ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПРИКАЗ
от 13 октября 2010 г. N 486-э
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА МОЩНОСТЬ ВВОДИМЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
НОВЫХ АТОМНЫХ И ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ
ГИДРОАККУМУЛИРУЮЩИХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 89 "О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1803) приказываю:
1. Утвердить Порядок определения цены на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций) в соответствии с приложением.
2. Настоящий Приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель
С.НОВИКОВ
Приложение
ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА МОЩНОСТЬ ВВОДИМЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
НОВЫХ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ И ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ
ГИДРОАККУМУЛИРУЮЩИХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ)
1. Настоящий Порядок определения цены на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных и гидростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 89 "О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1803), а также на основании Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 37; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29 (часть I), ст. 3418; N 52 (часть I), ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 11, ст. 1175; N 31, ст. 4156; N 31, ст. 4157; N 31, ст. 4160) (далее - Закон об электроэнергетике), Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 года N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4312; 2005, N 7, ст. 560; N 8, ст. 658; N 17, ст. 1554; N 43, ст. 4401; N 46, ст. 4677; N 47, ст. 4930; 2006, N 36, ст. 3835; 2007, N 1 (часть II), ст. 282; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 3, ст. 182; N 27, ст. 3285; 2009, N 9, ст. 1103; N 23, ст. 2822; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 43, ст. 5066; N 46, ст. 5500; N 47, ст. 5667; N 52 (часть I), ст. 6575; 2010, N 15, ст. 1803; N 12, ст. 1333; N 11, ст. 1216; N 18, ст. 2239; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2848; N 25, ст. 3175; N 37, ст. 4708) (далее - Правила оптового рынка), Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть II), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1 (часть II), ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980; N 8, ст. 981; N 8, ст. 982; N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3073; N 26, ст. 3188; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 38, ст. 4494; N 52 (часть I), ст. 6575; 2010, N 12, ст. 1333; N 15, ст. 1808; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2837; N 37, ст. 4708) (далее - Основы ценообразования).
2. Порядок предназначен для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для определения цены на мощность вводимых в эксплуатацию в соответствии с договорами купли-продажи (поставки) мощности новых атомных (далее - АЭС) и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций) (далее - ГЭС/ГАЭС), расположенных в границах ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, объемы производства электрической энергии и мощности которых не были учтены в сводном балансе на 2007 год по состоянию на 1 января 2007 г. (далее - АЭС/ГЭС).
3. Цена на мощность АЭС/ГЭС/ГАЭС, вводимых в эксплуатацию в соответствии с договорами купли-продажи (поставки) мощности новых АЭС/ГЭС/ГАЭС, определяется в целях:
- обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, в целях выполнения норм действующего законодательства и обеспечения деятельности и выполнения обязанностей эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии, - ОАО "Концерн Росэнергоатом" <*>;
--------------------------------
<*> Далее по тексту настоящего Порядка - генерирующие компании.
- обеспечения безопасной эксплуатации ГЭС/ГАЭС, в целях выполнения норм действующего законодательства и обеспечения деятельности оптовой генерирующей компании, созданной на основании решений Правительства Российской Федерации путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" <*>, в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций;
--------------------------------
<*> Далее по тексту настоящего Порядка - генерирующие компании.
- обеспечения окупаемости капитальных вложений в сооружение новых АЭС/ГЭС за 25 лет с учетом нормы доходности.
4. Порядок определяет цену на мощность вводимых в эксплуатацию новых АЭС/ГЭС/ГАЭС, рассчитываемую на основе размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС/ГЭС/ГАЭС, с учетом аннуитетного платежа, обеспечивающего возвратность и доходность капитальных вложений.
