ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 20 мая 2024 г. N 341/24
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ
И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ
И (ИЛИ) ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ВОЗМЕЩЕНИЯ) ЗАТРАТ
ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОСТАВКИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВЫХ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ОБЕСПЕЧЕННЫХ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
ЕМУ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЦЕНЫ НА МОЩНОСТЬ
В соответствии с пунктом 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", абзацем первым пункта 45(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 139, приказываю:
1. Утвердить Методические указания по определению размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и компенсации затрат на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат энергосбытовой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей поставки электрической энергии (мощности) на территориях новых субъектов Российской Федерации, не обеспеченных за счет средств федерального бюджета, и соответствующей ему составляющей цены на мощность согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ ФСТ России от 13 октября 2010 г. N 485-э "Об утверждении Методических указаний по определению размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и гидроэлектростанций" (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2010 г., регистрационный N 18949);
приказ ФАС России от 22 марта 2018 г. N 350/18 "О внесении изменений в Методические указания по определению размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и гидроэлектостанций, утвержденные приказом ФСТ России от 13 октября 2010 года N 485-э" (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50723).
Руководитель
М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ
Приложение
к приказу ФАС России
от 20.05.2024 N 341/24
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ
И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ
И (ИЛИ) ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ВОЗМЕЩЕНИЯ) ЗАТРАТ
ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОСТАВКИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВЫХ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ОБЕСПЕЧЕННЫХ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
ЕМУ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЦЕНЫ НА МОЩНОСТЬ
I. Общие положения
1. Методические указания по определению размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и компенсации затрат на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат энергосбытовой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей поставки электрической энергии (мощности) на территориях новых субъектов Российской Федерации, не обеспеченных за счет средств федерального бюджета <1>, и соответствующей ему составляющей цены на мощность (далее - Методические указания) предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для определения размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных электростанций (далее - АЭС), объемы производства мощности которых реализуются по итогам конкурентного отбора мощности, и компенсации затрат на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат энергосбытовой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей поставки электрической энергии (мощности) на территориях новых субъектов Российской Федерации, не обеспеченных за счет средств федерального бюджета (далее - единый закупщик), и соответствующей ему составляющей цены на мощность.
--------------------------------
<1> Пункт 45(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
2. Размер денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, определяется в целях обеспечения деятельности и выполнения обязанностей эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии (далее - генерирующая компания).
II. Определение размера денежных средств,
необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС
3. Для определения размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, по каждой из них рассчитывается необходимая валовая выручка (далее -
Расходы, определяемые расчетным способом, определяются в соответствии с пунктами 15 и 16 Основ ценообразования.
4. К расходам, определяемым расчетным способом, относятся:
4.1. Затраты на топливо
затраты, связанные с закупкой свежего ядерного топлива и комплектующих активной зоны реакторов для действующих и вновь вводимых энергоблоков, с учетом затрат по обеспечению их поставки и использованию на АЭС;
затраты на услуги специализированных организаций по реализации полного цикла обращения с отработавшим ядерным топливом и облученными комплектующими активных зон реакторов действующих и вновь введенных энергоблоков, включая затраты по обеспечению их вывоза.
4.2. Расходы на обращение с радиоактивными отходами на всех стадиях, за исключением затрат по захоронению радиоактивных отходов
4.3. Амортизация имущества (Аij), включающая амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам, определяемые на основании пункта 27 Основ ценообразования.
4.4. Расходы на отчисления для формирования целевых резервов, включающие отчисления для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности АЭС на всех этапах их жизненного цикла и развития
резерв, предназначенный для финансирования затрат по обеспечению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при эксплуатации АЭС, содержанию и оснащению аварийно-спасательных формирований, оплате их работ (услуг) по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Ряртпбij);
резерв, предназначенный для финансирования затрат по захоронению радиоактивных отходов (Рзахорij);
резерв, предназначенный для финансирования затрат по обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов на АЭС (Рфзij);
резерв, предназначенный для финансирования затрат по обеспечению вывода из эксплуатации АЭС и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности выводимых из эксплуатации объектов (Рвэij).
4.5. Налоги, сборы и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, рассчитываемые от расходов на оплату труда
страховые взносы, определяемые исходя из расходов на оплату труда, учтенных при определении прочих эксплуатационных расходов генерирующего объекта атомной генерации;
налог на имущество организаций;
налог на прибыль организаций.
В случае возникновения в периоде регулирования у генерирующей компании обязанности по уплате налогов, ранее не уплачиваемых ею, допускается их включение в состав расходов, предусмотренных настоящим подпунктом.
4.6. Расходы на мероприятия по охране генерирующих объектов генерирующей компании
4.7. Расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность
4.8. Расходы, входящие в состав инвестиционной программы генерирующей компании, утвержденной в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977, обеспечивающие безопасную эксплуатацию генерирующих объектов АЭС
строительство, реконструкция и модернизация объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами;
консервация объектов;
расходы, направленные на обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих АЭС.
4.9. Расходы на пусконаладочные работы под нагрузкой, производимые на атомных энергоблоках на этапах первичного ввода энергоблока в эксплуатацию (энергопуск и (или) опытно-промышленная эксплуатация), а также на этапах последующей эксплуатации (в том числе после проведения мероприятий по продлению срока эксплуатации генерирующего объекта и (или) программы увеличения выработки), обеспечивающие безопасную эксплуатацию генерирующих объектов
5. Прочие эксплуатационные расходы генерирующего объекта атомной генерации, связанные с производством электрической энергии и мощности.
