Приказ ФАС России от 27.03.2023 N 162/23 "Об утверждении требований экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии и методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2023 N 73196)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 27 марта 2023 г. N 162/23

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ ЦЕНОВЫХ ЗАЯВОК НА ПРОДАЖУ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ЦЕНОВЫХ ЗАЯВОК НА ПРОДАЖУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТРЕБОВАНИЯМ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности", пунктом 18 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, подпунктами "г" и "ж" пункта 4 Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1164, пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, приказываю:

1. Утвердить требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить методику определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.

Руководитель
М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ

Приложение N 1
к приказу ФАС России
от 27.03.2023 N 162/23

ТРЕБОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ ЦЕНОВЫХ ЗАЯВОК НА ПРОДАЖУ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

1. Требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии (далее - Требования) распространяются на ценовые заявки на продажу электрической энергии, подаваемые для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед участником оптового рынка, в отношении которого в реестре субъектов оптового рынка электроэнергии зарегистрирована группа(ы) точек поставки генерации, функционирующим в ценовых зонах оптового рынка (далее - поставщик (производитель) в отношении одного часа операционных суток (далее - часовая подзаявка), которые содержат в себе совокупность параметров и условий поставки электроэнергии, включающие в себя цену электроэнергии и соответствующее ей количество электроэнергии (далее - пара "цена-количество").

2. Требования не распространяются на ценопринимающие заявки на продажу электрической энергии или пары "цена-количество", в которых не содержится указание цены на электрическую энергию, и отражающие намерение поставщика (производителя) продать указанный в заявке объем электрической энергии по сложившейся в результате конкурентного отбора цене.

3. Цены, указанные в часовых подзаявках, должны соответствовать следующим требованиям:

- цена, указанная в паре "цена-количество" часовой подзаявки, не может превышать значение предельных экономически обоснованных затрат, связанных с производством электрической энергии, определенное в соответствии с пунктами 3 - 5 методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности, предусмотренной в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Методика), за исключением случая, установленного в абзаце третьем пункта 2 Методики;

- цена, указанная в паре "цена-количество" часовой подзаявки, не может превышать расчетное значение затрат, связанных с производством электрической энергии, определенное в соответствии с пунктами 6 - 15 Методики.

Приложение N 2
к приказу ФАС России
от 27.03.2023 N 162/23

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЦЕНОВЫХ ЗАЯВОК НА ПРОДАЖУ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТРЕБОВАНИЯМ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБОСНОВАННОСТИ

1. Методика определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности (далее - Методика) предусматривает определение федеральным антимонопольным органом соответствия требованиям экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, предусмотренным в Приложении N 1 к настоящему приказу (далее - Требования), в том числе ценовых заявок в отношении одного часа операционных суток (далее - часовая подзаявка), подаваемых участником оптового рынка, в отношении которого в реестре субъектов оптового рынка электроэнергии зарегистрирована группа(ы) точек поставки генерации, функционирующим в ценовых зонах оптового рынка (далее - поставщик (производитель), для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед на каждый час указанного периода.

2. Для определения соответствия Требованиям ценовой заявки федеральным антимонопольным органом проводится проверка в следующем порядке.

На первом этапе проводится сравнение цены, указанной в часовой подзаявке, которая содержит в себе совокупность параметров и условий поставки электроэнергии, включающей в себя цену электроэнергии и соответствующее ей количество электроэнергии (далее - пара "цена-количество"), со значением предельных экономически обоснованных затрат, связанных с производством электрической энергии, определенным в соответствии с пунктами 3 - 5 Методики.

В случае превышения значения цены предельных экономически обоснованных затрат в результате проведенного сравнения поставщик (производитель) вправе представить в федеральный антимонопольный орган расчеты и документы, обосновывающие допущенное превышение, которые рассматриваются федеральным антимонопольным органом в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), утвержденным приказом ФАС России от 26 июня 2012 г. N 413 (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2012 г., регистрационный N 25297).

На следующем этапе, в случае непревышения значения цены предельных экономически обоснованных затрат в результате проведенного сравнения на первом этапе осуществляется сравнение цены в паре "цена-количество" с определенным согласно Методике расчетным значением затрат, связанных с производством электрической энергии, равным наибольшей из величин: расчетного значения дополнительных затрат на прирост отпуска электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 6 Методики с учетом положений пункта 14 Методики, и затрат, определенных в соответствии с пунктами 7 - 15 Методики.

