Письмо Роспотребнадзора от 28.07.2010 N 01/11198-0-23 "О совершенствовании проведения проверок"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 28 июля 2010 г. N 01/11198-0-23

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

В целях совершенствования проведения проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - государственная функция) разъясняем следующее.

Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции осуществляется через ее территориальные органы - управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

Должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию, являются:

- руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту и их заместители;

- начальники отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;

- начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;

- начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов.

Результатом исполнения государственной функции является установление фактов соответствия или несоответствия осуществляемой лицом, в отношении которого проведена проверка, деятельности или действий (бездействия), производимых и (или) реализуемых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, на потребительском рынке.

Юридическими фактами, которыми заканчивается исполнение государственной функции, являются:

- вручение или направление акта проверки лицу, в отношении которого проведена проверка;

- прекращение проверки в порядке, установленном законодательством.

Исполнение государственной функции осуществляется в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

В целях проведения проверок должностные лица Роспотребнадзора уполномочены вступать во взаимодействие с руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или его уполномоченным представителем.

В качестве уполномоченного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя может выступать физическое лицо, имеющее документально оформленные полномочия представлять интересы, соответственно, юридического лица или индивидуального предпринимателя и вступать во взаимодействие с органами государственного контроля (надзора) при проведении проверок в отношении указанных юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Должностные лица Роспотребнадзора при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) вправе привлекать экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

Проверка в отношении гражданина (группы граждан) проводится во внеплановом порядке на основании поступившего в территориальный орган Роспотребнадзора письменного сообщения (заявления) о том, что гражданином (группой граждан) допускаются нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. Оформление распоряжения о проведении такой проверки, согласование ее проведения с органами прокуратуры и составление акта проверки не требуется.

Относительно требований к порядку исполнения государственной функции сообщаем.

Информация о порядке исполнения государственной функции по проведению проверок предоставляется непосредственно Роспотребнадзором и его территориальными органами по телефону, электронной почте, в сети Интернет, в средствах массовой информации.

Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах для справок, консультаций, общественных приемных), наименованиях официальных Интернет-сайтов территориальных органов Роспотребнадзора размещаются на Интернет-сайте Роспотребнадзора.

Сведения о режиме работы Роспотребнадзора и его территориальных органов сообщаются по телефонам для справок (консультаций), а также размещаются на Интернет-сайтах Роспотребнадзора и его территориальных органов.

По просьбе представителя проверяемого лица должностные лица Роспотребнадзора обязаны ознакомить лиц, подлежащих выездной проверке, с Административным регламентом на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Государственная функция осуществляется по месту нахождения территориального органа Роспотребнадзора (в случае проведения документарной проверки) и (или) по месту осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином (группой граждан) хозяйственной деятельности указанным (в случае проведения выездной проверки).

Периодичность и сроки исполнения государственной функции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяются в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Плановая проверка проводится не чаще, чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя на основании утвержденного руководителем территориального органа Роспотребнадзора ежегодного плана проведения проверок.

План проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, расположенным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года в соответствии с Перечнем видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944.

Внеплановая проверка проводится по основаниям для ее проведения, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.

Срок проведения документарной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Срок проведения выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Проверка проводится с учетом режима работы лица, подлежащего проверке.

При организации плановой выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства необходимо учитывать следующее:

- общий срок проведения такой проверки не может превышать пятьдесят часов для одного малого предприятия и пятнадцать часов для одного микропредприятия в год;

- при расчете количества дней, отводимых на проведение проверки, учитываются те рабочие дни юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащих проверке, которые одновременно являются рабочими днями для должностных лиц соответствующего территориального органа Роспотребнадзора;

- при расчете количества часов, отводимых на проведение проверки, учитываются те рабочие часы юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащих проверке, которые одновременно являются рабочими часами для должностных лиц Роспотребнадзора.

Срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен должностным лицом, уполномоченным подписывать распоряжения (приказы) о проведении проверки, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов, только в исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц Роспотребнадзора, проводящих выездную плановую проверку.

