Приказ ФСТЭК России от 27.10.2015 N 133 "Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов в области экспортного контроля" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2015 N 39794)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ПРИКАЗ
от 27 октября 2015 г. N 133

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ТИПОВОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ
ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 49, ст. 6044, ст. 6079; 2009, N 19, ст. 2279; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7351; 2013, N 51, ст. 6692; 2014, N 30, ст. 4260; 2015, N 29, ст. 4342) приказываю:

Утвердить прилагаемую типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации специалистов в области экспортного контроля.

Директор
Федеральной службы по техническому
и экспортному контролю
В.СЕЛИН

Приложение
к приказу ФСТЭК России
от 27 октября 2015 г. N 133

ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ
ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

I. Общие положения

1. Настоящая типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации специалистов в области экспортного контроля (далее - Типовая программа) содержит требования, обязательные при реализации дополнительной образовательной программы повышения квалификации специалистов в области экспортного контроля образовательными организациями высшего образования или образовательными организациями дополнительного профессионального образования (далее - образовательные организации).

2. Типовая программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) и направлена на унификацию процесса повышения квалификации специалистов в области экспортного контроля.

3. Повышение квалификации слушателей, осуществляемое в соответствии с Типовой программой, проводится с использованием модульного принципа построения учебного плана с применением различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с законодательством об образовании.

4. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, разработанная образовательной организацией в соответствии с Типовой программой (далее - дополнительная профессиональная программа), должна включать все модули, указанные в примерном учебном плане.

Содержание оценочных и методических материалов определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом положений законодательства об образовании, законодательства об экспортном контроле и таможенном деле Российской Федерации.

5. Структура дополнительной профессиональной программы должна соответствовать требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499.

6. В целях учета особенностей профессиональной деятельности слушателей образовательная организация при разработке дополнительной профессиональной программы имеет право:

увеличивать объем учебной нагрузки (количество включенных в нее академических часов);

самостоятельно определять соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).

7. Объем дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы вне зависимости от применяемых образовательных технологий, должен быть не менее 72 академических часов. Сроки ее освоения определяются образовательной организацией самостоятельно.

8. Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная) определяются образовательной организацией самостоятельно.

9. К освоению дополнительной профессиональной программы допускаются лица, имеющие высшее образование и квалификационный аттестат специалиста в области экспортного контроля.

II. Цель подготовки

10. Целью подготовки по Типовой программе является повышение профессионального уровня специалистов в области экспортного контроля в рамках имеющейся квалификации.

III. Планируемые результаты подготовки

11. Слушатели, успешно освоившие дополнительную профессиональную программу, должны иметь четкое представление:

о целях и принципах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации;

о системе экспортного контроля;

об основных концептуальных и международных правовых документах, определяющих государственную политику Российской Федерации по вопросам нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки и экспортного контроля, а также международные обязательства Российской Федерации в этой области;

о современной международной обстановке в области нераспространения оружия массового поражения;

об основах таможенного регулирования и таможенном деле;

о таможенном контроле, таможенных операциях, процедурах, платежах;

об особенностях совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

12. Слушатели, успешно освоившие дополнительную профессиональную программу, должны знать:

законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля;

организационные основы системы экспортного контроля в Российской Федерации (цели, задачи, структура, функции ключевых ведомств);

правила осуществления внешнеэкономической деятельности и ее государственного регулирования (понятие внешнеэкономической сделки, запреты и ограничения в сфере внешней торговли, специальные экономические меры, лицензирование);

правила перемещения продукции двойного назначения через границу Российской Федерации и таможенную границу Таможенного союза;

ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2015, N 44, ст. 6046) и Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2015, N 29, ст. 4393).

13. В результате освоения дополнительной профессиональной программы слушатели должны овладеть системным подходом к решению задач в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

14. В результате освоения дополнительной профессиональной программы у слушателя должны быть сформированы следующие компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности:

способность применять профессиональные знания и знания правил экспортного контроля для проведения идентификации товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, а также для осуществления иных действий в области экспортного контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

способность к эффективному взаимодействию со структурными подразделениями организации, работником которой слушатель является, по вопросам экспортного контроля;

способность к эффективному взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти по вопросам экспортного контроля;

владение навыками ведения переговоров, установления контактов и навыками профессиональной аргументации;

способность самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий.

