Приказ Казначейства России от 29.06.2020 N 200 (ред. от 16.04.2021) "Об утверждении Положения об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ
от 29 июня 2020 г. N 200

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ВНУТРЕННИМИ
(ОПЕРАЦИОННЫМИ) КАЗНАЧЕЙСКИМИ РИСКАМИ, ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ
И ВНУТРЕННЕМ АУДИТЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26; 2019, N 30, ст. 4101), пунктом 1.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2017, N 9, ст. 1357), Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2016, N 28, ст. 4741), федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, 18 декабря 2019 г., регистрационный номер 56863; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 декабря 2019 г.), и в целях повышения эффективности управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в центральном аппарате Федерального казначейства, территориальных органах Федерального казначейства, федеральном казенном учреждении "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" приказываю:

1. Утвердить Положение об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

приказ Федерального казначейства от 19 декабря 2016 г. N 478 "Об утверждении Положения об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе";

пункт 1 приказа Федерального казначейства от 27 апреля 2017 г. N 97 "О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства";

пункт 1 приказа Федерального казначейства от 15 марта 2018 г. N 62 "О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства";

приказ Федерального казначейства от 18 июня 2019 г. N 157 "О внесении изменений в Положение об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденное приказом Федерального казначейства от 19 декабря 2016 г. N 478".

Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН

Утверждено
приказом
Федерального казначейства
от 29 июня 2020 г. N 200

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ВНУТРЕННИМИ (ОПЕРАЦИОННЫМИ) КАЗНАЧЕЙСКИМИ
РИСКАМИ, ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ И ВНУТРЕННЕМ АУДИТЕ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

I. Общие положения

1.1. Положение об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления в Федеральном казначействе с учетом положений:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703;

Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452;

Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89;

Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н.

1.2. Положение определяет основные цели, задачи, принципы, требования к организации, осуществлению и структуре управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, основные цели, задачи, принципы, требования к организации, осуществлению и структуре внутреннего контроля и внутреннего аудита в центральном аппарате Федерального казначейства, территориальных органах Федерального казначейства, федеральном казенном учреждении "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР").

II. Термины и определения

2.1. В настоящем Положении применяются следующие термины и определения:

2.1.1. Органы Федерального казначейства - центральный аппарат Федерального казначейства, территориальные органы Федерального казначейства.

2.1.2. Территориальные органы Федерального казначейства - межрегиональные управления Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

2.1.3. Руководство - руководитель и заместители руководителя Федерального казначейства, руководители и заместители руководителей территориальных органов Федерального казначейства, директор и заместители директора ФКУ "ЦОКР".

2.1.4. Контрольно-аудиторские подразделения - Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, отделы внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства, отдел внутреннего контроля и аудита ФКУ "ЦОКР".

2.1.5. Уполномоченное подразделение - Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, осуществляющее в соответствии с возложенными полномочиями функции по организации и координации деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", направленной на управление внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе, а также контролю за эффективностью функционирования системы управления внутренними рисками.

2.1.6. Ответственное структурное подразделение - структурное подразделение органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", которое управляет отдельным внутренним риском (группой внутренних рисков) самостоятельно или совместно с другим структурным подразделением.

2.1.7. Участники управления внутренними рисками - руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторские подразделения, иные структурные подразделения органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и сотрудники, принимающие участие в управлении внутренними рисками.

2.1.8. Процессы и операции внутреннего контроля и внутреннего аудита - действия, осуществляемые руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями (в том числе с использованием прикладных программных средств автоматизации), направленные на установление соответствия деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих их деятельность, а также на повышение эффективности выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности.

2.1.9. Казначейский риск - вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, а также на результатах деятельности.

2.1.10. Внутренний (операционный) казначейский риск (внутренний риск) - вид казначейского риска, источник возникновения которого находится в системе Федерального казначейства.

2.1.11. Группа внутренних рисков - несколько внутренних рисков, которые взаимосвязаны и/или относятся к сфере деятельности, осуществляемой ответственными структурными подразделениями органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в соответствии с возложенными на них функциями.

2.1.12. Система управления внутренними рисками - совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающая управление внутренними рисками.

2.1.13. Фактор внутреннего риска - любое событие или действие (бездействие), которое является причиной внутреннего риска и может повлечь отклонение от прогнозируемого результата деятельности органа Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР".

