ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПРИКАЗ
от 13 октября 2010 г. N 485-э
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АТОМНЫХ
СТАНЦИЙ И ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 89 "О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1803) приказываю:
1. Утвердить Методические указания по определению размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и гидроэлектростанций в соответствии с приложением.
2. Настоящий Приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.НОВИКОВ
Приложение
к Приказу ФСТ России
от 13 октября 2010 г. N 485-э
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АТОМНЫХ
СТАНЦИЙ И ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по определению размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и гидроэлектростанций (далее - Методические указания), разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 89 "О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1803), а также на основании Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 37; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29 (часть I), ст. 3418; N 52 (часть I), ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4156, N 31, ст. 4157, N 31, ст. 4160), Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть II), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1 (часть II), ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980; N 8, ст. 981; N 8, ст. 982; N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3073; N 26, ст. 3188; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 38, ст. 4494; N 52 (часть I), ст. 6575; 2010, N 12, ст. 1333; N 15, ст. 1808; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2837), Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4312; 2005, N 7, ст. 560; N 8, ст. 658; N 17, ст. 1554; N 43, ст. 4401; N 46, ст. 4677; N 47, ст. 4930; 2006, N 36, ст. 3835; 2007, N 1 (часть II), ст. 282; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 3, ст. 182; N 27, ст. 3285; 2009, N 9, ст. 1103; N 23, ст. 2822; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 43, ст. 5066; N 46, ст. 5500; N 47, ст. 5667; N 52 (часть I), ст. 6575; 2010, N 11, ст. 1216; N 15, ст. 1803; N 12, ст. 1333; N 18, ст. 2239; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2848; N 25, ст. 3175) (далее - Правила оптового рынка).
2. Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для определения размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации
атомных (далее - АЭС) и гидростанций (включая гидроаккумулирующие станции) (далее - ГЭС/ГАЭС), объемы производства электрической энергии и мощности которых были учтены в сводном балансе на 2007 год по состоянию на 1 января 2007 года (далее - действующие АЭС/ГЭС),
объектов АЭС и ГЭС (включая ГАЭС), объемы производства электрической энергии и мощности которых не были учтены в сводном балансе на 2007 год по состоянию на 1 января 2007 года и в отношении которых не были заключены договоры, указанные в подпункте "в.2" пункта 3 Правил оптового рынка (далее - новые АЭС/ГЭС/ГАЭС),
расположенных в границах ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, за исключением генерирующих объектов, поставляющих мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме,
и соответствующей составляющей цены на мощность.
3. Размер денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, определяется в целях обеспечения деятельности и выполнения обязанностей эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии, - ОАО "Концерн Росэнергоатом" (далее - генерирующей компании) <*>.
--------------------------------
<*> Далее по тексту Методических указаний - генерирующая компания.
Размер денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ГЭС/ГАЭС, определяется в целях выполнения обеспечения деятельности и выполнения обязанностей эксплуатирующей организации оптовой генерирующей компании, созданной на основании решений Правительства Российской Федерации путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций (далее - генерирующей компании) <*>.
--------------------------------
<*> Далее по тексту Методических указаний - генерирующая компания.
Методические указания определяют размер денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, ГЭС/ГАЭС.
II. Определение размера денежных средств, необходимых
для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС
4. Для определения размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, по каждой из них рассчитывается необходимая валовая выручка (далее -
4.1. К расходам, определяемым прямым счетом, относятся:
а) Затраты, связанные с закупкой свежего ядерного топлива (далее - СЯТ) и комплектующих активной зоны реакторов для действующих и вновь вводимых энергоблоков, с учетом затрат по обеспечению их поставки и использованию на АЭС.
б) Затраты на услуги специализированных организаций по реализации полного цикла обращения с отработавшим ядерным топливом (далее - ОЯТ) и облученными комплектующими активных зон реакторов действующих и вновь введенных энергоблоков, включая затраты по обеспечению их вывоза.
