МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2008 г. N 783
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС России
от 17.12.2008 N 783
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482, N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4192, N 52 (ч. 1), ст. 6992; 2013, N 27, ст. 3450, N 52 (ч. 1), ст. 6969; 2015, N 27, ст. 3962; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 68), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 51 (ч. 3), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 211), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2013, N 9, ст. 963; 2014, N 43, ст. 5892; 2015, N 47, ст. 6595) и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также основные мероприятия по гражданской обороне.
2. Подготовка к ведению гражданской обороны в МЧС России заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по защите сотрудников МЧС России <*>, материальных ценностей, находящихся в распоряжении МЧС России, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проводится на основе комплексного плана основных мероприятий МЧС России.
--------------------------------
<*> Сотрудники МЧС России - военнослужащие спасательных воинских формирований МЧС России и личный состав федеральной противопожарной службы, федеральные государственные гражданские служащие и работники МЧС России.
Ведение гражданской обороны в МЧС России заключается в выполнении мероприятий по защите сотрудников МЧС России, материальных ценностей, находящихся в распоряжении МЧС России, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны.
3. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Мероприятия по гражданской обороне организуются в МЧС России в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Мероприятия по гражданской обороне в МЧС России проводятся в:
центральном аппарате МЧС России;
территориальных органах МЧС России - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры МЧС России) и органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации);
спасательных воинских формированиях МЧС России;
федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС);
Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России);
аварийно-спасательных и поисково-спасательных формированиях, военизированных горноспасательных частях (далее - ВГСЧ), образовательных, научно-исследовательских, медицинских и иных учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России (далее - организации МЧС России).
5. Руководство гражданской обороной в МЧС России осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр).
Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью в МЧС России осуществляет один из заместителей Министра.
Организация деятельности по вопросам ведения гражданской обороны осуществляется структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Обеспечение деятельности по управлению гражданской обороной в МЧС России возлагается на федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - НЦУКС).
Планирование и организация мероприятий гражданской обороны, контроль за их выполнением в МЧС России возлагается на структурные подразделения центрального аппарата МЧС России в соответствии с положениями о данных структурных подразделениях и нормативными правовыми актами МЧС России.
6. Руководство гражданской обороной в территориальных органах МЧС России осуществляют их руководители.
Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью в территориальных органах МЧС России осуществляет заместитель руководителя территориального органа МЧС России, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
Обеспечение деятельности по управлению гражданской обороной в региональных центрах МЧС России возлагается на центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России, в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации на центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Планирование и организация мероприятий гражданской обороны, контроль за их выполнением в территориальных органах МЧС России возлагается на структурные подразделения территориальных органов МЧС России в соответствии с положениями о данных структурных подразделениях и иными нормативными правовыми актами МЧС России.
7. Руководство гражданской обороной в спасательных воинских формированиях МЧС России осуществляют командиры.
Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью в спасательных воинских формированиях МЧС России осуществляют начальники штабов или заместители командиров.
8. Руководство гражданской обороной в подразделениях ФПС ГПС, ВГСЧ и ГИМС МЧС России осуществляют их руководители.
Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью в подразделениях ФПС ГПС, ВГСЧ и ГИМС МЧС России осуществляет заместитель руководителя подразделения, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
9. Руководство гражданской обороной в организациях МЧС России осуществляют их руководители.
Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью осуществляет заместитель руководителя организации МЧС России, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организациях МЧС России, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) руководителем организации.
10. МЧС России в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создает и содержит силы, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
11. Для решения задач гражданской обороны привлекаются силы МЧС России:
спасательные воинские формирования МЧС России;
подразделения ФПС ГПС;
аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части;
авиационно-спасательные формирования МЧС России;
учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
12. Система управления гражданской обороны в МЧС России основывается на действующей системе государственного и военного управления при любых вариантах развертывания военных конфликтов, применения средств поражения, а также при террористических актах.
Система управления гражданской обороны в МЧС России представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления, пунктов управления, систем связи, оповещения, автоматизированных информационно-управляющих и других специальных систем.
