Приказ МЧС России от 22.12.2020 N 983 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2021 N 62565)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 22 декабря 2020 г. N 983

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МЧС РОССИИ

В соответствии с частью 2 статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России.

Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Утвержден
приказом МЧС России
от 22.12.2020 N 983

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ,
РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МЧС РОССИИ

I. Общие положения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России (далее - Порядок), определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности, особенности организации образовательного процесса в период повышенной готовности и правовое положение участников отношений в сфере образования в системе МЧС России.

2. Образовательные организации высшего образования, находящихся в ведении МЧС России (далее - образовательные организации МЧС России), осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставами образовательных организаций МЧС России.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 50, ст. 8074.

3. Целью образовательной деятельности является подготовка специалистов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к специальной (военно-профессиональной) подготовке выпускников и формирование компетенций, соответствующих профессиональной деятельности (требованиям профессиональных стандартов - при наличии) в сфере обеспечения мероприятий по заблаговременной подготовке государства и общества в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, с учетом развития средств, форм и способов профилактики и тушения пожаров, проведения спасательных и аварийно-спасательных операций, государственного надзора в сфере деятельности МЧС России.

4. Основными задачами образовательной деятельности являются:

1) подготовка высококвалифицированных кадров для системы МЧС России;

2) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретение высшего образования по направлению подготовки (специальности);

3) распространение правовых, гуманитарных и технических знаний среди личного состава МЧС России, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.

5. Образовательные организации МЧС России осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность, а также образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, дополнительным профессиональным программам.

6. К числу обучающихся в образовательных организациях МЧС России по основным профессиональным образовательным программам относятся адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты.

II. Разработка и реализация основных профессиональных
образовательных программ

7. Основными документами, определяющими содержание и организацию образовательной деятельности в образовательных организациях МЧС России, являются федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты и основные профессиональные образовательные программы.

8. Образовательные организации МЧС России самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы (программы подготовки специалистов среднего звена, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры и программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Основные профессиональные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию, разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к специальной (военно-профессиональной) подготовке выпускников на основе соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП) (при наличии) и профессиональных стандартов (при наличии), наиболее полно отвечающих задачам подготовки обучающегося по соответствующей специальности (направлению подготовки).

Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ определяется локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

Каждый компонент основной профессиональной образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

9. При включении ПООП в реестр ПООП образовательные организации МЧС России разрабатывают основную профессиональную образовательную программу для лиц, поступающих на обучение в год, следующий за годом включения ПООП в реестр.

10. В основной профессиональной образовательной программе определяются:

1) рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности;

2) планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, установленные федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, а также компетенции обучающихся, установленные образовательной организацией, с учетом направленности (профиля) образовательной программы;

3) планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

11. Учебные планы разрабатываются образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки.

Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета образовательной организации МЧС России и утверждаются начальниками образовательных организаций МЧС России не позднее чем за три месяца до начала подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам.

Учебные планы действуют в течение всего срока подготовки обучающихся по данной специальности, направлению подготовки.

12. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, промежуточной аттестации, итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план разрабатывается на каждую специальность (специализацию), направление подготовки (профиль).

13. В целях отражения достижений науки и техники, передового опыта в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, результатов анализа отзывов на выпускников образовательных организаций МЧС России из территориальных органов, спасательных воинских формирований, организаций МЧС России образовательные организации МЧС России могут вносить в учебный план следующие изменения (дополнения):

1) вводить (исключать) дисциплины вариативной части образовательной программы при условии обеспечения выполнения установленных требований к результатам ее освоения;

2) перераспределять время между дисциплинами обязательной и вариативной частей образовательной программы в пределах, установленных федеральным государственным образовательным стандартом;

3) вводить в дисциплину (исключать из дисциплины) новые темы, перераспределять время на их изучение между периодами обучения, а также по темам и видам занятий, но не более 25 процентов отведенного на нее времени;

4) вводить в модуль новые дисциплины и практики, перераспределять время на их изучение в пределах модуля между периодами обучения, а также по темам и видам занятий при условии выполнения установленных требований к результатам освоения модуля.

