Приказ Минчермета СССР от 22.01.1987 N 89 "Об утверждении укрупненных нормативов численности инженерно-технических работников и служащих промышленно-производственного персонала, штатов и нормативов численности руководящих, инженерно-технических работников и служащих структурных подразделений горнорудных предприятий по добыче и переработке железных и хромовых руд системы Министерства"

МИНИСТЕРСТВО ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ СССР

ПРИКАЗ
от 22 января 1987 г. N 89

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ
ЧИСЛЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И СЛУЖАЩИХ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА, ШТАТОВ
И НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДЯЩИХ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОРНОРУДНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ЖЕЛЕЗНЫХ
И ХРОМОВЫХ РУД СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА

В целях дальнейшего совершенствования нормирования труда в отрасли приказываю:

1. Утвердить прилагаемые укрупненные нормативы численности инженерно-технических работников и служащих промышленно-производственного персонала, штаты и нормативы численности руководящих, инженерно-технических работников и служащих структурных подразделений горнорудных предприятий по добыче и переработке железных и хромовых руд системы Министерства.

2. Руководителям предприятий:

2.1. Разработать и утвердить применительно к указанным укрупненным нормативам, штатам и нормативам численности руководящих, инженерно-технических работников и служащих структурных подразделений структуру управления предприятием и штаты структурных подразделений, исходя из утвержденных по годам пятилетки нормативов фонда заработной платы указанных категорий работников.

2.2. В первом полугодии 1991 г. представить институту НИИКМА информацию о штатной и нормативной численности ИТР и служащих структурных подразделений указанных предприятий.

3. Институту НИИКМА (т. Коваленко):

3.1. Оказывать предприятиям системы Министерства методическую и практическую помощь по применению указанных нормативов.

3.2. Представить во втором полугодии 1991 г. Управлению организации труда, заработной платы и рабочих кадров информацию о соотношении штатной и нормативной численности ИТР и служащих на предприятиях и предложения по совершенствованию нормативов.

4. В связи с изданием настоящего приказа типовые структуры, штаты и нормативы численности инженерно-технических работников и служащих горнорудных предприятий, утвержденные приказом Министерства от 09.01.79 N 28, не применять.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление организации труда, заработной платы и рабочих кадров (т. Толмачева).

Заместитель Министра
А.КОГАДЕЕВ

Утверждены
приказом Министерства
черной металлургии СССР
от 22 января 1987 г. N 89

УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И СЛУЖАЩИХ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА, ШТАТЫ
И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДЯЩИХ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОРНОРУДНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ЖЕЛЕЗНЫХ
И ХРОМОВЫХ РУД СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Укрупненные нормативы численности инженерно-технических работников и служащих промышленно-производственного персонала, штаты и нормативы численности руководящих, инженерно-технических работников и служащих структурных подразделений горнорудных предприятий по добыче железных и хромовых руд разработаны с учетом утвержденных Министерством руководящих материалов по оплате труда работников предприятий и организаций черной металлургии, типовых положений о структурных подразделениях и распространяются на горные предприятия по добыче, переработке и обогащению железных и хромовых руд согласно приложению N 1.

Сборник нормативов состоит из двух частей.

Часть первая содержит порядок определения укрупненной нормативной численности руководящих, инженерно-технических работников и служащих промышленно-производственного персонала в целом по предприятию и производственным единицам.

Во второй части содержатся нормативы численности ИТР и служащих структурных подразделений предприятий и производственных единиц, определяемые по соответствующим показателям.

Типовые структуры, штаты и нормативы численности руководящих, инженерно-технических работников и служащих по структурным подразделениям носят рекомендательный характер и должны использоваться при установлении предприятиям, структурным подразделениям предприятий величины фонда заработной платы руководящих работников, специалистов и служащих, а также для целей нормирования труда, установления доплат за расширение зон обслуживания и объемов выполняемых работ.

Суммарная нормативная численность руководящих, инженерно-технических работников и служащих аппарата управления, цехов, лабораторий и служб, определяемая по второй части настоящего сборника, а также по другим нормативным документам, перечисленным в приложении N 2, не должна превышать укрупненную нормативную численность.

Исходя из конкретных условий производства и в соответствии с положением о социалистическом производственном предприятии, объединении (комбинате), на каждом предприятии при утверждении структуры и штатов разрешается перераспределение персонала между функциональными подразделениями, а также увеличение линейного персонала за счет соответствующего уменьшения работников аппарата управления, создания объединенных отделов, централизации функции и т.д.

На предприятиях, имеющих более эффективные формы организации труда инженерно-технических работников и служащих, чем это предусмотрено нормативами, администрация устанавливает более прогрессивные штаты и принимает их как нормативные.

Во всех случаях нормативы не являются основанием для увеличения численности ИТР и служащих по предприятию.