Система пунктов управления МЧС России включает следующие пункты управления (далее - ПУ):
в центральном аппарате МЧС России - повседневный (в НЦУКС), запасный, подвижный, воздушный ПУ и ПУ - дублеры;
в региональных центрах МЧС России - повседневные (в центрах управления в кризисных ситуациях региональных центров), запасные, подвижные, воздушные ПУ и ПУ - дублеры;
в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - повседневные (в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации), запасные и подвижные ПУ;
в организациях МЧС России - повседневные ПУ;
в спасательных воинских формированиях МЧС России - командные, тыловые и подвижные ПУ;
в подразделениях ФПС ГПС и аварийно-спасательных формированиях МЧС России - повседневные и подвижные ПУ.
13. Спасательные воинские формирования МЧС России выполняют мероприятия гражданской обороны:
в военное время - в соответствии с планом гражданской обороны;
в мирное время - в соответствии с планами действий спасательных воинских формирований МЧС России, ежегодными планами, предусматривающими основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. В подразделениях ФПС ГПС, ГИМС МЧС России, ВГСЧ, аварийно- спасательных, поисково-спасательных формированиях и иных подразделениях МЧС России мероприятия по гражданской обороне выполняются в соответствии с настоящим Положением, соответствующими ежегодными планами, предусматривающими основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планами гражданской обороны.
15. Подготовка органов управления МЧС России в области гражданской обороны осуществляется в рамках подготовки в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС ГПС, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях.
16. Подготовка руководящего состава территориальных органов МЧС России в области гражданской обороны осуществляется в рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях МЧС России.
17. Подготовка военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС ГПС, ГИМС МЧС России, ВГСЧ, гражданского персонала центрального аппарата, территориальных органов и организаций МЧС России в области гражданской обороны осуществляется в системе профессиональной (командирской) подготовки.
18. Подготовка сил МЧС России в области гражданской обороны осуществляется с учетом оперативного предназначения спасательных воинских формирований МЧС России, возможностей подразделений ФПС ГПС, ГИМС МЧС России, ВГСЧ, учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований.
Подготовка в области гражданской обороны проводится:
в спасательных воинских формированиях МЧС России - по программам подготовки спасательных воинских формирований МЧС России;
в подразделениях ФПС ГПС - в соответствии с планами профессиональной подготовки подразделений ФПС ГПС;
в поисково-спасательных формированиях - в рамках профессиональной подготовки спасателей в составе поисково-спасательных формирований на учениях, тренировках и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в авиационных подразделениях - в системе летной и специальной подготовки с целью повышения уровня летной выучки экипажей для выполнения задач гражданской обороны, освоения новых авиационно-спасательных технологий, поиска и разведки, пожаротушения, десантирования спасателей и грузов, а также проведения аварийно-спасательных и специальных авиационных работ на подведомственных объектах;
в подразделениях ГИМС МЧС России - в соответствии с планами профессиональной подготовки подразделений;
в учреждениях сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны - в соответствии с планами профессиональной подготовки;
в подразделениях ВГСЧ - в соответствии с планами профессиональной подготовки в организациях ВГСЧ.
19. Основные задачи по подготовке в области гражданской обороны, порядок организации и проведения, основные формы и особенности подготовки территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России, ФПС ГПС, ГИМС МЧС России, ВГСЧ, образовательных учреждений и организаций МЧС России определяются в организационно-методических указаниях по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС ГПС, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях.