14. Указанные в пункте 13 Порядка изменения и дополнения в учебный план вносятся не чаще одного раза в год и не позднее трех месяцев до начала учебного года.

15. Индивидуальные учебные планы обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) разрабатываются на основе учебного плана, рассматриваются и утверждаются ученым советом (педагогическим советом) образовательной организации МЧС России.

16. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы являются составной частью образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях высшего образования МЧС России.

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатывается образовательными организациями МЧС России самостоятельно.

17. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются подразделением, ответственным за организацию и проведение воспитательной работы совместно с учебным (учебно-методическим) и кадровым подразделением, рассматривается на совместном совещании вышеуказанных подразделений и утверждается заместителем начальника образовательной организации по учебной работе.

18. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).

19. Рабочая программа воспитания включает:

1) специальность (направление подготовки), профиль (специализация);

2) характеристики воспитательного пространства;

3) цели и задачи воспитательной деятельности;

4) основные направления деятельности обучающихся;

5) основные сообщества/объединения обучающихся;

6) используемые формы и технологии;

7) самоуправление обучающихся в образовательной программе;

8) организация учета и поощрения социальной активности;

9) материально-технические средства для реализации программы;

10) используемая социокультурная среда города;

11) социальные партнеры;

12) приложения.

20. Образовательная организация высшего образования МЧС России может включить в рабочую программу воспитания дополнительные разделы.

21. Календарный план воспитательной работы включает:

1) проекты, мероприятия с указанием сроков и места, наименований и форм проведения мероприятий, категории участников и ответственных исполнителей;

2) годовой круг событий и творческих дел, участие в конкурсах.

22. Рабочая программа дисциплины (модуля) (далее - рабочая программа) является основным документом, устанавливающим содержание и методическое построение учебной дисциплины.

Рабочая программа разрабатывается кафедрой (кафедрами) по каждой дисциплине (модулю), практике. В ней указываются состав (для модуля), содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования дисциплин (для модуля), практик и других видов учебной деятельности, распределение учебного времени по темам (разделам) и видам учебных занятий.

23. Рабочая программа включает:

1) наименование дисциплины (модуля), специальность (направление подготовки), профиль (специализация);

2) перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), иной учебной деятельности, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

3) указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

4) объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

5) содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий;

6) перечень учебно-методического обеспечения по дисциплине (модулю);

7) оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

8) перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);

9) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), ведомственной сети "Интранет", современных профессиональных баз данных, необходимых для освоения дисциплины (модуля);

10) методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

11) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

12) перечень средств материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

24. По решению образовательной организации МЧС России в состав рабочей программы дисциплины (модуля) могут включаться иные сведения и (или) материалы, необходимые для ее реализации, а оценочные и методические материалы для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) могут разрабатываться как отдельные документы.

25. На основе рабочей программы разрабатывается тематический план изучения дисциплины, структура и содержание определяются образовательной организацией МЧС России.

26. Календарный учебный график разрабатывается на основе учебных планов на текущий учебный год.

В календарном учебном графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности (сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, всех видов практик, государственной итоговой аттестации и других видов учебных занятий) и периоды каникулярного отпуска (каникул).

Календарный учебный график разрабатывается учебным (учебно-методическим) подразделением и утверждается начальником образовательной организации МЧС России или его заместителем по учебной работе.

27. Практика является составной частью образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях МЧС России.

28. Виды практики и способы ее проведения определяются образовательной программой, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

29. При проведении практики образовательная деятельность может быть организована в форме практической подготовки, которая организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

30. Цели и задачи, общая продолжительность практической подготовки и приобретаемые в ходе ее прохождения компетенции определяются по специальностям, направлениям подготовки и отражаются в программе практической подготовки.

