Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 (ред. от 13.03.2018) "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 декабря 2009 г. N 400

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) и ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах компетенции:

1.1. Обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ и ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внесение требований либо направление заявлений в суд о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов, а также принимать меры к надлежащему исполнению требований прокурора и осуществлению надзора за исполнением судебных решений.

1.2. Осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - полномочия), в том числе возложить эти обязанности на конкретных работников; издать необходимые организационно-распорядительные документы.

Проводить межведомственные совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и организаций федерального уровня, обладающих правом нормотворчества, - Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - федеральные органы и организации), их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

1.3. Инициировать внесение изменений в законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях установления процедуры представления в органы прокуратуры для соответствующей проверки принятых нормативных правовых актов.

1.4. При реализации полномочий наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность в порядке, предусмотренном Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.

1.5. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта (далее - требование) указывать конкретные предложения о способе устранения коррупциогенных факторов: внесение изменений в нормативный правовой акт, отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм), разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенный фактор.

1.6. Руководителям органов прокуратуры лично участвовать в заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации или представительных органов местного самоуправления при рассмотрении требований.

Обеспечить рассмотрение требований, направленных в иные органы государственной власти и местного самоуправления, организации и должностным лицам, с участием представителей прокуратуры.

При рассмотрении требований занимать активную позицию, разъяснять негативные последствия практики правоприменения нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

1.7. В случае отклонения требований использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

1.8. Организовать учет и проведение проверок по обращениям, поступившим в органы прокуратуры согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ.

1.9. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе с использованием сети "Интернет", организовать информационный обмен с общественными организациями и объединениями.

1.10. Продолжить практику информирования соответствующих органов и должностных лиц о наличии коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, не относящихся к категории актов, установленных ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ, а также в проектах нормативных правовых актов.

2. При проведении экспертизы руководствоваться методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.

3. Учитывать, что антикоррупционная экспертиза в соответствии с установленной компетенцией проводится органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов, принятых поднадзорными им федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами по вопросам, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ.

4. При реализации полномочий осуществлять учет нормативных правовых актов по вопросам, определенным п. 2 ст. 3 Федерального закона N 172-ФЗ, и вести реестр изученных актов, внесенных требований, а также результатов рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства заявлений прокурора.

5. Установить, что нормативные правовые акты подлежат изучению в соответствующих органах прокуратуры не позднее одного года со дня принятия.

При наличии оснований, в том числе по результатам анализа практики применения нормативного правового акта, прокурор проводит антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта независимо от указанного срока.

6. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, начальнику отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Главной военной прокуратуры о практике реализации полномочий, установленных ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", о проделанной работе и проблемных вопросах при осуществлении полномочий информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отражая соответствующие сведения в докладной записке, предусмотренной подпунктом 9 пункта 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции..

В докладной записке отражать в том числе информацию о результатах рассмотрения поступивших в органы прокуратуры заключений по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

По итогам года в качестве приложения к указанной докладной записке в электронном виде представлять реестр нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы.

7. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:

7.1. Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов и организаций во взаимодействии с правовым управлением, при необходимости - с другими заинтересованными подразделениями и (или) Университетом Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

7.2. В случае отклонения федеральными органами и организациями требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации готовить соответствующие заявления в суд с участием управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Осуществлять представительство Генеральной прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении в судах соответствующих заявлений.

7.3. Участвовать в судебном заседании в случае обжалования в суд требования, внесенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

По указанию Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя, курирующего деятельность управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском судопроизводстве, обеспечивать участие в судебных заседаниях работников указанного подразделения.

7.4. Каждое полугодие во взаимодействии с Университетом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правовым управлением и управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе анализировать практику реализации органами прокуратуры полномочий и состояние прокурорского надзора в этой сфере. Итоги обобщений использовать при подготовке информационно-аналитических документов.

7.5. Совместно с Главным организационно-аналитическим управлением, Главным управлением обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры, Главным управлением кадров, Университетом Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать соответствующие предложения об изменении статистической отчетности о результатах деятельности прокуроров, о программном обеспечении, обучении прокурорских работников, которым поручено осуществление полномочий.

8. Утвердить типовые формы бланка "Требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного(ых) коррупциогенного(ых) фактора(ов)" (приложение N 1), реестра "Сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы" (приложение N 2), реестра нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащих (содержавших) коррупциогенные факторы (приложение N 3).

9. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

10. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Университета Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение N 1

Утверждено
Приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 28.12.2009 N 400

                                                     В ____________________
                                                     ______________________
                                                     ______________________
                                                     ______________________

                                 ТРЕБОВАНИЕ
        об изменении нормативного правового акта с целью исключения
               выявленного(ых) коррупциогенного(ых) фактора(ов)

    г. (пос.) ________________                     "__" ________________ г.

    Проведенной антикоррупционной экспертизой  ____________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
                (наименование нормативного правового акта)
установлено, что __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(излагаются со ссылкой на методику проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов выявленные коррупциогенные факторы, наступившие
   и возможные последствия правоприменения нормативного правового акта)
    На основании изложенного, руководствуясь ст. 9.1 Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации",

                                  ТРЕБУЮ:

    Внести изменения в ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
                (наименование нормативного правового акта)
путем
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
    (излагается способ устранения выявленных коррупциогенных факторов)
    Требование подлежит обязательному рассмотрению ________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(в зависимости от органа (должностному лицу), в который (которому) вносится
требование, указывается порядок рассмотрения требования, установленный ч. 3
    ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации")
    О    времени    и   месте   рассмотрения   требования   заблаговременно
проинформировать прокурора.
    О   результатах   рассмотрения   требования   незамедлительно  сообщить
прокурору.

Прокурор (заместитель прокурора) __________________________________________
(должность, классный чин, Ф.И.О.)                                 (подпись)

Приложение N 2
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 28.12.2009 N 400

СВЕДЕНИЯ
о проведении независимой антикоррупционной экспертизы

N п/п
Фамилия, имя, отчество или организационно-правовая форма и полное наименование независимого эксперта, подготовившего заключение
Дата подготовки заключения <1>
Наименование нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, проекта иного документа (концепции и технического задания на законопроект, официального отзыва или заключения), в отношении которых проводилась независимая антикоррупционная экспертиза
Коррупциогенные факторы, которые были выявлены в ходе независимой антикоррупционной экспертизы <2>
Результаты рассмотрения заключения независимой антикоррупционной экспертизы <3>
Исходящий номер и дата ответа, направленного независимому эксперту <4>

--------------------------------

<1> Копия заключения обязательно должна прилагаться к данной таблице.

<2> Коррупциогенные факторы указываются в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.

<3> В данной графе указывается, что высказанные в заключении замечания учтены, не учтены или учтены частично.

<4> За исключением случаев, когда на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" ответ независимому эксперту не направлялся.

Приложение N 3
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 28.12.2009 N 400

РЕЕСТР
нормативных правовых актов органов государственной власти
и органов местного самоуправления, содержащих (содержавших)
коррупциогенные факторы

N п/п
Наименование органа, издавшего нормативный правовой акт, реквизиты и наименование нормативного правового акта
Нормы, содержащие (содержавшие) коррупциогенный фактор
Наименование коррупциогенного фактора
Меры прокурорского реагирования
Результаты рассмотрения требований прокурора
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области