IV. Учебный план Типовой программы

15. Учебный план разработан в качестве примерного учебного плана повышения квалификации специалистов в области экспортного контроля.

N п/п
Наименование модуля
Всего часов
1
Введение в курс обучения
1
2
Международные договоры и режимы нераспространения оружия массового поражения
4
3
Правовая основа системы экспортного контроля в Российской Федерации
16
4
Структура системы экспортного контроля в Российской Федерации
12
5
Правила осуществления внешнеэкономической деятельности
20
6
Основы таможенного регулирования экспорта контролируемых товаров и технологий
10
7
Контроль и проверка участников внешнеэкономической деятельности
6
8
Итоговое занятие
1
9
Итоговая аттестация
2
ВСЕГО
72

V. Примерное содержание модулей Типовой программы

Модуль 1. Введение в курс обучения.

Тема 1.1. Цель, задачи и обзор программы курса обучения.

Актуальность курса. Методические рекомендации по изучению материала курса.

Тема 1.2. Методы подготовки при используемой образовательной технологии. Требования к уровню усвоения содержания программы. Способы контроля степени восприятия учебного материала. Критерии успешного завершения обучения по программе.

Модуль 2. Международные договоры и режимы нераспространения оружия массового поражения.

Тема 2.1. Цели и формы международного сотрудничества Российской Федерации в области экспортного контроля.

Тема 2.2. Основополагающие международные договоры и соглашения в области нераспространения оружия массового поражения: Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Конвенция о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического (токсинного) оружия. Обязательства, предусмотренные международными договорами и соглашениями в области нераспространения оружия массового поражения, механизмы их выполнения и порядок контроля за их соблюдением.

Тема 2.3. Многосторонние режимы экспортного контроля: Группа ядерных поставщиков, Вассенаарские договоренности, Режим контроля за ракетной технологией, Австралийская группа. Цели и задачи, решаемые многосторонними режимами экспортного контроля, согласованные механизмы контроля и порядок их реализации.

Тема 2.4. Международные усилия по укреплению режима нераспространения оружия массового поражения, сотрудничество в этой области. Резолюция Совета Безопасности ООН N 1540 от 28 апреля 2004 г.

Тема 2.5. Особенности осуществления экспортного контроля в рамках Евразийского экономического союза.

Модуль 3. Правовая основа системы экспортного контроля в Российской Федерации.

Тема 3.1. Законодательство Российской Федерации об основах внешнеторговой деятельности. Понятие внешнеторговой деятельности, основные принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Тема 3.2. Система законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Тема 3.3. Понятие экспортного контроля. Цели и принципы государственной политики в области экспортного контроля.

Тема 3.4. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Происхождение, принципы формирования и порядок изменения списков контролируемых товаров и технологий. Структура, предметные области и общее содержание списков контролируемой продукции. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок.

Тема 3.5. Методы осуществления экспортного контроля.

Тема 3.6. Понятие идентификации контролируемых товаров и технологий. Порядок идентификации; оформление результатов идентификации.

Тема 3.7. Внутренняя программа экспортного контроля. Правовые основы, необходимость создания и порядок государственной аккредитации внутренней программы экспортного контроля.

Тема 3.8. Институт специалистов в области экспортного контроля. Права, обязанности и ответственность специалистов в области экспортного контроля. Основания и порядок выдачи и отзыва квалификационного аттестата специалиста в области экспортного контроля.

Модуль 4. Структура системы экспортного контроля в Российской Федерации.

Тема 4.1. Состав и функции органов экспортного контроля.

Тема 4.2. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Тема 4.3. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю. Основные задачи Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

Тема 4.4. Функции федеральных органов государственной власти в области экспортного контроля. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля. Основные функции ФСТЭК России в области экспортного контроля.

Тема 4.5. Независимые идентификационные экспертные организации; их роль в системе экспортного контроля. Задачи и ответственность экспертов.

Тема 4.6. Российские участники внешнеэкономической деятельности, их права, обязанности и ответственность.