31. Программа практической подготовки включает:

1) указание вида практической подготовки, способа и формы (форм) ее проведения;

2) перечень планируемых результатов обучения при прохождении практической подготовки, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции);

3) указание места практической подготовки в структуре образовательной программы;

4) указание объема практической подготовки в зачетных единицах и ее продолжительности в днях (неделях) и (или) в академических часах;

5) содержание практической подготовки;

6) указание форм отчетности по практической подготовке;

7) оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практической подготовке;

8) перечень учебной литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практической подготовки;

9) перечень информационных технологий, используемых при проведении практической подготовки, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

32. Образовательная организация МЧС России вправе включать в состав программы практической подготовки также иные сведения и (или) материалы. Оценочные средства по практической подготовке и методические материалы для обучающихся по прохождению практической подготовки могут разрабатываться как отдельные документы.

33. При реализации основных профессиональных образовательных программ образовательная организация МЧС России руководствуется следующим:

1) сроки обучения по основным профессиональным образовательным программам и их объем определяются федеральными государственными образовательными стандартами;

2) реализация основных профессиональных образовательных программ в образовательной организации МЧС России организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам обучения) и выделяемым в рамках учебного года (курса обучения) семестрам или выделяемым в рамках срока получения образования по основной профессиональной образовательной программе периодам освоения модулей. Выделение семестров (периодов освоения модулей) осуществляется по решению ученого совета (совета) образовательной организации;

3) общий объем учебной деятельности обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 академических часов в неделю. Загрузка обучающихся всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 академических часов в неделю. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных спасательных центрах и центрах по подготовке спасателей, учебная деятельность с преподавателем планируется из расчета не более 46 астрономических часов в неделю, в период всех видов практики - не более 40 астрономических часов в неделю;

4) выбор методов и средств обучения, контроля усвоения обучающимися учебного материала, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется образовательной организацией МЧС России, исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы;

5) при реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

34. Расписание учебных занятий составляется и утверждается в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

35. Продолжительность одного учебного занятия в образовательных организациях МЧС России по основным профессиональным образовательным программам составляет два академических часа.

По основным профессиональным образовательным программам, учебными планами которых предусматривается проведение с обучающимися индивидуальных занятий, продолжительность индивидуальных учебных занятий составляет один академический час.

Продолжительность учебных занятий, проводимых в форме тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных), деловых и ролевых игр, лабораторных работ определяется временем, необходимым обучающимся для выполнения (отработки) изучаемых учебных вопросов (учебных задач) в полном объеме. Общая продолжительность тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, деловых и ролевых игр, лабораторных работ, а также количество и продолжительность перерывов определяются планом их проведения.

Учебные занятия по дисциплинам, промежуточная аттестация обучающихся проводятся в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы обучающихся, практика - в форме контактной работы и в иных формах, определяемых образовательной организацией.

36. Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам включает: занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации руководящим составом и научно-педагогическими работниками образовательной организации МЧС России) и занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с научно-педагогическими работниками образовательной организации МЧС России и иную контактную работу.

По решению ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России могут вводиться иные виды учебных занятий.

37. Лекции по актуальным проблемам в области будущей профессиональной деятельности обучающихся могут читаться руководящими должностными лицами МЧС России, структурных подразделений центрального аппарата, ерриториальных органов и организаций МЧС России, руководящим составом образовательной организации МЧС России.

38. Для проведения учебного занятия на кафедре разрабатываются методические материалы. Указанные материалы рассматриваются на заседании кафедры или предметно-методической комиссии (секции) и утверждаются начальником кафедры (заведующим кафедрой).

Тексты лекций, учебно-методические материалы, необходимые для проведения занятий семинарского типа, хранятся на кафедре в составе учебно-методического комплекса до их замены новыми. Обновление учебно-методического комплекса осуществляется по необходимости перед началом нового учебного года.

39. Самостоятельная работа обучающихся организуется и контролируется командирами (руководством) подразделений слушателей, курсантов, студентов, аспирантов (адъюнктов). Результаты контроля анализируются в образовательной организации МЧС России не реже одного раза в месяц. Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется кафедрой. Время для самостоятельной работы отводится распорядком дня из расчета не менее трех академических часов ежедневно.

Привлечение обучающихся в часы самостоятельной работы для выполнения работ и занятий, не регламентированных распорядком дня и расписанием занятий, не допускается.

40. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят индивидуальный (групповой) характер. Допускается проводить консультации в часы самостоятельной работы.

