Постановление ЦИК России от 25.07.2018 N 170/1398-7 (ред. от 07.08.2020) "О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам"

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2018 г. N 170/1398-7

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕДЬМОГО
СОЗЫВА ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ

В соответствии со статьями 27 и 97 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам (прилагаются).

2. Направить настоящее постановление в Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Пограничную службу Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказаний.

3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А.ПАМФИЛОВА

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В.ГРИШИНА

Утверждены
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 25 июля 2018 г. N 170/1398-7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕДЬМОГО
СОЗЫВА ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации направлены на обеспечение реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также в части, касающейся организации голосования, - членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам (далее - дополнительные выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва).

1.2. В настоящих Методических рекомендациях, с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", под военнослужащими понимаются лица, проходящие военную службу по контракту или по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в Службе внешней разведки Российской Федерации, в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, в том числе военнослужащие, проходящие службу в составе подразделений вне мест постоянной дислокации либо в составе воинских частей, находящихся в соответствии с международными соглашениями за пределами территории Российской Федерации.

1.3. В настоящих Методических рекомендациях под сотрудниками правоохранительных органов понимаются граждане, проходящие федеральную государственную службу, связанную с правоохранительной деятельностью.

К сотрудникам правоохранительных органов относятся работники органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций.

1.4. Вопросы реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ), от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года N 535 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации".

1.5. Права, свободы и гарантии военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов определяются также федеральными законами "О статусе военнослужащих", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О прокуратуре Российской Федерации", "О Следственном комитете Российской Федерации", "О полиции", "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", "О пожарной безопасности", "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.6. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов имеют право избирать и быть избранными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную (правоохранительную) службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

1.8. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и воинскими формированиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - воинские части), а реализацию избирательных прав сотрудников правоохранительных органов - с руководителями соответствующих подразделений правоохранительных органов. Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная либо правоохранительная служба, командование воинских частей, руководители соответствующих подразделений правоохранительных органов оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.

1.9 - 1.10. Утратили силу. - Постановление ЦИК России от 07.08.2020 N 263/1941-7.

2. Образование избирательных участков на территориях
воинских частей

2.1. В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов голосуют на общих избирательных участках. Указанные избирательные участки образуются в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 67-ФЗ, статьей 14 Федерального закона N 20-ФЗ.

2.2. Списки избирательных участков должны быть опубликованы в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 1 статьи 15 Федерального закона N 20-ФЗ.

2.3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 20-ФЗ избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - не позднее чем за три дня до дня голосования:

1) в местах временного пребывания избирателей из числа военнослужащих (в госпиталях, санаториях, домах отдыха, в составе воинских формирований на боевом дежурстве (боевой службе), в период выхода воинских подразделений на полевые учения или передислокации войск);

2) на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).

2.4. Информация об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, должна быть опубликована (обнародована) территориальной избирательной комиссией не позднее чем за два дня до дня голосования.

При этом в случае, если в оставшееся до голосования время не представляется возможным по объективным причинам опубликовать информацию об избирательных участках (например, периодичность издания средств массовой информации составляет более пяти дней), указанные сведения могут быть доведены до участников избирательного процесса путем распространения специальных объявлений, буклетов, а также через электронные средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

2.5. При опубликовании (обнародовании) сведений об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, текст публикуемого материала согласовывается с командиром соответствующей воинской части.

2.6. В случае образования избирательного участка на территории воинской части командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в это помещение всем членам участковой избирательной комиссии, членам вышестоящих избирательных комиссий и работникам их аппаратов, уполномоченным представителям политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, зарегистрированному кандидату по соответствующему одномандатному избирательному округу либо его уполномоченному представителю по финансовым вопросам или доверенному лицу, наблюдателям и представителям средств массовой информации.

2.7. За пределами территории Российской Федерации для проведения голосования военнослужащих воинских частей, расположенных на территории иностранного государства, могут быть образованы избирательные участки на территориях этих воинских частей. Такие избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации только на основании представлений командиров указанных воинских частей.

3. Формирование участковых избирательных комиссий

3.1. Полномочия участковых избирательных комиссий на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва осуществляют участковые избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ.

3.2. В случае образования избирательного участка на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Абзац утратил силу. - Постановление ЦИК России от 07.08.2020 N 263/1941-7.

3.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной тайне" сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в состав участковой избирательной комиссии включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном пунктом 4 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ.

3.4. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ предложения о включении военнослужащего в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка, образованного на территории воинской части, могут быть внесены, в частности, собранием избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

3.5. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ необходимо учитывать, что при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, требование об ограничении количества государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии может не применяться.

3.6. Если избирательный участок образован за пределами территории Российской Федерации и на нем будут голосовать военнослужащие воинской части, расположенной на территории иностранного государства, то участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, не позднее чем за 23 дня, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участковые избирательные комиссии формируются с учетом особенностей порядка формирования избирательных комиссий, установленных частью 4 статьи 23 Федерального закона N 20-ФЗ.

4. Списки избирателей

4.1. В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 20-ФЗ списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку в соответствии с Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, утвержденной постановлением ЦИК России от 18 июля 2018 года N 168/1388-7 (далее - Инструкция по составлению списков).

