг) в счет государственного экспортного кредита;

"уполномоченный орган Российской Федерации" - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующей отрасли экономики, или Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (в соответствующих случаях);

"банк-агент Правительства Российской Федерации" - банк, уполномоченный Минфином России на осуществление учета и ведения расчетов в рамках межбанковского соглашения в соответствии с межправительственным соглашением;

"экспертиза контракта" - экспертиза контракта, проводимая Минэкономразвития России на основании постановления N 1456-50 на предмет его соответствия положениям межправительственного соглашения, а также требованиям международного и российского законодательства. На основании поручения Правительства Российской Федерации, письма Минфина России, а также уполномоченного органа Российской Федерации может быть проведена экспертиза проекта контракта;

"российская доля" - выраженное в процентах отношение стоимости поставляемых в рамках контракта товаров (работ, услуг) российского происхождения к общей стоимости поставляемых в рамках контракта товаров (работ, услуг);

"одобрение контракта" - направление уполномоченным органом иностранного государства-заемщика заявления о принятии контракта (дополнений к контракту) к финансированию в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с условиями межправительственного соглашения.

3. Обеспечение проведения экспертизы контрактов, заключаемых в счет государственных экспортных кредитов, мониторинга соблюдения российскими уполномоченными организациями межправительственных соглашений при выполнении контрактных обязательств и ведения паспортов реализации межправительственных соглашений осуществляется Департаментом развития и регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - Департамент).

4. Департамент направляет российской уполномоченной организации информацию, необходимую для подготовки проекта контракта, в том числе рекомендации по подготовке контрактов, направляемых российскими уполномоченными организациями в Минэкономразвития России для проведения экспертизы (далее - рекомендации), приведенные в приложении N 1 к настоящему Порядку.

5. Экспертиза контракта в соответствии с условиями заключенного межправительственного соглашения проводится Департаментом при наличии следующих документов:

выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении российской уполномоченной организации;

копии сброшюрованного контракта, заверенную руководителем (либо другим уполномоченным лицом) российской уполномоченной организации;

копии перевода на русский язык экспортного контракта с проставленным апостилем (в случае если контракт предусматривает подписание только на иностранном языке);

копий документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего контракт (устав организации, решение о назначении генерального директора организации либо доверенность);

копии расчета российской доли контракта, подписанного руководителем и заверенного печатью российской уполномоченной организации, направленного российской уполномоченной организацией в адрес уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

копии заключения уполномоченного органа Российской Федерации об обоснованности заявленной российской уполномоченной организацией российской доли в контракте.

Датой поступления документов в Департамент считается дата регистрации таких документов в экспедиции Минэкономразвития России.

Департамент вправе запросить у российской уполномоченной организации дополнительную информацию, необходимую для проведения экспертизы контракта.

6. Департамент в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляет экспертизу контракта (дополнений и изменений к контракту) в части выполнения следующих условий:

при подготовке контракта должны быть учтены рекомендации;

условия платежей по контракту должны соответствовать условиям межправительственного и межбанковского соглашений, содержать информацию об источниках его финансирования, дате валютирования, а также ссылку на межправительственное соглашение и межбанковское соглашения;

сроки вступления в силу контракта и начала реализации контракта должны быть увязаны с условиями, установленными межправительственным соглашением, и принятием контракта к финансированию Министерством финансов Российской Федерации;

срок реализации контракта (включая период поставки товаров (работ, услуг) и проведения расчетов по ним) не должен выходить за рамки установленного межправительственным соглашением периода использования кредита иностранным государством-заемщиком;

условия поставки товаров, работ, услуг базируются на Международных правилах толкования торговых терминов Международной торговой палаты "ИНКОТЕРМС";

валюта цены и платежа по контракту должны соответствовать валюте задолженности по межправительственному соглашению;

расчеты за поставки товаров, работ, услуг в рамках контракта должны осуществляться через банк-агент Правительства Российской Федерации и уполномоченного агента государства-заемщика на основании положений межправительственного и межбанковского соглашений;

при аккредитивной форме расчетов безотзывные документарные аккредитивы должны открываться уполномоченным банком государства кредитора по поручению иностранного покупателя в пользу российского поставщика с авизованием и исполнением в банке-агенте Правительства Российской Федерации;

комплект аккредитивных документов для проведения расчетов по контракту должен представляться российской уполномоченной организацией банку-агенту Правительства Российской Федерации и содержать коммерческий счет российского поставщика, товаросопроводительный документ (коносамент, авиа-, авто- или железнодорожная накладная) или акт приемки выполненных и (или) оказанных услуг, исходя из условий межправительственного и межбанковского соглашений. Документы должны содержать информацию о дате использования кредита, предусмотренной межправительственным и межбанковским соглашениями. Данный комплект документов дополнительно может содержать любые другие документы по договоренности контрагентов по контракту;

аккредитивы, инкассовые поручения и коммерческие счета, оформляемые для проведения расчетов по контракту должны содержать ссылку на межправительственное соглашение, номер кредитного счета по учету задолженности по межправительственному соглашению, номер и дату контракта. Аккредитивы и инкассовые поручения также должны содержать ссылку на их подчиненность Унифицированным правилам по инкассо или Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов Международной торговой палаты в действующих редакциях.

7. В случае наличия в документах, указанных в пункте 5 Порядка недостоверных сведений, Департамент в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов от российской уполномоченной организации направляет ей извещение о необходимости в возможный срок устранить замечания. Осуществление экспертизы контракта приостанавливается до поступления от заявителя дополнительных документов.