41. Выполнение выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки обучающихся в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью, направлением подготовки. Вид ВКР, требования к ней, порядок выполнения и критерии оценки устанавливаются образовательной организацией МЧС России самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами (при наличии таких требований).

42. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию.

43. Порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся определяется локальным(и) нормативным(и) актом (актами) образовательной организации МЧС России.

Допускается использовать средства электронной фиксации контроля успеваемости обучающихся в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации МЧС России с обеспечением надлежащего уровня безопасности, сохранности, резервного копирования и исключения возможности работы в них третьих лиц. Образовательная организация МЧС России обеспечивает обучающимся доступ к результатам их успеваемости. Результаты успеваемости распечатываются для хранения. Порядок дублирования результатов на бумажный носитель и их хранения определяется образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

44. Обучающийся, не выполнивший в полном объеме учебную программу дисциплины в текущем семестре обучения, к промежуточной аттестации по данной дисциплине не допускается до момента выполнения всех требований по ней.

45. В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию без уважительных причин или имеющие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам, признаются имеющими академическую задолженность.

Таким обучающимся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются образовательной организацией МЧС России. Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность.

Если повторная промежуточная аттестация в целях ликвидации академической задолженности проводится во второй раз, то для ее проведения образовательная организация обязана создать комиссию.

46. В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, в течение года со дня образования академической задолженности вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией МЧС России.

47. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию в установленные сроки, признаются имеющими академическую задолженность.

48. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин данного курса обучения, приказом начальника образовательной организации МЧС России переводятся на следующий курс обучения.

49. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по результатам промежуточной аттестации, а также не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), переводятся на следующий курс обучения условно <2>. Запись об условном переводе на следующий курс обучения делается в учебной карточке слушателя, курсанта и студента.

--------------------------------

<2> Часть 8 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ.

После ликвидации академической задолженности (прохождения повторной промежуточной аттестации) в отношении указанных в настоящем пункте обучающихся начальник образовательной организации МЧС России издает приказ о переводе на следующий курс обучения.

50. Обучающиеся выпускного курса обучения, не имеющие академической задолженности, выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин, допускаются к государственной итоговой аттестации.

51. Государственная итоговая аттестация может проводиться в форме государственного экзамена, защиты ВКР или научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования определены Министерством образования и науки Российской Федерации <3>.

--------------------------------

<3> Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30306), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2014 г., регистрационный N 31524), от 17 ноября 2017 г. N 1138 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2017 г., регистрационный N 49221), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. N 630 (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2020 г., регистрационный N 61179).

Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры определены Минобрнауки России <4>.

--------------------------------

<4> Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (далее - приказ Минобрнауки России N 636) (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2015 г., регистрационный N 38132) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. N 86 (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2016 г., регистрационный N 41296), от 28 апреля 2016 г. N 502 (зарегистрирован Минюстом России 24 мая 2016 г., регистрационный N 42233), от 27 марта 2020 г. N 490 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2020 г., регистрационный N 57973).

Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки определены Минобрнауки России <5>.

--------------------------------

<5> Приказ Минобрнауки России от 18 марта 2016 г. N 227 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки" (далее - приказ Минобрнауки России N 227) (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2016 г., регистрационный N 41754) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 27 марта 2020 г. N 490 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2020 г., регистрационный N 57973).

В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России N 636, конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются образовательными организациями МЧС России самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) (при наличии таких требований).

Программа аттестации утверждается начальником образовательной организации МЧС России и доводится до обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Для проведения государственной итоговой аттестации планируется время из расчета: не менее трех календарных дней для подготовки и защиты ВКР; не менее пяти календарных дней для подготовки и сдачи государственного экзамена (если он включен в состав государственной итоговой аттестации основной профессиональной образовательной программы).

Расписание государственной итоговой аттестации утверждается начальником образовательной организации МЧС России и доводится до обучающихся не позднее чем за месяц до ее начала.

52. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе государственной итоговой аттестации, отчисляются из образовательной организации МЧС России. Они могут быть допущены к государственной итоговой аттестации, в том числе повторной, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона N 273-ФЗ, при условии их пребывания на службе в МЧС России.

53. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации в связи с наличием у них академической задолженности, образовавшейся по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), допускаются к государственной итоговой аттестации после ликвидации указанной задолженности, при этом срок ее ликвидации и прохождения государственной итоговой аттестации не должен превышать шести месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.

54. Для обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию по программам высшего образования в связи с неявкой на государственное итоговое испытание по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, транспортные проблемы (отмена рейса, отсутствие билетов), вызов в суд, погодные условия или в других случаях, перечень которых устанавливается образовательной организацией МЧС России самостоятельно), образовательной организацией МЧС России организуются дополнительные заседания государственной экзаменационной комиссии, при этом срок завершения государственной итоговой аттестации для таких обучающихся не должен превышать шести месяцев после завершения государственной итоговой аттестации <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 40 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России N 636, и пункт 37 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры - стажировки, утвержденного приказом Минобрнауки России N 227.

55. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования соответствующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования <7>.

--------------------------------

<7> Часть 7 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.

III. Особенности реализации программ бакалавриата
и специалитета

56. Основные профессиональные образовательные программы бакалавриата и специалитета имеют направленность (профиль), характеризующую их ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам их освоения.

Направленность (профиль) программы бакалавриата устанавливается образовательной организацией МЧС России в рамках направления подготовки либо в соответствии с направлением подготовки в целом.

Направленность (профиль) программы специалитета устанавливается специализациями соответствующего ФГОС. В случае отсутствия специализаций, установленных ФГОС, направленность (профиль) программы специалитета определяется ориентацией программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом.

По специальности, направлению подготовки может реализовываться несколько программ специалитета, программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль).

57. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста (бакалавра) выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, и профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии). В обязательную часть программы включаются также дисциплины, указанные в ФГОС высшего образования.

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, установленных ФГОС, могут включаться в обязательную часть программы.

В обязательную часть программы входит также государственная итоговая аттестация.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, создается образовательной организацией МЧС России и определяет специализацию (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений программ, образовательная организация МЧС России определяет самостоятельно.

58. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста (бакалавра) включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается образовательными организациями МЧС России на основе ФГОС, ПООП (при наличии) и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике основной профессиональной образовательной программы указываются:

1) квалификация, присваиваемая выпускникам;

2) вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

3) направленность (профиль) образовательной программы;

4) планируемые результаты освоения образовательной программы.

59. Основная профессиональная образовательная программа рассматривается на заседании ученого совета и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.

60. При реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета, бакалавриата образовательная организация МЧС России руководствуются следующим:

1) срок обучения исчисляется в годах, а объем основной профессиональной образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем основной профессиональной образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении основной профессиональной образовательной программы (ее составной части), включающей все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема основной профессиональной образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Образовательная организация МЧС России самостоятельно устанавливает величину зачетной единицы в пределах от 33 до 40 академических часов или от 25 до 30 астрономических часов, если иное не установлено ФГОС. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц, если иное не установлено ФГОС;

2) у курсантов первого курса обучения ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России" учебный год начинается 1 августа. До 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по общевоенным и специальным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы;

3) у курсантов первого курса обучения образовательных организаций МЧС России пожарно-технического профиля учебный год начинается с 1 сентября.

61. У курсантов образовательных организаций МЧС России, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 58 Порядка, допускается перенос начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.

62. Государственная итоговая аттестация по программам специалитета, бакалавриата включает защиту ВКР, государственный экзамен (если он включен в состав государственной итоговой аттестации основной профессиональной образовательной программы).

63. ВКР выполняется в виде бакалаврской работы, дипломного проекта (работы, задачи).

Тематика ВКР ежегодно разрабатывается в образовательных организациях МЧС России, рассматривается на ученом совете и согласовывается с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка. Перечень тем подлежит ежегодному обновлению не менее чем на 20% с учетом актуальных задач, стоящих перед МЧС России, и передовых тенденций развития науки и техники.

Курсантам, студентам и слушателям предоставляется право выбора темы ВКР из утвержденного в образовательной организации МЧС России перечня тем, в том числе предложения своей тематики, при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации МЧС России.

