ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 21 октября 2015 г. N 2133
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
В целях реализации приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий государственных органов и принятия решений по информатизации таможенных органов Российской Федерации в долгосрочной перспективе приказываю:
1. Утвердить прилагаемые основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года (далее - ОНР-2030).
2. Главному управлению информационных технологий ФТС России (Д.В. Данилин), региональным таможенным управлениям, специализированным региональным таможенным управлениям, таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, при планировании мероприятий, направленных на развитие и эксплуатацию информационно-технических и информационно-программных средств, руководствоваться положениями ОНР-2030.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России А.Б. Струкова.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
Приложение
к приказу ФТС России
от 21 октября 2015 г. N 2133
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года (далее - ОНР-2030) разработаны в целях реализации приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий государственных органов и принятия решений по информатизации таможенных органов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Информационно-коммуникационные технологии, используемые в деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), способствуют развитию внешнеэкономической деятельности и дальнейшему повышению качества таможенного администрирования. Их применение обеспечивает автоматизацию процесса поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки для участников внешнеэкономической деятельности, связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности.
Долгосрочное планирование (до 2030 года) мероприятий по развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в таможенных органах должно осуществляться с учетом международных стандартов и основных тенденций развития ИКТ в Российской Федерации и в Евразийском экономическом союзе. Это позволит оперативно совершенствовать ИКТ и обеспечить применение инноваций в таможенном деле.
ОНР-2030 предназначены для обоснования и своевременной организации планирования комплекса мероприятий и работ, направленных на создание новых информационно-коммуникационных технологий и их внедрение в таможенных органах, обеспечение функционирования каналов передачи данных, поддержание в рабочем состоянии информационно-технических средств (далее - ИТС) и информационно-программных средств (далее - ИПС).
ОНР-2030 разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере таможенного дела, информационных технологий и информационного взаимодействия. Перечень основных документов, использованных при разработке ОНР-2030, приведен в приложении N 1 к ОНР-2030.
Проект ОНР-2030 рассмотрен и одобрен на заседании межведомственной рабочей группы по рассмотрению актуальных вопросов информатизации таможенных органов Российской Федерации и обеспечению финансирования основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий (протокол от 18.06.2015 N 2).
II. Состояние инфраструктуры ИКТ таможенных органов
Информационно-коммуникационная инфраструктура ИКТ таможенных органов (далее - инфраструктура ИКТ таможенных органов) представляет собой совокупность средств вычислительной техники с установленными ИПС, средств и систем информационной безопасности, средств коммутации, управления и передачи информации, объединенных линиями связи и каналами передачи данных, систем бесперебойного гарантированного электроснабжения, систем поддержания температурно-влажностного режима, систем пожаротушения, комплексных систем безопасности, которые обеспечивают реализацию функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела.
Инфраструктура ИКТ таможенных органов должна обеспечивать выполнение задач, поставленных перед таможенными органами в условиях постоянно изменяющегося права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, и охватывать уровни:
центрального аппарата ФТС России;
региональных таможенных управлений (РТУ) и специализированных РТУ;
таможен, подчиненных РТУ;
таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;
таможенных постов;
учреждений, находящихся в ведении ФТС России.
Информационно-технические подразделения таможенных органов отвечают за работоспособность средств вычислительной техники с установленными ИПС, средств и систем информационной безопасности, средств коммутации, управления и передачи информации, за функционирование комплексных систем безопасности, линий связи и каналов передачи данных. Ответственность за обеспечение стабильной работы систем бесперебойного гарантированного электроснабжения, систем поддержания температурно-влажностного режима систем пожаротушения возложена на тыловые подразделения таможенных органов.
Краткая характеристика использования ИКТ в деятельности таможенных органов, их функциональная направленность и техническая реализация приведены в приложении N 2 к ОНР-2030.
В настоящее время актуальными проблемами в обеспечении деятельности таможенных органов, связанными с использованием ИКТ, являются:
необходимость развития информационного взаимодействия между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза;
значительное количество СВТ, находящихся в эксплуатации более 2-х сроков полезного использования (более 6 лет);
невысокая динамика сокращения количества и продолжительности нештатных ситуаций (далее - НШС) в функционировании Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО);
недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие и поддержание существующей инфраструктуры ИКТ таможенных органов и обеспечение реализации новых задач, возложенных на ФТС России;
недостаточные условия для информационного взаимодействия с государственными информационными системами и информационными ресурсами;
зависимость от поставок на российский рынок информационно-технических средств и общесистемных программных средств зарубежного производства;
увеличение угроз несанкционированного доступа в ЕАИС ТО со стороны глобального информационного пространства;
необходимость сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения качества совершения таможенных операций;
низкий уровень унификации программно-технических комплексов инфраструктуры ИКТ таможенных органов;
необходимость резервирования и дублирования узловых звеньев в иерархической структуре ЕАИС ТО и оптимизация архитектуры главного центра обработки данных (далее - ЦОД);
недостаточное использование при совершении таможенных операций инноваций в области информационных технологий.
III. Основные направления развития ИКТ
Развитие и внедрение ИКТ в таможенных органах осуществляется в целях автоматизации и информационного обеспечения возложенных на таможенные органы функций и задач в области таможенного дела, предоставления государственных услуг, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, реализации функций, обеспечивающих повседневную деятельность таможенных органов.
Для достижения указанных целей в долгосрочной перспективе и с учетом мировых и общероссийских тенденций в развитии информационных технологий необходимо сконцентрировать усилия на следующих основных направлениях развития ИКТ:
реализация общих процессов в таможенной сфере в рамках Евразийского экономического союза с использованием Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, создаваемой за счет функционального расширения Интегрированной информационной системы взаимной и внешней торговли Таможенного союза;
создание условий, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры ИКТ таможенных органов;
повышение эффективности планирования мероприятий и расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию ИКТ;
поэтапный переход на централизованное предоставление типовых ИТ-сервисов;
поэтапный переход на использование оборудования и программного обеспечения отечественного производства;
совершенствование системы обеспечения безопасности информационных систем и информационных ресурсов таможенных органов с учетом увеличения угроз несанкционированного доступа в ЕАИС ТО со стороны глобального информационного пространства;
развитие ЕАИС ТО, обеспечение совершенствования информационных таможенных технологий и межведомственного электронного взаимодействия, в том числе внедрение механизмов и принципов "единого окна";
внедрение в деятельность таможенных органов унифицированных программно-технических комплексов;
развитие региональных ЦОД и создание главного ЦОД нового поколения;
реализация и широкое использование в деятельности таможенных органов инноваций в области информационных технологий.