2.1.14. Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

2.1.15. Бюджетные процедуры - процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе процедуры по составлению и предоставлению сведений, необходимых для составления проекта федерального бюджета, а также по исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, выполняемой органом Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

III. Принципы управления внутренними рисками

3.1. Управление внутренними рисками в Федеральном казначействе основывается на следующих принципах:

3.1.1. Принцип системного подхода к управлению внутренними рисками - комплексное рассмотрение совокупности всех внутренних рисков органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" как единого целого с учетом их взаимосвязей.

3.1.2. Принцип стандартизации управления внутренними рисками - использование единых требований к управлению внутренними рисками на всех уровнях системы управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР".

3.1.3. Принцип непрерывности управления внутренними рисками - осуществление деятельности по управлению внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" на постоянной основе.

3.1.4. Принцип эффективности управления внутренними рисками - обеспечение достижения цели управления внутренними рисками с минимальными затратами ресурсов.

3.1.5. Принцип контроля функционирования системы управления внутренними рисками - осуществление оценки эффективности функционирования системы управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" на основании сформированной в Федеральном казначействе системы внутреннего контроля и внутреннего аудита.

3.1.6. Принцип гибкости и совершенствования системы управления внутренними рисками - обеспечение постоянного совершенствования элементов системы управления внутренними рисками в целях ее своевременной адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде.

IV. Принципы внутреннего контроля и внутреннего аудита

4.1. Внутренний контроль и внутренний аудит осуществляются в рамках управления внутренними рисками в Федеральном казначействе и основываются на следующих принципах:

4.1.1. Принцип законности - обеспечение субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита строгого и полного соблюдения законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации, и правовые акты Федерального казначейства.

4.1.2. Принцип объективности - осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита беспристрастно с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации, в том числе недопущение конфликта интересов любого рода при планировании и осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также при формировании документов по результатам осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита и годовой отчетности о результатах осуществления контрольных и аудиторских мероприятий.

4.1.3. Принцип эффективности - обеспечение при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита достижения заданных количественных и качественных параметров осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита, в том числе целей осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита и полноты информации о результатах осуществления контрольных и аудиторских мероприятий, с использованием заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.

4.1.4. Принцип функциональной независимости - отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита беспристрастно и объективно выполнять свои функциональные обязанности, или независимость субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита от объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также должностных лиц органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", за исключением должностных лиц, которым непосредственно подчинены субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также должностных лиц, которые осуществляют курирование и контроль их деятельности.

4.1.5. Принцип компетентности - осуществление субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита своей деятельности добросовестно, в соответствии с действующими в Федеральном казначействе стандартами контроля и аудита, на уровне, позволяющем обеспечивать предоставление уполномоченным лицам достоверной, объективной и точной информации об объекте внутреннего контроля и внутреннего аудита с применением соответствующей совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит.

4.1.6. Принцип системности - планирование и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита в отношении всех направлений деятельности объектов внутреннего контроля и в отношении всех объектов внутреннего аудита с учетом их взаимосвязей, в том числе проведение периодического анализа бюджетных и коррупционных рисков по всем бюджетным процедурам.

4.1.7. Принцип ответственности - ответственность каждого субъекта внутреннего контроля и внутреннего аудита перед руководителем органа Федерального казначейства, директором ФКУ "ЦОКР" за предоставление полных и достоверных документов, содержащих информацию о результатах контрольных и аудиторских мероприятий, в том числе выводы и предложения (рекомендации), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита.

4.1.8. Принцип стандартизации - установление процессов и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях их многократного использования, а также осуществление внутреннего аудита в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, а также правовыми актами Федерального казначейства, обеспечивающими его осуществление с соблюдением указанных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

4.1.9. Принцип риск-ориентированности - приоритетное осуществление процессов и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита в отношении направлений деятельности объекта внутреннего контроля и в отношении объектов внутреннего аудита, наиболее подверженных рискам.

4.1.10. Принцип профессионального скептицизма - использование субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита критической оценки обоснованности, надежности и достаточности полученной в ходе осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита информации (доказательств) в целях минимизации возможности упущения из виду подозрительных обстоятельств, формирования неоправданных обобщений при подготовке выводов, использования ошибочных допущений при определении характера, временных рамок и объема процедур внутреннего аудита, а также при оценке результатов внутреннего контроля и внутреннего аудита.

V. Управление внутренними рисками

5.1. Управление внутренними рисками - скоординированный процесс, осуществляемый участниками системы управления внутренними рисками, направленный на идентификацию внутренних рисков, осуществление их анализа, оценки, выбора способа реагирования с учетом предотвращения распространения внутренних рисков на области, пограничные с зоной их возникновения, принятие управленческих решений в отношении внутренних рисков и их мониторинг.