Настоящие типовые структуры, штаты и нормативы распространяются на действующие предприятия и их структурные подразделения. При определении укрупненной численности ИТР и служащих проектируемых и реконструируемых предприятий и цехов она должна корректироваться (в сторону прогрессивности) с учетом предусмотренных в проектах решений по совершенствованию управления производством на основе применения современных видов связи, вычислительной техники, повышения квалификации и образовательного уровня работников управления, применения высокопроизводительных приборов для измерения параметров производства и проведения анализов, а также общего роста производительности труда, предусмотренного в проекте.

Использование специалистов в структурных подразделениях должно производиться в соответствии с действующими должностными инструкциями и положениями.

I. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ УКРУПНЕННОЙ НОРМАТИВНОЙ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДЯЩИХ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ЖЕЛЕЗОРУДНЫХ И ХРОМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Укрупненная нормативная среднесписочная численность (, человек) руководящих, инженерно-технических работников и служащих промышленно-производственного персонала определяется в зависимости от среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов с горно-капитальными выработками по отчету за предыдущий год (, млн. руб.) и среднесписочной численности промышленно-производственного персонала по отчету за предыдущий год, но не выше плановой (, человек) по формулам:

1. Для предприятий с открытым способом разработки

, /1/

где - коэффициент корректировки среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов;

- коэффициент корректировки по имеющемуся на предприятии количеству карьеров;

- коэффициент корректировки по количеству видов технологического транспорта;

- коэффициент корректировки по количеству фабрик;

- коэффициент корректировки в зависимости от глубины карьера по замкнутому контуру;

- коэффициент корректировки для предприятий со смешанным (открытым и подземным) способом разработки;

- коэффициент корректировки в зависимости от продолжительности отпусков;

- коэффициент, учитывающий сложность технологических процессов, горно-геологических условий разработки, особенности структуры управления и другие неучтенные факторы.

2. Для предприятий с подземным способом разработки:

а) расположенных в центральной части страны и на Украине

, /2/

б) расположенных в Сибири, на Урале, в Казахстане

, /3/

где - коэффициент корректировки среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов;

- коэффициент корректировки по имеющемуся на предприятии количеству шахт;

- коэффициент корректировки для предприятий со смешанным (открытым и подземным) способом разработки;

- коэффициент корректировки в зависимости от продолжительности отпусков.

Таблица коэффициентов корректировки

Условия
Коэффициент
1
2
Для предприятий с открытым способом разработки
Среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов ( = 1,09, = 1,0.

Вычисляем первую часть норматива:

= 616 человек.

человека.

Разница между предельной нормативной и фактической численностью (по отчету за предыдущий год) ИТР и служащих () составляет:

человек.

Срок внедрения норматива - 5 лет.

Для первого года внедрения норматива величина сокращения численности ИТР и служащих (n) будет равна:

(человек)

для второго года (человек)

для третьего года (человек)

для четвертого года (человек)

для пятого года человек

Численность ИТР и служащих корректируется в целом по предприятию таким образом, чтобы к концу внедрения норматива фактическая численность ИТР и служащих была равной нормативной.

II. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТЫ И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ИТР И СЛУЖАЩИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОРНОРУДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ, ПЕРЕРАБОТКЕ И ОБОГАЩЕНИЮ ЖЕЛЕЗНЫХ И ХРОМОВЫХ РУД

Необходимые для руководства предприятием должности руководящих работников, структурные подразделения в составе его управления вводятся и организуются в соответствии со структурной группой, к которой относится данное предприятие.

Основанием для отнесения предприятия к структурной группе служит объем производства предприятия, выраженный в баллах (таблица 1), скорректированный на поправочные коэффициенты (таблица 2).

Таблица 1

Показатели работы предприятий

Наименование показателей
Значение одного балла
1
2
1.
Горная масса при открытом способе разработки
а) скальная
2,5 млн. т
б) рыхлая
3,0 млн. т
2.
Горная масса при подземном способе разработки
а) при объеме нарезных и горноподготовительных работ до 35 куб. м на 1,0 тыс. т добычи руды
410 тыс. т
б) при объеме нарезных и горноподготовительных работ свыше 35 куб. м на 1,0 тыс. т добычи руды
310 тыс. т
3.
Исходная руда перерабатываемая:
а) на дробильных и дробильно-сортировочных фабриках
2,5 млн. т
б) на дробильно-обогатительных фабриках сухой магнитной сепарации
1,7 млн. т
в) на обогатительных фабриках мокрой магнитной сепарации, включая дробление руды и сухую магнитную сепарацию, независимо от принятого на предприятии деления фабрики на дробильную и обогатительную
1,3 млн. т
г) на обогатительных фабриках гравитационного обогащения, включая дробление
1,2 млн. т
д) на промывочных фабриках
1,7 млн. т
е) на обжиговых фабриках
1,0 млн. т
4.
Агломерат
750 тыс. т
5.
Окатыши
450 тыс. т
6.
Дообогащение концентрата методом мокрой магнитной сепарации
600 тыс. т

Примечание: Объемы горной массы, выполняемые подрядными организациями, учитываются с коэффициентом 0,25.