В соответствии с основными направлениями развития необходимо обеспечить решение следующих задач:
обеспечение информационного взаимодействия между таможенными и иными органами, участвующими в процессах регулирования внешнеэкономической деятельности, с использованием единой технологической платформы Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза и механизмов и принципов "единого окна", в том числе трансграничного юридически значимого обмена электронными документами в процессе совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенные границы и по единой таможенной территории Евразийского экономического союза;
своевременное оснащение и переоснащение таможенных органов современными ИТС;
обеспечение непрерывного функционирования ЕАИС ТО за счет совершенствования систем внутреннего электроснабжения, технических и эксплуатационных характеристик ИТС, резервирования каналов передачи данных, повышения надежности ИПС и создания комплексной системы эксплуатации;
применение средств автоматизации при проведении работ по планированию мероприятий и расходов на ИКТ с учетом оптимального распределения бюджетных средств между таможенными органами;
поэтапный переход на подключение к государственной единой сети передачи данных;
использование алгоритмов и программ, размещенных в национальном фонде алгоритмов, и программ для электронных вычислительных машин;
проведение постоянного мониторинга российского рынка инноваций в области информационных технологий для подготовки предложений по своевременному внедрению в деятельность таможенных органов новых отечественных разработок;
внедрение программных и технических средств обеспечения информационной безопасности с обеспечением приоритета новым отечественным разработкам;
модернизация существующих и создание перспективных ИПС, обеспечивающих реализацию новых требований к стандартам качества при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств;
реализация межведомственного взаимодействия на основе организации и совершенствования электронного информационного обмена и обеспечения использования органами государственной власти ИКТ;
создание унифицированных программно-технических комплексов на уровнях таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления;
проведение модернизации главного и региональных ЦОД, в том числе выделение в самостоятельный блок комплекса вычислительных средств, содержащих приложения, работающие в режиме реального времени, а также разработка и внедрение высокопроизводительных систем для аналитической деятельности ФТС России;
построение территориально-распределенного главного ЦОД нового поколения, в котором будут реализованы информационные технологии, обеспечивающие централизацию используемых приложений, применение технологий сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (технологий облачных вычислений), использование свободного программного обеспечения;
обеспечение перехода на широкое внедрение мобильных технологий и устройств, реализация интернет-сервисов, массовое оборудование датчиками и исполнительными устройствами материальных объектов и их подключение к сетевой инфраструктуре.
IV. Реализация ОНР-2030 и ожидаемые результаты
Реализацию мероприятий ОНР-2030 планируется осуществлять поэтапно в рамках 3-летних периодов бюджетного планирования, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации:
1 этап - 2016 - 2018 годы;
2 этап - 2019 - 2021 годы;
3 этап - 2022 - 2024 годы;
4 этап - 2025 - 2027 годы;
5 этап - 2028 - 2030 годы.
Выполнение мероприятий ОНР-2030 на всех этапах реализации зависит от объемов выделенных бюджетных средств, поэтому в зависимости от финансирования возможны различные сценарии поддержания и развития инфраструктуры ИКТ таможенных органов. Учитывая важность и приоритет мероприятий, направленных на предоставление каналов передачи данных и обеспечение информационной безопасности, варианты сокращения финансирования этих мероприятий не рассматриваются.
Предусматриваются четыре основных сценария:
базовый сценарий (1 уровень финансирования, приложение N 3 к ОНР-2030) предусматривает плановое развитие и обеспечивает поддержание инфраструктуры ИКТ таможенных органов в полном объеме, развитие ИПС и ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России;
минимальный сценарий (2 уровень финансирования, приложение N 4 к ОНР-2030) предусматривает поддержание инфраструктуры ИКТ таможенных органов в ограниченном объеме и развитие ИПС;
критический сценарий (3 уровень финансирования, приложение N 5 к ОНР-2030) обеспечивает только частичное поддержание инфраструктуры ИКТ таможенных органов и развитие ИПС;
обвальный сценарий (4 уровень финансирования, приложение N 6 к ОНР-2030) не обеспечивает поддержание и развитие инфраструктуры ИКТ таможенных органов.
Основные результаты, которые будут достигнуты при реализации базового сценария развития инфраструктуры ИКТ таможенных органов, представлены в приложении N 7 к ОНР-2030.
Показатели, характеризующие текущие и конечные результаты реализации базового сценария на 1-м этапе ОНР-2030, представлены в приложении N 8 к ОНР-2030. Показатели могут уточняться в зависимости от объемов выделенных бюджетных средств на поддержание и развитие инфраструктуры ИКТ таможенных органов.
При снижении уровня финансирования реализация минимального, критического и обвального сценариев поддержания и развития инфраструктуры ИКТ таможенных органов приведет к следующим основным негативным последствиям:
уменьшение объемов доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляют таможенные органы;
невозможность модернизации программных средств ЕАИС ТО для реализации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и выполнения решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, международных договоров, участником которых является Российская Федерация;
невозможность обеспечить своевременную и полноценную автоматизацию деятельности таможенных органов;
невозможность в полном объеме обеспечить декларирование товаров в электронной форме и использование различных баз данных и сведений, имеющихся в распоряжении таможенных органов и получаемых из других федеральных органов исполнительной власти;
снижение статуса Российской Федерации в показателях "Doing business".
Расчет показателей при снижении уровня финансирования представлен в приложении N 9 к ОНР-2030.
Реализация ОНР-2030 осуществляется на основе планов по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационно-программных и информационно-технических средств, утверждаемых руководством ФТС России, а также планов информатизации таможенных органов на очередной финансовый год и плановый период.
V. Оценка рисков реализации ОНР-2030
Под риском понимается вероятность возникновения события, которое может оказать негативное влияние на достижение целей и ожидаемых результатов реализации ОНР-2030.
Состав рисков обусловлен воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам относятся:
внесение изменений в право Евразийского экономического союза, а также в нормативную правовую базу в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
правовое регулирование в сфере обмена информацией с другими контролирующими органами Российской Федерации, таможенными органами иностранных государств, участниками внешнеторговой деятельности в электронном виде;
рост стоимости товаров и услуг на рынке информационно-технических и программных средств;
рост угроз информационной безопасности;
недостаточное финансирование мероприятий ОНР-2030 из средств федерального бюджета (уровни финансирования и риски невыполнения мероприятий при недостаточных объемах выделяемых бюджетных средств и негативные последствия недофинансирования представлены в приложениях N 4 - 6 и N 10 к ОНР-2030).