4.2. Если на территории воинской части избирательный участок не образуется, командир воинской части передает по акту (приложение N 5 к Инструкции по составлению списков) в соответствующую избирательную комиссию (в территориальную избирательную комиссию - не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующую участковую избирательную комиссию сразу после ее сформирования) сведения об избирателях из числа военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и других избирателях, проживающих на территории воинской части, для их включения в список избирателей для голосования на общем избирательном участке.

Сведения представляются командиром воинской части по форме, установленной для вкладного листа списка избирателей. Соответствующая территориальная избирательная комиссия обеспечивает воинскую часть, в том числе военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования, необходимым количеством бланков вкладного листа списка избирателей и (или) их шаблонами на машиночитаемом носителе. Командир воинской части, в том числе руководитель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, организует внесение сведений об указанных выше избирателях в бланки вкладного листа списка избирателей (без проставления напротив данных избирателей порядковых номеров и без указания сведений о паспорте или документе, его заменяющем).

4.3. В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 20-ФЗ военнослужащие, проживающие вне территории воинской части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

4.4. Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона N 20-ФЗ по избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.

В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частями 1 и 2 статьи 82 Федерального закона N 20-ФЗ список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.

4.5. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо приказом командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.

4.6. Избиратели из числа военнослужащих, члены их семей, а также курсанты военных образовательных организаций, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства (в том числе на территории воинской части, в которой не образуется избирательный участок), в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ и частью 4.1 статьи 17 Федерального закона N 20-ФЗ вправе подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с Порядком подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, утвержденным постановлением ЦИК России от 6 июня 2018 года N 161/1315-7.

4.7. Избиратели из числа военнослужащих, находящиеся вне места расположения воинской части, которые не имели возможности подать заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 17 Федерального закона N 20-ФЗ, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Информация об этом передается, в том числе с использованием ГАС "Выборы", в участковую избирательную комиссию того избирательного участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства.

4.8. Порядок исключения военнослужащих, указанных в пунктах 4.6 и 4.7 настоящих Методических рекомендаций и подавших заявления о голосовании по месту нахождения и исключения из списков избирателей по месту своего жительства (в том числе в пределах расположения воинской части), установлен Инструкцией по составлению списков.

4.9. Военнослужащие, проживающие за пределами территории Российской Федерации в пределах расположения воинской части, если на ее территории образован избирательный участок, включаются в список избирателей на основании сведений, представленных в соответствующую участковую избирательную комиссию командиром воинской части.

Военнослужащие, проживающие за пределами территории Российской Федерации в пределах расположения воинской части, при условии, что на ее территории не образован избирательный участок, включаются в список избирателей на основании личного письменного заявления, поданного в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, либо устного обращения в день голосования.

4.10. Информация об изменениях в сведениях об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и иных избирателях, проживающих на территории воинской части, незамедлительно представляется командиром воинской части в соответствующую территориальную (участковую) избирательную комиссию.

4.11. Сведения о численности военнослужащих и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается включение этих сведений отдельной строкой в базу данных ГАС "Выборы".

4.12. Сотрудники правоохранительных органов включаются в списки избирателей по месту жительства и голосуют на общих избирательных участках.

4.13. После установления итогов голосования на общем избирательном участке книга списка избирателей, содержащая сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, в том числе руководителем военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования, а на участке, образованном в пределах расположения воинской части, - весь список избирателей помещаются в отдельный мешок или коробку, которые затем опечатываются и передаются участковой комиссией на хранение командиру соответствующей воинской части по акту (приложение N 15 к Инструкции по составлению списков).

Список избирателей (книга списка избирателей) хранится у командира воинской части, руководителя военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, после чего уничтожается по акту, который передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

5. Реализация военнослужащими и сотрудниками
правоохранительных органов пассивного избирательного права

5.1. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы седьмого созыва. Порядок выдвижения установлен статьями 40 - 49, 51 Федерального закона N 20-ФЗ, согласно которым граждане могут быть выдвинуты политической партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам либо в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу.

5.2. Руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации окружной избирательной комиссией кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу и до дня официального опубликования общих результатов дополнительных выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение указанного срока.

Указанное освобождение оформляется соответствующим приказом (распоряжением), заверенная копия соответствующего приказа (распоряжения) представляется кандидатом, зарегистрированным по одномандатному избирательному округу, в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

5.3. В период сбора подписей избирателей и после регистрации кандидата на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права, обязанности, ограничения, связанные с должностным или со служебным положением, гарантии деятельности кандидатов, предусмотренные статьями 52 - 56 Федерального закона N 20-ФЗ.

5.4. Военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов, зарегистрированный в качестве кандидата, не может быть по инициативе командира воинской части, администрации образовательной организации уволен со службы, с военной службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу (должность), в том числе на работу (службу) в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Период участия зарегистрированного кандидата в дополнительных выборах депутатов Государственной Думы засчитывается в срок (стаж) службы (трудовой стаж).

