Приказ Казначейства России от 17.12.2021 N 356 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2022 год"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ
от 17 декабря 2021 г. N 356

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ, НА 2022 ГОД

В целях реализации положений части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188) приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2022 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Ответственным лицом за реализацию Программы назначить заместителя руководителя Федерального казначейства А.Г. Михайлика.

3. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, определить Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.

4. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства, осуществляющих полномочия по внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, назначить лицо, ответственное за организацию и проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 6 и 15 раздела III "Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения" Программы, и представить в Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства сведения о назначенном ответственном лице в срок до 14 января 2022 года.

5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН

Утверждена
приказом Федерального казначейства
от 17 декабря 2021 г. N 356

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,
НА 2022 ГОД

I. Анализ текущего состояния осуществления внешнего
контроля качества работы аудиторских организаций,
проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой)
отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5
Федерального закона "Об аудиторской деятельности", описание
текущего развития профилактической деятельности
Федерального казначейства по осуществлению внешнего
контроля качества работы аудиторских организаций,
проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой)
отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5
Федерального закона "Об аудиторской деятельности",
характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего
контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям

Предметом внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - ВККР АО) является соблюдение аудиторскими организациями требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2021, N 24, ст. 4188) (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также исполнение ими решений Федерального казначейства (его территориальных органов) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВККР АО, утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2016 г. N 541 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", и Порядка ведения Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Актуализация Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", проводится по мере необходимости.

Сведения о структурных единицах нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВККР АО, также внесены в ФГИС "Реестр обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы)".

Количество аудиторских организаций, являющихся объектами ВККР АО, из года в год сокращается. По сравнению с показателями 2014 года (924 аудиторские организации) число аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", в 2021 году сократилось на 47% и составило 492 организации. Данный факт обусловлен как общей экономической ситуацией, так и особенностями, связанными с реформированием аудиторской деятельности и функционированием рынка аудиторских услуг.

Аудиторские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", международными стандартами аудита (далее - МСА), кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. При этом МСА, кодекс профессиональной этики аудиторов и правила независимости аудиторов и аудиторских организаций основываются на аналогичных международно признанных документах.

В настоящее время предпринимаются значительные усилия по повышению роли аудиторской деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов, что влечет за собой рост требований к качеству оказываемых услуг. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, содержащая, в том числе, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации в интересах повышения роли этой деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов.

При этом именно ВККР АО является одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг.

Сравнительные результаты ВККР АО за период с 2013 по 2021 годы представлены в Таблице N 1.

Таблица N 1

Наименование показателя
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
30.11.2021
Количество запланированных проверок на очередной год
320
258
260
260
262
269
253
264
Количество проведенных плановых внешних проверок
287
227
217
241
247
236
55
241
Соотношение запланированных и проведенных проверок
90%
88%
83%
93%
94%
88%
22%
98%
Количество аудиторских организаций, исключенных из планов проверок
33
31
37
19
14
9
5
19
Количество внеплановых проверок
6
10
22
31
28
25
9
26
Количество принятых решений о применении меры воздействия
247
191
188
224
206
189
72
173

В рамках анализа нарушений, выявленных в ходе ВККР АО по состоянию на 30 ноября 2021 года, установлено следующее:

- требования к системе контроля качества услуг не соблюдаются 62% аудиторских организаций;

- требования к форме и содержанию аудиторского заключения не соблюдаются 60% аудиторских организаций;

- требования к формированию мнения в аудиторском заключении не соблюдаются 43% аудиторских организаций;

- требования к разработке и выполнению аудиторских процедур, сбору достаточных надлежащих аудиторских доказательств не соблюдаются 42% аудиторских организаций;

- требования к рабочей документации не соблюдаются 40% аудиторских организаций.

Всего по состоянию на 30 ноября 2021 года в ходе ВККР АО выявлено 15601 нарушение аудиторскими организациями обязательных требований.

Количество проверок, в ходе которых не выявлено нарушений, в 2021 году составило 16 проверок (3 плановые проверки и 13 внеплановых проверок по контролю за исполнением ранее выданной меры воздействия).

Профилактическая деятельность Федерального казначейства в рамках ВККР АО осуществляется по следующим направлениям:

обеспечение открытости деятельности Федерального казначейства (в том числе посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.roskazna.gov.ru (далее - официальный сайт Федерального казначейства) информации о деятельности по ВККР АО);

проведение различных мероприятий, посвященных вопросам аудиторской деятельности и осуществления ВККР АО (совещаний, конференций, заседаний совещательных органов и рабочих групп) с участием представителей аудиторского сообщества, иных заинтересованных органов власти и организаций;

обобщение правоприменительной практики (в том числе посредством подготовки докладов, отчетов, статистической информации и рекомендаций по недопущению нарушения обязательных требований).

В целях реализации положений части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2021, 24, ст. 4188) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) издан приказ Федерального казначейства от 14 декабря 2020 г. N 366 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов".

Все мероприятия, предусмотренные Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2021 год и Планом-графиком профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, на 2021 год исполнены в полном объеме.

