Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.01.2010 N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 января 2010 г. N 11

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,

ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

В целях совершенствования надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем (далее - легализация (отмывание) преступных доходов), и финансированию терроризма, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным прокурорам, военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

1.2. Проводить проверки исполнения государственными органами, осуществляющими контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, и их должностными лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. В каждом случае давать оценку исполнению законов и достаточности мер, принимаемых по выявленным нарушениям.

1.3. При установлении фактов, свидетельствующих о коррупционных проявлениях со стороны должностных лиц государственных органов, исполняющих обязанности по контролю за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, а также при выявлении нормативных актов указанных органов, содержащих признаки коррупциогенности, направлять материалы в подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов о противодействии коррупции, для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

1.4. Особое внимание обращать на соблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма кредитно-финансовыми учреждениями. Во взаимодействии с правоохранительными органами пресекать факты осуществления в этих учреждениях и организациях операций по легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

1.5. Наладить систематический обмен информацией с Росфинмониторингом и его межрегиональными управлениями о состоянии законности в сфере операций с денежными средствами и иным имуществом, проводить регулярные сверки информации и материалов, направленных в правоохранительные органы в порядке ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

1.6. При осуществлении надзора за рассмотрением правоохранительными органами информации и материалов, поступивших из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", исходить из того, что они подлежат проверке в установленном ст. 144 и 145 УПК РФ порядке при наличии данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе предусмотренных ст. 174, 174.1, 205.1 УК РФ . В иных случаях требовать проверки содержащихся в них сведений оперативно-розыскным путем.

1.7. Не допускать случаев незаконного и необоснованного возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ , реагировать на факты преждевременного их возбуждения при отсутствии признаков преступления, в результате совершения которого получены преступные доходы. Решительно пресекать факты искусственного увеличения числа выявленных фактов легализации (отмывания) преступных доходов путем постановки на учет эпизодов продолжаемых деяний этой категории.

1.8. Не реже одного раза в полугодие в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изучать дела оперативного учета на предмет полноты и законности принимаемых по ним мер, анализировать статистические данные о результатах оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление, пресечение, раскрытие и предупреждение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.

1.9. При осуществлении надзора за расследованием уголовных дел о финансировании терроризма и преступлениях, в результате совершения которых получены легализованные в последующем преступные доходы, добиваться их изъятия из оборота путем наложения судом ареста на имущество в целях обеспечения его конфискации, предусмотренной ст. 104.1 УК РФ .

При расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере экономики с причинением ущерба в крупном и особо крупном размере, террористической, коррупционной направленности принимать меры к получению из Росфинмониторинга информации о сделках и финансовых операциях лиц, причастных к совершению таких преступлений.

1.10. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма, наиболее квалифицированных государственных обвинителей, своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие вида и размера назначенного наказания характеру и степени общественной опасности совершенного преступления.

1.11. Наиболее актуальные проблемы организации работы по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях, особое внимание уделять вопросам эффективного взаимодействия между правоохранительными органами, Росфинмониторингом и иными государственными органами, в том числе в целях выявления источников и каналов финансирования террористических организаций.

1.12. Продолжить работу по повышению квалификации подчиненных работников, в том числе с приглашением на учебные мероприятия представителей Росфинмониторинга, иных заинтересованных государственных органов. Направлять прокурорских работников для участия в межведомственных совещаниях и научно-практических семинарах по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

2.1. Анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма не реже одного раза в год.

2.2. О результатах прокурорской деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма по итогам года информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации не позднее 15 января следующего года.

Копии информаций в те же сроки направлять в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

Военным прокурорам о состоянии работы в этой сфере докладывать в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.

3. Главной военной прокуратуре, подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, главным управлениям по надзору за исполнением федерального законодательства и по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, управлениям по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму изучать и анализировать практику прокурорского надзора по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Результаты обобщений использовать при планировании и осуществлении своей деятельности.

Информацию о результатах анализа представлять ежегодно в срок до 25 января в Главное управление по надзору за следствием, которому обобщать надзорную и судебно-следственную практику в этом направлении.

4. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации во втором полугодии 2010 г. подготовить методические рекомендации по выявлению преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма, их расследованию, а также по вопросам тактики и методики осуществления прокурорского надзора в данной сфере деятельности.

5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.07.2005 N 26 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем" считать утратившим силу.

6. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.ЧАЙКА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области