Таблица 2

Поправочные коэффициенты к объему производства предприятия
в баллах

Поправочный коэффициент (наименование, обозначение)
Величина поправочного коэффициента
1
2
1.
Наличие на предприятии двух и более территориально разобщенных карьеров или шахт, а для смешанных предприятий карьеров и шахт (, применяются для предприятий с открытым и смешанным способом добычи.

Объем производства предприятия в баллах, скорректированный на поправочные коэффициенты, далее именуется "общий скорректированный объем производства в баллах".

Баллы по пункту 3 (подпункты а) + б) + в) + г) + д) + е)) именуются "объем исходной перерабатываемой руды в баллах".

Сумма баллов по пунктам "4" и "5" именуется "выпуск окускованной продукции в баллах".

Добыча и переработка горнорудными предприятиями нерудного сырья учитывается в общих объемах производства по соответствующим позициям табл. 1.

При наличии на предприятии нескольких переделов дробильно-обогатительного комплекса не допускается повторный учет объемов исходной перерабатываемой руды при подсчете объема производства в баллах.

В зависимости от общего скорректированного объема производства горнорудные предприятия распределяются на следующие пять структурных групп:

I
свыше
60
баллов;
II
свыше
30
до
60
баллов;
III
свыше
15
до
30
баллов;
IV
свыше
5
до
15
баллов;
V
до
5
баллов.

Нормативная численность работников подразделений управления, цехов, участков и служб рассчитывается по соответствующим плановым показателям предприятия на текущий год, а по непланируемым показателям - по отчетным данным за предыдущий год.

Типовая структура отдела, службы, бюро определяется в зависимости от нормативной численности работников, при этом бюро создается при численности не менее 3 человек.

В структурных подразделениях с численностью менее 500 человек в пределах общей численности может вводиться должность делопроизводителя с выполнением функций табельщика и секретаря-машинистки.

Штаты инженерно-технических работников и служащих цехов и участков устанавливаются по соответствующим нормативам, которые определяются с учетом объема производства, мощности и количества агрегатов, геологических условий и других показателей.

Цехами рудоуправлений и горно-обогатительных комбинатов являются шахты, карьеры, дробильно-сортировочные фабрики, не входящие в состав шахт и карьеров, обжиговые обогатительные фабрики, агломерационные цехи и цехи окомкования, а также вспомогательные и подсобные цехи, которые подчиняются непосредственно управлению предприятия.

Организация производственных участков в основных цехах допускается лишь на отдельных стадиях технологического процесса производства.

Не допускается выделение в самостоятельные карьеры (шахты), на правах цехов, нескольких уступов (горизонтов или участков шахтного поля) одного и того же карьера (шахты) или деление карьера (шахты) по каким-либо иным признакам, а также самостоятельные дробильные, обогатительные, окомковательные и агломерационные цехи отдельных очередей или технологических переделов этих подразделений независимо от количества корпусов и участков.

В соответствии с Положением о Социалистическом государственном производственном предприятии и производственном объединении (комбинате) на каждом предприятии разрабатываются и утверждаются структуры и штаты предприятия применительно к рекомендуемым. При этом, исходя из конкретных горнотехнических и организационных условий, возможно перераспределение численности персонала между подразделениями, создание объединенных отделов, централизация функций с соответствующим перемещением работников, создание новых служб и участков (бюро). Однако во всех случаях численность, утвержденная предприятием, не должна приводить к превышению установленного норматива фонда заработной платы указанных работников.

Руководством предприятий, имеющих более эффективные формы организации и механизации труда инженерно-технических работников и служащих, устанавливаются штаты более прогрессивные, чем нормативы.

Таблица 3

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ГОРНОРУДНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Состав руководства, подразделения
Общий скорректированный объем производства в баллах
свыше 60
свыше 30 до 60
свыше 15 до 30
свыше 5 до 15
до 5
1
2
3
4
5
6
Директор
+
+
+
+
+
Главный инженер - заместитель директора
+
+
+
+
+
Заместитель директора по экономическим вопросам - главный экономист
+
+
-
-
-
Заместитель директора по материально-техническому обеспечению и сбыту
+
+
+
+ <*>
-
Заместитель директора по кадрам
+
-
-
-
-
Заместитель директора по общим вопросам
+
-
-
-
-
Заместитель директора по кадрам и общим вопросам
-
+
+
+
+
Помощник директора
+
-
-
-
-
Старший инженер-референт
-
+
+
+
-
Итого:
7
6
5
4 - 5
3

--------------------------------

<*> Для предприятий, имеющих общий скорректированный объем производства свыше 10 баллов.

Примечание.

1. На предприятиях с подземным способом разработки при объемах добычи сырой руды, превышающих 6 млн. т в год, вводится должность зам. директора по экономическим вопросам - главный экономист.

2. На предприятиях с открытым способом добычи при объемах транспортирования горной массы железнодорожным и автомобильным транспортом, превышающих 90 млн. т в год, вводится должность зам. директора по транспорту.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области