Для подготовки ВКР за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими ВКР совместно) распорядительным актом образовательной организации МЧС России закрепляется руководитель ВКР и, при необходимости, консультант (консультанты) из числа профессорско-преподавательского состава, научных работников образовательной организации МЧС России, представителей территориальных органов и организаций МЧС России (по согласованию), а также руководящего состава образовательной организации МЧС России, при этом за одним руководителем закрепляется не более восьми курсантов, студентов и слушателей по одной форме обучения.

По сложной и трудоемкой теме может разрабатываться комплексная ВКР, в выполнении которой участвуют два и более обучающихся. Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.

Выполненные ВКР подлежат предварительному обсуждению (предварительной защите) на кафедре. Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) ВКР на кафедре оформляются в виде отчета (протокола), содержащего перечень недостатков и рекомендаций каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности групп обучающихся, выполняющих дипломные работы (проекты) на кафедре, к защите.

Завершенная ВКР с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры (заведующему кафедрой). В отзыве руководителя также отражается степень устранения недостатков, результат проверки на объем заимствования и выполнения рекомендаций по результатам предварительного обсуждения (предварительной защиты).

ВКР по программам специалитета подлежит рецензированию.

Вместе с индивидуальным заданием, рецензией и письменным отзывом руководителя ВКР представляется в государственную экзаменационную комиссию образовательной организации МЧС России для защиты.

IV. Особенности реализации программ магистратуры

64. Образовательная программа подготовки магистров имеет направленность (профиль), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.

Направленность (профиль) программ магистратуры устанавливается образовательной организацией МЧС России в рамках соответствующих направлений подготовки. По направлению подготовки может реализовываться несколько программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль).

65. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, и профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии). В обязательную часть программы включаются также дисциплины, указанные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, могут включаться в обязательную часть программы.

В обязательную часть программы входит также государственная итоговая аттестация.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, создается образовательной организацией МЧС России и определяет направленность (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация МЧС России определяет самостоятельно.

66. Образовательная программа магистратуры включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается образовательными организациями МЧС России на основе ФГОС и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике образовательной программы указываются:

1) квалификация, присваиваемая выпускникам;

2) вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

3) направленность (профиль) образовательной программы;

4) планируемые результаты освоения образовательной программы.

67. Общая характеристика образовательной программы магистратуры подписывается заместителем начальника образовательной организации МЧС России по учебной работе и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.

68. Срок обучения по программам магистратуры исчисляется в годах, а объем образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной части), включающая все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Образовательная организация МЧС России самостоятельно устанавливает величину зачетной единицы в пределах от 33 до 40 академических часов или от 25 до 30 астрономических часов, если иное не установлено ФГОС. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц, если иное не установлено ФГОС.

69. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью образовательной программы магистратуры осуществляется в соответствии с ФГОС высшего образования по соответствующему направлению подготовки.

Для научно-педагогического работника образовательной организации МЧС России, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя, а для научно-педагогического работника образовательной организации МЧС России, совмещающего работу, - не более одной образовательной программой магистратуры.

70. Государственная итоговая аттестация по программам магистратуры включает защиту ВКР. Государственный экзамен - по решению образовательной организации МЧС России.

71. Слушателем, обучающимся по программам магистратуры, разрабатывается ВКР в виде, определяемом образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются образовательной организацией МЧС России на основании ФГОС (в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры), а также квалификационных требований.

ВКР представляет собой самостоятельный, логически завершенный научный труд, ориентированный на области знания и содержащий решение задач по видам деятельности, определяемым направленностью образовательной программы.

Перечень тем ВКР рассматривается на ученом совете образовательной организации МЧС России и согласовывается с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка.

Слушателю предоставляется право самостоятельного выбора темы ВКР из утвержденного перечня тем ВКР. Слушатель имеет право предложить свою тему ВКР, при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации МЧС России. Темы ВКР, предложенные в инициативном порядке, разрабатываются после их согласования с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка.

Для непосредственного руководства процессом подготовки ВКР каждому слушателю назначается научный руководитель из числа научно-педагогических работников образовательной организации МЧС России, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, а также приравненные к ним звания в соответствии с ФГОС, при этом за одним руководителем закрепляется не более восьми слушателей по одной форме обучения.