5. Для определения размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, по каждой из них рассчитывается необходимая валовая выручка (далее -
5.1. К расходам, определяемым прямым счетом, относятся:
а) расходы, связанные с закупкой свежего ядерного топлива (далее - СЯТ) и комплектующих активной зоны реакторов для действующих и вновь вводимых энергоблоков, с учетом затрат по обеспечению их поставки и использованию на АЭС;
б) расходы на услуги специализированных организаций по реализации полного цикла обращения с отработавшим ядерным топливом (далее - ОЯТ) и облученными комплектующими активных зон реакторов действующих и вновь введенных энергоблоков, включая затраты по обеспечению их вывоза;
в) расходы на отчисления для формирования целевых резервов, включающие отчисления для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех этапах их жизненного цикла и развития в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 68 "Об утверждении Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 5, ст. 534; 2003, N 50, ст. 4900; 2005, N 5, ст. 385; 2009, N 9, ст. 1127) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 68):
- резерв на обеспечение безопасности (ядерной, радиационной, технической и пожарной);
- резерв на обеспечение физической защиты, учета и контроля ядерных материалов;
- резерв по обеспечению вывода из эксплуатации атомных станций и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности выводимых из эксплуатации объектов;
г) налоги и сборы (
- страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, определяемые исходя из расходов на оплату труда, учтенных в составе прочих эксплуатационных затрат генерирующего объекта атомной генерации;
- налог на имущество.
В случае возникновения в периоде регулирования у генерирующих компаний обязанностей по уплате налогов, ранее не оплачиваемых ими, допускается их включение в список налогов и сборов, определяемых прямым счетом.
Планирование налогов и сборов определяется в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
д) налог на прибыль (
е) расходы на мероприятия по охране генерирующих объектов генерирующих компаний (
ж) расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (
При расчете цены на мощность вводимых в эксплуатацию новых АЭС в рамках данного подпункта учитывается компенсация затрат на технологическое присоединение j-го поставщика - объекта по производству электрической энергии АЭС в i-ом году к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети (
При этом в расчет цены на мощность вводимых в эксплуатацию новых АЭС расходы на оплату услуг по технологическому присоединению включаются в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504).
Начисление доходности на инвестированный капитал на указанные затраты не осуществляется;
з) пусконаладочные работы под нагрузкой, производимые на атомных энергоблоках на этапах первичного ввода энергоблока в эксплуатацию (энергопуск и/или опытно-промышленная эксплуатация), а также на этапах последующей эксплуатации (в том числе после проведения мероприятий по продлению срока эксплуатации генерирующего объекта и/или программе увеличения выработки), обеспечивающие безопасную эксплуатацию генерирующих объектов (
5.2. Прочие эксплуатационные затраты генерирующего объекта атомной генерации (Зэj) определяются по формуле (1), при этом используются данные по АЭС на базе энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000 за 2009 год, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью.
где:
n - число генерирующих объектов генерирующей компании, учтенных в сводном прогнозном балансе на 2009 год;
Для целей учета непропорциональности затрат, связанной с разным количеством энергоблоков на новых АЭС, вводится поправочный коэффициент на количество энергоблоков Кбл (коэффициент блочности). Расчет коэффициента блочности производится исходя из стоимости основных фондов на 1 блок станции, имеющей 4 действующих энергоблока.
