МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2017 г. N ВС-08-02-36/8991
О ПРОЦЕДУРЕ
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях повышения качества предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы в отношении объектов, указанных в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон), направляет для учета и руководства в работе следующую информацию.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен Законом, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.05.2014 N 204 (далее - Административный регламент), Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698.
Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, организуется и проводится как центральным аппаратом Росприроднадзора, так и территориальными органами Росприроднадзора на основании поручений, направляемых центральным аппаратом Росприроднадзора в соответствии с приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717".
Обращаем внимание, что наименование объекта государственной экологической экспертизы, указанного в поручении на проведение государственной экологической экспертизы, направленного центральным аппаратом Росприроднадзора в адрес территориального органа Росприроднадзора, должно строго соответствовать названию объекта государственной экологической экспертизы, предоставляемого заказчиком в адрес территориального органа Росприроднадзора.
При этом необходимо отметить, что проектная документация и проект технической документации - разные виды документации.
Состав и содержание проектной документации должны соответствовать требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
При этом при подготовке проекта технической документации на новую технику, технологию рекомендуется использовать Инструкцию по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденную приказом Минприроды России от 29.12.1995 N 539 (в части не противоречащей действующему законодательству), а также единые государственные системы стандартов (единая система конструкторской документации (ЕСКД) и единая система технологической документации (ЕСТД)).
Материалы, представляемые на государственную экологическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и передаются начальнику структурного подразделения территориального органа Росприроднадзора, уполномоченного на предоставление государственной услуги, для назначения ответственного должностного лица для их рассмотрения.
Ответственный исполнитель, получив материалы, осуществляет следующие организационные мероприятия:
проверку комплектности материалов, являющихся объектом государственной экологической экспертизы;
в случае установления некомплектности подготовку уведомления в адрес заявителя о некомплектности материалов заявителя;
в случае установления комплектности:
подготовку сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
подготовку уведомления в адрес заявителя о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы.
Обращаем внимание, что установление соответствия материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления требованиям Закона, а также Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение), осуществляется ответственным исполнителем при получении материалов.
Уведомление в адрес заявителя о некомплектности материалов, а также уведомление в адрес заявителя о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы направляется (вручается) заявителю в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня регистрации материалов заявителя.
В соответствии с требованиями ст. 14 Закона обязательным является наличие в составе материалов:
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 11 Закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе (материалы оценки воздействия на соответствующую особо охраняемую природную территорию - для объектов, указанных в подпункте 7.1 ст. 11 Закона);
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;
положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1, 7.3 ст. 11 Закона);
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами (за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1, 7.3 ст. 11 Закона);
заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
При этом перечень документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых территориальными органами Росприроднадзора самостоятельно у соответствующих органов власти в случае, если в составе материалов заявителем такие документы не представлены, определен ст. 14 Закона. К числу таковых, в том числе отнесены документы, подтверждающие проведение общественных обсуждений (например, протокол общественных слушаний), согласования исполнительных органов государственной власти (согласование Федерального агентства по Рыболовству).
Согласно ст. 9 Закона вопросы организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе на соответствующей территории, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно Положению материалы обсуждения включают в себя публикации в официальном издании федерального органа исполнительной власти, в официальном издании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие, а также документ, подтверждающий проведение общественных обсуждений (например, протокол общественных слушаний).
Обращаем внимание, что согласно п. 4.9 Положения протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.
При этом информационные сообщения, опубликованные в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие, должны содержать информацию, указанную в п. 4.3 Положения.
Также необходимо повторно отметить, что материалы общественных обсуждений предоставляются по объекту государственной экологической экспертизы, указанному в ст. 11 Закона.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги является следующее:
документация не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня;
отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, по истечении 30 календарных дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы;
непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о несоответствии ранее представленных материалов установленным требованиям, направленном в соответствии с пунктом 41 Административного регламента;
письменный запрос заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 14 Закона государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты. Стоимость государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы определяется на основании Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2014 N 205.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 ст. 11 Закона не позднее чем через три дня после ее оплаты.
При этом начальник уполномоченного подразделения территориального органа Росприроднадзора в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение, осуществляющее размещение информации на официальном сайте территориального органа Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", уведомление о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о сроке ее проведения, дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии.
В процессе работы экспертной комиссии проводятся заседания экспертной комиссии, в том числе с участием заявителя и/или его представителей, в целях реализации прав, предусмотренных ст. 26 Закона.
Результаты заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии с приложением явочных листов с подписями участников заседаний.
Приказ об утверждении заключения, подготовленного экспертной комиссией, подписывается и регистрируется в срок, установленный приказом об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
Уведомление о завершении государственной экологической экспертизы направляется (вручается) заявителю в течение 5 дней со дня утверждения заключения экспертной комиссии ГЭЭ, и, кроме того, для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Заместитель Руководителя
В.В.СМОЛИН
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области