Постановление ГД ФС РФ от 06.03.1998 N 2258-II ГД "О проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части использования атомной энергии" (вместе с письмом Правительства РФ от 09.06.1997 N 1879п-П7)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 1998 г. N 2258-II ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И В УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части использования атомной энергии", внесенный Правительством Российской Федерации.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 июня 1997 г. N 1879п-П7

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты Федеральных законов "Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии" и "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части использования атомной энергии".

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И В УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Статья 1. Внести в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909; 1985, N 9, ст. 306; N 40, ст. 1398; 1986, N 6, ст. 176; N 23, ст. 638; N 33, ст. 919; 1987, N 7, ст. 201; N 23, ст. 800, N 24, ст. 839; N 27, ст. 961; N 47, ст. 1616; 1988, N 12, ст. 341; N 14, ст. 397; N 31, ст. 1005; N 48, ст. 1529; 1989, N 10, ст. 246; N 15, ст. 369; N 50, ст. 1477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст. 232; 1991, N 15, ст. 494; N 52, ст. 1867; 1992, N 3, ст. 86; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 838; N 17, ст. 894; 1993, N 3, ст. 97; N 32, ст. 1231; N 33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346; N 6, ст. 453; N 11, ст. 939, N 18 ст. 1594; N 26, ст. 2397; N 30, ст. 2861, ст. 2865, ст. 2866, ст. 2869; N 52, ст. 5111; 1996, N 3, ст. 140; N 22, ст. 2593; N 25, ст. 2964; N 32, ст. 3843; N 33, ст. 3964; 1997, N 4, ст. 487; N 14, ст. 1603; Российская газета, 1993, 9 сентября; 1996, 5 июня) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить пункт 5 статьи 24 следующими словами: "права на ведение работ (выполнение определенных видов деятельности), выдаваемого работникам объектов использования атомной энергии". Этими же словами дополнить статью 30 после слов "высокочастотных устройств.".

2. Название главы 8 изложить в следующей редакции:

"Административные правонарушения в области промышленности, использования тепловой, электрической и атомной энергии.".

3. Исключить из Кодекса часть вторую статьи 88.

4. Дополнить Кодекс статьями 88.1 и 88.2 следующего содержания:

"Статья 88.1. Нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии

Нарушение федеральных норм и правил, а равно условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии,

влечет наложение штрафа:

на граждан в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда с лишением права на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии на срок до двух лет или без такового:

на должностных или иных работников, выполняющих на объектах использования атомной энергии управленческие функции, в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда с лишением права на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии на срок до двух лет или без такового.

Статья 88.2. Неисполнение предписаний органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии

Неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии об устранении нарушений федеральных норм и правил, а равно условий специального разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, -

влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 минимальных размеров оплаты труда.".

5. Дополнить статью 166.1 частью третьей следующего содержания:

"Организация или проведение митингов, собраний, пикетирования, демонстраций в непосредственной близости от территории ядерной установки радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среде, -

влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда, а в случаях, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этой меры будет признано недостаточным, административный арест на срок до пятнадцати суток.".

6. В статье 211 слова "статьей 56.2, частью первой статьи 88 и статьей 89" заменить словами "статьями 56.2, 88 и 89.".

7. Статью 212 изложить в следующей редакции:

"Статья 212. Органы Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

Органы Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора России) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 88.1 и 88.2 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени Госатомнадзора России вправе:

начальник Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и его заместители;

начальники управлений округов Госатомнадзора России и их заместители;

начальники инспекций Госатомнадзора России и их заместители.".

8. Дополнить статью 294 частью пятой следующего содержания:

"Постановление о лишении права на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии приводится в исполнение должностными лицами органов Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, указанными в статье 212 настоящего Кодекса.".

9. Дополнить Кодекс статьей 296.2 следующего содержания:

"Статья 296.2. Порядок исполнения постановления о лишении права на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии

Исполнение постановления о лишении права на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии приводится путем изъятия специального разрешения (лицензии) на выполнение данного вида деятельности.

Порядок изъятия специального разрешения (лицензии) на определенный вид деятельности в области использования атомной энергии устанавливается федеральными органами государственного регулирования безопасности, на которые возложена выдача этих разрешений.".