При наличии предписания, выданного федеральным антимонопольным органом в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", о принятии мер, установленных в пункте 5 статьи 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливающего требования к производителю электрической энергии относительно формирования ценовых заявок, расчетное значение затрат, связанных с производством электрической энергии, должно определяться с учетом таких требований в отношении периодов действия указанного предписания.

3. Значение предельных экономически обоснованных затрат (руб./МВт·ч), связанных с производством электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации электростанции, определяется исходя из предельного (максимального) уровня удельного расхода топлива для целей подачи ценовых заявок на продажу электрической энергии, цены топлива и прочих переменных затрат на производство электрической энергии:

(т у.т./МВт·ч) - предельный (максимальный) уровень удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на отпуск электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, определенный в соответствии с пунктом 4 Методики для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g;

(руб./т у.т.) - фактическая средневзвешенная цена топлива, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, определенная в соответствии с пунктом 5 Методики;

kпроч - коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам на топливо, но непосредственно связанные с производством электрической энергии), принимается равным 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций.

4. Предельный (максимальный) уровень удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на отпуск электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции:

,

где

- предельный (максимальный) уровень удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на отпуск электрической энергии в час h для единицы генерирующего оборудования i, имеющего включенное состояние, отнесенной к группе точек поставки генерации g, при проведении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, (г у.т./кВт·ч).

Числовые значения предельного (максимального) уровня удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на продажу электрической энергии для различных типов генерирующего оборудования устанавливаются наблюдательным советом совета рынка по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

5. Средневзвешенная цена топлива (руб./т у.т.), использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции:

где,

- цена i-го натурального топлива по списанию, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, руб./кг (для твердого и жидкого топлив), руб./м3 (для газообразного топлива);

- суммарный абсолютный расход условного топлива, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, где i - вид использованного топлива от 1 до n, т у.т.;

- абсолютный расход условного i-го топлива, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, т у.т.:

где,

- абсолютный расход натурального i-го топлива, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, т н.т. (для твердого и жидкого топлив), тыс. м3 (для газообразного топлива);

- низшая теплота сгорания i-го натурального топлива, ккал/кг (для твердого и жидкого топлив), ккал/м3 (для газообразного топлива);

7000 - теплота сгорания условного топлива, ккал/кг у.т.

6. Расчетное значение дополнительных затрат на прирост отпуска электрической энергии в час h для генерирующего оборудования (руб/МВтч), отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, определяется по следующей формуле (с учетом требования возрастания цен в последовательных парах "цена-количество" при увеличения значения параметра "количество"):

(руб.) - величина изменения стоимости топлива, планируемого к использованию для производства электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, при увеличении объема производства электрической энергии в случае включения рассматриваемой часовой подзаявки в объем планового почасового производства электрической энергии, определяемого по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед. Расчет величины изменения стоимости топлива выполняется на основании действующей нормативно-технической документации по топливоиспользованию, стоимости топлива на выработку единицы электрической энергии и технологических характеристик генерирующего оборудования (при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток для каждой пары "цена-количество" учитывается средневзвешенная стоимость всех видов используемого топлива (смеси) в пределах одного технологического цикла). При этом расчет величины изменения стоимости топлива выполняется с учетом принципа минимизации стоимости топлива (при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток осуществляется потребление наиболее дешевого вида технологически используемого топлива) в рамках одного вида топлива (смеси) на выработку единицы электрической энергии;

(МВт·ч) - объем прироста отпуска электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, в случае включения рассматриваемой часовой подзаявки в объем планового почасового производства электрической энергии, определяемый по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед;

kпроч - коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам топлива), принимается равным 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций.

kпроч применяется при расчете затрат на прирост отпуска электрической энергии в час h для генерирующего оборудования только для первой пары "цена-количество" соответствующей часовой подзаявки, следующей за ценопринимающей ступенью принятой ценовой заявки на продажу электрической энергии или пары "цена-количество", в которых не содержится указания цены на электрическую энергию, и отражающие намерение поставщика (производителя) продать указанный в заявке объем электрической энергии по сложившейся в результате конкурентного отбора цене (далее - ценопринимающая ступень ценовой заявки).

7. Значение экономически обоснованных затрат на производство электрической энергии определяется исходя из плановых и фактических экономически обоснованных затрат.

Расчеты, произведенные в соответствии с Методикой, и подтверждающие указанные расчеты документы представляются поставщиком (производителем) по запросу федерального антимонопольного органа.

