Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 N 156 (ред. от 24.03.2023) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 марта 2018 г. N 156

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам рассматривать экстремистскую деятельность как одну из основных и системных угроз государственной и общественной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение экстремистских проявлений, выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремизму.

2. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главному уголовно-судебному управлению, Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел, главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в пределах установленной компетенции:

2.1. На основе анализа состояния законности при наличии оснований проводить проверки соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами норм законов в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремистской деятельности, уделяя особое внимание вопросам профилактики экстремизма.

Обращать особое внимание на исполнение требований закона в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и их территориальных органов.

2.2. Осуществлять надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремистской деятельности.

Мерами прокурорского реагирования добиваться приведения указанных правовых актов в соответствие с законодательством.

Акцентировать внимание на обеспечении соблюдения законности при разработке, принятии, исполнении и финансировании государственных и муниципальных программ профилактики правонарушений в области межнациональных отношений и противодействия экстремизму.

2.3. В целях недопущения использования средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для осуществления экстремистской деятельности организовать их мониторинг, а также установить постоянное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными подразделениями.

2.4. При выявлении в сети "Интернет" информации, распространяемой с нарушением закона, осуществлять подготовку заключений и принимать меры по ограничению доступа к информационным ресурсам в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Направлять материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, при наличии оснований принимать меры реагирования.

2.5. При выявлении в сети "Интернет" информационного материала, признанного судом экстремистским и содержащегося в федеральном списке экстремистских материалов, в установленном порядке направлять информацию в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций либо ее территориальные подразделения для принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам.

2.6. Активно использовать полномочия по обращению в суд в установленном порядке с заявлениями о признании информационных материалов экстремистскими.

При подготовке заявлений в суд учитывать, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Добиваться привлечения к установленной законом ответственности лиц, виновных в массовом распространении экстремистских материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов, их производстве либо хранении в целях массового распространения, а также призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

2.7. Принимать исчерпывающие меры по выявлению и пресечению экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, средств массовой информации.

2.7.1. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму осуществлять подготовку административных исковых заявлений:

о ликвидации организаций в связи с осуществлением экстремистской деятельности в Верховный Суд Российской Федерации;

о запрете деятельности на территории Российской Федерации созданных за рубежом организаций (объединений) в связи с их причастностью к экстремизму, исходя из установленной законом подсудности.

2.7.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам обеспечить:

подготовку и направление в суд административных исковых заявлений о ликвидации общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, а также о запрете деятельности общественных объединений или религиозных организаций, не являющихся юридическими лицами, в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, за исключением заявлений, предусмотренных подпунктом 2.7.1 настоящего приказа;

согласование проектов административных исковых заявлений с управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

2.8. Не реже одного раза в полугодие проводить в уполномоченных органах (МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФТС России) проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, направленной на:

предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений экстремистской направленности;

выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;

установление и ликвидацию источников и каналов финансирования экстремизма;

противодействие использованию сети "Интернет" в экстремистских целях.

Особое внимание уделять законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий, принятию исчерпывающих мер, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, эффективности межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, обеспечив проверку соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

Не реже одного раза в полугодие проводить сверки информации и материалов, направленных Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее межрегиональными управлениями в правоохранительные органы в порядке статьи 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Исходить из того, что обозначенные информации и материалы подлежат проверке в установленном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) порядке при наличии данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе предусмотренных статьей 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. В иных случаях требовать проведения проверки содержащихся в них сведений оперативно-розыскным путем.

2.9. Осуществлять своевременные предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях экстремистской направленности.

2.10. В ходе осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания обеспечить соблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства и законности при принятии процессуальных решений. Особое внимание обращать на эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений, а также на полноту принимаемых мер по установлению лиц, причастных к организации и совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, выявлению и пресечению источников и каналов финансирования преступной деятельности.

2.11. Обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия либо прекращении уголовного дела (уголовного преследования). Оценку принятому процессуальному решению давать на основе комплексного изучения всех материалов уголовного дела, а в случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части первой статьи 208 УПК РФ, - с одновременным изучением материалов соответствующего дела оперативного учета.

2.12. Поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности поручать наиболее опытным и квалифицированным работникам.

Обеспечить своевременное апелляционное и кассационное обжалование незаконных и необоснованных судебных решений по этим делам, а также направление в суд соответствующей инстанции заключений о возобновлении производства по ним в порядке главы 49 УПК РФ при выявлении новых либо вновь открывшихся обстоятельств, влекущих отмену или изменение судебных решений.

2.13. Особое внимание уделять обеспечению надлежащего надзора:

за исполнением требований законов при формировании Федеральной службой по финансовому мониторингу предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведении его до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей;

за соблюдением уполномоченными государственными органами (Минюст России, ФСБ России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации и другие) и их территориальными подразделениями установленных Правительством Российской Федерации правил представления в Росфинмониторинг информации о наличии оснований для включения организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и исключения из него.