Статья 2. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. ст. 2954 и 2955) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить диспозицию части третьей статьи 205 словами:

"а равно с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.".

2. Статью 207 после слова "сообщение" дополнить словами: "о радиационной обстановке, о воздействии объектов использования атомной энергии на окружающую среду, персонал и население".

3. Статью 215 изложить в следующей редакции:

"Статья 215. Незаконная деятельность в области использования атомной энергии

1. Осуществление работ в области использования атомной энергии без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Нарушение федеральных норм и правил, а также условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии, если это могло повлечь смерть человека или радиационное загрязнение окружающей среды, -

наказывается лишением свободы на срок от одного до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, либо радиационное загрязнение окружающей среды, или иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от четырех до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.".

4. В названии и в диспозиции статей 220 и 221 слова "радиоактивные материалы" заменить словами "ядерные материалы или радиоактивные вещества" в соответствующем падеже.

5. В статье 246:

дополнить статью после слов "иных объектов" словами в скобках "(кроме объектов использования атомной энергии)";

исключить слова "существенное изменение радиоактивного фона.".

6. Из статьи 247 исключить слово "радиоактивных.".

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

Указанные законопроекты подготовлены на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

В настоящее время функционирование объектов использования атомной энергии России проходит в сложной социально - экономической обстановке, в условиях ухудшения криминогенной ситуации, поступающих угроз совершения террористических актов, а также повышения социальной напряженности в коллективах этих объектов, способствующей возможному нарушению требований по обеспечению безопасности.

По данным Госатомнадзора России, в 1996 году было проведено 20136 инспекций в 10192 организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. При этом выявлено 24833 нарушения требований норм и правил по ядерной и радиационной безопасности, а также условий, предусмотренных лицензиями. Однако штрафные санкции к конкретным виновникам в виду их мизерных размеров малоэффективны.

Что касается ответственности организаций (юридических лиц), то таковая законодательством вообще не предусмотрена. В законодательстве также нет норм об ответственности за невыполнение предписаний Госатомнадзора России.

С учетом изложенного и в целях обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии, предотвращения несанкционированных действий в отношении ядерных материалов и радиоактивных веществ, ядерных установок и радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ необходимо внести в административное и уголовное законодательство соответствующие изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности за нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Поскольку субъектами ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях могут быть только физические лица, нормы об административной ответственности юридических лиц за нарушения законодательства в области использования атомной энергии предлагается выделить в отдельный закон прямого действия. При этом законопроект предусматривает административную ответственность юридических лиц как за незаконную деятельность в области использования атомной энергии, то есть за деятельность без получения лицензии на ее осуществление (статья 1 проекта), так и за осуществление этой деятельности хотя и по лицензии, но с нарушением норм и правил безопасности, либо с нарушениями условий, предусмотренных лицензией, если в результате нарушения причинен или мог быть причинен вред здоровью людей или окружающей среде, а также за нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, за необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования (статьи 2 и 3 проекта).

Практика принятия норм прямого действия об административной ответственности юридических лиц в российском законодательстве имеется (земельное законодательство, законодательство в области строительства, защиты прав потребителей, антимонопольное законодательство).

Производство по делам о нарушении законодательства в области использования атомной энергии организациями (юридическими лицами) предлагается осуществлять по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (статья 4 проекта).

В статье 5 проекта оговорено, что привлечение к ответственности юридического лица не освобождает от ответственности конкретных виновников правонарушения и наоборот. Эта новелла необходима, иначе конкретные виновники - правонарушители будут оставаться безнаказанными.

Законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части использования атомной энергии" предлагается в указанные кодексы внести изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности физических лиц за нарушение законодательства в области использования атомной энергии.

В частности, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предлагается предусмотреть в качестве дополнительного взыскания лишение физических лиц прав на выполнение отдельных видов деятельности на объектах использования атомной энергии (пункты 1, 8 и 9 статьи 1 проекта).

Диспозиция части второй статьи 88 упомянутого Кодекса ("нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомэнергонадзора") устарела. В настоящее время органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии является Госатомнадзор России, а также другие федеральные органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Санкция этой нормы (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц до одного минимального размера оплаты труда) превратилась к настоящему времени в чисто символическую меру. В названии главы 8 и в статье 88 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях эта норма вообще не отражена.