в) Амортизация имущества (
г) Расходы на отчисления для формирования целевых резервов, включающие отчисления для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех этапах их жизненного цикла и развития в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 68 "Об утверждении Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 5, ст. 534; 2003, N 50, ст. 4900; 2005, N 5, ст. 385; 2009, N 9, ст. 1127) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 68):
- резерв на обеспечение безопасности (ядерной, радиационной, технической и пожарной);
- резерв на обеспечение физической защиты, учета и контроля ядерных материалов;
- резерв по обеспечению вывода из эксплуатации атомных станций и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности выводимых из эксплуатации объектов.
д) Налоги и сборы (
- страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, определяемые исходя из расходов на оплату труда, учтенных в составе прочих эксплуатационных затрат генерирующего объекта атомной генерации;
- налог на прибыль;
- налог на имущество.
В случае возникновения в периоде регулирования у генерирующей компании обязанности по уплате налогов, ранее не оплачиваемых ею, допускается их включение в список налогов и сборов, определяемых прямым счетом.
Планирование налогов и сборов определяется в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль учитывается:
- разница между бухгалтерской и налоговой амортизацией;
- пополнение оборотных средств в части свежего ядерного топлива, включая затраты на первую топливную загрузку.
е) Расходы на мероприятия по охране генерирующих объектов генерирующей компании (
ж) Расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (
з) Расходы, входящие в состав инвестиционной программы генерирующей компании, утвержденной в установленном порядке, обеспечивающие безопасную эксплуатацию генерирующих объектов атомных станций:
- строительство, реконструкция и модернизация объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами;
- консервация объектов;
- затраты, направленные на обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих АЭС.
и) Пусконаладочные работы под нагрузкой, определяемые отраслевым регламентом определения пусковых расходов при вводе в эксплуатацию объектов атомной энергетики и учетной политикой генерирующей компании, производимые на атомных энергоблоках на этапах первичного ввода энергоблока в эксплуатацию (энергопуск и/или опытно-промышленная эксплуатация), а также на этапах последующей эксплуатации (в том числе после проведения мероприятий по продлению срока эксплуатации генерирующего объекта и/или программы увеличения выработки), обеспечивающие безопасную эксплуатацию генерирующих объектов (
4.2. Прочие эксплуатационные затраты генерирующего объекта атомной генерации.
Для целей расчета размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации генерирующих объектов действующих АЭС, удельные прочие эксплуатационные затраты генерирующего объекта атомной генерации в ценах 2010 года (
где:
n - число генерирующих объектов генерирующей компании, учтенных в сводном прогнозном балансе на 2009 год;
Для новых АЭС на базе энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-1150 удельные прочие эксплуатационные затраты генерирующего объекта атомной генерации определяются по формуле (1), при этом используются данные по АЭС с реакторами типа ВВЭР-1000, имеющей 4 энергоблока, за 2009 год, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью.
Для целей учета непропорциональности затрат, связанной с разным количеством энергоблоков на новых АЭС, вводится поправочный коэффициент на количество энергоблоков
Поправочные коэффициенты к расходам на 1 блок
Таблица 1
Количество блоков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Кбл
|
1,6
|
1,2
|
1,067
|
1
|
Для действующих АЭС, для которых определяются совокупные эксплуатационные затраты, коэффициент блочности равняется 1.
