Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 65 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2646-10" (вместе с "СанПиН 2.1.2.2646-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2010 N 17834)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2010 г. N 65

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.1.2.2646-10

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 августа 2010 года.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Приложение

Утверждены
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 10.06.2010 N 65

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕЖИМУ
РАБОТЫ ПРАЧЕЧНЫХ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.2.2646-10

I. Область применения и общие положения

1.1. Санитарные правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных.

1.3. Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией прачечных, а также органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Требования настоящих санитарных правил должны соблюдаться организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации прачечных.

1.5. Требования настоящих санитарных правил не распространяются на прачечные, предназначенные для обработки спецодежды, загрязненной радиоактивными веществами.

1.6. Контроль за соблюдением настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. Предоставление земельных участков под строительство, размещение и ввод в эксплуатацию прачечных, в том числе после их капитального ремонта или реконструкции, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

II. Гигиенические требования к устройству прачечной

2.1. Планировка прачечной должна предусматривать последовательность (поточность) технологического процесса.

2.2. Для отделки, облицовки и окраски помещений прачечных используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

2.3. Не допускается пересечение потоков чистого и грязного белья.

2.4. Прачечные должны иметь два отделения, четко изолированные друг от друга: чистое и грязное.

2.5. Прачечные должны иметь следующие группы помещений:

- помещения для посетителей;

- санитарно-бытовые помещения;

- складские, офисные помещения и помещения мастерских;

- технические помещения.

2.6. Состав и площади помещений следует принимать в соответствии с приложением 1 к настоящим санитарным правилам.

2.7. Высота производственных помещений прачечных в одноэтажных зданиях от отметки чистого пола до низа несущих конструкций на опоре должна быть:

- производительностью до 500 кг сухого белья в смену - не менее 3,6 м;

- производительностью 1000 - 3000 кг сухого белья в смену - не менее 4,2 м;

- производительностью 5000 кг сухого белья в смену и более - не менее 5,4 м.

2.8. Помещения приемки белья должны состоять из следующих отделений:

- для ожидания посетителей;

- приема белья;

- сортировки и временного хранения грязного белья.

Полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

2.9. Стиральные цеха должны иметь гидроизоляцию полов и стен. Полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность полов должна быть гладкая, с уклоном в сторону трапов.

2.10. Стиральные цеха фабрик-прачечных оборудуются механизированной централизованной системой подачи моющих растворов в стиральные машины. Приготовление моющих растворов производится в помещении реакторной в строгом соответствии с утвержденной технологией стирки белья.

2.11. В сушильно-гладильных цехах полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

2.12. Гардеробные и душевые для персонала устраиваются раздельными для работников "чистых" (гладильные цеха, упаковка и выдача чистого белья) и "грязных" (сортировка, стирка грязного белья) цехов. Площадь гардеробных рассчитывается из нормы 0,3 м2 на одного работника.

2.13. Душевые располагают со входом из гардеробных. Для персонала "грязных" цехов раздевальные и душевые устраиваются по типу санпропускника.

2.14. Комната приема пищи и отдыха для сотрудников оборудуется из расчета 1,0 м2 на каждого работника, но не менее 12 м2.

2.15. В прачечной в санузлах оборудуются комнаты для личной гигиены женщин.

2.16. Офисные помещения необходимо изолировать от производственных. Площадь офисных помещений должна быть не менее 10 - 12 м, из расчета не менее 4,0 м2 на одного работника.

2.17. Пункты приема-выдачи прачечных допускается размещать в жилых кварталах как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к зданиям иного (жилого и нежилого) назначения. При размещении пунктов приема-выдачи в жилых зданиях данные пункты должны иметь входы, изолированные от жилой части.

III. Гигиенические требования к системам инженерного
обеспечения прачечных

3.1. Здания прачечных оборудуются централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, общеобменной приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

3.2. Качество воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

3.3. Отведение и сброс сточных вод прачечных допускается проводить совместно с бытовыми сточными водами.

3.4. Удаление воздуха в стиральных и сушильно-гладильных цехах должно осуществляться из верхней зоны. Приток должен преобладать над вытяжкой. Подача воздуха производится в верхнюю зону на расстоянии 1,5 - 1,7 м от пола.

3.5. В сушильно-гладильных цехах необходимо предусмотреть воздушное душирование на рабочих местах гладильщиц.

3.6. В цехе сортировки и временного хранения грязного белья удаление воздуха должно производиться из нижней зоны, а подача в верхнюю зону.

3.7. Освещение помещений прачечных должно соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

3.8. Показатели микроклимата и других физических факторов, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них работников должны соответствовать гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений, санитарным нормам шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

IV. Гигиенические требования к содержанию, оборудованию
и режиму работы прачечных

4.1. Помещения прачечной должны содержаться в чистоте. Ежедневно проводится влажная уборка всех помещений. Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц.