К внутренним факторам относятся:
несвоевременное внесение изменений в ИПС, соответствующих изменениям в нормативных правовых актах;
сокращение штатной численности должностных лиц информационно-технических служб таможенных органов;
уровень подготовленности должностных лиц таможенных органов к использованию в своей деятельности ИКТ.
Снижение правовых рисков достигается в соответствии с международной практикой и требованиями международных стандартов за счет своевременного реагирования на происходящие изменения нормативной правовой базы в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Снижение технических рисков достигается:
проведением единой научно-технической политики в таможенных органах;
непрерывным мониторингом рынка товаров, услуг в области информационно-коммуникационных технологий и разработкой на его основе спецификаций современного оборудования;
внедрением современных программно-технических средств и информационных технологий;
разработкой технических требований к ИПС, создаваемым и приобретаемым по заказу ФТС России, с учетом их совместимости с информационными ресурсами таможенных органов;
комплексом мероприятий по обеспечению защиты информации в информационных системах таможенных органов;
высокой технической квалификацией персонала, участвующего в проведении испытаний и приемки ИПС.
Кадровые риски связаны с высокой текучестью кадров информационно-технического профиля и их квалификацией, что может затруднить процесс развития и поддержания ИКТ. Снижение кадровых рисков достигается повышением квалификации должностных лиц и работников таможенных органов в сфере ИКТ, а также использованием механизмов стимулирования оплаты труда и повышения престижа службы в таможенных органах.
Уменьшение вероятности возникновения рисков достигается посредством своевременного планирования и организации непрерывного контроля деятельности по информационно-техническому обеспечению таможенных органов в рамках реализации мероприятий ОНР-2030.
VI. Порядок внесения изменений в ОНР-2030
Изменения, вносимые в ОНР-2030, должны удовлетворять следующим требованиям:
быть актуальными, обоснованными и содержать новые решения и инновационные предложения;
ориентироваться на передовые и перспективные методы и средства информатизации и автоматизации.
Положения ОНР-2030 могут корректироваться в случаях:
изменения государственной политики в области информатизации и, как следствие, необходимости кардинального изменения основных положений документа;
реструктуризации таможенных органов и изменения нормативно-правовой базы.
Предложения о внесении изменений представляются в Главное управление информационных технологий ФТС России для дальнейшего рассмотрения на Научно-техническом совете ФТС России, где они принимаются или отклоняются. При положительном решении изменения вносятся в ОНР-2030 в установленном порядке.
Начальник
Главного управления
информационных технологий
Д.В.ДАНИЛИН
Приложение N 1
к основным направлениям развития
информационно-коммуникационных
технологий в таможенных органах
Российской Федерации до 2030 года
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОНР-2030
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";
постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1240 "О некоторых вопросах по обеспечению использования сети передачи данных органов власти";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 2299-р "Об утверждения плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 - 2015 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. N 176-р "Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р "Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. N 570-р "Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)";
прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;
приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 г. N 96 "Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения";
методические рекомендации по подготовке планов информатизации государственных органов, включая форму плана информатизации государственного органа, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 1 апреля 2013 г. N 71;
методические рекомендации по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 24 апреля 2013 г. N 96;
методические рекомендации по подготовке отчетов о выполнении планов информатизации государственных органов, включая форму отчета о выполнении планов информатизации государственных органов, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 3 июля 2013 г. N 155;
методические рекомендации для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению учета и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по составу сведений, размещаемых в системе учета информационных систем, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 22 августа 2013 г. N 220.
Приложение N 2
к основным направлениям развития
информационно-коммуникационных
технологий в таможенных органах
Российской Федерации до 2030 года
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
И ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
1. Уровень реализации и использования базовой инфраструктуры
ИКТ таможенных органов
N п/п
|
Наименование элемента базовой инфраструктуры ИКТ таможенных органов
|
Характеристика существующих функциональных и технических возможностей элементов базовой инфраструктуры ИКТ таможенных органов
|
Характеристика уровня использования базовой инфраструктуры ИКТ таможенных органов
|
|
показатель использования
|
значение показателя
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Телекоммуникационная инфраструктура.
|
Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС) ФТС России представляет собой систему взаимоувязанных между собой телекоммуникационных узлов таможенных органов, обеспечивающих информационный обмен в рамках Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
ВИТС ФТС России построена по иерархическому принципу и имеет следующие уровни:
1) телекоммуникационные узлы (ТКУ) центрального аппарата (ЦА) ФТС России, ЦИТТУ;
2) ТКУ региональных таможенных управлений (РТУ), таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (Внуковская, Домодедовская, Калининградская областная, Севастопольская, Крымская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная (Кинологический центр ФТС России), Центральная энергетическая и Центральная акцизная таможни);
3) ТКУ таможен РТУ;
4) ТКУ таможенных постов.
Телекоммуникационные узлы связаны между собой магистральными и региональными цифровыми каналами (арендованными у операторов связи или построенными ФТС России) в единое абонентское поле ведомственной телефонной связи и ведомственной электронной почты. Оборудование телекоммуникационных узлов базируется на платформе маршрутизаторов и коммутаторов Cisco (более 90%) и телефонных станциях Nortel (Meridian-1), Si-2000, Миником DX-500.
|
Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры ВИТС ФТС России
|
100%
|
2
|
Сеть передачи данных.
|
|||
3
|
Центры обработки данных
|
Обработка, резервирование и хранение данных осуществляется в вычислительных центрах (ВЦ), которые являются базовыми элементами ЕАИС ТО.
Технологическая инфраструктура включает Центральный вычислительный комплекс (ЦВК) ФТС России и 8 региональных ВЦ (РВЦ), которые представляют собой совокупность технических, программных, информационных и телекоммуникационных компонентов.
РВЦ обеспечивают функционирование клиентских приложений программных средств (ПС) в таможенных органах (ТО) соответствующего региона, а также взаимодействие с автоматизированными системами (АС) субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), зарегистрированных в данном регионе. В РВЦ хранятся данные, полученные в процессе деятельности ТО, входящих в состав региона.
ЦВК обеспечивает функционирование клиентских приложений ПС на уровне ЦА ФТС России, взаимодействие РВЦ, участников ВЭД с ТО. На уровне ЦВК хранятся данные всех РВЦ.