Исключительными случаями, которые могут служить основанием для продления проверки, являются случаи, связанные с необходимостью проведения:

- санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний;

- токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

- товарных экспертиз (экспертиз качества продукции);

- санитарно-эпидемиологических расследований.

О продлении срока проведения выездной проверки выносится распоряжение.

Распоряжение о продлении срока проведения выездной проверки должно быть вынесено и доведено до сведения представителя проверяемого лица не менее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения данной проверки.

Срок проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица должностным лицом, уполномоченным подписывать распоряжения о проведении проверок.

Проверка не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случае, если установлено, что:

- отсутствует основание для проведения плановой проверки в связи с несоблюдением предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ условий включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок;

- отсутствует основание для проведения внеплановой проверки, предусмотренное частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

- осуществление проведения внеплановой выездной проверки противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

- предмет внеплановой проверки не соответствует полномочиям органов Роспотребнадзора;

- нарушен срок уведомления о проведении проверки;

- отсутствует согласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в случаях, когда получение такого согласования обязательно;

- проверка проводится без распоряжения (приказа) о проведении данной проверки;

- нарушен срок и время проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

- превышен установленный срок проведения проверки.

Распоряжение о прекращении проверки принимается в письменной форме должностным лицом, уполномоченным подписывать распоряжения о проведении проверок, на основании письменного доклада должностного лица, уполномоченного провести данную проверку.

Информация о прекращении проверки вносится в акт проверки.

Не может служить поводом для прекращения внеплановой проверки по жалобе потребителя факт устранения продавцом (изготовителем, исполнителем) последствий допущенного им нарушения прав потребителя в ходе проверки.

Распоряжения (приказы) о проведении проверки, распоряжения о продлении срока проведения проверки или о прекращении проверки вправе подписывать:

- руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту или его заместитель;

- начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту или его заместитель.

В распоряжении или приказе о проведении проверки указываются:

1) наименование управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту или его территориального отдела;

2) фамилии, имена, отчества (при наличии отчества), должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Форма распоряжения (приказа) о проведении проверки должна соответствовать типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России.

В распоряжении о продлении срока проведения проверки или о прекращении проверки указываются следующие данные:

1) наименование управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту или его территориального отдела;

2) наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) индивидуального предпринимателя, в отношении которых срок проведения проверки продлен или проверка прекращена;

3) основание продления срока проведения проверки или ее прекращения;

4) количество рабочих дней, на которое проверка продляется, а также дата окончания срока продления проверки или прекращения проверки.

Взимание должностными лицами Роспотребнадзора с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю недопустимо.

При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания или предложения о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Исполнение государственной функции по проведению проверок включает в себя следующие административные процедуры:

1) организация проверки;

2) проведение проверки;

3) оформление результатов проверки.

24. Административная процедура по организации проверки осуществляется при наличии основания для ее проведения.

25. Проверки могут проводиться в плановом или внеплановом порядке.

Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план, разрабатываемый в соответствии со статьей 9 Федерального закона 294-ФЗ территориальным органом Роспотребнадзора и подписанный его руководителем.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Административная процедура по организации проверки включает следующие административные действия:

1) издание распоряжения (приказа) о проведении проверки;

2) согласование с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки;

3) уведомление о проведении проверки;

4) ознакомление лица, подлежащего проверке, с распоряжением о проведении проверки и иной информацией о проверке, представление которой является обязательной.

Содержание административного действия по изданию распоряжения (приказа) о проведении проверки заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий:

1) принятие решения о проведении проверки и форме ее проведения (документарная и (или) выездная)

2) оформление проекта распоряжения (приказа) о проведении проверки;

3) подписание распоряжения (приказа) о проведении проверки.

Принятие решения о проведении проверки должно быть обосновано фактом наличия в распоряжении должностного лица Роспотребнадзора законного основания для ее проведения.

