МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 сентября 2013 г. N 17502
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730; 2013, N 43, ст. 5449) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575, N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965, N 30, ст. 4604) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечить выполнение настоящего Приказа.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 12835 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 13 сентября 2010 г., регистрационный N 18414).
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации.
Министр
С.ЛАВРОВ
Утвержден
приказом МИД России
от 19 сентября 2013 г. N 17502
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России).
2. Антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты МИД России (далее - нормативные правовые акты) и проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые структурными подразделениями МИД России (далее - проекты нормативных правовых актов, департамент), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
3. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и в проектах нормативных правовых актов.
4. Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводит Юридическая служба МИД России в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (далее - Методика) и настоящим Порядком.
5. Департаменты, ответственные за подготовку проекта нормативного правового акта, при его разработке руководствуются Методикой в целях недопущения включения в проекты нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных правовых актов МИД России
6. Проект нормативного правового акта, разработанный департаментом, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, согласованный с заинтересованными департаментами, направляется в Юридическую службу МИД России для проведения антикоррупционной экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза осуществляется при проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта в срок, не превышающий 10 рабочих дней. При необходимости срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен руководителем Юридической службы МИД России, но не более чем на 10 рабочих дней.
7. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы департамент, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта нормативного правового акта на рассмотрение в Юридическую службу МИД России, размещает проект нормативного правового акта, за исключением нормативного правового акта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (далее - сайт regulation.gov.ru), с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Срок размещения проекта нормативного правового акта в целях обеспечения возможности проведения его независимой антикоррупционной экспертизы не может составлять менее 7 дней.
При этом повторное размещение проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения его редакции по итогам публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2015, N 6, ст. 965, N 36, ст. 5037, N 44, ст. 6122), или общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902, N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965, N 31, ст. 4692).
8. При направлении проекта нормативного правового акта в Юридическую службу МИД России к нему прилагается справка, в которой указываются:
а) основания издания нормативного правового акта (сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми МИД России поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации);
б) сведения обо всех действующих нормативных правовых актах, изданных МИД России по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
в) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке проекта нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов). При наличии в проекте нормативного правового акта ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации;
г) сведения о необходимости согласования проекта нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование требуется в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895, N 50, ст. 5689; 1998, N 47 ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240, N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964, N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251, N 29, ст. 4472, N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148, N 19, ст. 2419, N 27, ст. 3739, N 38, ст. 5102, N 49, ст. 6880, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575, N 38, ст. 4831, N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816, N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965).
д) - е) исключены. - Приказ МИД России от 29.01.2016 N 1046.
9. Проект нормативного правового акта, представленный в Юридическую службу МИД России без соблюдения пунктов 7, 8 настоящего Порядка, возвращается в департамент, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, без рассмотрения.
10. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, подписываемое руководителем Юридической службы МИД России или лицом, его замещающим (далее - заключение Юридической службы МИД России).
В заключении Юридической службы МИД России отражаются коррупциогенные факторы, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, либо информация об их отсутствии.
11. Коррупциогенные факторы, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, устраняются департаментом, ответственным за его подготовку, после чего доработанный проект нормативного правового акта направляется на повторное рассмотрение в Юридическую службу МИД России.
12. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (далее - заключения) носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению в МИД России, в тридцатидневный срок со дня его получения. <1>
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ.
13. Сбор заключений, поступивших в форме электронного документа на электронный адрес expertiza@mid.ru, осуществляет Юридическая служба МИД России и направляет их в Генеральный секретариат для регистрации в установленном порядке.
Направление заключений в департамент, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, а также в Юридическую службу МИД России, поступивших по почте или курьерским способом либо в форме электронного документа, осуществляет в установленном порядке Генеральный секретариат в день поступления указанных заключений.
14. По результатам рассмотрения заключения департаментом, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, готовится проект мотивированного ответа, который направляется на согласование в Юридическую службу МИД России.
Мотивированный ответ, в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором, направляется гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов). <2>
--------------------------------
<2> Абзац второй пункта 7.3 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, такое заключение возвращается не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.
15. В случае согласия с заключением коррупциогенные факторы, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, устраняются департаментом, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта.
Проект нормативного правового акта направляется на повторное рассмотрение в Юридическую службу МИД России с приложением копий заключения и мотивированного ответа, направленного гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу.
16. Повторное рассмотрение проекта нормативного правового акта включает в себя проведение повторной правовой и антикоррупционной экспертиз, а также составление заключения Юридической службы МИД России.
III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов МИД России
17. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов МИД России проводится при мониторинге их применения (далее - мониторинг).
Мониторинг осуществляется департаментами, разработавшими нормативные правовые акты.
18. При обнаружении в ходе мониторинга в нормативных правовых актах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, соответствующий департамент в течение трех рабочих дней направляет указанный нормативный правовой акт с мотивированным обоснованием в Юридическую службу МИД России для проведения антикоррупционной экспертизы.
19. На основании заключения Юридической службы МИД России департамент, разработавший нормативный правовой акт, в целях устранения выявленных в нормативном правовом акте МИД России коррупциогенных факторов подготавливает проект нормативного правового акта о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт и направляет его в Юридическую службу МИД России в порядке, предусмотренном главой II настоящего Порядка.
20. В случае поступления в МИД России требования прокурора об изменении нормативного правового акта (далее - требование прокурора) оно подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок со дня его поступления и учитывается в установленном порядке департаментом, разработавшим нормативный правовой акт. <1>
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ.
С учетом требования прокурора департамент, разработавший нормативный правовой акт, подготавливает проект нормативного правового акта о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт и направляет его в Юридическую службу МИД России в порядке, предусмотренном главой II настоящего Порядка.
21. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке. <1>
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области