II. Основные задачи, функции и полномочия
центрального аппарата, территориальных органов
и организаций МЧС России в области
гражданской обороны
20. Основными задачами центрального аппарата МЧС России являются:
выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны;
организация подготовки и утверждение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны;
разработка и представление в Правительство Российской Федерации проекта плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, а также предложений о порядке введения в действие плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных местностях в полном объеме либо частично;
разработка и реализация плана гражданской обороны МЧС России;
осуществление управления в области гражданской обороны;
осуществление государственного надзора в области гражданской обороны;
осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны;
обеспечение постоянной готовности сил и средств МЧС России для выполнения задач гражданской обороны;
подготовка руководящего состава и органов управления гражданской обороны, сети наблюдения и лабораторного контроля, аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по выполнению мероприятий по гражданской обороне;
организация подготовки сотрудников центрального аппарата МЧС России способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
организация материально-технического обеспечения сил МЧС России при выполнении мероприятий гражданской обороны;
организация финансового и материально-технического обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны;
обеспечение выполнения плана поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне на расчетный год мобилизационного плана экономики Российской Федерации;
оповещение структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и организаций центрального подчинения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
эвакуация сотрудников центрального аппарата МЧС России, материальных ценностей, находящихся в распоряжении МЧС России, в безопасные районы;
предоставление сотрудникам центрального аппарата МЧС России убежищ, противорадиационных укрытий, укрытий и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
оказание первой помощи сотрудникам центрального аппарата МЧС России, пострадавшим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
организация санитарной обработки сотрудников центрального аппарата МЧС России, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов управления гражданской обороны МЧС России, сети наблюдения и лабораторного контроля и выживания сотрудников центрального аппарата МЧС России в военное время.
21. Основные функции МЧС России в области гражданской обороны определяются в Положении о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868.
22. Центральный аппарат МЧС России обладает полномочиями в области гражданской обороны в пределах своей компетенции:
издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
проводит по согласованию с федеральными органами государственной власти в установленном порядке проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны;
организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов управления МЧС России и выживания сотрудников МЧС России в военное время;
создает в МЧС России и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны, сети наблюдения и лабораторного контроля и системы оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществляет руководство созданием и поддержанием запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для выполнения задач гражданской обороны;
осуществляет другие полномочия в области гражданской обороны в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
23. Основными задачами регионального центра МЧС России являются:
реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области гражданской обороны;
осуществление в пределах своей компетенции управления в области гражданской обороны;
осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;
осуществление в пределах своей компетенции деятельности по организации и ведению гражданской обороны;
разработка и реализация плана гражданской обороны регионального центра МЧС России;
обеспечение постоянной готовности сил и средств регионального центра МЧС России по выполнению задач гражданской обороны;
подготовка руководящего состава и органов управления гражданской обороны, подготовка сотрудников регионального центра МЧС России способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
организация материально-технического обеспечения сил регионального центра МЧС России при выполнении мероприятий гражданской обороны;
организация финансового и материально-технического обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны, проводимых региональным центром МЧС России;
оповещение сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений <*> об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
--------------------------------
<*> Подчиненные подразделения регионального центра МЧС России - соединения, воинские части спасательных воинских формирований МЧС России, подразделения ФПС ГПС, поисково-спасательные подразделения, иные подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные региональному центру МЧС России.
эвакуация материальных ценностей, находящихся в распоряжении регионального центра МЧС России, в безопасные районы;
предоставление сотрудникам регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений убежищ, противорадиационных укрытий, укрытий и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки на объектах, подведомственных региональному центру МЧС России;
организация оказания первой помощи сотрудникам регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений, пострадавшим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
организация санитарной обработки сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов управления гражданской обороны МЧС России и выживания сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений в военное время.
24. Основные функции регионального центра МЧС России в области гражданской обороны определяются в Положении о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном Приказом МЧС России от 15.10.2004 N 458 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2004 г., регистрационный N 6068), с изменениями, внесенными Приказами МЧС России от 24.10.2006 N 603 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 ноября 2006 г., регистрационный N 8502), от 19.02.2007 N 87 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2007 г., регистрационный N 9187) и от 29.10.2007 N 562 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 г., регистрационный N 10457).