Принятие решения о проведении документарной проверки должно быть обосновано фактом наличия в распоряжении должностного лица Роспотребнадзора документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, достаточных для начала документарной проверки.

Принятие решения о проведении выездной проверки должно быть обосновано необходимостью:

1) обследования используемых лицом, подлежащим проверке, при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов;

2) осуществить отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях проведения экспертиз, исследований, испытаний, измерений.

Кроме того, принятие решения о проведении выездной проверки является обоснованным также в случае, если в ходе документарной проверки после рассмотрения представленных лицом, в отношении которого проводится документарная проверка, пояснений и документов, либо при отсутствии таких пояснений должностное лицо Роспотребнадзора установит признаки нарушения обязательных требований.

Содержание административного действия по согласованию с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий:

- направление заявления о согласовании внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры;

- принятие решения о способе проведения внеплановой проверки с учетом решения органа прокуратуры или ее прекращении.

Принятие решения о направлении заявления о согласовании внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры должно быть обосновано требованиями, установленными Федеральным законом N 294-ФЗ, об обязательном согласовании выездных проверок с органами прокуратуры.

Внеплановая выездная проверка, основанием проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан или возникновение угрозы причинения такого вреда, проводится только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности лица, подлежащего проверке.

Приступать к проведению внеплановой выездной проверки без предварительного согласования ее проведения с органом прокуратуры допустимо в связи с необходимостью принятия неотложных мер в случаях, если:

- основанием для проведения такой проверки является причинение вреда жизни и здоровью граждан;

- обнаружено нарушение обязательных требований в момент совершения такого нарушения.

О внеплановой выездной проверке в связи с принятием неотложных мер следует в обязательном порядке известить органы прокуратуры в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении такой проверки посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Заявление о согласовании органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141, может быть подписано:

- руководителем территориального органа Роспотребнадзора или его заместителем;

- начальником территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора или его заместителем.

Заявление о согласовании органом прокуратуры проведения внеплановой выездной направляется в соответствующий орган прокуратуры в порядке, установленном частью 8 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

В случае отказа органа прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки должностное лицо Роспотребнадзора принимает одно из следующих решений:

1) об устранении причин, послуживших основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, если это связано с отсутствием необходимых приложений к заявлению, оформлением решения о проведении внеплановой выездной проверки, и повторно направляет в орган прокуратуры заявление о согласовании проверки;

2) о проведении проверки в форме документарной проверки, если отказ органа прокуратуры не обоснован отсутствием предусмотренного законодательством основания для проведения проверки;

3) об обжаловании отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в вышестоящий орган прокуратуры или в суд;

4) о прекращении проведения проверки.

Содержание административного действия по уведомлению о проведении проверки заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий:

- направление в адрес лица, подлежащего проверке, уведомления о проведении проверки;

- обеспечение получения доказательств, подтверждающих факт получения лицом, подлежащим проверке, уведомления о проведении проверки.

Уведомление о проведении проверки направляется в порядке, установленном частями 12, 13 статьи 9 (до начала проведения плановой проверки) и частями 16 - 18 статьи 10 (до начала проведения внеплановой проверки) Федерального закона N 294-ФЗ.

Уведомление лица, подлежащего проверке, о проведении проверки требуется в обязательном порядке в случаях:

- проведения плановой проверки, при этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются о начале проведения проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения;

- проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, при этом лицо, подлежащее проверке, уведомляется о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения проверки.

В случае проведения в отношении членов саморегулируемой организации плановой проверки или внеплановой выездной проверки следует в обязательном порядке уведомить саморегулируемую организацию о проведении таких проверок в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

Уведомление лица, подлежащего проверке, о проведении проверки не требуется в случаях:

- проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является обращение, сообщение или информация о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо обращение гражданина о нарушении его прав, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

- проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является обращение, сообщение или информация о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Уведомление о проведении проверки осуществляется посредством направления копии распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим должностным лицам Роспотребнадзора получить доказательства факта получения такого уведомления лицом, подлежащим проверке.