8. При запросе Департаментом у российской уполномоченной организации дополнительной информации, необходимой для проведения экспертизы контракта, течение срока проведения экспертизы приостанавливается до даты получения от российской уполномоченной организации необходимых документов.

9. В случае если по результатам экспертизы установлено несоответствие контракта межправительственному и межбанковскому соглашениям, а также условиям, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, Департамент в течение 3 рабочих дней с даты завершения экспертизы направляет российской уполномоченной организации заключение с указанием замечаний к экспортному контракту.

10. Экспертиза контракта, доработанного в соответствии с замечаниями, направленными уполномоченными органами сторон межправительственного соглашения проводится в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Минэкономразвития России.

11. По результатам экспертизы контракта (дополнений или изменений к нему) и получения одобрения контракта (дополнений или изменений к нему) уполномоченным органом иностранного государства - заемщика Департамент направляет в Минфин России заключение о возможности принятия контракта к финансированию в соответствии с условиями межправительственного соглашения с приложением копии контракта (дополнений и изменений к нему).

12. Заключение, указанное в пункте 11, подписывается директором Департамента или лицом, исполняющему его обязанности.

13. В целях мониторинга за соблюдением контрактных обязательств условиям межправительственного соглашения, в том числе российской доли (в случае, если иное не предусмотрено межправительственным соглашением). Департамент до 1 марта года, следующего за отчетным, по результатам окончания финансового года, запрашивает у российской уполномоченной организации информацию о текущем состоянии исполнения контрактных обязательств и соблюдении сроков реализации межправительственного соглашения.

Информация об исполнении межправительственного соглашения направляется Департаментом в Минфин России.

14. Департамент осуществляет ведение паспортов реализации межправительственных соглашений по форме согласно Приложению N 2.

Приложение N 1
к Порядку организации
в Минэкономразвития России
работы по проведению экспертизы
контрактов, заключаемых в счет
государственных экспортных
кредитов, мониторингу соблюдения
российскими уполномоченными
организациями межправительственных
соглашений при выполнении
контрактных обязательств и ведению
паспортов реализации
межправительственных соглашений

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ КОНТРАКТОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ РОССИЙСКИМИ
УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

В контракт рекомендуется включать следующие положения:

преамбула, в которой указываются полные официальные наименования сторон контракта, а также организационно-правовая форма, в которой они были созданы и полномочия на подписание;

срок действия контракта (в том числе охватывает период от подписания до выполнения сторонами обязательств по данному контракту);

требования к качеству товара, порядок его оценки (порядок проведения инспекции товара, менеджмента качества оборудования) и порядок урегулирования претензий по качеству;

ответственность сторон за ненадлежащее исполнение собственных обязательств (в том числе может включать такие виды санкций, как пени, штрафы, а также возмещение убытков, возникших как следствие неисполнения стороной своих обязательств);

применимое право;

условия "непреодолимой силы (форс-мажор)", описывающие причины, по которым сторона освобождается от ответственности за неисполнение, если оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежание либо преодоления этого препятствия или его последствий, если она докажет, а также последствия, следующие за такими причинами;

порядок разрешения споров (в том числе подразумевает сроки предъявления претензий);

арбитражная оговорка, касающаяся того, в каких арбитражных и третейских судах будет производиться разрешение споров;

условия о том, что любые финансовые расходы, которые могут возникнуть у российской уполномоченной организации в случае удовлетворения претензий заказчика согласно положениям контракта, в том числе связанные с качеством поставляемых товаров (работ, услуг), дефектами и ошибками, включая расходы по их устранению, дефектной маркировкой, несоблюдением сроков отгрузки (отправки, исполнения, оказания) в отношении товаров (работ, услуг), оплатой штрафов, аккредитивом, судебными процедурами оплачиваются российской уполномоченной организацией за счет собственных средств вне рамок средств государственного экспортного кредита, в соответствии с межправительственным соглашением и положениями контракта;

прочие условия, такие как приложения, являющиеся неотъемлемой частью контракта, вступление контракта в силу и его окончание, языки, на которых составлен контракт, а также условие о том, что в результате почтовой и факсимильной связи могут быть достигнуты дополнительные договоренности;

порядок внесения изменений и дополнений в контракты;

дата и место подписания контракта, его номер, банковские реквизиты и юридические адреса сторон контракта;

иные положения, целесообразность указания которых в контракте определяется международными обязательствами Российской Федерации и (или) ограничительными мерами, вводимыми третьими странами в отношение Российской Федерации и (или) государства-заемщика.

Приложение N 2
к Порядку организации
в Минэкономразвития России
работы по проведению экспертизы
контрактов, заключаемых в счет
государственных экспортных
кредитов, мониторингу соблюдения
российскими уполномоченными
организациями межправительственных
соглашений при выполнении
контрактных обязательств и ведению
паспортов реализации
межправительственных соглашений

Форма

ПАСПОРТ
реализации межправительственного соглашения

I. Описание
Наименование и реквизиты межправительственного соглашения
Уполномоченные организации сторон межправительственного соглашения
Цель и условия предоставления государственного кредита
Доля российской продукции (товаров, работ, услуг) в общем объеме поставок, финансируемых за счет государственного кредита
Дополнительная информация
II. Ход реализации межправительственного соглашения
Номер, дата и предмет контракта
Стороны Контракта
Стоимость работ по контракту
Реквизиты письма Минэкономразвития России о принятия к финансированию
Сумма использования кредита <1>
Комментарий
Всего
в т.ч. за счет средств кредита
Всего:

--------------------------------

<1> По данным российской уполномоченной организации по состоянию на дату подписания очередного дополнения к Контракту.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области