Аппаратно-программная платформа ВЦ:
серверы: rx6600; rx4640; DL360; DL380;
Blade системы в шасси: BL 3000;
операционные системы:
Windows, Open VMS
СУБД: ORACLE;
Системы хранения данных: EVA5000; EVA8100; EVA4400.
|
доля используемых программно-аппаратных ресурсов
|
100%
|
доля должностных лиц, использующих программные компоненты вычислительных комплексов (центров)
|
80%
|
|||
4
|
Удостоверяющие центры в области электронной цифровой подписи
|
Аппаратно-программные средства информационной безопасности и технической защиты информации (ИБиТЗИ) в составе системы ведомственных удостоверяющих центров ТО.
|
количество удостоверяющих центров
|
8
|
5
|
Единая система технической поддержки ИКТ
|
Используется автоматизированная система управления нештатными ситуациями в функционировании информационных систем таможенных органов (АСУ НШС), HP OpenVien Service Desk. Часть сервисов технической поддержки обеспечивается круглосуточно.
|
коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры
|
90%
|
6
|
Категории циркулирующей информации и обеспечение ИБиТЗИ
|
Информация несекретная.
Программно-аппаратная платформа:
АВЗ Касперского, "Аккорд-АМДЗ", ЭЗ "Соболь", КШ Континент, МЭ ССПТ-2, ISS, КриптоПро и прочие средства ИБиТЗИ.
|
количество средств защиты информации (СЗИ) с характеристиками, достаточными для реализации функций, возложенных на ТО
|
4111
|
7
|
Единый шлюз межведомственного электронного взаимодействия
|
В рамках реализации двусторонних соглашений обеспечивается информационное взаимодействие в электронном виде с использованием в качестве шлюза специализированного ПС КПС "Обмен-М".
Подключение таможенных органов к системе межведомственного электронного взаимодействия осуществляется через единую точку на федеральном уровне. На программном уровне взаимодействие осуществляется через КПС "Взаимодействие".
|
количество ведомств, которым ФТС России предоставляет информацию:
|
7
|
количество ведомств, от которых ФТС России получает информацию
|
35
|
|||
8
|
Ведомственные системы общего пользования:
|
|||
8.1
|
система электронной почты
|
Программно-аппаратная платформа обеспечения доступа к услугам электронной почты:
MS Exchange server;
почтовые серверы (по два 4-ядерных процессора, ОП - 4 Gb, RAID-контроллер с интерфейсом SAS) в каждом таможенном органе.
|
доля АРМ должностных лиц, подключенных к системе электронной почты
|
80%
|
8.2
|
система электронного документооборота
|
Автоматизированная система учета и контроля исполнения документов АС "УКИД-2" в составе ЕАИС ТО (с января 2005 года).
Для повышения эффективности применения требуется модернизация АС "УКИД-2" на основе использования современных информационных технологий электронного документооборота.
|
доля структурных подразделений ЦА ФТС России и территориальных органов, подключенных к СЭД
|
100%
|
8.3
|
ведомственный Интранет-портал
|
Введен в эксплуатацию в августе 2004 года.
Функциональные возможности Интранет-портала, реализованные в настоящее время:
поддержка единого виртуального хранилища ведомственных данных;
сквозной полнотекстовый поиск в различных источниках данных;
формирование единых узлов данных в рамках системы для совместной работы отдельных должностных лиц;
авторизация пользователей, позволяющая разграничивать права доступа к информации и предоставлять пользователям только необходимый срез данных;
обеспечение синдикации Интернет-ресурсов, в т.ч. в части его интеграции с системами:
информационно-правового обеспечения;
электронного документооборота;
управления кадрами;
управления ведомственной статистикой;
официальным сайтом ФТС России;
прикладные информационно-программные средства, входящие в состав ЕАИС ТО.
Аппаратно-программная платформа Интранет-портала: серверное оборудование, MS Windows 2003, MSSharePoint2003, MS SQL. Требуется обновление аппаратно-программной платформы.
|
доля АРМ должностных лиц, имеющих доступ к Интранет-порталу при наличии доступа к ВИТС ФТС России:
|
|
- в структурных подразделениях ЦАФТС России;
|
100%
|
|||
- в территориальных органах
|
100%
|
|||
9
|
Справочные системы
|
В ЦА и территориальных органах используются справочные системы "Кодекс", "ВЭД-ИНФО", "Консультант Плюс", СПС "Гарант" в соответствии с договорами:
1) Договор о сотрудничестве между ФТС России и некоммерческим партнерством "Информационно-правовой консорциум "Кодекс" от 29 декабря 2004 г.;
2) Договор о сотрудничестве в области правовой информации между ФТС России и ООО "СТМ" от 29 декабря 2004 г.;
3) Договор о сотрудничестве в области правовой информации между ФТС России и ЗАО "Консультант Плюс" от 10 февраля 2005 г.;
4) Договор об информационно-правовом сотрудничестве между ФТС России и научно-производственным предприятием "Гарант-Сервис" от 10 февраля 2005 г.
|
доля АРМ должностных лиц, подключенных к справочным системам
|
80%
|
10
|
Автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц
|
Состав оборудования АРМ:
системный блок и монитор (или моноблок), принтер индивидуальный;
системный блок и монитор (или моноблок), принтер сетевой;
системный блок и монитор (или моноблок), сканер, принтер сетевой.
Каждое рабочее место оборудовано розетками для подключения телефонного аппарата и системного блока к ЛВС.
|
доля должностных лиц, оснащенных АРМ
|
100%
|
доля АРМ, подключенных к ЛВС
|
80%
|
2. Уровень реализации и использования ведомственных
прикладных информационных систем, обеспечивающих
осуществление ФТС России возложенных на нее функций
N п/п
|
Осуществляемые функции
|
Наименование ведомственной прикладной информационной системы поддержки осуществления функций
|
Характеристика существующих функциональных и технических возможностей ведомственной прикладной информационной системы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (далее - ЕАИС ТО).
Начало функционирования - 1992 год.
|
Элементы системы:
Центральный вычислительный комплекс (ЦВК) ФТС России;
региональные вычислительные центры (РВЦ) - 8;
вычислительные комплексы таможен и таможенных постов;
ВИТС ФТС России;
ЛВС ТО (серверное оборудование, сетевое оборудование, АРМ пользователей).
