МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2019 г. N ОК-03-37/19760
Федеральное агентство по недропользованию рассмотрело обращение о разработке мероприятий по организации природоохранной деятельности в составе технического проекта разработки месторождений углеводородного сырья и сообщает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") разработка месторождений полезных ископаемых, в том числе для добычи углеводородного сырья, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение).
В соответствии с пп. "в" п. 12 указанного Положения в проектную документацию включаются в том числе мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Согласно п. 2.1 и п. 6.18 Правил подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 20.09.2019 N 639, в состав проектных технических документов, которые являются техническими проектами разработки месторождений углеводородного сырья, включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр, обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
В соответствии с абз. 4 п. 6.18.4 указанных Правил в рамках данных мероприятий проводятся в том числе мероприятия по организации природоохранной деятельности и осуществлению производственного экологического мониторинга.
При этом содержание понятия "производственный экологический мониторинг" не раскрывается в действующем законодательстве в области охраны окружающей среды, но раскрывается в документах по стандартизации.
Так, в соответствии с п. 3.2 ГОСТ Р 56059-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Общие положения, утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 09.07.2014 N 708-ст (далее - ГОСТ59), производственный экологический мониторинг - осуществляемый в рамках производственного экологического контроля мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Также в соответствии с п. 4.1 указанного ГОСТ производственный экологический мониторинг представляет собой мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.
Кроме того, согласно п. п. 4.2 и 4.3 ГОСТ Р 56063-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга, утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 09.07.2014 N 712-ст (далее - ГОСТ63), программы производственного экологического мониторинга входят в состав документации производственного экологического контроля. Программы производственного экологического мониторинга разрабатывают для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, по нашему мнению, состав мероприятий и требования к программам производственного экологического мониторинга установлены ГОСТ59 и ГОСТ63.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации" применение указанных выше документов по стандартизации осуществляется добровольно.
В свою очередь, в части организации мероприятий по природоохранной деятельности в целом следует руководствоваться действующим законодательством в области охраны окружающей среды.
Заместитель Руководителя
О.С.КАСПАРОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области