Поправочные коэффициенты к расходам на 1 блок
Таблица 1
Количество блоков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Кбл
|
1,6
|
1,2
|
1,067
|
1
|
Удельные затраты центрального аппарата генерирующей компании (ЗэЦА10) в составе эксплуатационных затрат АЭС определяются по следующей формуле:
где:
Величина прочих эксплуатационных затрат с учетом доли затрат центрального аппарата генерирующей компании определяется по следующей формуле:
где:
n - число генерирующих объектов генерирующей компании, эксплуатируемых в периоде регулирования;
i-календарный год, для которого проводится расчет;
NБ - суммарная установленная мощность генерирующих объектов генерирующей компании, учтенная в сводном балансе на 2010 год;
Nyij - мощность j-ой станции в соответствующем периоде регулирования;
Мij - число расчетных месяцев в соответствующем периоде регулирования;
При расчете цены на мощность на 2011 - 2012 гг. в формуле (1) произведение
При расчете цены на мощность на 2011 г. в формуле (1) значение планового индекса цен производителей
6. Необходимая валовая выручка (
где:
где:
Ряртпбij, Рфзij - резервы на обеспечение ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности на обеспечение физической защиты соответственно. Определяются в соответствии с нормативами, утверждаемыми в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 68. Общеотраслевые статьи затрат распределяются между генерирующими объектами пропорционально доли установленной мощности объекта в составе суммарной установленной мощности генерирующих объектов генерирующей компании, принятых к регулированию в соответствующем периоде, за исключением генерирующих объектов генерирующей компании, расположенных в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
Рвэij - резерв по обеспечению вывода из эксплуатации атомных станций. Определяется в соответствии с нормативом, утверждаемым в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 68;
Нij - налоги и сборы, кроме налога на прибыль;
Оij - плановые на период регулирования расходы на мероприятия по охране генерирующих объектов генерирующей компании;
Yij - плановые на период регулирования расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, определяемые на основе пункта 24 Основ ценообразования;
Зэij - эксплуатационные затраты, установленные исходя из базового норматива с учетом индексации;
ПНРij - затраты на пусконаладочные работы под нагрузкой;
НПij - налог на прибыль рассчитывается по формуле:
где:
m - год начала реализации проекта;
p - усредненный срок бухгалтерской амортизации в отношении оборудования и сооружений АЭС/ГЭС/ГАЭС. Для ГЭС/ГАЭС плановый срок службы принимается равным 50 лет, для АЭС - 25 лет;
Кj-количество очередей строительства j-ой станции (по АЭС очередность не учитывается, расчет производится по каждому энергоблоку раздельно);
Yoik - год ввода k-й очереди j-ой станции в эксплуатацию;
НП% - ставка налога на прибыль;
КЭij - составляющая цены на мощность, обеспечивающая возврат капитальных вложений в i году, определяемая по формуле (9);
КЗijk - капитальные затраты по сооружению k-ой очереди j-ой станции (энергоблока).
7. Для определения размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ГЭС/ГАЭС, по каждой из них рассчитывается необходимая валовая выручка (далее -
7.1. К расходам, определяемым прямым счетом, относятся:
а) налоги и сборы (Нij), включающие:
- страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, определяемые исходя из расходов на оплату труда, учтенных в составе прочих эксплуатационных затрат генерирующего объекта гидрогенерации;
- плату за пользование водными объектами;
- плату за землю;
- налог на имущество.
В случае возникновения в периоде регулирования у генерирующих компаний обязанностей по уплате налогов, ранее не оплачиваемых ими, допускается их включение в список налогов и сборов, определяемых прямым счетом.
Планирование налогов и сборов определяется в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
б) налог на прибыль (
в) расходы на мероприятия по охране генерирующих объектов генерирующей компании (Оij);
г) расходы на оплату услуг организации, осуществляющих регулируемую деятельность (Уij). Расходы на оплату указанных услуг определяются исходя из тарифов, установленных регулирующими органами или определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг.
При расчете цены на мощность вводимых в эксплуатацию новых ГЭС/ГАЭС в рамках данного подпункта учитывается компенсация затрат на технологическое присоединение j-го поставщика - объекта по производству электрической энергии ГЭС/ГАЭС в i-ом году к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети (
При этом в расчет цены на мощность вводимых в эксплуатацию новых ГЭС/ГАЭС расходы на оплату услуг по технологическому присоединению включаются в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504).
Начисление доходности на инвестированный капитал на указанные затраты не осуществляется;
д) расходы на покупку электроэнергии для работы ГАЭС в насосном режиме (Эij), определяемые на основании цен на электрическую энергию на рынке на сутки вперед, рассчитываемых как средневзвешенная по всем группам точек поставки i-ой ГАЭС за предшествующий год цена, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год, а также на основании информации, представляемой коммерческим оператором оптового рынка, советом рынка.
7.2. Прочие эксплуатационные затраты генерирующего объекта ГЭС/ГАЭС.