Аппаратно-программная платформа:
серверное оборудование rx6600, rx4640, DL360, DL380;
blade системы в шасси BL 3000;
системы хранения данных EVA5000, EVA8100, EVA4400;
рабочие станции на базе процессоров Intel P4 и выше;
операционные системы Open VMS, MS Windows 2000 (2003, 2008) Server, MS Windows 2000 Professional, Windows XP, Windows Vista, Windows 7;
СУБД Oracle 10.2.0.3 и выше для уровня ЦВК ФТС России и РВЦ, MS SQL Server 2000 и выше, FireBird, MS Access для уровня таможен;
программные средства, созданные в интересах и по заказу ФТС России;
программно-аппаратные средства ИБиТЗИ.
|
||
1
|
Основные функции:
|
||
1.1
|
Осуществление контроля и учета за поступлением таможенных платежей
|
В составе ЕАИС ТО:
АПС "Лицевые счета";
АИС "Ордер";
АС "Обеспечение".
|
Учет и контроль поступления, начисления, списания и перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета. Учет и контроль обеспечения уплаты таможенных платежей.
|
1.2
|
Таможенные операции и таможенный контроль
|
В составе ЕАИС ТО:
автоматизированная информационная система (АИС) "АИСТ-М";
автоматизированная система (АС) АС "Автотранспорт";
АС КТТ-2;
КПС "Карнет-АТА";
АС "ПП";
автоматизированная подсистема (АПС) "Электронное представление сведений";
АИС "Ордер";
АПС "СКВВ";
КПС "Сбор информации по ГТД";
ИРС "ВЭД";
ИСС "Малахит";
транспортно-технологическая подсистема "ТТП ЕАИС ТО".
|
Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами, конвенциями по вопросам таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
Формирование центральной базы данных таможенных документов (ЦБД ТД) и иных баз данных, необходимых для исполнения других функций, возложенных на таможенные органы.
|
1.3
|
Соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых на территорию ЕАЭС и вывозимых товаров
|
В составе ЕАИС ТО:
АС "БД РД";
КПС "Тарифы-1".
|
Осуществляется контроль и обеспечивается соблюдение запретов и ограничений в сфере технического регулирования в части содействия развитию экспортного контроля, обеспечения мер по защите государственной безопасности, жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей.
|
1.4
|
Осуществление валютного контроля
|
В составе ЕАИС ТО:
КПС "Агент ВК";
КПС "Ведение РБД ВК";
КПС "Сбор ЭКВО";
КПС "Учет ВО";
КПС "Мониторинг ВО".
|
Осуществляется контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Осуществление в соответствии с международными договорами мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС валюты, ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков государств - членов ЕАЭС.
|
1.5
|
Обеспечение защиты права на объекты интеллектуальной собственности
|
В составе ЕАИС ТО:
КПС "Семантика";
КПС "Тарифы-1".
|
Осуществляется контроль и обеспечивает защиту права на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
1.6
|
Борьба с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями
|
В составе ЕАИС ТО:
АИС "Правоохрана".
|
Осуществляется информационная поддержка по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
|
1.7
|
Ведение таможенной статистики внешней торговли
|
В составе ЕАИС ТО:
АС анализа данных и поддержки принятия решения (АС АДППР "Аналитика-2000");
АС "Доступ-ТСВТ";
КПС "Публикация-ТСВТ";
АИС "Анализ СНГ";
АИС "Закономерность";
АП "Анализ-К";
КПС "Тарифы-статотчетность".
|
Осуществляется ведение, анализ и представление федеральным органам государственной власти и международным организациям данных таможенной статистики внешней торговли.
|
1.8
|
Принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТНВ ЭД
|
В составе ЕАИС ТО:
КПС "Тарифы - Предварительные решения";
КПС "Тарифы - Анализ".
|
С использованием КПС осуществляется:
ведение электронной базы данных предварительных решений;
контроль сроков исполнения запросов заявителей о принятии предварительных решений;
применение должностными лицами ТО сведений из электронной базы данных предварительных решений при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля.
|
1.9
|
Информирование и консультирование в области таможенного дела
|
КПС "WEB-сервер ФТС России" (официальный сайт ФТС России) www.customs.ru (с июня 2003 г.)
Аппаратно-программная платформа: Solaris 10, Oracle 10.2.0.4
|
Осуществляется размещение на сайте:
нормативных правовых актов в области таможенного дела;
информации о принятых предварительных решениях о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;
информации об обязательном подтверждении соответствия товаров.
|
2
|
Обеспечивающие функции:
|
||
2.1
|
Финансово-хозяйственная деятельность
|
Интегрированная информационная система финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов (ИИС ФХД ТО) в составе ЕАИС ТО (в эксплуатации с 2003 года)
|
ИИС ФХД ТО (АИС ФХД) позволяет осуществлять:
бюджетное планирование и финансирование;
бюджетный учет и отчетность;
учет материально-технических ресурсов (МТР);
планирование потребностей в МТР;
учет научно-технической продукции.
|
2.2
|
Делопроизводство
|
Автоматизированная система учета и контроля исполнения документов (АС "УКИД-2" в составе ЕАИС ТО, ввод в эксплуатацию - январь 2005 года).
|
Обеспечивается:
автоматизированная регистрация, создание электронных образов документов, контроль исполнения документов, рассылка документов, выполнение информационно-запросных и поисковых операций по документам;
хранение актуальных данных о документах;
ведение статистики и отчетов по документообороту;
администрирование пользователей и управление правами доступа к обрабатываемой информации;
применение ЭП;
рассмотрение документов и согласование проектов документов в электронном виде;
обмен документами с органами государственной власти, таможенными органами;
взаимодействие с официальным сайтом ФТС России.
Требуется доработка в части формирования электронного архива, перехода на новую технологию работы с базами данных АС "УКИД-2".
|
2.3
|
Управление персоналом
|
АИС кадровых подразделений ТО (АИС "Кадры-2") в составе ЕАИС ТО (ввод в эксплуатацию - март 2005 года).
|
Реализованы функции:
ввод, обработка, ведение и хранение справочных баз данных, оперативной информации;
передача, сбор информации между уровнями организационной структуры;
формирование отчетности по функциональной принадлежности;
выполнение запросных и поисковых операций по кадровому составу ФТС России;
сбор и централизованное хранение актуальных данных о составе кадров таможенных органов;
формирование оперативных отчетов;
выполнение информационно-запросных и поисковых операций по кадрам;
подготовка "сводных" приказов по присвоению специальных званий и классных чинов, а также по награждению сотрудников и государственных служащих подчиненных таможенных органов;
подготовка отчетов по кадровому составу таможенных органов.
|
2.4
|
Информационно-правовое обеспечение должностных лиц таможенных органов и взаимодействие между ними
|
Интранет-портал (ввод в эксплуатацию - август 2004 года);
КПС "Портал ФТС России";
КПС "Портал РТУ";
КПС "Судебная практика".