Содержание административного действия по ознакомлению лица, подлежащего проверке, с распоряжением о проведении проверки и иной информацией о проверке, представление которой является обязательной, заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий:

- вручение заверенной печатью копии распоряжения (приказа) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений;

- обеспечение ознакомления по требованию (просьбе) руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с иной информацией о проверке, представление которой является обязательной: с информацией о территориальном органе Роспотребнадзора, которым организована данная проверка; документами, относящимися к предмету проверки; полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц; Административным регламентом.

Административная процедура по проведению проверки включает следующие административные действия:

- рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя <*>;

--------------------------------

<*> Документарная проверка.

- обследование используемых лицом, подлежащим проверке, при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов <*>;

--------------------------------

<*> Только при проведении выездной проверки.

- отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды <*>;

--------------------------------

<*> В случае необходимости и только при проведении выездной проверки.

- проведение экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда <*>.

--------------------------------

<*> Только при проведении выездной проверки.

Содержание административного действия по рассмотрению документов лица, в отношении которого проводится проверка (документарная проверка), заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора действий по рассмотрению документов лица, в отношении которого проводится проверка, имеющихся в распоряжении должностных лиц Роспотребнадзора, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в установленном порядке, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении проверяемого лица государственного контроля (надзора).

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лица, в отношении которого проводится проверка, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений должностных лиц Роспотребнадзора.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностных лиц Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения <*>, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований, должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, направляет в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

--------------------------------

<*> Такие сомнения должны быть основаны на конкретных фактах (сведениях, информации), указывающих на недостоверность сведений, поступивших от лица, в отношении которого проводится проверка, и исходить из оценки всех материалов (документов), имеющихся в распоряжении соответствующего должностного лица Роспотребнадзора.

При проведении документарной проверки должностное лицо, уполномоченное проводить проверку, не вправе требовать у проверяемого лица, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицо, в отношении которого проводится проверка, обязано направить указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицом, в отношении которого проводится проверка, документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку, документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется лицу, в отношении которого проводится проверка, с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Лицо, в отношении которого проводится проверка, представляющее должностному лицу Роспотребнадзора, уполномоченному проводить проверку, пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо, уполномоченное проводить проверку, обязано рассмотреть представленные лицом, в отношении которого проводится проверка, пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений, будут установлены признаки нарушения обязательных требований, должностное лицо, уполномоченное проводить проверку, вправе провести выездную проверку.

Содержание административного действия по обследованию используемых лицом, в отношении которого проводится проверка, при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора (выездная проверка) действий по установлению соответствия обязательным требованиям содержащихся в документах проверяемого лица сведений, а также соответствие его работников, состояние используемых указанным лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимых и реализуемых им товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) и принимаемых им мер по исполнению обязательных требований (далее - предмет выездной проверки).

Выездная проверка проводится в случае, если при наличии основания для проведения проверки не представляется возможным путем документарного способа ее проведения:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении должностных лиц Роспотребнадзора документах лица, подлежащего проверке, или лица, в отношении которого приводится проверка;

2) оценить соответствие деятельности лица, подлежащего проверке, или лица, в отношении которого приводится проверка, обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Роспотребнадзора, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Лицо, в отношении которого проводится проверка, обязано предоставить должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые проверяемым лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Должностные лица Роспотребнадзора вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого лица.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности путем визуального осмотра предмета выездной проверки в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного лица. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений обязательных требований, которые в обязательном порядке вносятся в акт проверки.

Содержание административного действия по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора в ходе выездной проверки действий по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях проведения их исследований, испытаний, измерений в случае, если такая продукция, объект окружающей среды или производственной среды являются предметом проверки, и, исходя из содержания обращения (информации), послужившего(-ей) основанием для проведения проверки, повлекли или могли повлечь:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан;

- нарушение прав потребителей.