Выбранные темы ВКР и научные руководители закрепляются за слушателями приказом начальника образовательной организации МЧС России до 1 декабря года начала освоения программы магистратуры.

Время для работы слушателей над ВКР выделяется в соответствии с учебным планом.

72. ВКР выполняется в соответствии с требованиями ФГОС и включает:

1) исследование предметной области в рамках темы ВКР по библиографическим источникам;

2) исследование научных подходов и методик, инструментальных средств и программно-аппаратных систем, необходимых для решения поставленной задачи;

3) разработку решения поставленной задачи с обоснованием применяемых методов и средств;

4) обработку экспериментальных данных и формулирование полученных результатов.

73. В целях контроля сроков и качества разработки ВКР на заседаниях кафедры регулярно организуется заслушивание слушателей и научных руководителей о ходе подготовки ВКР.

74. Завершенная ВКР с письменным отзывом научного руководителя представляется на кафедру для ее рассмотрения на заседании кафедры на предмет допуска к защите или обсуждению (предварительной защите) на кафедре.

Допущенная к защите ВКР подлежит рецензированию. К рецензированию привлекаются преподаватели, научные работники и руководящий состав образовательной организации МЧС России, а также представители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка, сотрудники профильных научно-исследовательских организаций МЧС России, научно-педагогические работники сторонних образовательных организаций высшего образования (по согласованию).

ВКР с рецензией и отзывом научного руководителя представляется государственной экзаменационной комиссии образовательной организации МЧС России для защиты.

V. Реализация основных профессиональных образовательных
программ по заочной форме обучения

75. Обучение сотрудников (военнослужащих), государственных гражданских служащих и работников МЧС России, зачисленных в образовательные организации МЧС России в качестве обучающихся по заочной форме, осуществляется по учебным планам, разработанным образовательными организациями МЧС России на основе учебных планов очного обучения и по рабочим программам дисциплин (модулей), единым для очного и заочного обучения.

76. Срок обучения по заочной форме при реализации образовательных программ вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Продолжительность промежуточных аттестаций устанавливается на первом и втором курсах не более 40 календарных дней, на последующих курсах - не более 50 календарных дней. Сроки их проведения устанавливаются календарным учебным графиком образовательной организации МЧС России на учебный год.

77. Максимальный объем контактной работы преподавателей с обучающимися заочной формы в период промежуточных аттестаций учебного года не может превышать 200 академических часов. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся по заочной форме в период промежуточной аттестации не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению образовательных программ и факультативных дисциплин (факультативные дисциплины не учитываются при общей нагрузке).

78. Обучение по заочной форме в образовательной организации МЧС России завершается проведением государственной итоговой аттестации. Продолжительность государственной итоговой аттестации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями ФГОС по соответствующему направлению подготовки (специальности).

79. Для организации взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся по заочной форме в образовательной организации МЧС России составляется расписание учебных занятий на период промежуточной аттестации и календарные учебные графики при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий ПООП в межсессионный период. Порядок и сроки разработки, согласования, утверждения и доведения до исполнителей расписаний учебных занятий и календарных учебных графиков определяются локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

80. Профессорско-преподавательский состав образовательной организации МЧС России проводит с обучающимися заочной формы все виды учебных занятий в период промежуточных аттестаций и другие мероприятия (видео-лекции, вебинары, тестирования), предусмотренные календарными учебными графиками и реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий в межсессионный период, до завершения обучения по закрепленной дисциплине.

81. В соответствии с календарным учебным графиком и рабочими программами дисциплин кафедрами разрабатываются задания для самостоятельного выполнения обучающимися практических работ (лабораторных работ и занятий), контрольных работ, написания рефератов, а также методические указания (рекомендации) по их выполнению. Данные методические материалы размещаются на электронных ресурсах образовательной организации МЧС России.

82. Задания на ВКР формируются с учетом направленности служебной (трудовой) деятельности обучающихся и выдаются им не позднее чем в период проведения промежуточной аттестации последнего курса обучения. Выполнение ВКР осуществляется, как правило, по месту прохождения службы (работы).