Удельные затраты центрального аппарата генерирующей компании (
где:
Величина прочих эксплуатационных затрат с учетом доли затрат центрального аппарата генерирующей компании определяется по следующей формуле:
где:
i - календарный год, для которого проводится расчет;
m - число генерирующих объектов генерирующей компании, эксплуатируемых в периоде регулирования;
При расчете цены на мощность на 2011 - 2012 годы в формуле (3) произведение
При расчете цены на мощность на 2011 год в формуле (3) значение планового индекса цен производителей
5. Необходимая валовая выручка генерирующей компании, обеспечивающая безопасную эксплуатацию АЭС в период 2011 - 2012 годы (
где:
где:
где:
6. Необходимая валовая выручка генерирующей компании, обеспечивающая безопасную эксплуатацию АЭС в период с 2013 года (
где:
III. Определение размера денежных средств, необходимых
для обеспечения безопасной эксплуатации ГЭС (ГАЭС)
7. Для определения размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ГЭС (ГАЭС), по каждой из них рассчитывается необходимая валовая выручка (далее -
7.1. К расходам, определяемым прямым счетом, относятся:
а) Амортизация имущества (
б) Налоги и сборы (
- страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, определяемые исходя из расходов на оплату труда, учтенных в составе прочих эксплуатационных затрат генерирующего объекта ГЭС (ГАЭС);
- налог на прибыль;
- плата за пользование водными объектами;
- плата за землю;
- налог на имущество.
В случае возникновения в периоде регулирования у генерирующей компании обязанности по уплате налогов, ранее не оплачиваемых ею, допускается их включение в список налогов и сборов, определяемых прямым счетом.
Планирование налогов и сборов определяется в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль учитывается разница между бухгалтерской и налоговой амортизацией.
в) Расходы на мероприятия по охране генерирующих объектов генерирующей компании (
г) Расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (
д) Расходы на покупку электроэнергии для работы ГАЭС в насосном режиме (
е) Расходы на техническое перевооружение и реконструкцию, учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе генерирующей компании.
7.2. Прочие эксплуатационные затраты генерирующего объекта ГЭС (ГАЭС).
Для целей расчета размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации генерирующих объектов ГЭС (ГАЭС), удельные прочие эксплуатационные затраты генерирующего объекта в ценах 2010 года дифференцируются в зависимости от типа ГЭС и установленной мощности и определяются по формуле (1), при этом используются данные по ГЭС соответствующего типа за 2009 год, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью.
Типы ГЭС (ГАЭС):
А) Плотинные ГЭС:
- установленной мощностью 5 000 МВт и более;
- установленной мощностью от 1000 МВт до 4 999 МВт;
- установленной мощностью до 999 МВт.
Б) Деривационные ГЭС.
В) Группы ГЭС, связанные водным трактом в единый технологический объект:
- общей установленной мощностью 1000 МВт и более;
- общей установленной мощностью до 999 МВт.
Г) Гидроаккумулирующие электростанции.
Удельные затраты центрального аппарата генерирующей компании (
Величина прочих эксплуатационных затрат с учетом доли затрат центрального аппарата генерирующей компании определяется по формуле (3), при этом коэффициент
7.3. Необходимая валовая выручка генерирующей компании, обеспечивающей безопасную эксплуатацию ГЭС (ГАЭС) в период 2011 - 2012 годы (
где:
где:
8. Необходимая валовая выручка генерирующей компании, обеспечивающей безопасную эксплуатацию ГЭС (ГАЭС) в период с 2013 года (
где:
IV. Дефицит денежных средств при определении
размера денежных средств, необходимых для обеспечения
безопасной эксплуатации АЭС и ГЭС (ГАЭС),
и составляющей цены на мощность
9. В период 2011 - 2012 годов при определении составляющей цены на мощность в части денежных средств, необходимых для безопасной эксплуатации АЭС/ГЭС (ГАЭС), учитывается прогнозируемая совокупная выручка от продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке по свободным ценам (для АЭС - с учетом доли отчислений на формирование резерва развития в составе такой выручки) и прогнозируемая выручка от реализации электрической энергии и мощности, поставляемой на рынок для обеспечения потребления населения, а также определенным Правительством Российской Федерации субъектам оптового рынка - покупателям электрической энергии (мощности), функционирующим в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков (далее - выручка от реализации электрической энергии и мощности, продаваемых по регулируемым договорам).
В период с 2013 года при определении составляющей цены на мощность в части денежных средств, необходимых для безопасной эксплуатации АЭС/ГЭС (ГАЭС), учитывается фактическая совокупная выручка от продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке по свободным ценам (для АЭС - с учетом доли отчислений на формирование резерва развития в составе такой выручки) и фактическая выручка от продажи электрической энергии и мощности, поставляемой на рынок по регулируемым договорам.