|
Реализованы функции:
поддержка единого виртуального хранилища ведомственных данных;
сквозной полнотекстовый поиск в различных источниках данных;
формирование в рамках системы единых узлов данных для совместной работы группы должностных лиц;
авторизация пользователей, позволяющая разграничить права доступа к информации и предоставлять пользователям только доступные для них данные;
обеспечение синдикации Интернет-ресурсов;
интеграция с системами:
информационно-правового обеспечения;
электронного документооборота;
управления кадрами;
официальным сайтом ФТС России;
подсистемой анализа данных системы оперативного контроля за процессами таможенного оформления и контроля "Мониторинг-Анализ";
КПС "Визуализация";
автоматизированной системой контроля таможенной стоимости, и другими системами ЕАИС ТО.
|
Приложение N 3
к основным направлениям развития
информационно-коммуникационных
технологий в таможенных органах
Российской Федерации до 2030 года
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫЕ
ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
(1 уровень финансирования, базовый),
без учета инфляции, в тыс. рублей
N п/п
|
Мероприятие
|
Цель мероприятия
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
1
|
Предоставление операторами связи каналов передачи данных и услуг связи
|
Обеспечение внутреннего и внешнего информационного обмена ведомства
|
1227483,80
|
1227483,80
|
1227483,80
|
2
|
Проведение спецработ по защите информации
|
Нейтрализация угроз и обеспечение информационной безопасности
|
298619,38
|
298619,38
|
298619,38
|
3
|
Сопровождение, внедрение и техподдержка информационно-программных средств
|
Поддержание в актуальном состоянии информационно-программных средств
|
1691294,91
|
1691294,91
|
1691294,91
|
4
|
Создание новых и модернизация существующих информационно-программных средств
|
Совершенствование информационно-программных средств для обеспечения выполнения возложенных на ФТС России государственных функций и предоставления государственных услуг
|
491554,20
|
491554,20
|
491554,20
|
5
|
Эксплуатация серверного оборудования (регламентные работы, ремонт и ЗИП)
|
Поддержание серверного оборудования в исправном состоянии
|
129292,98
|
129292,98
|
129292,98
|
6
|
Эксплуатация рабочих станций (регламентные работы, ремонт и ЗИП)
|
Поддержание рабочих станций в исправном состоянии
|
197428,59
|
197428,59
|
197428,59
|
7
|
Эксплуатация оргтехники (регламентные работы, ремонт и ЗИП)
|
Поддержание оргтехники в исправном состоянии
|
131367,90
|
131367,90
|
131367,90
|
8
|
Эксплуатация телекоммуникационного оборудования и средств связи (регламентные работы, ремонт и ЗИП)
|
Поддержание телекоммуникационного оборудования и средств связи в исправном состоянии
|
212925,43
|
212925,43
|
212925,43
|
9
|
Закупка серверного оборудования и комплектующих
|
Обновление парка серверного оборудования
|
742234,47
|
742234,47
|
742234,47
|
10
|
Закупка рабочих станций
|
Обновление парка рабочих станций
|
199202,13
|
199202,13
|
199202,13
|
11
|
Закупка оргтехники
|
Обновление парка оргтехники
|
30569,41
|
30569,41
|
30569,41
|
12
|
Закупка средств телекоммуникационного оборудования и связи
|
Обновление парка средств телекоммуникационного оборудования и связи
|
161593,89
|
161593,89
|
161593,89
|
13
|
Закупка средств защиты информации
|
Обновление парка средств защиты информации
|
107326,50
|
107326,50
|
107326,50
|
14
|
Монтаж и пуско-наладка локально-вычислительных сетей и телекоммуникационного оборудования
|
Развитие ВИТС ФТС России
|
108903,10
|
108903,10
|
108903,10
|
ВСЕГО:
|
5729796,69
|
5729796,69
|
5729796,69
|
Приложение N 4
к основным направлениям развития
информационно-коммуникационных
технологий в таможенных органах
Российской Федерации до 2030 года
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
(2 уровень финансирования, сокращение расходов на закупку
информационно-технических средств на 71%, на монтаж
и пуско-наладку локально-вычислительных сетей
и телекоммуникационного оборудования на 100%),
без учета инфляции, в тыс. рублей
N поз.
|
Мероприятия
|
Цель мероприятия
|
Базовый уровень финансирования
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
Уровень финансирования. Негативные последствия недофинансирования
|
1
|
Предоставление операторами связи каналов передачи данных и услуг связи
|
Обеспечение внутреннего и внешнего информационного обмена ведомства
|
1227483,80
|
1227483,80
|
1227483,80
|
1227483,80
|
Оптимальный. Мероприятие должно финансироваться в полном объеме
|
2
|
Проведение спецработ по защите информации
|
Нейтрализация угроз и обеспечение информационной безопасности в ведомстве
|
298619,38
|
298619,38
|
298619,38
|
298619,38
|
Оптимальный. Мероприятие должно финансироваться в полном объеме
|
3
|
Сопровождение, внедрение и техподдержка информационно-программных средств
|
Поддержание в актуальном состоянии информационно-программных средств
|
1691294,91
|
1691294,91
|
1691294,91
|
1691294,91
|
Оптимальный
|
4
|
Создание новых и модернизация существующих информационно-программных средств
|
Совершенствование информационно-программных средств для реализации возложенных на ФТС России полномочий
|
491554,20
|
491554,20
|
491554,20
|
491554,20
|
Оптимальный
|
5
|
Эксплуатация серверного оборудования, рабочих станций, оргтехники, телекоммуникационного оборудования и средств связи (регламентные работы, ремонт и ЗИП)
|
Поддержание информационно-технических средств в исправном состоянии
|
671014,90
|
671014,90
|
671014,90
|
671014,90
|
Оптимальный
|
6
|
Закупка серверного оборудования, рабочих станций, оргтехники, телекоммуникационного оборудования, средств связи и защиты информации
|
Обновление парка информационно-технических средств
|
1240926,40
|
357000,00
|
357000,00
|
357000,00
|
Недостаточный. Увеличение НШС и затрат на эксплуатацию в результате повышения доли СВТ со сроками эксплуатации 6 и более лет. Невыполнение требований по обеспечению защиты информации
|
7
|
Монтаж и пуско-наладка локально-вычислительных сетей и телекоммуникационного оборудования
|
Развитие ВИТС ФТС России
|
108903,10
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Финансирование отсутствует. Повышение нагрузки на телекоммуникационное оборудование и невозможность обеспечения информационного обмена между вновь образованными (перемещенными) таможенными органами. Увеличение НШС, связанных со сбоями в функционировании ВИТС ФТС России
|
ВСЕГО:
|
5729796,69
|
4736967,19
|
4736967,19
|
4736967,19
|
Приложение N 5
к основным направлениям развития
информационно-коммуникационных
технологий в таможенных органах
Российской Федерации до 2030 года
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
(3 уровень финансирования, сокращение расходов
на закупку информационно-технических средств на 71%,
на монтаж и пуско-наладку локально-вычислительных сетей
и телекоммуникационного оборудования на 100%,
на сопровождение ИПС на 20%, на эксплуатацию СВТ
и оргтехники на 100%), без учета инфляции, в тыс. рублей
N поз.