25. Региональный центр МЧС России в области гражданской обороны в пределах своей компетенции:
осуществляет подготовку проектов правовых актов и иных документов по вопросам гражданской обороны;
осуществляет в установленном порядке контроль за организацией надзорной деятельности главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
осуществляет руководство подчиненными подразделениями, а также соответствующими главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации по вопросам гражданской обороны;
привлекает на договорной основе организации и специалистов для проведения исследований и подготовки заключений по вопросам гражданской обороны;
организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов управления регионального центра МЧС России и выживания сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений в военное время;
создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществляет руководство созданием и поддержанием запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для выполнения задач гражданской обороны;
осуществляет другие полномочия в области гражданской обороны в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
26. Основными задачами главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации являются:
реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области гражданской обороны;
осуществление в пределах своей компетенции управления в области гражданской обороны;
осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;
разработка и реализация плана гражданской обороны главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
обеспечение постоянной готовности сил и средств главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для выполнения задач гражданской обороны;
подготовка руководящего состава и органов управления гражданской обороны, подготовка сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений <*> способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
--------------------------------
<*> Подчиненные подразделения главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации - подразделения ФПС ГПС, ГИМС МЧС России, ВГСЧ, пожарно-спасательные, поисково-спасательные, аварийно-спасательные формирования и иные подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации.
организация материально-технического обеспечения сил главного управления МЧС России при выполнении мероприятий гражданской обороны;
организация финансового и материально-технического обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны, проводимых главным управлением МЧС России;
оповещение руководящего состава и сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
эвакуация материальных ценностей, находящихся в распоряжении главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, в безопасные районы;
предоставление сотрудникам главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений убежищ, противорадиационных укрытий, укрытий и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки на объектах, подведомственных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации;
организация оказания первой медицинской помощи сотрудникам главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений, пострадавшим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
организация санитарной обработки сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов управления, сети наблюдения и лабораторного контроля и выживания сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений в военное время.
27. Основные функции главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации в области гражданской обороны определяются в Положении о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 5977 от 13.08.2004) с изменениями, внесенными Приказами МЧС России от 24.10.2006 N 604 (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 8518 от 22.11.2006), от 02.07.2007 N 370 (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 9855 от 17.07.2007), от 06.08.2007 N 417 (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 10109 от 06.09.2007) и от 08.09.2008 N 528 (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 12324 от 24.09.2008).
28. Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации в области гражданской обороны в пределах своей компетенции:
осуществляет подготовку проектов правовых актов и иных документов по вопросам гражданской обороны, осуществляет контроль за их исполнением;
осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны;
осуществляет в установленном порядке государственный надзор и контроль за соблюдением соответствующих требований в области гражданской обороны органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
привлекает на договорной основе специалистов для проведения исследований и подготовки заключений по вопросам гражданской обороны;
организует проведение мероприятий гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств;
осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования органов управления главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и выживания сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений в военное время;
создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществляет руководство созданием и поддержанием запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств необходимых для выполнения задач гражданской обороны;
осуществляет другие полномочия в области гражданской обороны в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
29. Основными задачами организации МЧС России являются:
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны организации;
подготовка сотрудников организации в области гражданской обороны;
оповещение руководящего состава и сотрудников организации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
эвакуация материальных ценностей, находящихся в распоряжении организации, в безопасные районы;
предоставление сотрудникам организации защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
оказание первой медицинской помощи сотрудникам организации, пострадавшим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
организация и проведение санитарной обработки сотрудников организации, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования и выживания сотрудников организации в военное время.
30. Организация МЧС России в соответствии с возложенными на нее задачами в области гражданской обороны осуществляет следующие основные функции:
разрабатывает план гражданской обороны организации;
реализует комплексный план основных мероприятий МЧС России;
проводит мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляет пропаганду в области гражданской обороны;
обеспечивает постоянную готовность пунктов управления, систем связи и оповещения;
обеспечивает постоянную готовность к использованию защитных сооружений гражданской обороны;
осуществляет накопление средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, организует их хранение и содержание;
осуществляет планирование эвакуационных мероприятий;
осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны;
организует предупреждение и тушение пожаров на подведомственных объектах, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
создает силы гражданской обороны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
31. Организация МЧС России в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планирует и организует проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводит мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляет подготовку своих сотрудников в области гражданской обороны;
создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения руководящего состава и сотрудников организации.