Учет доли отчислений на формирование резерва развития в составе выручки от продажи электрической энергии и мощности АЭС на оптовом рынке по свободным ценам осуществляется на период сохранения регулирования государством цен (тарифов) поставок по регулируемым договорам товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии. После отмены регулирования государством цен (тарифов) поставок по регулируемым договорам товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии, учет доли отчислений на формирование резерва развития производится в составе всей выручки от продажи электрической энергии и мощности.
10. Дефицит денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, определяется по формуле:
Дефицит денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ГЭС (ГАЭС), определяется по формуле:
где:
После отмены регулирования государством цен (тарифов) поставок по регулируемым договорам товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии,
где:
11. Величина составляющей цены на мощность (
где:
x - число генерирующих объектов генерирующей компании, перечисленных в п. 2 методических указаний, учтенных в сводном прогнозном балансе на i-ый год;
V. Коэффициент отчислений на формирование резерва
развития при определении размера денежных средств,
необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС
и составляющей цены на мощность
12. Коэффициент отчислений на формирование резерва развития определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 68.
В период, в котором действует порядок определения размера денежных средств, необходимых для финансирования строительства (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов АЭС, и определения соответствующей составляющей цены за мощность, поставляемую на оптовый рынок для целей определения размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, и составляющей цены на мощность, используется расчетное значение, определяемое в соответствии с пунктом 13 настоящих Методических указаний.
В остальные периоды используется расчетное значение, определяемое в соответствии с пунктом 14 настоящих Методических указаний.
13. Коэффициент отчислений на формирование резерва развития в соответствующем периоде регулирования в период сохранения регулирования государством цен (тарифов) поставок населению товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии, определяется по формуле:
где:
где:
r - количество АЭС, поставляющих мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме.
После отмены регулирования государством цен (тарифов) поставок по регулируемым договорам товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии, коэффициент отчислений на формирование резерва развития в соответствующем периоде регулирования определяется по формуле:
14. Коэффициент отчислений на формирование резерва развития в соответствующем периоде регулирования в период сохранения регулирования государством цен (тарифов) поставок населению товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии, определяется по формуле:
После отмены регулирования государством цен (тарифов) поставок по регулируемым договорам товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии, коэффициент отчислений на формирование резерва развития в соответствующем периоде регулирования определяется по формуле (21):
VI. Порядок определения прогнозируемой выручки
от реализации электрической энергии и мощности в целях
определения размера денежных средств, необходимых
для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС/ГЭС/ГАЭС
15. Объем выручки от реализации электрической энергии и мощности определяется по следующей формуле:
В соответствии с абзацем четвертым пункта 45(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1 (часть II), ст. 364), при определении размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций в период регулирования, объем выручки от реализации электрической энергии и мощности уменьшается на сумму причитающихся к возврату в период регулирования заемных средств, привлеченных в целях замещения бюджетного финансирования строительства атомных станций в соответствии с основным мероприятием 1.1 "Завершение строительства энергоблоков высокой степени готовности и строительство новых энергоблоков" подпрограммы 1 "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций" государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 года N 506-12 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15 (часть I), ст. 2186; N 43 (часть И), ст. 6334), и соответствующих процентов за пользование заемными средствами.
16. Расчет выручки от реализации электрической энергии на рынке на сутки вперед проводится по формуле:
где:
17. Расчет выручки от реализации электрической мощности по результатам конкурентного отбора мощности проводится по формуле:
где
18. Расчет выручки от реализации электрической энергии и мощности, продаваемых по регулируемым договорам, проводится по формуле:
где:
19. Расчет выручки от реализации электрической энергии и мощности, производимых с использованием АЭС/ГЭС (ГАЭС), поставляющих мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме, проводится по формуле:
где:
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области