Кроме того, исследования, испытания, измерения и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в обязательном порядке в случаях, когда обязательные требования содержат показатели к продукции, объектам окружающей среды или производственной среды, оценка которых невозможна без проведения соответствующих обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

Для осуществления отбора образцов (проб) в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков, специальных технических средств, привлекаются специалисты, указанные (в качестве экспертов) в распоряжении о проведении данной проверки. В целях обеспечения участия в проверке указанных специалистов, руководитель территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель либо начальник территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель направляет соответствующее письменное обращение (запрос об участии специалиста в проверке) в центр гигиены и эпидемиологии в соответствующем субъекте Российской Федерации или его филиал либо в иную аккредитованную организацию.

Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок публикуется на официальном сайте Ростехрегулирования.

Отбор образцов (проб) для лабораторного, инструментального исследования, включая количество образцов, время и условия их отбора, другие условия осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами применительно к конкретному виду исследований, измерений.

Должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, обязано составить протокол отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды и передачу отобранных образцов (проб) аккредитованным эксперту или экспертной организации.

Содержание административного действия по проведению экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора указанных действий в связи с получением территориальным органом Роспотребнадзора сведений (информации) о причинении вреда жизни, здоровью граждан.

Для осуществления указанных экспертиз и (или) расследований в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков, специальных технических средств, привлекаются специалисты, указанные (в качестве экспертов) в распоряжении о проведении данной проверки. В целях обеспечения участия в проверке указанных специалистов, руководитель территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель либо начальник территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель направляет соответствующее письменное обращение (запрос об участии специалиста в проверке) в центр гигиены и эпидемиологии в соответствующем субъекте Российской Федерации или его филиал либо в иную аккредитованную организацию.

Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих соответствующие экспертизы и (или) расследования, публикуется на официальном сайте Ростехрегулирования.

Результаты экспертизы, направленной на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактом причинения вреда жизни, здоровью граждан, отражаются в экспертном заключении, которое должно быть передано немедленно после его оформления должностному лицу Роспотребнадзора, уполномоченному проводить проверку.

Результаты расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактом причинения вреда жизни, здоровью граждан, отражаются в акте расследования, который составляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку.

При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение требований Федерального закона N 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок законных предписаний должностного лица Роспотребнадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная процедура по оформлению результатов проверки включает следующие административные действия:

1) составление акта проверки;

2) вручение или направление акта проверки лицу, в отношении которого проведена проверка;

3) направление в орган прокуратуры копии акта проверки в случае, если для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения органом прокуратуры.

Составление акта проверки осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным ее провести. В акт проверки вносятся сведения, полученные в ходе ее проведения, в том числе о фактах выявленных нарушений обязательных требований <*>, неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Роспотребнадзора, воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей, в том числе по проведению проверки <**>.

--------------------------------

<*> В случае устранения лицом, в отношении которого проводится проверка, выявленного нарушения в ходе проверки, запись об этом также следует внести в акт проверки.

<**> Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

3) дата и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;

4) фамилии, имена, отчества (при наличии отчества) и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии отчества) индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в соответствии с типовой формой, утвержденной Минэкономразвития России, в двух экземплярах.

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии:

- протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;

- протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;

- объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;

- предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Вручение или направление акта проверки лицу, в отношении которого проведена проверка, осуществляется в следующем порядке.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорном деле.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверки, и вручается представителю лица, в отношении которого проведена проверка, под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорном деле.

Должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, вносит в журнал учета проверок запись о проведенной проверке, содержащую сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (при наличии отчества) и должности должностного лица или должностных лиц Роспотребнадзора, проводящих проверку, их подписи.

При отсутствии журнала учета проверок запись об этом вносится в акт проверки.

Лицу, в отношении которого была проведена проверка, должно быть разъяснено его право представить свои возражения в порядке, установленном частью 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.

В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

В случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.