5.1. Для целей расчета размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации генерирующих объектов, действующих АЭС в периоде регулирования, удельные прочие эксплуатационные расходы генерирующего объекта атомной генерации в ценах 2010 года (Расхэj) определяются по формуле:
где:
n - число генерирующих объектов генерирующей компании, учтенных в сводном прогнозном балансе на 2009 год;
Для новых АЭС на базе энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-1150 удельные прочие эксплуатационные расходы генерирующего объекта атомной генерации определяются по формуле (1) Методических указаний, при этом используются данные по АЭС с реакторами типа ВВЭР-1000, имеющей 4 энергоблока, за 2009 год, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью.
Для целей учета непропорциональности затрат, связанной с разным количеством энергоблоков на новых АЭС, вводится поправочный коэффициент на количество энергоблоков Кбл (коэффициент блочности):
для первого энергоблока Кбл = 1,6;
для второго энергоблока Кбл = 1,2;
для третьего энергоблока Кбл = 1,067;
для четвертого энергоблока Кбл = 1.
Для действующих АЭС, для которых определяются совокупные эксплуатационные расходы, коэффициент блочности равняется 1.
5.2. Удельные расходы центрального аппарата генерирующей компании
где:
5.3. Величина прочих эксплуатационных расходов с учетом доли расходов центрального аппарата генерирующей компании (Расхэij) определяется по формуле:
где:
i - календарный год, для которого проводится расчет;
m - число генерирующих объектов генерирующей компании, эксплуатируемых в периоде регулирования;
Nб - суммарная установленная мощность генерирующих объектов генерирующей компании, учтенная в сводном балансе на 2009 год;
Nyij - установленная мощность j-ого генерирующего объекта, учтенная в сводном прогнозном балансе на i-ый год;
Мij - число расчетных месяцев в i-ом году;
6. Необходимая валовая выручка генерирующей компании, обеспечивающая безопасную эксплуатацию АЭС в период регулирования
где:
где:
ИБij - потребность в финансировании расходов, входящих в состав инвестиционной программы генерирующей компании, обеспечивающих безопасную эксплуатацию генерирующих объектов АЭС, приведенных в подпункте 4.8 пункта 4 Методических указаний;
РБij - часть средств резервов, перечисленных в подпункте 4.4 пункта 4 Методических указаний, направляемых на финансирование расходов, входящих в состав инвестиционной программы генерирующей компании, обеспечивающих безопасную эксплуатацию генерирующих объектов АЭС.
7. Размер денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС (SБЭi) <2>, рассчитывается по формуле:
--------------------------------
<2> Абзац второй пункта 45(1) Основ ценообразования.
где:
i - период регулирования.
Величина излишне полученных (неполученных) денежных средств, необходимых для безопасной эксплуатации АЭС за полный истекший финансовый год, определяется как разница между плановой совокупной выручкой, принятой Федеральной антимонопольной службой при установлении размера денежных средств, необходимых для безопасной эксплуатации АЭС за полный истекший финансовый год, и фактически полученной совокупной выручкой от продажи электрической энергии и мощности, поставляемых на оптовый рынок за полный истекший финансовый год.
Величина денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, определяемая исходя из плановых параметров периода регулирования, рассчитывается по формуле:
где:
x - число генерирующих объектов генерирующей компании, учтенных в сводном прогнозном балансе на i-ый год;
j - генерирующий объект генерирующей компании, учтенный в сводном прогнозном балансе на i-ый год;
Сумма причитающихся к уплате в периоде регулирования процентов за пользование заемными средствами, привлеченными только на инвестиционную деятельность, определяется в соответствии с абзацем восьмым пункта 45(1) Основ ценообразования.
8. Объем плановой на регулируемый период выручки от реализации электрической энергии и мощности
где:
9. Расчет выручки от реализации электрической энергии на РСВ
где:
--------------------------------
<3> Абзац шестой пункта 45(1) Основ ценообразования.
10. Расчет плановой выручки от реализации мощности по результатам конкурентного отбора мощности
где:
11. Расчет плановой выручки от реализации электрической энергии и мощности, продаваемых по регулируемым договорам
где:
--------------------------------
<4> Подпункт 5.3.21.12 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331.
12. Размер денежных средств, необходимых для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат единого закупщика на i-ый год (CЕЗi), не обеспеченных за счет средств федерального бюджета, определяется по формуле:
где:
В необходимую валовую выручку единого закупщика включаются расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) в порядке, установленном Основами ценообразования;
SФБi - размер субсидии из федерального бюджета единому закупщику, предусмотренный в i-ом году, рублей;
Резi-2 - размер денежных средств, необходимых для возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат единого закупщика за год (i-2), определяется по формуле:
где:
При этом недополученные доходы единого закупщика уменьшаются на величину превышения планового размера субсидии из федерального бюджета единому закупщику над величиной фактически предоставленной субсидии (с учетом возврата средств субсидии в федеральный бюджет) в году i-2.
Затраты единого закупщика, связанные с приобретением электрической энергии (мощности) у производителей электрической энергии (мощности), функционирующих на территориях новых субъектов Российской Федерации в i-ом году
где:
13. Размер денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС и компенсации затрат на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат единого закупщика (далее - денежные средства, необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС и компенсации затрат)
где:
14. Величина составляющей цены на мощность, соответствующей размеру денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС и компенсации затрат (tОБЩj), определяется по формуле:
где:
k - количество энергоблоков АЭС, которые поставляют мощность на оптовый рынок, определенную по результатам конкурентного отбора мощности.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области