Реализация положений Федерального закона N 294-ФЗ и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188) в 2021 году осуществлялась по следующим направлениям:

- поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ВККР АО;

- поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" текстов правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ВККР АО;

- обобщение результатов ВККР АО;

- проведение мониторинга исполнения аудиторскими организациями обязательных требований;

- информирование на регулярной основе аудиторских организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, обобщение правоприменительной практики и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства и официальных сайтах территориальных органов Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты территориальных органов), проведение совместно с представителями аудиторского сообщества совещаний, конференций и семинаров.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, в 2021 году включали в себя следующую деятельность:

1. В целях повышения информированности общественности по направлению деятельности ВККР АО ведет работу Совет по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236 "О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций" (далее - Совет по организации ВККР АО). Деятельность Совета по организации ВККР АО осуществляется в соответствии с Планом работы Совета по организации ВККР АО на очередной год, утверждаемым руководителем Федерального казначейства - Председателем Совета по организации ВККР АО.

При Совете по организации ВККР АО действуют:

- Рабочая группа по актуализации Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы;

- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы по исполнению аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

В рамках деятельности Рабочей группы по актуализации Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 года, протокол N 29). Указанные предложения одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 9 ноября 2021 года, протокол N 112).

В рамках деятельности Рабочей группы по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы 15 марта 2021 года проведено заседание рабочей группы, посвященное рассмотрению типовых нарушений обязательных требований. Также Федеральным казначейством совместно с представителями Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация "Содружество" (далее - СРО ААС) проведен ряд мероприятий по обмену опытом и информацией о результатах надзорной деятельности и выработке единых подходов при осуществлении ВККР АО.

В рамках деятельности Рабочей группы по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы по исполнению аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена актуализация Методических рекомендаций по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - Методические рекомендации). Методические рекомендации одобрены Советом по аудиторской деятельности (протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 23 сентября 2021 г. N 60).

2. Осуществляется работа Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций с участием представителей аудиторских организаций и СРО ААС. В рамках деятельности указанных комиссий в 2021 году рассмотрены результаты внешних проверок качества работы 64 аудиторских организаций.

Вся информация о деятельности Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, Совета по организации ВККР АО и рабочих групп, созданных при нем, публикуется на официальном сайте Федерального казначейства.

3. По результатам работы по обобщению правоприменительной практики за 2020 год Федеральным казначейством подготовлен обзор правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", за 2020 год, утвержденный приказом Федерального казначейства от 26 февраля 2021 г. N 57.

4. Осуществляется проведение профилактических визитов в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", впервые приступающих к осуществлению деятельности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

5. Осуществляется подготовка ежегодных докладов о проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, которые являются частью итогового доклада о результатах деятельности Федерального казначейства за отчетный год, и об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год. Указанные доклады размещаются на официальном сайте Федерального казначейства.

6. В целях профилактики нарушений в сфере ПОД/ФТ, связанных с аудиторской деятельностью, на официальном сайте Федерального казначейства и официальных сайтах территориальных органов ведутся отдельные разделы, посвященные указанной тематике, в которых публикуются постановления Правительства Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации, приказы и информационные письма Федеральной службы по финансовому мониторингу, отчеты о национальной оценке рисков, методические рекомендации для аудиторов и другая информация.

Также в 2021 году представители Федерального казначейства и его территориальных органов приняли участие в следующих мероприятиях:

- конференциях с аудиторскими организациями по вопросам осуществления ВККР АО в 2021 году;

- круглом столе с участием представителей Росфинмониторинга и СРО ААС по вопросам осуществления ВККР АО;

- межрегиональном совещании на тему: "Актуальные вопросы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций";

- XII Международной научно-практической конференции на тему: "Бухгалтерский учет, анализ и аудит: современное состояние и перспективы развития";

- VIII Всероссийской научно-практической конференции на тему: "Совершенствование ВККР СРО ААС и усиление ответственности аудиторов в целях повышения доверия к аудиту и противодействия недобросовестной конкуренции";

- Всероссийской конференции на тему: "Развитие аудита в России: проблемы и перспективы";

- виртуальных сессиях с представителями международных сетей аудиторских организаций Grand Thorton, PriseWaterhouseCoopers, EY, KPMG, BDO, и Deloitte по вопросам деятельности организаций и применения Международного стандарта управления качеством 1;

- рабочей группе Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR) по правоприменению;

- виртуальном инспекционном семинаре Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR);

- пленарном заседании Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR);

- совещании Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR) по вопросам проведения банковского аудита.

На регулярной основе в режиме аудио-видеоконференцсвязи проводятся вебинары и совещания с территориальными органами Федерального казначейства.

На официальном сайте Федерального казначейства публикуется расширенная информация о результатах проведения плановых и внеплановых проверок в рамках ВККР АО.

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2022 год (далее - Программа) направлена на решение следующих вопросов:

расширение практики осуществления мониторинга деятельности аудиторских организаций в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил;

развитие практики дифференциации профилактической работы в отношении аудиторских организаций, относящихся к различным категориям риска;

совершенствование практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности;

развитие взаимодействия Федерального казначейства с СРО ААС и профессиональным аудиторским сообществом.

