Приказ ФФОМС от 01.06.2011 N 105 (ред. от 15.03.2013) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их государственной регистрации"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПРИКАЗ
от 1 июня 2011 г. N 105

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их государственной регистрации.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.07.2007 N 132 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов ФОМС и их государственной регистрации";

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.08.2009 N 193 "Об изменениях и дополнениях, вносимых в Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.07.2007 N 132 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов ФОМС и их государственной регистрации";

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 08.09.2009 N 203 "О внесении изменения в Приказ ФОМС от 03.07.2007 N 132 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов ФОМС и их государственной регистрации";

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 22.03.2010 N 58 "Об изменениях и дополнениях, вносимых в Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.07.2007 N 132 "Об утверждении Правил подготовки нормативных актов ФОМС и их государственной регистрации".

Председатель
А.В.ЮРИН

Приложение
к Приказу ФОМС
от 01.06.2011 N 105

ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Настоящие Правила подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2001 N 318 "О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857.

I. Подготовка нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты ФОМС издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

2. Нормативные правовые акты издаются в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами или одним из них по согласованию с другими.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также если в нем содержатся положения и нормы, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами соответствующих руководителей (заместителей руководителей).

4. Подготовка нормативных правовых актов осуществляется соответствующими структурными подразделениями ФОМС в пределах их компетенции.

5. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула Положения нормативного характера в преамбулу не включается.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

6. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты (наименование, номер и дата) и на официальный источник их опубликования. В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов ФОМС, а также федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, прошедших государственную регистрацию, либо ссылки на них, необходимо указывать их наименование, полное наименование издавшего данные акты органа, дату издания, номер, а также регистрационный номер Минюста России.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов ФОМС, федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующими государственной регистрации), либо ссылки на них, необходимо указывать их наименование, полное наименование издавшего данные акты органа, дату издания, номер, а также дату и номер письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации).

Ссылка в поступившем на государственную регистрацию акте на нормативный правовой акт ФОМС, федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не допускается.

6.1. При подготовке нормативного правового акта проводится его правовая экспертиза, а также антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном Приказом ФОМС от 27.05.2010 N 103, и согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.

7. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается его номер (при наличии более одного приложения к акту) и каким документом оно утверждено.

8. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

В случае призвания утратившим силу нормативного правового акта ФОМС, зарегистрированного в Минюсте России, соответствующий акт о признании утратившим силу должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке.

При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте России, изменения и дополнения в каждый акт рекомендуется оформлять отдельным документом.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной акт.

9. Если при подготовке нормативного правового акта выявилась необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные акты или наличие по одному и тому же предмету правового регулирования нескольких актов, а также если в акт неоднократно вносились изменения и дополнения, которые затрудняют его чтение и применение, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт.

10. Подготовленный и согласованный с соответствующими структурными подразделениями ФОМС нормативный правовой акт проверяется на соответствие законодательству Российской Федерации, визируется начальником Управления правовой и международной деятельности ФОМС и подписывается председателем ФОМС, после чего направляется на согласование в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

11. Согласованный Министерством здравоохранения Российской Федерации нормативный правовой акт направляется на регистрацию в Управление делами (Общий отдел) ФОМС.

Зарегистрированный Управлением делами (Общим отделом) ФОМС нормативный правовой акт должен содержать следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими органами, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

II. Государственная регистрация нормативных правовых актов

12. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, гарантии их осуществления и механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций;

в) имеющие межведомственный характер.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия.

13. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.), действие которых исчерпывается однократным применением, срок действия которых истек, оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения органов государственной власти Российской Федерации доводятся до сведения организаций, осуществляющих свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений органов государственной власти Российской Федерации или собственных решений ФОМС и не содержащие новых правовых норм;

г) акты технического характера (формы статистического наблюдения, отчетные формы и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний и не затрагивают интересы третьих лиц;

д) акты рекомендательного характера.

В случае возникновения сомнений о соответствии нормативных правовых актов вышеизложенным критериям указанные акты подлежат направлению в Минюст России для проведения правовой экспертизы соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, антикоррупционную экспертизу и принятия решения о необходимости их государственной регистрации.

14. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного ФОМС совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

15. Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюст России структурным подразделением ФОМС, подготовившим указанный акт, в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на электронном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).

В случае, если председатель ФОМС временно отсутствует (отпуск, командировка и т.д.) и нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности председателя ФОМС, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.

Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза начальника Управления правовой и международной деятельности.

16. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), оформленная структурным подразделением, подготовившим указанный акт, которая подписывается начальником Управления правовой и международной деятельности.

В справке отражаются:

а) основания издания нормативного правового акта:

сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми ФОМС поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);

сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию ФОМС в случае издания акта по собственной инициативе;

б) сведения о всех нормативных правовых актах, изданных ФОМС по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты информация об этом должна быть отражена в справке;

в) сведения о согласовании нормативного правового акта с Минздравом России и другими заинтересованными органами;

г) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при подготовке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов);

д) сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;

ж) сведения о количестве дней проведения независимой экспертизы на коррупциогенность при размещении проекта нормативного правового акта в сети Интернет, с указанием дат размещения на официальном сайте ФОМС.

При наличии в нормативном правовом акте ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов, не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

В сопроводительном письме либо в справке указываются телефоны и фамилии специалиста и руководителя структурного подразделения ФОМС, подготовивших акт и ответственных за прохождение государственной регистрации указанного акта.

В случае, если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке указываются дата и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации;

з) сведения о направлении проекта нормативного правового акта на заключение об оценке регулирующего воздействия с приложением копии заключения либо об отсутствии оснований для направления проекта нормативного правового акта на заключение об оценке регулирующего воздействия.

17. При возврате из Минюста России нормативного правового акта, в государственной регистрации которого было отказано, структурное подразделение ФОМС, подготовившее указанный акт, в течение 10 дней со дня получения отказа представляет председателю ФОМС (лицу, его замещающему) соответствующий документ об отмене возвращенного без государственной регистрации нормативного правового акта и после его подписания (утверждения) копию направляет в Минюст России. В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указать дату и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации.

В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка предоставления на государственную регистрацию нарушения должны быть устранены структурным подразделением ФОМС, подготовившим указанный акт, и в течение месяца повторно представлен на государственную регистрацию либо в Минюст России представляется копия документа об отмене указанного акта.

18. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Рассылка нормативного правового акта ФОМС для его исполнения допускается после его вступления в силу с указанием номера и даты его государственной регистрации.

19. Нормативные правовые акты ФОМС, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат размещению на официальном сайте ФОМС и опубликованию в одном из следующих печатных изданий: научно-практическом журнале "Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации", газете "Медицинская газета", иных периодических печатных изданиях, определяемых Отделом по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и средствами массовой информации.

После опубликования нормативного правового акта, признанного не нуждающимся в государственной регистрации, ФОМС информирует Минюст России об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). Один экземпляр данного издания направляется в Минюст России.

20. Публикация нормативных правовых актов, издаваемых ФОМС, производится в установленные сроки Отделом по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и средствами массовой информации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области