ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 27 марта 2023 г. N 162/23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ ЦЕНОВЫХ ЗАЯВОК НА ПРОДАЖУ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ЦЕНОВЫХ ЗАЯВОК НА ПРОДАЖУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТРЕБОВАНИЯМ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности", пунктом 18 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, подпунктами "г" и "ж" пункта 4 Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1164, пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, приказываю:
1. Утвердить требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить методику определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель
М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ
Приложение N 1
к приказу ФАС России
от 27.03.2023 N 162/23
ТРЕБОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ ЦЕНОВЫХ ЗАЯВОК НА ПРОДАЖУ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
1. Требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии (далее - Требования) распространяются на ценовые заявки на продажу электрической энергии, подаваемые для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед участником оптового рынка, в отношении которого в реестре субъектов оптового рынка электроэнергии зарегистрирована группа(ы) точек поставки генерации, функционирующим в ценовых зонах оптового рынка (далее - поставщик (производитель) в отношении одного часа операционных суток (далее - часовая подзаявка), которые содержат в себе совокупность параметров и условий поставки электроэнергии, включающие в себя цену электроэнергии и соответствующее ей количество электроэнергии (далее - пара "цена-количество").
2. Требования не распространяются на ценопринимающие заявки на продажу электрической энергии или пары "цена-количество", в которых не содержится указание цены на электрическую энергию, и отражающие намерение поставщика (производителя) продать указанный в заявке объем электрической энергии по сложившейся в результате конкурентного отбора цене.
3. Цены, указанные в часовых подзаявках, должны соответствовать следующим требованиям:
- цена, указанная в паре "цена-количество" часовой подзаявки, не может превышать значение предельных экономически обоснованных затрат, связанных с производством электрической энергии, определенное в соответствии с пунктами 3 - 5 методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности, предусмотренной в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Методика), за исключением случая, установленного в абзаце третьем пункта 2 Методики;
- цена, указанная в паре "цена-количество" часовой подзаявки, не может превышать расчетное значение затрат, связанных с производством электрической энергии, определенное в соответствии с пунктами 6 - 15 Методики.
Приложение N 2
к приказу ФАС России
от 27.03.2023 N 162/23
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЦЕНОВЫХ ЗАЯВОК НА ПРОДАЖУ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТРЕБОВАНИЯМ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ
1. Методика определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности (далее - Методика) предусматривает определение федеральным антимонопольным органом соответствия требованиям экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, предусмотренным в Приложении N 1 к настоящему приказу (далее - Требования), в том числе ценовых заявок в отношении одного часа операционных суток (далее - часовая подзаявка), подаваемых участником оптового рынка, в отношении которого в реестре субъектов оптового рынка электроэнергии зарегистрирована группа(ы) точек поставки генерации, функционирующим в ценовых зонах оптового рынка (далее - поставщик (производитель), для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед на каждый час указанного периода.
2. Для определения соответствия Требованиям ценовой заявки федеральным антимонопольным органом проводится проверка в следующем порядке.
На первом этапе проводится сравнение цены, указанной в часовой подзаявке, которая содержит в себе совокупность параметров и условий поставки электроэнергии, включающей в себя цену электроэнергии и соответствующее ей количество электроэнергии (далее - пара "цена-количество"), со значением предельных экономически обоснованных затрат, связанных с производством электрической энергии, определенным в соответствии с пунктами 3 - 5 Методики.
В случае превышения значения цены предельных экономически обоснованных затрат в результате проведенного сравнения поставщик (производитель) вправе представить в федеральный антимонопольный орган расчеты и документы, обосновывающие допущенное превышение, которые рассматриваются федеральным антимонопольным органом в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), утвержденным приказом ФАС России от 26 июня 2012 г. N 413 (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2012 г., регистрационный N 25297).
На следующем этапе, в случае непревышения значения цены предельных экономически обоснованных затрат в результате проведенного сравнения на первом этапе осуществляется сравнение цены в паре "цена-количество" с определенным согласно Методике расчетным значением затрат, связанных с производством электрической энергии, равным наибольшей из величин: расчетного значения дополнительных затрат на прирост отпуска электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 6 Методики с учетом положений пункта 14 Методики, и затрат, определенных в соответствии с пунктами 7 - 15 Методики.
При наличии предписания, выданного федеральным антимонопольным органом в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", о принятии мер, установленных в пункте 5 статьи 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливающего требования к производителю электрической энергии относительно формирования ценовых заявок, расчетное значение затрат, связанных с производством электрической энергии, должно определяться с учетом таких требований в отношении периодов действия указанного предписания.
3. Значение предельных экономически обоснованных затрат
kпроч - коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам на топливо, но непосредственно связанные с производством электрической энергии), принимается равным 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций.