Для целей расчета размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации генерирующих объектов ГЭС/ГАЭС, удельные прочие эксплуатационные затраты генерирующего объекта в ценах 2010 года дифференцируются в зависимости от типа, ГЭС и установленной мощности и определяются по формуле (1), при этом используются данные по ГЭС соответствующего типа за 2009 год, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью.
Типы ГЭС/ГАЭС:
А) Плотинные ГЭС:
- установленной мощностью 5000 МВт и более;
- установленной мощностью от 1000 МВт до 4 999 МВт;
- установленной мощностью до 999 МВт.
Б) Деривационные ГЭС.
В) Группы ГЭС, связанные водным трактом в единый технологический объект:
- общей установленной мощностью 1000 МВт и более;
- общей установленной мощностью до 999 МВт.
Г) Гидроаккумулирующие электростанции.
Удельные затраты центрального аппарата генерирующей компании (Зэца10) в составе эксплуатационных затрат ГЭС/ГАЭС определяются по формуле (2).
Величина прочих эксплуатационных затрат с учетом доли затрат центрального аппарата генерирующей компании определяется по формуле (3), при этом коэффициент Кбл для ГЭС принимается равным 1.
8.
9. Расчет возврата инвестированного капитала с учетом нормы доходности.
9.1 Норма доходности инвестированного капитала рассчитывается по формуле:
где:
НДi - норма доходности инвестированного капитала за i-й год, рассчитанная с учетом уровня доходности долгосрочных государственных обязательств;
ДГОi-1 - средняя доходность долгосрочных государственных обязательств, выраженных в рублях, со сроком до погашения не менее 7 лет и не более 11 лет за истекший период года, предшествующего регулируемому (или за 12 месяцев, истекших к моменту определения цены мощности).
Доходность долгосрочных государственных обязательств определяется в соответствии с Методикой определения величины средней доходности долгосрочных государственных обязательств, используемой при расчете цены на мощность для поставщиков мощности, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26.07.2010 N 329 (зарегистрировано Минюстом России 16.08.2010, регистрационный N 18169).
9.2. Возврат инвестированного капитала в i-ом году по j-ой станции с учетом нормы доходности рассчитывается ежегодно по формуле:
где:
Rij - величина затрат к возмещению;
ri - аннуитетный возврат (в постоянном реальном выражении) инвестированного капитала с учетом 25-летнего срока окупаемости;
АНi-2j - аннуитетная составляющая платы за мощность за (i-2) год, учтенная при определении цен на мощность на (i-2) год, определяемая по формуле (16);
9.3. Капитальные затраты по j-ой станции, приведенные к первому году поставки мощности, рассчитываются по формуле:
где:
КЗij - общий объем капитальных затрат по j-ой станции (по всем очередям) в i-м году;
УМjk - установленная мощность k-ой очереди j-ой станции;
УМij - суммарная установленная мощность всех очередей j-ой станции, которые в году i еще не введены в эксплуатацию.
10. Расчет цены мощности.
10.1. Цена на мощность рассчитывается на 20 лет поставки и уточняется ежегодно с учетом актуализированных плановых параметров и фактических данных и особенностей заключаемого договора купли-продажи (поставки) мощности новых АЭС/ГЭС.
10.2. Цена мощности в i-ом году по j-ой станции рассчитывается ежегодно по формуле:
где:
Npij - располагаемая мощность в i-ом году j-ой станции (энергоблока) за вычетом объема потребления мощности на собственные и (или) хозяйственные нужды;
Мi - число месяцев в расчетном периоде регулирования;
АНij - аннуитетная составляющая платы за мощность за i год, рассчитываемая по следующей формуле:
где:
Yoj - год ввода в эксплуатацию последней очереди j-ой станции.
10.3. Выручка от реализации электрической энергии рассчитывается по формуле:
где:
Плановая выручка от реализации электрической энергии рассчитывается на 25 лет поставки и уточняется ежегодно с учетом актуализированных плановых параметров.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области