5.2. Субъектами системы управления внутренними рисками являются участники системы управления внутренними рисками.

Объектами системы управления внутренними рисками является деятельность органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР", включающая в себя совокупность процессов и операций, осуществляемых ими при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.

5.3. Целью управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" является содействие выполнению Федеральным казначейством стратегических целей и задач, функций и полномочий в установленной сфере деятельности, а также обеспечение устойчивого бесперебойного функционирования органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР".

5.4. Задачами управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" являются:

идентификация, анализ и оценка внутренних рисков;

классификация внутренних рисков, возникающих в деятельности органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР";

разработка способов реагирования на риски, выявленные в деятельности органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР", в том числе обеспечение реализации превентивных мероприятий, направленных на минимизацию внутренних рисков и мер своевременного реагирования на реализацию внутренних рисков, а также разработка и применение мер, направленных на минимизацию последствий от реализации внутренних рисков и их устранение, а также мер по организации внутреннего контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия);

обеспечение своевременного информирования руководства Федерального казначейства о наличии возможностей реализации внутренних рисков в целях обеспечения своевременного принятия мер реагирования на риски, выявленные в деятельности органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР".

5.5. В ходе управления внутренними рисками осуществляются идентификация, анализ, оценка внутренних рисков, выбор способа реагирования на внутренние риски, их мониторинг и формирование отчетности по управлению внутренними рисками.

Под идентификацией внутренних рисков понимается процесс выявления (обнаружения), распознавания и описания (классификации) внутренних рисков.

Под анализом внутренних рисков понимается процесс изучения информации о внутреннем риске и его параметрах в целях определения значимости (уровня) внутреннего риска.

Под оценкой внутренних рисков понимается определение значимости (уровня) внутреннего риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра внутренних (бюджетных) рисков, осуществляемое участниками управления внутренними рисками с использованием процедур, составляющих процессы идентификации и анализа внутренних рисков.

Под выбором способа реагирования на внутренние риски понимается выбор одного из возможных вариантов реагирования на внутренний риск, обеспечивающего достижение остаточного внутреннего риска, соответствующего допустимому уровню.

В органах Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" применяются следующие способы реагирования на внутренние риски:

принятие внутреннего риска;

избежание внутреннего риска;

контроль (снижение) внутреннего риска.

Под мониторингом внутренних рисков понимается непрерывный процесс наблюдения за состоянием идентифицированных внутренних рисков, осуществляемый в случае необходимости в ходе внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценки эффективности деятельности в отношении деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и их структурных подразделений.

В процессе управления внутренними рисками определяются значимость (уровень) внутреннего риска, степень влияния внутреннего риска и вероятность внутреннего риска.

Значимость (уровень) внутреннего риска является показателем, значение которого определяется исходя из значений (показателей) критериев вероятности внутреннего риска и его степени влияния.

Степень влияния внутреннего риска является уровнем негативного воздействия события на результаты деятельности органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе на результат выполнения бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий, осуществляемых Федеральным казначейством, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.

Вероятность внутреннего риска является степенью возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе на выполнение бюджетной процедуры.

5.6. Процедуры организации и осуществления управления внутренними рисками, в том числе по разработке и принятию мер по минимизации (устранению) последствий от реализации внутренних рисков, а также формированию отчетности по управлению ими в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", устанавливаются в стандарте управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе, утверждаемом приказом Федерального казначейства.

VI. Внутренний контроль

6.1. Внутренний контроль - внутренний процесс, осуществляемый в рамках управления казначейскими рисками руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами органов Федерального казначейства, директором (заместителями директора) ФКУ "ЦОКР", иными должностными лицами ФКУ "ЦОКР", направленный на соблюдение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иными документами, регламентирующими деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих полномочий, в том числе посредством совершения контрольных действий, повышение эффективности (экономности и результативности) деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.

Субъектами внутреннего контроля являются руководство и сотрудники органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", осуществляющие процессы и операции внутреннего контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями, в том числе организующие (обеспечивающие выполнение), выполняющие бюджетные процедуры.

Объектами внутреннего контроля являются органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурные подразделения и сотрудники.

Предметом внутреннего контроля являются операции и действия (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в том числе бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется внутренний контроль в соответствии со Стандартом внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства в установленном порядке (далее - Стандарт внутреннего контроля).

6.2. Целями внутреннего контроля в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" являются:

установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, должностных регламентов сотрудников органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

подготовка и организация мер по повышению эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств при выполнении функций и осуществлении полномочий Федерального казначейства;

своевременное выявление отклонений в деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и осуществление мероприятий по их минимизации (устранению) и предотвращению в дальнейшей деятельности.

