ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 1998 г. N 3289-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
3 марта 1998 года N Пр-297
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководствуясь статьями 84 и 104 Конституции Российской Федерации, вношу на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Полагаю, что проекты указанных Федеральных законов могут быть рассмотрены Государственной Думой в первоочередном порядке.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
3 марта 1998 года
N Пр-297
Проект
Вносится Президентом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 3:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Принудительное исполнение (далее - исполнение) судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов.";
пункты 2 и 4 исключить;
пункт 3 считать пунктом 2.
2. Пункт 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу - исполнителю. Во всех иных случаях исполнительный документ направляется для исполнения судебному приставу - исполнителю.".
3. Пункт 6 статьи 9 исключить.
4. В пункте 5 статьи 11 слова "не допускаются" заменить словами "передаются в трехдневный срок на рассмотрение главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, а в случае спора между службами судебных приставов субъектов Российской Федерации - на рассмотрение главного судебного пристава Российской Федерации, которые разрешают спор в течение пяти суток; их решения являются окончательными.".
5. В пункте 1 статьи 19 после слов "по заявлению взыскателя или" включить слова "обязан это сделать".
6. Пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"2) признания должника недееспособным;".
7. В статье 28:
в пункте 1 после слов "об отобрании ребенка" включить слова "и в иных случаях";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. По другим видам исполнительных документов судебный пристав - исполнитель вправе при наличии согласия взыскателя объявить розыск должника или его имущества за счет предварительного авансирования (полностью или частично) розыска из средств взыскателя с последующим возмещением ему расходов на розыск из имущества должника.".
8. В статье 43:
абзац второй пункта 3 дополнить словами ", о чем выносится мотивированное постановление";
пункт 4 исключить;
пункты 5 и 6 считать соответственно пунктами 4 и 5.
9. Статью 44 изложить в следующей редакции:
"Статья 44. Основания для применения мер принудительного исполнения
Меры принудительного исполнения применяются при наличии следующих оснований:
1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
2) вынесение судебным приставом - исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
3) истечение срока, установленного судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения.".
10. Из названия статьи 46 слова "денежные средства и иное" исключить.
11. Пункт 8 статьи 51 и пункт 5 статьи 81 исключить.
12. В статье 53:
в пункте 1 второе предложение изложить в следующей редакции:
"Хранитель не может пользоваться переданным на хранение имуществом, кроме случаев, когда пользование этим имуществом необходимо для обеспечения его сохранности.";
пункт 3 исключить;
пункт 4 считать пунктом 3.
13. Пункт 2 статьи 57 изложить в следующей редакции:
"2. Изъятые денежные средства в рублях в тот же день сдаются в банк для перечисления:
а) на счет взыскателя в размере долга;
б) в бюджеты всех уровней;
в) во внебюджетный фонд - на счет развития исполнительного производства главного судебного пристава Российской Федерации, счета развития исполнительного производства главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также на соответствующие счета иных органов, осуществляющих принудительное исполнение в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона;
г) на депозитный счет подразделения для покрытия расходов по совершению исполнительных действий.
Порядок использования средств, направляемых на развитие исполнительного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.".
14. Из абзаца первого статьи 58 слова "или праве оперативного управления" исключить.
15. В пунктах 1 - 3 статьи 60 слова "Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом" заменить словами "федеральный орган по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" в соответствующем падеже.
16. В статье 62:
в подпункте 4 пункта 3 слова "пользования земельным участком или право собственности на него" заменить словами "на земельный участок";
в подпункте 2 пункта 4 после слов "свидетельства о" включить слово "государственной".
17. В статье 72 перед словом "наказания" включить слово "уголовного".
18. В абзаце втором пункта 2 статьи 78 после слов "из трудовых правоотношений" включить слова "или гражданско - правовых отношений".
19. В статье 81:
в пункте 1 слова "от взыскиваемой суммы" заменить словами "от взыскиваемых сумм";
в пункте 3 слова "развития исполнительного производства" заменить словами " - на счет развития исполнительного производства главного судебного пристава Российской Федерации, счета развития исполнительного производства главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также на соответствующие счета иных органов, осуществляющих принудительное исполнение в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.".