5.5. Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов в случае избрания их депутатами Государственной Думы седьмого созыва имеют право либо на увольнение с военной (правоохранительной) службы, либо на приостановление военной (правоохранительной) службы с начала срока полномочий в качестве депутата Государственной Думы седьмого созыва на весь срок этих полномочий.

5.6. В течение срока полномочий депутат Государственной Думы седьмого созыва вправе уволиться с военной (правоохранительной) службы по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

После прекращения полномочий депутата Государственной Думы седьмого созыва военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов предоставляется ранее занимаемая должность или с их согласия другая равноценная должность по прежнему либо иному месту службы. Период осуществления полномочий депутата Государственной Думы седьмого созыва в календарном исчислении засчитывается указанным лицам в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания (классного чина), доплату за выслугу лет (процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания), дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

5.7. Кандидат из числа военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе со дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в эту окружную избирательную комиссию, а также в случае регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу - в нижестоящие избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных в воинских частях либо за пределами территории Российской Федерации.

Указанные кандидаты вправе со дня их регистрации назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат выдвинут.

Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в пункте 21.1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.

5.8. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, в том числе кандидат из числа военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов, вправе назначить до 20 доверенных лиц.

Порядок назначения и полномочия доверенных лиц определяются статьей 55 Федерального закона N 20-ФЗ.

Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов также могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения должностных (служебных) обязанностей (в том числе на период отпуска). В соответствии с частью 4 статьи 55 Федерального закона N 20-ФЗ на период осуществления полномочий доверенного лица командир воинской части (организации, учреждения) или руководитель соответствующего подразделения правоохранительных органов обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск.

5.9. Избирательные комиссии, командиры воинских частей, руководители правоохранительных органов обеспечивают выполнение требований части 10 статьи 71 Федерального закона N 20-ФЗ и пункта 6 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которым воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

6. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения

6.1. В соответствии с частью 9 статьи 45 Федерального закона N 20-ФЗ сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены указанным федеральным законом.

6.2. В соответствии с частью 10 статьи 45 Федерального закона N 20-ФЗ не допускается участие в сборе подписей командования воинских частей, военных организаций и учреждений, руководителей подразделений правоохранительных органов.

7. Реализация права военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов на получение информации
о выборах

7.1. В соответствии с частью 7 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые предвыборные агитационные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям, а также военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.

7.2. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодные для проведения собраний, находится в расположении воинской части либо в военных организации или учреждении. Такое здание или помещение согласно требованиям части 8 статьи 67 Федерального закона N 20-ФЗ предоставляется для проведения встреч зарегистрированных кандидатов с избирателями из числа военнослужащих командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии. Упомянутые ограничения согласуются с требованиями статьи 24 Федерального закона "Об обороне". Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией с обязательным оповещением не позднее чем за три дня до каждой такой встречи всех кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу.

7.3. Командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право участвовать в массовых, в том числе предвыборных, мероприятиях, проводимых вне территории воинской части, в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.

7.4. Окружные (территориальные) избирательные комиссии обеспечивают участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах, в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами о подготовке и проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва, сроках и порядке совершения избирательных действий, зарегистрированных кандидатах по одномандатным избирательным округам, а также о законодательстве Российской Федерации о выборах.

7.5. Информационные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов местах.

8. Особенности применения средств видеонаблюдения
и трансляции изображения в сети Интернет

8.1. Средства видеонаблюдения и трансляции изображения не применяются в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

8.2. В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, в границах которых находятся воинские части и где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются по письменному согласованию территориальной избирательной комиссии с командиром воинской части.

9. Особенности организации голосования военнослужащих.
Досрочное голосование

9.1. Организация проведения голосования на общих избирательных участках военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется соответствующими избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.

9.2. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. На избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше этого времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

9.3. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирательные бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях.

9.4. В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но по уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования), участковая избирательная комиссия в соответствии со статьей 83 Федерального закона N 20-ФЗ обязана организовать голосование вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые внесены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

Заявление избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

9.5. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, на военных судах, которые будут находиться в день голосования в плавании. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 81 Федерального закона N 20-ФЗ.

9.6. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить досрочное голосование в течение нескольких дней (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей воинской части на соответствующем избирательном участке, в случае, если эти группы избирателей в день голосования будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом.

В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование групп избирателей, в том числе военнослужащих, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, может быть проведено досрочно в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 (далее - Порядок).

9.7. Досрочное голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится в соответствии с Рекомендациями по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, одобренными выпиской из протокола заседания ЦИК России от 8 июня 2016 года N 10-3-7.

9.8. Голосование отдельных групп избирателей из числа военнослужащих, которые будут находиться в день голосования в значительно удаленных от помещения для голосования местах, может организовываться соответствующими избирательными комиссиями на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.3 настоящих Методических рекомендаций.

9.9. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав досрочное голосование избирателей, в том числе из числа военнослужащих, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва может проводиться досрочно в помещении для голосования в соответствии с Порядком.

9.10. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование избирателей, в том числе из числа военнослужащих, может проводиться досрочно вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), в соответствии с Порядком.

9.11. В случаях и порядке, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей из числа военнослужащих посредством дистанционного электронного голосования.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области