6.3. Задачами внутреннего контроля в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" являются:

установление соответствия бюджетных процедур требованиям правовых актов Федерального казначейства, регулирующих осуществление указанных процедур (далее - внутренние стандарты), а также повышение эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств (финансовый контроль);

установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);

соблюдение установленных технологических процедур при осуществлении функциональной деятельности (технологический контроль).

6.4. Внутренний контроль носит предварительный характер.

6.5. Контрольными действиями, применяемыми в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (методы контроля), являются:

проверка соответствия документов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, регулирующих бюджетные правоотношения и деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", а также внутренних стандартов;

подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе бюджетных процедур);

сверка данных;

сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе бюджетных процедур.

6.6. Внутренний контроль осуществляется в рамках управления внутренними рисками в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

VII. Внутренний аудит

7.1. Внутренний аудит - деятельность контрольно-аудиторских подразделений по формированию и представлению руководству органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, включая заключение о достоверности бюджетной отчетности, предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств, заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, о надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Субъектами внутреннего аудита являются контрольно-аудиторские подразделения и сотрудники органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", осуществляющие процессы и операции внутреннего аудита в соответствии с возложенными на них полномочиями, в том числе наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

Объектом внутреннего аудита является совокупность операций, совершаемых органами Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурными подразделениями, в том числе бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, а также организация и осуществление внутреннего контроля.

7.2. Целями внутреннего аудита являются:

оценка надежности внутреннего контроля и подготовка предложений по его организации;

подтверждение достоверности документов, в том числе бюджетной отчетности, и соответствия порядка их формирования законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также правовым актам Федерального казначейства, обеспечивающим детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности;

повышение качества финансового менеджмента.

7.3. Задачами внутреннего аудита являются:

установление достаточности и актуальности правовых актов Федерального казначейства и иных документов, регламентирующих выполнение функций и осуществление полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия этих актов правовым актам Федерального казначейства, в том числе регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе бюджетных процедур;

оценка степени соблюдения требований, установленных правовыми актами Федерального казначейства, регламентирующими выполнение функций и осуществление полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе бюджетные правоотношения, включая требования к исполнению бюджетных полномочий, к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;

изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов внутреннего контроля) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих выполнение функций и осуществление полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе бюджетных полномочий, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;

изучение совершаемых субъектами внутреннего контроля и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;

оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным внутренним рискам, в том числе бюджетным, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе организации (обеспечения выполнения), выполнению бюджетной процедуры, организации и применению контрольных действий;

изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, перечень которых определен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации;

подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, а также наделения субъектов внутреннего контроля правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;

формирование суждения субъекта внутреннего аудита о достоверности бюджетной и иной отчетности;

формирование предложений и рекомендаций субъектам внутреннего контроля по предотвращению нарушений и недостатков, в том числе при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации (включая отклонения, существенные ошибки и искажения), а также по совершенствованию применяемых контрольных процедур, в том числе процедур ведения бюджетного учета;

определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения функций и полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;

оценка выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе бюджетных полномочий, во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;

оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов внутреннего контроля;

формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами внутреннего контроля при выполнении функций и осуществлении полномочий, в том числе при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов внутреннего контроля, проведению их профессиональной подготовки;

оценка эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов, в том числе оценка результативности и экономности использования бюджетных средств.

7.4. Внутренний аудит носит последующий характер.

7.5. Внутренний аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий.

7.6. Внутренний аудит осуществляется в рамках управления внутренними рисками в соответствии со стандартами, утверждаемыми приказами Федерального казначейства.

VIII. Требования к организации, осуществлению и структуре
управления внутренними рисками

8.1. Основными требованиями к организации и осуществлению управления внутренними рисками являются:

8.1.1. Требование взаимодействия и координации - в процессе осуществления деятельности по управлению внутренними рисками между ее участниками происходит взаимодействие, которое предполагает обмен информацией о внутренних рисках на систематической основе, а также координация их усилий для решения задач управления внутренними рисками.

8.1.2. Требование документированности - в процессе управления внутренними рисками результаты идентификации, анализа и оценки внутренних рисков, которые используются для целей мониторинга и формирования отчетности по ним, документируются в установленном порядке.

8.1.3. Требование компетентности - субъекты системы управления внутренними рисками должны обладать необходимыми знаниями для профессионального управлениями внутренними рисками.