20. Пункт 1 статьи 82 и цифровое обозначение пункта 2 этой статьи исключить.
21. В статье 83:
пункт 2 исключить;
пункт 3 считать пунктом 2.
22. В пункте 1 статьи 84 слова "развития исполнительного производства" заменить словами "путем зачисления на счет развития исполнительного производства главного судебного пристава Российской Федерации, счета развития исполнительного производства главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также на соответствующие счета иных органов, осуществляющих принудительное исполнение в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.".
23. В статье 89:
в абзацах первом и втором пункта 1 после слова "вознаграждение" включить слово "(премия)" в соответствующем падеже;
пункт 2 и цифровое обозначение пункта 1 исключить.
24. Статью 95 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. До создания служб судебных приставов, которое согласно Федеральному закону "О судебных приставах" предусмотрено завершить к 1 января 2000 года, органы государственной налоговой службы, таможенные органы Российской Федерации и федеральные органы налоговой полиции, осуществляющие в соответствии с их компетенцией обращение взыскания на имущество, признаются органами принудительного исполнения.
Органы государственной налоговой службы, таможенные органы Российской Федерации и федеральные органы налоговой полиции осуществляют принудительное исполнение в порядке и на условиях, которые определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
1. Внесение изменений в статью 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" связано с тем, что структура службы судебных приставов, порядок ее организации определены статьей 5 Федерального закона "О судебных приставах". Предлагаемая редакция статьи 3 исключает дублирование статьи 5 Федерального закона "О судебных приставах".
2. Исключение пункта 6 из статьи 9 объясняется тем, что при несогласии с судебным актом или актом иного органа должник вправе обжаловать его в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. После вступления акта в законную силу либо истечения срока его обжалования он подлежит исполнению.
3. Дополнение пункта 5 статьи 11 связано с необходимостью устранить пробел в законодательном регулировании конфликтных ситуаций, которые безусловно могут возникнуть на практике.
4. Предлагаемая редакция подпункта 2 статьи 20 соответствует ныне действующей редакции статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. Порядок розыска имущества должника за счет средств взыскателя, установленный в статьях 28 и 83 Федерального закона, не может быть признан соответствующим конституционным принципам приоритета и государственной гарантированности прав и свобод человека, в связи с чем предлагается внести необходимые изменения и дополнения в указанные нормы.
6. Статья 44 изложена в новой редакции во избежание разночтений при ее толковании.
7. Исключение пункта 8 из статьи 51 вызвано тем, что арест является судебным актом, и Правительство Российской Федерации не вправе определять порядок его наложения.
8. Исключение пункта 3 из статьи 53 связано с тем, что нет необходимости определять порядок и условия хранения арестованного имущества таким актом, как постановление Правительства Российской Федерации. Общие условия хранения определены в указанной статье, а конкретные условия хранения возможно оговорить в договоре хранения между хранителем имущества и органом юстиции субъекта Российской Федерации.
9. Исключение из абзаца первого статьи 58 слов "или на праве оперативного управления" связано с тем, что для погашения задолженности возможно обращение взыскания лишь на то имущество, которым должник обладает на основании права собственности.
10. Пункт 5 из статьи 81 исключен во избежание дублирования пункта 3 статьи 9 Федерального закона.
11. Дополнением статей 57, 81, 84 словами " - счет развития исполнительного производства главного судебного пристава Российской Федерации и счета развития исполнительного производства главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также соответствующие счета иных органов, осуществляющих принудительное исполнение в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона" раскрывается содержание понятия "внебюджетный фонд развития исполнительного производства".
12. На период до завершения создания служб судебных приставов представляется целесообразным сохранить за налоговыми, таможенными органами и органами налоговой полиции право обращать взыскания задолженности по налогам и другим обязательным платежам на имущество организаций - должников, в том числе производить административный арест и реализацию имущества, что требует внесения соответствующего дополнения в статью 95 "Переходные положения" Федерального закона "Об исполнительном производстве".
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области