При определении значений плановых и фактических экономически обоснованных затрат на вид топлива, используемый при производстве электрической энергии электростанцией, федеральный антимонопольный орган использует информацию, запрашиваемую у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Федеральный антимонопольный орган использует источники информации о ценах (тарифах), в том числе:

а) цены (тарифы), действовавшие на период подачи ценовых заявок поставщиком, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) рыночные цены на топливо, включающие затраты на его доставку, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

в) информацию с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок по завершенным закупкам, в результате которых заключены договоры на поставку топлива покупателю по ценам на топливо, включающим затраты на его доставку;

г) рыночные цены на топливо, включающие затраты на его доставку, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, с учетом сформированных значений территориальных биржевых (при наличии) и внебиржевых индексов первичного рынка на товар по соответствующим маркам топлива;

д) данные федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации в Российской Федерации, о ценах (тарифах) на топливо с учетом затрат на его доставку.

8. Плановые экономически обоснованные затраты определяются исходя из планового (заявленного поставщиком (производителем) объема отпуска электрической энергии, указанного в паре "цена-количество" часовой подзаявки, из объемов и стоимости запланированного к потреблению топлива на соответствующем генерирующем оборудовании на отпуск электрической энергии, а также значений удельных затрат на производство электрической энергии в соответствующий час.

9. Фактические экономически обоснованные затраты определяются исходя из фактического объема произведенной электрической энергии, из объемов и стоимости потребленного топлива на соответствующем генерирующем оборудовании, отнесенного на производство электрической энергии, с учетом фактического производства электрической энергии в соответствующий час.

10. Плановые экономически обоснованные затраты рассчитываются для всех пар "цена-количество" часовой подзаявки, за исключением ценопринимающей ступени ценовой заявки.

Плановые экономически обоснованные затраты на топливо f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки (руб./МВт·ч), соответствующей заявленному объему производства электрической энергии :

где,

f - номер пары "цена-количество" от 1 до m, где m - номер максимальной пары "цена-количество" часовой подзаявки;

- цена i-го натурального топлива по списанию, руб./кг (для твердого и жидкого топлив), руб./м3 (для газообразного топлива);

- низшая теплота сгорания i-го натурального топлива, ккал/кг (для твердого и жидкого топлив), ккал/м3 (для газообразного топлива);

7000 - теплота сгорания условного топлива, ккал/кг у.т.;

- суммарный абсолютный расход условного топлива, где i - вид топлива от 1 до n, используемого для отпуска , т у.т.;

- абсолютный расход условного i-го топлива для отпуска , т у.т.:

где,

- абсолютный расход натурального i-го топлива для , т (для твердого и жидкого топлив), тыс. м3 (для газообразного топлива);

- заявленный (плановый) объем отпущенной (производимой) электроэнергии, указанный в f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки, МВт·ч;

- удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии, определяемый на основании действующей нормативно-технической документации по топливоиспользованию, исходя из среднего значения удельного расхода условного топлива в соответствующем технологическом цикле, указанного в паре "цена-количество", г у.т./кВт·ч.

11. Фактические экономически обоснованные затраты рассчитываются для пар "цена-количество" часовой подзаявки, за исключением ценопринимающей ступени ценовой заявки.

12. Фактические экономически обоснованные затраты, соответствующие фактическому отпуску электрической энергии Vфакт, рассчитываются для пар "цена-количество" часовой подзаявки с номером от 1 до f, если соблюдается следующее условие:

где,

f - номер пары "цена-количество" от 1 до m, где m - номер максимальной пары "цена-количество" часовой подзаявки.

13. Расчет фактических экономически обоснованных затрат топлива выполняется по формулам пункта 10 Методики на основании фактических показателей работы электростанции за час.

14. В случае отсутствия у производителя информации, подтверждающей фактическое потребление топлива в соответствующий час, для расчета фактических экономически обоснованных затрат f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки используются документально подтвержденные данные поставщика (производителя) о фактическом потреблении топлива за минимальный из соответствующих такой часовой подзаявке периодов: сутки, неделя, месяц.

15. Если для f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки рассчитаны только плановые экономически обоснованные затраты, то увеличенные на коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам топлива), равный 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций, они используются как значение экономически обоснованных затрат, рассчитанное для определения соответствия Требованиям.

Если для f-ой пары "цена-количество" часовой подзаявки рассчитаны плановые и фактические экономически обоснованные затраты, максимальное значение из них, увеличенное на коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам топлива), равный 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций, используется как значение экономически обоснованных затрат, рассчитанное для определения соответствия Требованиям.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области