|
Мероприятия
|
Цель мероприятия
|
Необходимый объем финансирования
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
Уровень финансирования. Негативные последствия недофинансирования
|
1
|
Предоставление операторами связи каналов передачи данных и услуг связи
|
Обеспечение внутреннего и внешнего информационного обмена ведомства
|
1227483,80
|
1227483,80
|
1227483,80
|
1227483,80
|
Оптимальный. Мероприятие должно финансироваться в полном объеме
|
2
|
Проведение спецработ по защите информации
|
Нейтрализация угроз и обеспечение информационной безопасности в ведомстве
|
298619,38
|
298619,38
|
298619,38
|
298619,38
|
Оптимальный. Мероприятие должно финансироваться в полном объеме
|
3
|
Сопровождение, внедрение и техподдержка информационно-программных средств
|
Поддержание в актуальном состоянии информационно-программных средств
|
1691294,91
|
1353035,93
|
1353035,93
|
1353035,93
|
Увеличение количества НШС, связанных с нестабильной работой ИПС
|
4
|
Создание новых и модернизация существующих информационно-программных средств
|
Совершенствование информационно-программных средств для реализации возложенных на ФТС России полномочий
|
491554,20
|
491554,20
|
491554,20
|
491554,20
|
Оптимальный
|
5
|
Эксплуатация серверного оборудования, рабочих станций, оргтехники, телекоммуникационного оборудования и средств связи (регламентные работы, ремонт и ЗИП)
|
Поддержание информационно-технических средств в исправном состоянии
|
671014,90
|
342218,41
|
342218,41
|
342218,41
|
Недостаточный. Увеличение НШС и отказов в работе ИПС, приводящих к невозможности реализации ТО государственных функций и предоставления государственных услуг
|
6
|
Закупка серверного оборудования, рабочих станций, оргтехники, телекоммуникационного оборудования, средств связи и защиты информации
|
Обновление парка информационно-технических средств
|
1240926,40
|
357000,00
|
357000,00
|
357000,00
|
Недостаточный. Увеличение НШС и затрат на эксплуатацию в результате повышения доли СВТ со сроками эксплуатации 6 и более лет. Невыполнение требований по обеспечению защиты информации
|
7
|
Монтаж и пуско-наладка локально-вычислительных сетей и телекоммуникационного оборудования
|
Развитие ВИТС ФТС России
|
108903,10
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Финансирование отсутствует. Повышение нагрузки на телекоммуникационное оборудование и невозможность обеспечения информационного обмена между вновь образованными (перемещенными) таможенными органами. Увеличение НШС, связанных со сбоями в функционировании ВИТС ФТС России
|
ВСЕГО:
|
5729796,69
|
4069911,72
|
4069911,72
|
4069911,72
|
Приложение N 6
к основным направлениям развития
информационно-коммуникационных
технологий в таможенных органах
Российской Федерации до 2030 года
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
(4 уровень финансирования, сокращение расходов
на закупку информационно-технических средств на 71%,
на монтаж и пуско-наладку локально-вычислительных сетей
и телекоммуникационного оборудования на 100%,
на сопровождение ИПС на 20%, на эксплуатацию рабочих
станций и оргтехники на 100%, на модернизацию и внедрение
ИПС на 100%), без учета инфляции, в тыс. рублей
N поз.
|
Мероприятия
|
Цель мероприятия
|
Необходимый объем финансирования
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
Уровень финансирования. Негативные последствия недофинансирования
|
1
|
Предоставление операторами связи каналов передачи данных и услуг связи
|
Обеспечение внутреннего и внешнего информационного обмена ведомства
|
1227483,80
|
1227483,80
|
1227483,80
|
1227483,80
|
Оптимальный. Мероприятие должно финансироваться в полном объеме.
|
2
|
Проведение спецработ по защите информации
|
Нейтрализация угроз и обеспечение информационной безопасности в ведомстве
|
298619,38
|
298619,38
|
298619,38
|
298619,38
|
Оптимальный. Мероприятие должно финансироваться в полном объеме.
|
3
|
Сопровождение, внедрение и техподдержка информационно-программных средств
|
Поддержание в актуальном состоянии информационно-программных средств
|
1691294,91
|
1151455,21
|
1151455,21
|
1151455,21
|
Недостаточный. Невыполнение "дорожной карты" "Совершенствования таможенного администрирования". Увеличение количества НШС, связанных с нестабильной работой ИПС
|
4
|
Создание новых и модернизация существующих информационно-программных средств
|
Совершенствование информационно-программных средств для реализации возложенных на ФТС России полномочий
|
491554,20
|
81914,20
|
81914,20
|
81914,20
|
Недостаточный. Невыполнение "дорожной карты" "Совершенствования таможенного администрирования"
|
5
|
Эксплуатация серверного оборудования, рабочих станций, оргтехники, телекоммуникационного оборудования и средств связи (регламентные работы, ремонт и ЗИП)
|
Поддержание информационно-технических средств в исправном состоянии
|
671014,90
|
342218,41
|
342218,41
|
342218,41
|
Недостаточный. Увеличение количества неисправной техники, отказов в работе ИТС, приводящих к невозможности реализации ТО государственных функций и предоставления государственных услуг
|
6
|
Закупка серверного оборудования, рабочих станций, оргтехники, телекоммуникационного оборудования, средств связи и защиты информации
|
Обновление парка информационно-технических средств
|
1240926,40
|
357000,00
|
357000,00
|
357000,00
|
Недостаточный. Увеличение НШС и затрат на эксплуатацию в результате повышения доли СВТ со сроками эксплуатации 6 и более лет. Невыполнение требований по обеспечению защиты информации
|
7
|
Монтаж и пуско-наладка локально-вычислительных сетей и телекоммуникационного оборудования
|
Развитие ВИТС ФТС России
|
108903,10
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Финансирование отсутствует. Повышение нагрузки на телекоммуникационное оборудование и невозможность обеспечения информационного обмена между вновь образованными (перемещенными) таможенными органами. Увеличение НШС, связанных со сбоями в функционировании ВИТС ФТС России
|
ВСЕГО:
|
5729796,69
|
3458691,00
|
3458691,00
|
3458691,00
|
Приложение N 7
к основным направлениям развития
информационно-коммуникационных
технологий в таможенных органах
Российской Федерации до 2030 года
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ДОСТИГНУТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
БАЗОВОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИКТ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Основные направления развития
|
Этапы реализации
|
Основные результаты
|
1
|
2
|
3
|
Реализация общих процессов в рамках Евразийского экономического союза в таможенной сфере с использованием Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза
|
1 этап: 2016 - 2018 гг.