II. Цели и задачи реализации Программы профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
при осуществлении внешнего контроля деятельности
аудиторских организаций, оказывающих аудиторские
услуги общественно значимым организациям

Целями реализации Программы являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения аудиторскими организациями обязательных требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов (далее - обязательные требования);

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям аудиторскими организациями обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до аудиторских организаций, повышение их информированности о способах их соблюдения.

Реализация Программы позволит решить следующие задачи:

- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований аудиторскими организациями, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;

- предотвращение готовящихся нарушений обязательных требований и предупреждение аудиторских организаций о наличии признаков нарушений обязательных требований;

- информирование аудиторских организаций об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении аудиторских организаций исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.

III. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения

N п/п
Наименование мероприятия
Срок (периодичность проведения)
Ответственное подразделение органа государственного контроля (надзора)
1.
Информирование аудиторских организаций посредством поддержания в актуальном виде размещенных на официальном сайте Федерального казначейства перечня и текстов правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций
В течение года
Управление по надзору за аудиторской деятельностью (далее - Управление)
2.
Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
В течение года
Управление
3.
Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения аудиторских организаций к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
В течение года
Управление
4.
Информирование аудиторских организаций посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства перечня аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска
В течение года
Управление
5.
Информирование аудиторских организаций посредством размещения в актуальном состоянии на официальном сайте Федерального казначейства Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2022 год
В течение года
Управление
6.
Направление аудиторским организациям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в случае наличия у Федерального казначейства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
В течение года
Управление, территориальные органы Федерального казначейства
7.
Обобщение результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", осуществленного Федеральным казначейством и его размещение на официальном сайте Федерального казначейства
Не позднее 1 марта 2022 года
Управление
8.
Информирование аудиторских организаций о результатах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", посредством размещения на официальном сайте Федерального казначейства доклада об осуществлении Федеральным казначейством внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", представленного в Минэкономразвития России
15 марта 2022 года
Управление
9.
Обобщение результатов правоприменительной практики посредством проведения Федеральным казначейством совместно с территориальными органами, саморегулируемыми организациями аудиторов, иными заинтересованными организациями мероприятий по информированию аудиторских организаций посредством проведения заседаний Совета по организации ВККР АО, заседаний рабочих групп при Совете по организации ВККР АО, семинаров, тематических конференций, консультаций, проводимых как в очном режиме, так и в режиме аудио-видеоконференцсвязи
В течение года
Управление
10.
Информирование аудиторских организаций посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства информации о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами, уполномоченными на осуществление внешнего контроля деятельности аудиторских организаций
Не позднее 5 рабочих дней со дня подписания актов проверок
Управление
11.
Информирование аудиторских организаций посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства статистики количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований
Ежеквартально
Управление
12.
Информирование аудиторских организаций посредством выступления в СМИ (на телевидении)
По согласованию со СМИ
Управление
13.
Информирование аудиторских организаций посредством публикации в журналах
По согласованию со СМИ
Управление
14.
Информирование аудиторских организаций посредством подготовки ежегодного доклада об итогах профилактической работы
1 марта 2022 года
Управление
15.
Проведение профилактических визитов
II - IV кварталы 2022 года
Управление, территориальные органы Федерального казначейства

IV. Показатели результативности и эффективности Программы
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении внешнего контроля
деятельности аудиторских организаций, оказывающих
аудиторские услуги общественно значимым организациям

Показателями результативности и эффективности Программы являются:

- доля проверок, осуществленных в отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок. Показатель определяется как соотношение количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы за отчетный период, по которым выявлены нарушения аудиторскими организациями обязательных требований, и общего количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных за отчетный период;

- количество обжалованных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, к общему количеству обжалованных мер воздействия. Показатель определяется как соотношение количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и оставленных без изменения в отчетном периоде мер воздействия, вынесенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, и общего количества мер воздействия, вынесенных Федеральным казначейством и его территориальными органами;

- количество аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия за отчетный период, к общему количеству аудиторских организаций, проверенных в отчетном периоде. Показатель характеризует результативность осуществления Федеральным казначейством и его территориальными органами внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и определяется как соотношение количества аудиторских организаций, к которым Федеральным казначейством и его территориальными органами применены меры воздействия за отчетный период, и общего количества аудиторских организаций, проверенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отчетном периоде;

- доля проинформированных аудиторских организаций об обязательных требованиях и осуществлении государственного контроля (надзора). Показатель определяется как соотношение суммы количества проведенных проверок и профилактических визитов, в ходе которых осуществлены мероприятия по информированию аудиторских организаций об обязательных требованиях и разъяснению вопросов, связанных с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), и общего количества аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

- доля вовлечения аудиторских организаций в регулярное взаимодействие с Федеральным казначейством. Показатель определяется как соотношение количества аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, принявших участие в проводимых Федеральным казначейством мероприятиях, к общему количеству указанных аудиторских организаций.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области