С учетом изложенного предлагается изменить название главы 8 Кодекса, а данную норму из статьи 88 исключить, изложив ее в отдельной статье 88.1 в новой редакции и со значительным усилением санкций за нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

В диспозиции учтено, что на объектах использования атомной энергии нормы и правила ядерной или радиационной безопасности могут быть нарушены не только должностными или иными лицами, наделенными управленческими функциями, но и другими работниками. Поэтому предусмотрена ответственность и граждан.

Кроме того, указанный Кодекс предлагается дополнить статьей 88.2 предусматривающей ответственность за неисполнение предписаний органов государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.

В целях обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, учитывая риск повышенной опасности для населения, проживающего в зоне расположения объектов использования атомной энергии, возможность возникновения глобальной экологической катастрофы, необходимо исключить любые ситуации, способные нарушить безопасность работы вышеуказанных объектов. В связи с этим предлагается статью 166.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях дополнить частью третьей об административной ответственности за организацию или проведение митингов, собраний, пикетирования, демонстраций в непосредственной близости от территорий объектов использования атомной энергии, а равно за активное участие в таких акциях, если это усложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среде. С учетом этих изменений и дополнений в статьях 211 и 212 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях также предусмотрены соответствующие изменения.

Согласно статье 23 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и Указу Президента Российской Федерации от 21 января 1997 г. N 26 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии" такими органами наряду с Госатомнадзором России являются также Минздрав России, Госгортехнадзор России и МВД России, которые в пределах своей компетенции осуществляют государственное регулирование радиационной, технической и пожарной безопасности. Поэтому в статье 4 проекта Федерального закона "Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии" предлагается предоставить указанным органам право налагать на организации (юридических лиц) за соответствующие правонарушения административные взыскания.

Что касается ответственности физических лиц, то действующим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях эти органы наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции (статьи 204, 211 и 216 Кодекса). Кроме того, в случае необходимости они имеют возможность направлять материалы о нарушениях норм и правил, создающих угрозу ядерной и радиационной безопасности, в органы Госатомнадзора России - для привлечения виновных к административной ответственности. С учетом изложенного в настоящее время вносить изменения в вышеуказанные статьи Кодекса нецелесообразно (соответствующие новеллы можно предусмотреть в проекте нового Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

В Уголовном кодексе Российской Федерации часть третью статьи 205 (терроризм) целесообразно дополнить еще одним квалифицирующим это преступление обстоятельством - совершение террористического акта с посягательством на объекты использования атомной энергии, а равно с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения (пункт 1 статьи 2 проекта).

Предлагается также в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, включить слова: "о радиационной обстановке, о воздействии объектов использования атомной энергии на окружающую среду, персонал и население" (пункт 2 статьи 2 проекта).

В пункте 3 статьи 2 проекта предусмотрено дополнение статьи 215 Уголовного кодекса Российской Федерации новой нормой об уголовной ответственности за осуществление деятельности в области использования атомной энергии без специального разрешения (лицензии) с размещением нормы в качестве части первой этой статьи, поскольку указанные действия представляют собой большую общественную опасность и должны независимо от последствий влечь строгую уголовную ответственность.

Ныне действующие части первая и вторая статьи 215 Уголовного кодекса Российской Федерации сформулированы без учета требований Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и предусматривают ответственность за нарушение правил безопасности только на объектах "атомной энергетики". Поэтому их необходимо привести в соответствие с упомянутым Законом, установив более жесткие санкции, и считать соответственно частями второй и третьей.

В пунктах 4, 5 и 6 статьи 2 проекта предусмотрено внесение в статьи 220 и 221 Уголовного кодекса Российской Федерации изменений терминологического характера, а в статьи 246 и 247 этого Кодекса - изменений, направленных на исключение конкуренции упомянутых норм со статьями 215 и 220 Кодекса.

Предлагаемые законопроекты достаточно полно охватывают возможные нарушения законодательства в области использования атомной энергии и учитывают международные требования об усилении борьбы с этими нарушениями.

Принятие законов по указанным вопросам не потребует каких-либо дополнительных расходов из бюджета.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области