Модуль 5. Правила осуществления внешнеэкономической деятельности.

Тема 5.1. Виды разрешительных документов, оформляемых при осуществлении внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями.

Тема 5.2. Лицензирование продукции, подлежащей экспортному контролю. Виды лицензий. Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы выдачи лицензий. Общие требования к порядку выдачи, оформления, приостановления действия и аннулирования лицензии.

Тема 5.3. Порядок временного вывоза, реэкспорта и транзита контролируемой продукции. Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы выдачи разрешительных документов.

Тема 5.4. Порядок получения российских импортных сертификатов. Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы их выдачи.

Тема 5.5. Порядок получения заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы выдачи заключений.

Тема 5.6. Всеобъемлющий контроль внешнеэкономических операций с товарами, не подпадающими под действие контрольных списков.

Тема 5.7. Запреты и ограничения на осуществление внешнеэкономической деятельности с продукцией двойного назначения, действующие в отношении отдельных иностранных государств, введенные Указами Президента Российской Федерации.

Тема 5.8. Режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров.

Модуль 6. Основы таможенного регулирования экспорта контролируемых товаров и технологий.

Тема 6.1. Правовая база, полномочия и роль таможенной службы в сфере экспортного контроля.

Тема 6.2. Особенности таможенного регулирования экспорта ядерных материалов и взрывчатых веществ промышленного назначения.

Тема 6.3. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза. Оформление документов для прохождения таможенного контроля.

Модуль 7. Контроль и проверка участников внешнеэкономической деятельности.

Тема 7.1. Виды правонарушений в области экспортного контроля. Правовые основы контроля. Ответственность должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Тема 7.2. Роль правоохранительных и других органов обеспечения государственной безопасности для целей экспортного контроля. Правовые основы проверок российских участников внешнеэкономической деятельности. Планирование и порядок проведения проверок. Плановые и внеплановые проверки, права и обязанности российских участников внешнеэкономической деятельности и должностных лиц органов государственного контроля.

Тема 7.3. Организация учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля.

Модуль 8. Итоги курса обучения.

Тема 8.1. Итоговое занятие. Обзор основных тем программы. Обсуждение в режиме "вопрос-ответ".

Итоговая аттестация.

Закрытие курса. Выдача удостоверений о повышении квалификации.

16. Модули, приведенные в Примерном учебном плане Типовой программы, являются обязательными для освоения слушателями.

При раскрытии тем особое внимание должно быть уделено произошедшим изменениям в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля за последние три года.

17. Образовательная организация имеет право перераспределять объем времени, отводимого на освоение обязательных модулей Типовой программы, при условии реализации минимума содержания в объеме не более 30 процентов времени, отводимого на освоение модуля. В случае перераспределения часов между модулями не допускается исключение основной тематики, определенной в примерном учебном плане Типовой программы.

VI. Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной профессиональной программы

18. Требования к кадровым условиям реализации дополнительной профессиональной программы:

а) преподавательский состав образовательной организации, обеспечивающий образовательный процесс, должен обладать высшим образованием в области соответствующих модулей Типовой программы и стажем преподавания по изучаемой тематике не менее 1 года и (или) практической работы в областях знаний, предусмотренных модулями Типовой программы, не менее 3 (трех) лет;

б) образовательной организацией наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями должны применяться современные эффективные методики преподавания с применением интерактивных форм обучения, аудиовизуальных средств, информационно-телекоммуникационных ресурсов и наглядных учебных пособий.

19. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению дополнительной профессиональной программы:

а) образовательная организация должна располагать необходимой материально-технической базой, включая современные аудитории, библиотеку, аудиовизуальные средства обучения, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база должна соответствовать санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивать проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы.

б) в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы.

VII. Оценка качества освоения дополнительной
профессиональной программы

20. Образовательная организация несет ответственность за качество подготовки слушателей и реализацию дополнительной профессиональной программы в полном объеме в соответствии с учебным планом.

21. Оценка качества освоения дополнительной профессиональной программы слушателей включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по каждому модулю и итоговую аттестацию.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой аттестации слушателей устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

22. Слушателям, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области