4. Предельный (максимальный) уровень удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на отпуск электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции:
где
Числовые значения предельного (максимального) уровня удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на продажу электрической энергии для различных типов генерирующего оборудования устанавливаются наблюдательным советом совета рынка по согласованию с федеральным антимонопольным органом.
5. Средневзвешенная цена топлива
где,
где,
7000 - теплота сгорания условного топлива, ккал/кг у.т.
6. Расчетное значение дополнительных затрат на прирост отпуска электрической энергии в час h для генерирующего оборудования
kпроч - коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам топлива), принимается равным 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций.
kпроч применяется при расчете затрат на прирост отпуска электрической энергии в час h для генерирующего оборудования только для первой пары "цена-количество" соответствующей часовой подзаявки, следующей за ценопринимающей ступенью принятой ценовой заявки на продажу электрической энергии или пары "цена-количество", в которых не содержится указания цены на электрическую энергию, и отражающие намерение поставщика (производителя) продать указанный в заявке объем электрической энергии по сложившейся в результате конкурентного отбора цене (далее - ценопринимающая ступень ценовой заявки).
7. Значение экономически обоснованных затрат на производство электрической энергии определяется исходя из плановых и фактических экономически обоснованных затрат.
Расчеты, произведенные в соответствии с Методикой, и подтверждающие указанные расчеты документы представляются поставщиком (производителем) по запросу федерального антимонопольного органа.
При определении значений плановых и фактических экономически обоснованных затрат на вид топлива, используемый при производстве электрической энергии электростанцией, федеральный антимонопольный орган использует информацию, запрашиваемую у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Федеральный антимонопольный орган использует источники информации о ценах (тарифах), в том числе:
а) цены (тарифы), действовавшие на период подачи ценовых заявок поставщиком, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) рыночные цены на топливо, включающие затраты на его доставку, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
в) информацию с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок по завершенным закупкам, в результате которых заключены договоры на поставку топлива покупателю по ценам на топливо, включающим затраты на его доставку;
г) рыночные цены на топливо, включающие затраты на его доставку, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, с учетом сформированных значений территориальных биржевых (при наличии) и внебиржевых индексов первичного рынка на товар по соответствующим маркам топлива;
д) данные федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации в Российской Федерации, о ценах (тарифах) на топливо с учетом затрат на его доставку.
8. Плановые экономически обоснованные затраты определяются исходя из планового (заявленного поставщиком (производителем) объема отпуска электрической энергии, указанного в паре "цена-количество" часовой подзаявки, из объемов и стоимости запланированного к потреблению топлива на соответствующем генерирующем оборудовании на отпуск электрической энергии, а также значений удельных затрат на производство электрической энергии в соответствующий час.
9. Фактические экономически обоснованные затраты определяются исходя из фактического объема произведенной электрической энергии, из объемов и стоимости потребленного топлива на соответствующем генерирующем оборудовании, отнесенного на производство электрической энергии, с учетом фактического производства электрической энергии в соответствующий час.
10. Плановые экономически обоснованные затраты рассчитываются для всех пар "цена-количество" часовой подзаявки, за исключением ценопринимающей ступени ценовой заявки.
Плановые экономически обоснованные затраты на топливо f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки
где,
f - номер пары "цена-количество" от 1 до m, где m - номер максимальной пары "цена-количество" часовой подзаявки;
7000 - теплота сгорания условного топлива, ккал/кг у.т.;
где,
11. Фактические экономически обоснованные затраты рассчитываются для пар "цена-количество" часовой подзаявки, за исключением ценопринимающей ступени ценовой заявки.
12. Фактические экономически обоснованные затраты, соответствующие фактическому отпуску электрической энергии Vфакт, рассчитываются для пар "цена-количество" часовой подзаявки с номером от 1 до f, если соблюдается следующее условие:
где,
f - номер пары "цена-количество" от 1 до m, где m - номер максимальной пары "цена-количество" часовой подзаявки.
13. Расчет фактических экономически обоснованных затрат топлива выполняется по формулам пункта 10 Методики на основании фактических показателей работы электростанции за час.
14. В случае отсутствия у производителя информации, подтверждающей фактическое потребление топлива в соответствующий час, для расчета фактических экономически обоснованных затрат f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки используются документально подтвержденные данные поставщика (производителя) о фактическом потреблении топлива за минимальный из соответствующих такой часовой подзаявке периодов: сутки, неделя, месяц.
15. Если для f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки рассчитаны только плановые экономически обоснованные затраты, то увеличенные на коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам топлива), равный 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций, они используются как значение экономически обоснованных затрат, рассчитанное для определения соответствия Требованиям.
Если для f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки рассчитаны плановые и фактические экономически обоснованные затраты, максимальное значение из них, увеличенное на коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам топлива), равный 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций, используется как значение экономически обоснованных затрат, рассчитанное для определения соответствия Требованиям.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области