Меры, принимаемые должностными лицами Роспотребнадзора в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица Роспотребнадзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание лицу, в отношении которого проведена проверка, об устранении выявленных нарушений;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований лицу, в отношении которого проведена проверка, с указанием сроков их устранения.

В предписании должно быть указано:

- дата и место выдачи предписания;

- фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и должность должностного лица Роспотребнадзора, выдавшего предписание;

- сведения о лице, которому выдается предписание, в том числе наименование и место нахождения (адрес) юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе;

- нормы законодательства (в том числе технических регламентов, санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания отдельных видов услуг), предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке;

- требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения;

- срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания, с указанием способа такого извещения;

- порядок и сроки обжалования предписания;

- предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту невыполнения в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.

Предписание об устранении выявленных нарушений направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом.

Должностное лицо, выдавшее предписание, обязано принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений и с этой целью организовать проведение внеплановой проверки на основании истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Проверка по указанному основанию для ее проведения должна быть проведена не позднее одного месяца со дня окончания срока, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно было известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания.

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры по:

- недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;

- доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении в установленной сфере деятельности производится в порядке, установленным главами 24 - 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При обнаружении в ходе проведения проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих виды деятельности, лицензирование которых уполномочен осуществлять Роспотребнадзор, нарушений лицензионных требований и условий, должен быть разрешен вопрос о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Территориальные органы Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в связи с выявленными в результате проверки нарушениями прав потребителей в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Приостановление производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, а также отзыв с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, применяются в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

При проведении административных процедур уполномоченным должностным лицам Службы, ее территориального органа в каждом случае необходимо:

- определить характер допущенного нарушения (нарушений), нормы законов и иных нормативных правовых актов, обязательные требования которых к товарам (работам, услугам) были нарушены;

- определить круг лиц, имеющих отношение к установленному нарушению, в том числе наличие пострадавших, свидетелей;

- определить юридически значимые факты, подтверждающие неисполнение нарушителем обязательных требований к товарам (работам, услугам);

- определить причинно-следственную связь между допущенным нарушением и угрозой жизни и здоровью людей, доказательства угрозы жизни и здоровья людей, последствия, которые может повлечь (повлекло) допущенное нарушение.

В случае если при проверке будут установлены признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, должностное лицо Роспотребнадзора обязано направить в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Делопроизводство в связи с проведением проверок осуществляется в соответствии с регламентами Роспотребнадзора и его территориальных органов.

Порядок осуществления делопроизводства должен предусматривать ведение:

- учета юридических лиц (включая сведения об их обособленных (представительства, филиалы) и структурных подразделениях по месту осуществления деятельности) и индивидуальных предпринимателей (включая сведения о местах осуществления ими предпринимательской деятельности), в отношении которых осуществляется государственный надзор;

- надзорных дел в отношении каждого юридического лица или его обособленного подразделения, каждого индивидуального предпринимателя;

- материалы проверок, проведенных в отношении граждан.

Учет сведений о лицах, в отношении которых проведена проверка, должен осуществляться с применением электронного способа учета. Форма и способы учета утверждаются руководителем территориального органа Роспотребнадзора.

Надзорное дело должно содержать распоряжения, акты по результатам проверок со всеми приложениями, а также копии документов о принятии к лицу, в отношении которого проводилась проверка, соответствующих мер в связи с выявленными правонарушениями.

Относительно порядка и форм контроля за исполнением должностным лицом Роспотребнадзора государственной функции сообщаем следующее.

Текущий контроль за соблюдением и исполнением государственной функции ответственным должностным лицом положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений ответственным должностным лицом осуществляет его непосредственный руководитель.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения их должностными лицами территориальных отделов, государственной функции устанавливает руководитель соответствующего управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Проверка полноты и качества исполнения территориальным отделом государственной функции в плановом порядке должна осуществляться не реже одного раза в три года, внеплановая - по решению руководителя соответствующего управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации в случае поступления данных о неоднократном грубом нарушении требований Федерального закона N 294-ФЗ должностными лицами территориального отдела.