8.1.4. Требование периодичности - в процессе управления внутренними рисками проводятся регулярный мониторинг и контроль эффективности системы управления внутренними рисками.

8.2. Организационная структура управления внутренними рисками состоит из трех уровней:

руководство Федерального казначейства, уполномоченное подразделение;

структурные подразделения центрального аппарата Федерального казначейства;

руководство и структурные подразделения территориальных органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

8.3. Руководство Федерального казначейства, уполномоченное подразделение осуществляют управление совокупностью внутренних рисков и оценку эффективности функционирования системы управления внутренними рисками, которые предполагают:

формирование общих подходов к управлению внутренними рисками, а также к разработке методологии управления внутренними рисками;

формирование требований и ограничений по процессам управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

ответственного структурного подразделения, которое управляет отдельным внутренним риском (группой внутренних рисков) самостоятельно или совместно с другим структурным подразделением;

общая координация деятельности органов Федерального казначейства и ФКУ "ЦОКР" по управлению внутренними рисками;

систематизация и обобщение информации о внутренних рисках;

контроль функционирования системы управления внутренними рисками;

принятие управленческих решений в части прогнозирования и минимизации внутренних рисков, а также оценка эффективности функционирования системы управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

8.4. Структурные подразделения центрального аппарата Федерального казначейства осуществляют управление внутренними рисками (группами внутренних рисков) в рамках общих подходов к управлению внутренними рисками, ограничений и требований, установленных руководством Федерального казначейства и уполномоченным подразделением.

Структурные подразделения центрального аппарата Федерального казначейства также:

обеспечивают уточнение факторов внутренних рисков, входящих в соответствующую группу;

осуществляют координацию деятельности территориальных органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в части управления внутренними рисками, относящимися к соответствующей группе внутренних рисков;

обеспечивают выявление и классификацию внутренних рисков, относящихся к соответствующей группе внутренних рисков.

8.5. Руководство и структурные подразделения территориальных органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" обеспечивают управление группами внутренних рисков в территориальных органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" соответственно в рамках требований и ограничений, установленных в соответствии с пунктами 8.3, 8.4 настоящего Положения, а также оценку эффективности функционирования системы управления внутренними рисками в территориальных органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

IX. Требования к организации, осуществлению и структуре
внутреннего контроля и внутреннего аудита

9.1. Требованиями к организации и осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита являются:

9.1.1. Требование планирования - планирование внутреннего аудита предполагает разработку документов планирования аудиторской деятельности с учетом требований к темам, срокам проведения и объемам аудиторских мероприятий.

9.1.2. Требование рациональности - внутренний контроль и внутренний аудит организуются таким образом, чтобы исключить осуществление излишних (не предусмотренных требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, административных и технологических регламентов) процессов и операций в ходе их проведения.

9.1.3. Требование документированности - в процессе проведения проверок все полученные сведения подлежат документированию (в том числе в электронном виде) в установленным порядке.

9.1.4. Требование компетентности, добросовестности и честности - субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита должны обладать необходимыми знаниями, добросовестно и честно выполнять возложенные на них обязанности.

9.1.5. Требование ответственности - субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов и качество осуществляемых контрольных мероприятий в соответствии со Стандартом внутреннего контроля и проводимых аудиторских мероприятий.

9.1.6. Требование периодичности - внутренний контроль и внутренний аудит проводятся с установленной периодичностью.

9.1.7. Требование доказательности - выводы, полученные в ходе внутреннего контроля и внутреннего аудита, должны быть обоснованы и подтверждены.

9.2. Организационная структура внутреннего контроля и внутреннего аудита представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита и включает:

сотрудников органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в части возложенных на них функций и полномочий;

начальников структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в части возложенных на них функций и полномочий;

контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

9.3. Сотрудники органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" осуществляют самоконтроль в рамках исполнения должностных обязанностей.

9.4. Начальники структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в рамках исполнения должностных обязанностей организуют и осуществляют внутренний контроль за процессами и операциями, осуществляемыми сотрудниками возглавляемых ими структурных подразделений, в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

9.5. Контрольно-аудиторское подразделение центрального аппарата Федерального казначейства осуществляет внутренний аудит в отношении совокупности операций, совершаемых органами Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурными подразделениями, в том числе в отношении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, а также организации и осуществления внутреннего контроля.

Контрольно-аудиторские подразделения территориальных органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" осуществляют внутренний аудит деятельности территориальных органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и их структурных подразделений.

9.6. Руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" организует и осуществляет общую координацию деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" по внутреннему контролю и внутреннему аудиту, а также непосредственно осуществляет внутренний контроль деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области