III. Основные мероприятия центрального аппарата,
территориальных органов и организаций МЧС России
по гражданской обороне
32. Основные мероприятия центрального аппарата МЧС России по гражданской обороне:
организация управления гражданской обороной в системе МЧС России;
планирование и осуществление подготовки должностных лиц и сотрудников центрального аппарата МЧС России в области гражданской обороны, проведение учений и тренировок;
координация деятельности территориальных органов МЧС России по вопросам связи, оповещения и информационного взаимодействия при ведении гражданской обороны;
руководство организацией всех видов связи и оповещения гражданской обороны системы МЧС России в мирное и военное время;
информирование сотрудников центрального аппарата МЧС России об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о приемах и способах защиты;
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации сотрудников центрального аппарата МЧС России;
подготовка районов размещения сотрудников центрального аппарата МЧС России и материальных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание эвакуационных органов и организация их деятельности;
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
обеспечение укрытия сотрудников центрального аппарата МЧС России в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи сотрудникам центрального аппарата МЧС России средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты;
организация мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки на подведомственных объектах МЧС России;
организация создания, оснащения и подготовки сил и средств МЧС России для выполнения мероприятий гражданской обороны;
организация создания и поддержание в постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
организация взаимодействия сил МЧС России с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
осуществление эвакуации пострадавших сотрудников центрального аппарата МЧС России в лечебные учреждения;
предоставление сотрудникам центрального аппарата МЧС России информационно-психологической поддержки;
организация создания необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
организация создания и аккредитации на базе территориальных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля;
организация проведения санитарной обработки сотрудников центрального аппарата МЧС России, обеззараживания зданий и сооружений, а также специальной обработки техники и территорий;
организация охраны объектов МЧС России;
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов МЧС России;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах МЧС России, продолжающих функционирование в военное время;
организация оснащения современными техническими средствами сил МЧС России для выполнения мероприятий гражданской обороны.
33. Основные мероприятия регионального центра МЧС России по гражданской обороне:
управление мероприятиями гражданской обороны, проводимыми в региональном центре МЧС России и подведомственных подразделениях;
планирование и осуществление подготовки должностных лиц и сотрудников регионального центра МЧС России в области гражданской обороны, проведение учений и тренировок;
оповещение руководящего состава и сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений;
поддержание в состоянии постоянной готовности межрегиональной системы централизованного оповещения МЧС России;
информирование сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование, подготовка и проведение эвакуации сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений;
подготовка районов размещения сотрудников регионального центра МЧС России и материальных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание эвакуационных органов и организация их деятельности;
поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, предназначенных для защиты сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений;
обеспечение укрытия сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных организаций в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи сотрудникам регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты;
организация проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки на подведомственных объектах;
создание, оснащение и подготовка сил и средств регионального центра МЧС России для выполнения мероприятий гражданской обороны;
организация создания и поддержание в постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
организация взаимодействия сил регионального центра МЧС России с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
осуществление эвакуации пострадавших сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений в лечебные учреждения;
предоставление сотрудникам регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений информационно-психологической поддержки;
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
организация проведения санитарной обработки сотрудников регионального центра МЧС России и подчиненных подразделений, обеззараживания зданий и сооружений, а также специальной обработки техники и территорий;
организация охраны объектов МЧС России, находящихся в ведении регионального центра МЧС России;
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов МЧС России;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах МЧС России, продолжающих работу в военное время;
организация создания и оснащения современными техническими средствами сил регионального центра МЧС России для выполнения мероприятий гражданской обороны;
определение порядка управления, организации взаимодействия и всестороннего обеспечения действий привлекаемых сил и средств при выполнении мероприятий гражданской обороны.
