МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПИСЬМО
от 22 января 2014 г. N АБ-05-47/581
О ПРОВЕДЕНИИ
САНИТАРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕСНЫХ
УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В АРЕНДУ
Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело обращение о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на территории лесных участков, предоставленных в аренду и разъяснений по вопросам начисления арендной платы при заготовке древесины в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного лесными пожарами, ветровалами, повреждениями лесов вредными организмами и болезнями лесов, и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 53.7 Лесного кодекса при размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказ на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций в лесах, возникшей от лесных пожаров.
Размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказ на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий размещается одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины.
По результатам аукциона выявляется исполнитель работ, которым может стать как арендатор этого участка, так и другое юридическое или физическое лицо.
Определение объемов субвенций по субъектам Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838.
Комиссией Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области согласованы все объемные и финансовые показатели в рамках установленного Федеральным законом от 02.12.2013 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" объема финансирования.
Учитывая изложенное, Рослесхоз не возражает относительно проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров 2010 года, на лесных участках находящихся в аренде, за счет средств федерального бюджета, в рамках установленного на 2014 год Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области объема финансирования.
По вопросу перерасчета арендной платы в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного пожарами, ветровалами, повреждениями лесов вредными организмами и болезнями лесов, Рослесхоз сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не предусмотрено Лесным кодексом.
Так, в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличавшихся условиях.
Таким образом, внесение изменений в договоры аренды лесных участков путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков в порядке статьи 451 Гражданского кодекса возможно в связи с существенным изменением обстоятельств, не зависящих от воли сторон, например, в случае изменения объема заготавливаемой древесины.
При этом размер арендной платы должен быть увеличен или уменьшен пропорционально изменению объема подлежащих изъятию лесных ресурсов на арендуемом лесном участке с учетом результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
По вопросу законности применения повышающего коэффициента к ставкам платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, при расчете платы за древесину, заготовленную сверх объемов санитарных рубок, предусмотренных проектов освоения лесов, Рослесхоз сообщает, что согласно пункту 2 статьи 74 Лесного кодекса при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 53.7 Лесного кодекса.
По вопросу включения в расчетную лесосеку объема заготовленной древесины при назначении санитарных рубок сверх объемов, предусмотренных проектом освоения лесов, Рослесхоз сообщает, что исчисление расчетной лесосеки при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется в соответствии с приказом Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки".
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при рубке поврежденных и погибших насаждений включается в расчетную лесосеку, установленную при разработке лесохозяйственного регламента лесничества (таблица 8 "Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", утвержденного приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126).
При ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации в соответствии с частью 5 статьи 53.7 Лесного кодекса объем заготовленной древесины в расчетную лесосеку не включается.
Заместитель руководителя
А.И.БУЛДАКОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области