|
Обеспечено информационное взаимодействие между таможенными и иными органами, участвующими в процессах регулирования внешнеэкономической деятельности, с использованием единой технологической платформы Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза.
|
2 этап: 2019 - 2021 гг.
|
Реализованы механизмы и принципы единого окна при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенные границы и по единой таможенной территории Евразийского экономического союза.
|
|
Создание условий, обеспечивающих устойчивое функционирование инфраструктуры ИКТ таможенных органов
|
1 этап: 2016 - 2018 гг.
|
Осуществлено переоснащение таможенных органов новыми ИТС. Доля ИТС со сроком эксплуатации менее 6 лет (менее двух сроков полезного использования) в общем количестве ИТС, эксплуатируемых в таможенных органах, составит 70%.
|
2 этап: 2019 - 2021 гг.
|
Осуществлено переоснащение таможенных органов новыми ИТС. Доля ИТС со сроком эксплуатации менее 6 лет (менее двух сроков полезного использования) в общем количестве ИТС, эксплуатируемых в таможенных органах, составит 84%. Завершено переоснащение объектов таможенной инфраструктуры гарантированными и бесперебойными источниками энергоснабжения.
|
|
3 этап: 2022 - 2024 гг.
|
Осуществлено переоснащение таможенных органов новыми ИТС. Доля ИТС со сроком эксплуатации менее 6 лет (менее двух сроков полезного использования) в общем количестве ИТС, эксплуатируемых в таможенных органах, составит 86%. Проведен комплекс работ по обеспечению отказоустойчивости ЕАИС ТО.
|
|
Повышение эффективности планирования мероприятий и расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию ИКТ
|
1 этап: 2016 - 2018 гг.
|
Автоматизирована деятельность по планированию расходов на ИКТ и оптимальному распределению бюджетных средств между таможенными органами.
|
Поэтапный переход на централизованное предоставление типовых ИТ-сервисов
|
1 этап: 2016 - 2018 гг.
|
Осуществлено подключение к единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации. Обеспечен обмен алгоритмами и программами, размещенными в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин.
|
3 этап: 2022 - 2024 гг.
|
Осуществлен поэтапный переход на подключение к государственной единой сети передачи данных.
|
|
Поэтапный переход на использование оборудования и программного обеспечения отечественного производства
|
2 этап: 2019 - 2021 гг.
|
Внедрены новые отечественные разработки в части СВТ.
|
3 этап: 2022 - 2024 гг.
|
Внедрены новые отечественные разработки в части ТЛК оборудования.
|
|
4 этап: 2025 - 2027 гг.
|
Внедрены новые отечественные разработки в части программного обеспечения.
|
|
Совершенствование системы обеспечения безопасности информационных систем и информационных ресурсов таможенных органов
|
2 этап: 2019 - 2021 гг.
|
Внедрены новые программные и технические средства обеспечения информационной безопасности российского производства.
|
Развитие ЕАИС ТО и обеспечение совершенствования информационных таможенных технологий и межведомственного электронного взаимодействия
|
2 этап: 2019 - 2021 гг.
|
Реализовано межведомственное электронное взаимодействие с органами государственной власти
|
2 этап: 2019 - 2021 гг.
|
Проведена модернизация существующих и создание новых информационно-программных средств, обеспечивающих реализацию новых требований к стандартам качества при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств.
|
|
3 этап: 2022 - 2024 гг.
|
||
4 этап: 2025 - 2027 гг.
|
||
5 этап: 2028 - 2030 гг.
|
||
Внедрение в деятельность таможенных органов унифицированных программно-технических комплексов
|
3 этап: 2022 - 2024 гг.
|
Проведена унификация программно-технических комплексов на уровне регионального таможенного управления
|
4 этап: 2025 - 2027 гг.
|
Проведена унификация программно-технических комплексов на уровне таможни и таможенного поста
|
|
Развитие региональных ЦОД и создание главного ЦОД нового поколения
|
1 этап: 2016 - 2018 гг.
|
Проведена модернизация главного ЦОД
|
3 этап: 2022 - 2024 гг.
|
Проведена модернизация региональных ЦОД
|
|
4 этап: 2025 - 2027 гг.
|
Завершено построение территориально-распределенного главного ЦОД нового поколения
|
|
Реализация и широкое использование в деятельности таможенных органов инноваций в области информационных технологий
|
5 этап: 2028 - 2030 гг.
|
Обеспечен переход на широкое применение дистанционных и мобильных инновационных технологий и устройств
|
Приложение N 8
к основным направлениям развития
информационно-коммуникационных
технологий в таможенных органах
Российской Федерации до 2030 года
ПОКАЗАТЕЛИ, КОТОРЫЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ДОСТИЧЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
БАЗОВОГО СЦЕНАРИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОНР-2030
N п/п
|
Наименование показателя
|
Порядок расчета показателя
|
Базовое значение, 2015 год
|
Ожидаемые (плановые) значения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
|
Доля средств вычислительной техники с характеристиками и сроками эксплуатации, достаточными для бесперебойного функционирования информационных систем в составе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, в общем количестве средств вычислительной техники, эксплуатируемых в таможенных органах
|
Значение показателя определяется в соответствии с данными, представляемыми таможенными органами по форме ИТФ-29 "Сведения о средствах вычислительной техники" статистической отчетности таможенных органов перед ФТС России по информационно-техническим вопросам, и осуществляется по формуле:
информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года ПОКАЗАТЕЛИ, РАССЧИТАННЫЕ ДЛЯ СЦЕНАРИЕВ,
|