Проверка полноты и качества исполнения управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации государственной функции в плановом порядке осуществляется в соответствии с ежегодным планом проверок, утвержденным руководителем Роспотребнадзора, внеплановая - по решению руководителя Роспотребнадзора в случае поступления данных о неоднократном грубом нарушении требований Федерального закона N 294-ФЗ должностными лицами управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Органы Роспотребнадзора, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (административная ответственность).

Должностные лица Роспотребнадзора несут ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые в ходе исполнения государственной функции в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Руководители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов должны организовать и осуществлять контроль за исполнением должностными лицами Роспотребнадзора служебных обязанностей, вести учет случаев ненадлежащего их исполнения, проводить соответствующие служебные расследования (проверки) и принимать соответствующие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Контроль за исполнением государственной функции территориальными органами Роспотребнадзора и их должностными лицами осуществляется органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре".

Контроль за исполнением государственной функции территориальными органами Роспотребнадзора и их должностными лицами может осуществляться со стороны граждан, их объединений и организаций путем направления в адрес Роспотребнадзора:

- предложений о совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностными лицами Роспотребнадзора государственной функции;

- сообщений о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе территориальных органов Роспотребнадзора, их должностных лиц;

- жалоб по фактам нарушения должностными лицами Роспотребнадзора прав, свобод или законных интересов граждан.

Юридические лица независимо от организационно-правовой формы в соответствии с уставными документами, индивидуальные предприниматели, а также граждане имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе обращаться:

1) в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.

Обращаем внимание на следующий порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.

Действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение предусмотренных законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан <*> при проведении проверки, а также результаты проверки могут быть обжалованы в административном и (или) в судебном порядке.

--------------------------------

<*> Далее - "заявитель".

В административном порядке жалобы рассматриваются:

1) от имени Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - ее руководителем или его заместителем;

2) от имени управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации - его руководителем.

Срок рассмотрения жалобы в административном порядке не должен превышать 7 рабочих дней со дня поступления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или соответствующее управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации материалов проверки, в связи с проведением которой обжалуются действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора и (или) ее результаты.

По результатам рассмотрения жалобы в административном порядке должностное лицо, рассмотревшее жалобу, принимает мотивированное решение:

1) о признании действий (бездействия) должностного лица Роспотребнадзора незаконными, если такие действия (бездействие) повлекли за собой нарушение прав заявителя при проведении проверки, с указанием способов устранения таких нарушений;

2) об отмене результатов проверки, если проверка в отношении заявителя была проведена с грубыми нарушениями установленных частью 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ требований;

3) об оставлении жалобы без удовлетворения в случае отсутствия факта нарушения требований законодательства Российской Федерации в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом Роспотребнадзора своих служебных обязанностей.

В тексте решения следует предусмотреть порядок и сроки его обжалования.

Решение, принятое руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или его заместителем, обжалуется вышестоящему должностному лицу - Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации или в Тверской районный суд города Москвы (103051, г. Москва, Цветной бульвар, дом 25/15а).

Решение, принятое руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, обжалуется руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в суд по месту нахождения соответствующего управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации.

Жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня получения заявителем письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее письменный ответ.

В случае если в жалобе выражена просьба заявителя о привлечении должностного лица к ответственности, то данную жалобу следует рассматривать с учетом требований, предусмотренных статьями 57 - 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Информация о применении дисциплинарного взыскания к государственному служащему, допустившему незаконные действия (бездействие) и (или) грубые нарушения при проведении проверки, представитель нанимателя обязан сообщить заявителю в письменной форме в течение 10 дней со дня применения дисциплинарного взыскания.

В целях обеспечения прав и иных законных интересов граждан и юридических лиц при проведении проверок настоящие методические разъяснения необходимо довести до сведения специалистов Роспотребнадзора.

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области