34. Основные мероприятия главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации по гражданской обороне:
управление мероприятиями гражданской обороны, проводимыми в главном управлении МЧС по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделениях;
планирование и осуществление подготовки сотрудников главного управления МЧС России и подчиненных подразделений в области гражданской обороны, проведение учений и тренировок;
оповещение руководящего состава и сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений;
поддержание в состоянии постоянной готовности технических средств оповещения МЧС России;
организация создания и аккредитации учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
информирование сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечение укрытия сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи сотрудникам главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты;
организация проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки на подведомственных объектах;
создание, оснащение и подготовка сил и средств главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для выполнения мероприятий гражданской обороны;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
осуществление эвакуации пострадавших сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений в лечебные учреждения;
предоставление сотрудникам главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений информационно-психологической поддержки;
создание противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
организация и ведение радиационной, химической разведки на объектах и территориях, подведомственных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации;
организация проведения санитарной обработки сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и подчиненных подразделений, обеззараживания зданий и сооружений, а также специальной обработки техники и территорий;
организация охраны объектов, подведомственных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, подведомственных главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации, продолжающих работу в военное время;
оснащение современными техническими средствами сил главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для выполнения мероприятий гражданской обороны;
определение порядка управления, организации взаимодействия и всестороннего обеспечения действий привлекаемых сил и средств при выполнении мероприятий гражданской обороны.
35. Основные мероприятия организации МЧС России по гражданской обороне:
планирование и осуществление подготовки сотрудников организации в области гражданской обороны, проведение учений и тренировок;
создание в организации и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки сотрудников организации в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны;
оповещение руководящего состава и сотрудников организации;
поддержание в постоянной готовности элементов системы централизованного оповещения МЧС России;
сбор и обмен информацией в области гражданской обороны;
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации сотрудников организации и материальных ценностей в безопасные районы;
подготовка районов размещения сотрудников организации и материальных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов организации, а также подготовка их личного состава;
поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, находящихся в ведении организации;
обеспечение укрытия сотрудников организации в защитных сооружениях гражданской обороны;
обеспечение сотрудников организации средствами индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
создание, оснащение и подготовка сил и средств организации для выполнения мероприятий гражданской обороны;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
организация взаимодействия сил гражданской обороны организации с силами МЧС России, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
осуществление эвакуации пострадавших сотрудников организации в лечебные учреждения;
предоставление сотрудникам организации информационно-психологической поддержки;
тушение пожаров, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на объектах организации;
проведение санитарной обработки сотрудников организации, обеззараживания зданий и сооружений, а также специальной обработки техники и территорий;
организация охраны объектов организации;
создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны организации.
IV. Заключительные положения
36. Финансирование мероприятий гражданской обороны в системе МЧС России осуществляется за счет средств федерального бюджета.
37. Определение потребности в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий гражданской обороны в системе МЧС России проводится соответствующими довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, которые:
организуют разработку предложений по объемам финансирования мероприятий гражданской обороны системы МЧС России на очередной финансовый год, а также готовят соответствующие материалы и документы, необходимые для обоснования бюджетной заявки и ее защиты в уполномоченных органах государственной власти;
обеспечивают в установленном порядке своевременное получение и использование бюджетных средств учреждениями МЧС России в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;
организуют контроль за эффективным использованием выделенных бюджетных средств;
разрабатывают и представляют в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти предложения в проекты прогнозов социально-экономического развития и совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации;
разрабатывают в пределах своей компетенции предложения по формированию и реализации единой государственной политики в области гражданской обороны в Российской Федерации.
38. В целях проверки установленных требований в области гражданской обороны, а также реальности выполнения планов гражданской обороны, готовности органов управления гражданской обороны, должностных лиц, сил и средств гражданской обороны, организуется государственный надзор и ведомственный контроль в области гражданской обороны.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют структурные подразделения центрального аппарата и территориальных органов МЧС России, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2641).
Ведомственный контроль в области гражданской обороны осуществляют структурные подразделения центрального аппарата и территориальных органов МЧС России, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с комплексным планом основных мероприятий МЧС России.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области