2.14. Осуществлять систематический надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в деятельности ФСИН России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

В ходе проверок акцентировать внимание на:

выявлении и пресечении фактов нахождения у осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также в библиотеках, молельных комнатах и иных помещениях исправительных учреждений литературы, документов либо информации на любых носителях, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

выявлении и пресечении фактов" нахождения у осужденных и лиц, содержащихся под стражей, средств мобильной связи и иных вещей и предметов, позволяющих бесконтрольно использовать возможности связи, в том числе сети "Интернет", в целях осуществления экстремистской деятельности;

проведении надлежащей воспитательной, профилактической и иной работы с лицами, придерживающимися радикальных взглядов, изучающими, пропагандирующими и распространяющими экстремистскую идеологию;

своевременном информировании уполномоченных органов о фактах экстремистских проявлений в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;

исполнении возложенных законом обязанностей по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию готовящихся, совершаемых и совершенных в исправительных учреждениях преступлений экстремистской направленности.

По каждому факту выявленных нарушений незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования, добиваться реального устранения причин и условий, им способствовавших, принципиально ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

2.15. Наиболее актуальные проблемы борьбы с экстремизмом обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов и межведомственных совещаниях, по результатам которых разрабатывать дополнительные меры по обеспечению законности и укреплению правопорядка на данном направлении.

2.16. В установленном порядке информировать средства массовой информации и общественность о работе органов прокуратуры по противодействию экстремистской деятельности.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и иным специализированным прокурорам:

3.1. Специальные донесения о преступлениях экстремистской направленности, перечень которых определяется на основании ежегодно утверждаемого совместного указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности", а также последующую информацию о результатах следствия и судебного разбирательства по уголовным делам об этих преступлениях направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3.2. Оперативно информировать управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму о результатах судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности с приложением копий итоговых судебных решений, вступивших в законную силу, а при апелляционном обжаловании судебных решений - копий апелляционных представлений и принятых по результатам их рассмотрения апелляционных определений (постановлений, приговоров).

3.3. При проверке законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении расследования и прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в случае согласия с принятыми решениями их копии не позднее 45 дней с момента поступления прокурору направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму. О преступлениях, предусмотренных пунктом "л" части 2 статьи 105, пунктом "е" части 2 статьи 111, статьями 282.1 - 282.3, 355 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, одновременно направлять материалы проверок и уголовные дела с заключениями о законности принятых решений.

3.4. Копии всех актов прокурорского реагирования и ответов о результатах их рассмотрения по вопросам соблюдения законности при осуществлении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия экстремизму, а также по нарушениям, выявленным при проведении проверок, регламентированных подпунктами 2.13 и 2.14 настоящего приказа, оперативно направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

4. Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел, главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам в соответствии с компетенцией информацию о возбуждении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности, а также о результатах их расследования и судебного рассмотрения (с приложением копий вступивших в законную силу судебных решений) оперативно направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

5. Главному управлению международно-правового сотрудничества в соответствии с компетенцией обеспечить участие органов прокуратуры в выполнении обязательств и реализации прав Российской Федерации, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности, а также по другим вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму.

6. Военным прокурорам:

6.1. В соответствии с настоящим приказом и организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора обеспечить системный надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых они осуществляют полномочия.

6.2. Обеспечить эффективное противодействие нарушениям уставных правил взаимоотношений между военнослужащими на межнациональной, религиозной почве, выявлять и пресекать факты участия военнослужащих в деятельности экстремистских организаций, а также изготовления и распространения военнослужащими, в том числе через сеть "Интернет", материалов экстремистского характера.

6.3. Проекты административных исковых заявлений, предусмотренных подпунктом 2.7.2 настоящего приказа, согласовывать с Главной военной прокуратурой.

6.4. Специальные донесения, копии судебных решений, заключения, материалы проверок и уголовные дела, копии актов прокурорского реагирования, указанные в подпунктах 3.1 - 3.4 настоящего приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

7. Контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности возложить на управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

Контроль за организацией прокурорского надзора и работой военных прокуратур в указанной сфере осуществлять Главной военной прокуратуре.

8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам (за исключением военных прокуроров) по итогам полугодия и года не позднее 25 июля и 25 января направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму докладные записки о состоянии исполнения законов о противодействии экстремистской деятельности и практике прокурорского надзора в этой сфере, включая вопросы уголовно-судебной практики.

Информацию в части вопросов формирования и анализа судебной практики одновременно представлять в Главное уголовно-судебное управление.

Военным прокурорам окружного звена направлять докладные записки не позднее 20 июля и 20 января в Главную военную прокуратуру. Главной военной прокуратуре сведения по вопросам формирования и анализа судебной практики не позднее 25 июля и 25 января направлять в Главное уголовно-судебное управление.

9. Главному уголовно-судебному управлению, Главной военной прокуратуре не позднее 5 августа и 5 февраля направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму обобщенную информацию о состоянии исполнения законов о противодействии экстремистской деятельности и практике прокурорского надзора в регионах, а также о своей работе в этой сфере.

10. Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел, главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам в сроки, указанные в пункте 9 настоящего приказа, представлять в пределах компетенции в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму информацию о проделанной работе в сфере противодействия экстремистской деятельности.

11. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму по итогам полугодия и года обобщать и анализировать информацию об исполнении законов о противодействии экстремистской деятельности, о работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора в этой сфере, результаты докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 15 августа и 15 февраля.

12. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму разработать и направить в нижестоящие прокуратуры типовую схему полугодовой (годовой) докладной записки, предусмотренной пунктом 8 настоящего приказа, с детализацией разделов, подлежащих отражению.

13. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 N 362 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности" признать утратившим силу.

14. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

15. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный
государственный советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области