4.2. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использоваться в строгом соответствии с маркировкой. Хранение уборочного инвентаря должно осуществляться в специальных подсобных помещениях или выделенных для этой цели шкафах.

4.3. В помещениях прачечной должна проводиться дезинфекция. При проведении дезинфекционных работ работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (перчатки, резиновые фартуки, средства защиты органов дыхания).

4.4. Помещения подборки и временного хранения чистого белья оборудуются стеллажами, высотой не более 2,2 м. Поверхности стеллажей должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирующими средствами.

Крепление стеллажей производится на высоте не менее 30 см от уровня пола для удобства проведения уборки и дезинфекции.

4.5. Транспортировка белья должна быть максимально механизирована. Тележки для перевозки грязного белья должны иметь сигнальную маркировку, а внутренняя поверхность тележек должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги и обработке дезсредствами.

4.6. Не допускается хранение чистого белья непосредственно на полу. Выдача чистого белья производится только в упаковке.

4.7. Перевозка белья от пунктов приема-выдачи до производственных помещений прачечных и от помещений прачечных до пунктов приема-выдачи должна осуществляться в закрытых мешках или пакетах.

4.8. Санитарно-бытовые помещения оборудуются индивидуальными двойными шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды.

4.9. Обслуживающий персонал прачечных должен проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Результаты обследований заносятся в личную медицинскую книжку.

4.10. Работники прачечной обеспечиваются спецодеждой в количестве, необходимом для ее замены не реже 1 раза в 7 дней, а также по мере загрязнения. Допускается стирка спецодежды персонала прачечных отдельно от белья клиентов.

Приложение N 1
к СанПиН 2.1.2.2646-10

СОСТАВ И ПЛОЩАДИ
ОСНОВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПРАЧЕЧНЫХ <*>

┌────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│     Помещения      │ Площадь в м2 при производительности прачечной в кг │
│                    │                сухого белья в смену                │
│                    ├────────────┬────────────┬─────────────┬────────────┤
│                    │    500     │    1000    │    5000     │   10000    │
├────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┤
│1. Цех приема белья:│            │            │             │            │
│- помещение приема, │     35     │     65     │     225     │    450     │
│учета, сортировки и │            │            │             │            │
│хранения грязного   │            │            │             │            │
│белья               │            │            │             │            │
│- ожидальная        │     12     │     15     │      40     │     55     │
├────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┤
│2. Стиральных цех   │            │            │             │            │
│- стирка, полоскание│Определяется│Определяется│Определяется │Определяется│
│и отжим             │расстановкой│расстановкой│расстановкой │расстановкой│
│                    │оборудования│оборудования│оборудования │оборудования│
│                    │            │            │             │            │
│- хранение          │      8     │     10     │      25     │     50     │
│стиральных          │            │            │             │            │
│материалов          │            │            │             │            │
│- приготовление     │     16     │     20     │      40     │     50     │
│стиральных растворов│            │            │             │            │
│- склад             │     20     │     30     │     150     │    300     │
│материального       │            │            │             │            │
│обеспечения         │            │            │             │            │
├────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┤
│3. Сушильно-        │Определяется│Определяется│Определяется │Определяется│
│гладильный цех      │расстановкой│расстановкой│расстановкой │расстановкой│
│                    │оборудования│оборудования│оборудования │оборудования│
├────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┤
│4. Цех разборки,    │            │            │             │            │
│починки и упаковки  │            │            │             │            │
│белья:              │            │            │             │            │
│- разборка и        │     20     │     40     │     200     │    400     │
│упаковка белья;     │            │            │             │            │
│- починки белья     │     10     │     15     │      30     │     40     │
├────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┤
│5. Цех выдачи белья:│            │            │             │            │
│- хранение белья    │     15     │     30     │     150     │    300     │
│- выдачи белья      │      9     │     12     │      35     │     50     │
│- ожидальная        │     10     │     12     │      32     │     45     │
├────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┤
│6. Подсобные        │            │            │             │            │
│помещения:          │            │            │             │            │
│- ремонтно-         │     15     │     20     │      80     │    150     │
│механическая        │            │            │             │            │
│мастерская          │            │            │             │            │
│- слесарная со      │      9     │     14     │      68     │    140     │
│станочным           │            │            │             │            │
│оборудованием       │            │            │             │            │
│- столярная         │      6     │      6     │      12     │     20     │
│мастерская          │            │            │             │            │
│- помещение для     │      6     │      6     │      20     │     30     │
│ремонта             │            │            │             │            │
│электрооборудования,│            │            │             │            │
│электроаппаратуры   │            │            │             │            │
│- кладовая          │      3     │      3     │       4     │      5     │
│уборочного инвентаря│            │            │             │            │
└────────────────────┴────────────┴────────────┴─────────────┴────────────┘

--------------------------------

<*> Площадь помещений указана для вновь строящихся и реконструируемых зданий.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области