83. Порядок предоставления выполненных работ обучающимися заочной формы и их рецензирования, хранения определяется локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

84. В сроки, установленные образовательной организацией МЧС России, до начала промежуточной аттестации обучающимся направляется справка-вызов или письменное уведомление о наличии у них академических задолженностей и сроках их ликвидации.

85. Обучающимся по заочной форме, выполнившим задания текущего контроля (расчетно-графические и контрольные работы, рефераты, курсовые работы и проекты, тестирования и другие отчетные материалы, предусмотренные учебными планами, календарными планами учебного курса и рабочими программами дисциплин), направляется (выдается) справка-вызов на промежуточную аттестацию.

86. Обучающимся, не выполнившим задания текущего контроля (расчетно-графические и контрольные работы, рефераты, курсовые работы и проекты, тестирования и другие отчетные материалы, предусмотренные учебными планами, календарными планами учебного курса и рабочими программами дисциплин) в полном объеме, направляется уведомление о времени проведения промежуточной аттестации. Данное уведомление является основанием для участия в промежуточной аттестации с оплатой проезда и проживания за свой счет. При этом обучающийся, получивший уведомление, допускается к консультациям и промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, по которым не имеется задолженностей.

87. Обучающийся, не вызванный на промежуточную аттестацию или не выполнивший в период проведения промежуточной аттестации образовательную программу в полном объеме (имеющий задолженности по результатам текущего контроля или промежуточной аттестации), а также не прибывший на промежуточную аттестацию по неуважительной причине, представляется к отчислению из образовательной организации МЧС России за невыполнение учебного плана.

88. В отдельных случаях по ходатайству руководителей территориальных органов или организаций МЧС России на основаниях, указанных в пункте 89 Порядка, обучающемуся по заочной форме, выполнившему задания текущего контроля (расчетно-графические и контрольные работы, рефераты, курсовые работы и проекты, другие отчетные материалы, предусмотренные учебной программой, рабочими программами дисциплин и календарным планом учебного курса), решением руководства образовательной организации МЧС России может быть предоставлено право пройти промежуточную аттестацию в индивидуальном порядке. При этом выдается справка-подтверждение на время фактического проведения промежуточной аттестации.

89. Основаниями для прохождения промежуточной аттестации в индивидуальном порядке являются документально подтвержденные:

1) заболевание обучающегося, а также медицинские показания для стационарного лечения в период проведения промежуточной аттестации;

2) необходимость временного ухода за больным членом семьи;

3) направление в служебную командировку;

4) осложнение оперативной обстановки, требующее постоянного присутствия сотрудника на службе (в исключительных случаях).

90. Отзыв обучающегося по заочной форме обучения с промежуточной аттестации допускается в случаях, указанных в пункте 91 Порядка, с разрешения руководителя образовательной организации МЧС России при наличии письменного ходатайства руководителя соответствующего структурного подразделения центрального аппарата, территориального органа или организации МЧС России.

91. Обучающимся по заочной форме решением руководства образовательной организации МЧС России может быть установлена академическая задолженность с указанием сроков ее ликвидации в случаях:

1) заболевание обучающегося, а также медицинские показания для стационарного лечения в период проведения промежуточной аттестации;

2) необходимость временного ухода за больным членом семьи;

3) направление в служебную командировку;

4) осложнение оперативной обстановки, требующее постоянного присутствия сотрудника на службе (в исключительных случаях).

92. Обучающийся обязан ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией МЧС России.

93. Обучающиеся подлежат отчислению из образовательной организации МЧС России по следующим основаниям:

1) получения во время промежуточной аттестации неудовлетворительных оценок по трем и более дисциплинам (включая задолженность по курсовой работе, практике, зачету);

2) наличие академической задолженности (в том числе по одной дисциплине) без уважительных причин;

3) получение неудовлетворительной оценки на государственной итоговой аттестации;

4) непосещение без уважительных причин более 30% занятий за семестр;

5) в связи с объявлением взыскания (дисциплинарного взыскания) за нарушение служебной дисциплины (совершение грубого дисциплинарного проступка).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области